"Формирование УУД на уроках окружающего мира при работе в группе по Маршрутным листам"

Автор: Князева Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа № 98"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование УУД на уроках окружающего мира при работе в группе по Маршрутным листам"
Дата публикации: 25.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование УУД на уроках окружающего мира при работе в

группе по Маршрутным листам.
Князева Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 98» Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее – УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Значительная роль в формировании УУД отводится предмету «Окружающий мир». Изучение данного предмета способствует: – овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; 1
– формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); – формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - установления причинно следственных связей в окружающем мире. В своей работе на уроках «Окружающий мир» уделяю внимание формированию у младших школьников умений, помогающих осуществлять поиск необходимой для выполнения учебных заданий информации:  целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника; составлять план к прочитанному тексту;  умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;  логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника; извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;  обмениваться сведениями, полученными из источников информации;  находить в тексте описание к иллюстрациям;  сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;  соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;  самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;  готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг). Используя мультимедийные средства, электронные носители предлагаю ученикам узнать по видеоматериалам объекты окружающего мира, соотнести их с историческими событиями, рассказать о них или описать объекты природы, найти сведения о растениях, животных из атласа-определителя, других книг, составить схемы, используя знаково- символические средства. Применяю слышимое чтение при работе с 2
текстом учебника, т.е предлагаю выборочное целенаправленное чтение. Перед чтением ставлю вопрос, который помогает ученикам извлечь информацию, найти определение понятия, привести примеры, узнать, описать объекты, раскрыть причинно-следственные связи, объяснить, выделить признаки, свойства объектов природы. Учитывая наглядно- действенное и наглядно-образное мышление младших школьников при чтении, использую иллюстрации, другие средства наглядности, которые помогают сравнить, сопоставить объекты, лучше усвоить разнообразные связи между объектами природы. Слышимое чтение сочетаю с самостоятельным чтением. Предлагаю ученикам прочитать текст и выполнить дифференцированные (разноуровневые) задания. В ходе самостоятельной работы, организуя парную, дифференцированно-групповую форму учебной работы по Маршрутным листам. Эти листы включают как задания на применение знаний в практической деятельности, так и задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях. Задания на применение знаний в практической деятельности ( вопросы, готовые ответы на которые в тексте отсутствуют, требуют самостоятельных мыслительных операций с текстом):  устное описание объектов природы с использованием плана;  подготовку сообщений с использованием подобранных иллюстраций;  узнавание по иллюстрациям предметов природы, событий, явлений, причинно-следственных связей, рассказ о них с использованием знаний из дополнительной литературы;  подготовку сообщения на основе дополнительной информации (энциклопедий, справочников, других книг);  составление вопросов к прочитанному тексту для организации диалога со сверстниками в классе. Задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях: 3
 самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Проделывая опыты, наблюдая за происходящим, обучающиеся делают умозаключения. Важными видами деятельности при проведении опытов, кроме составления обобщений и выводов, являются связный рассказ о проделанном опыте и фиксация полученных результатов в Маршрутных листах. Логический рассказ об опыте - одно из средств развития речи учащихся начальной школы. Фиксация полученных результатов в Маршрутных листах может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Для примера приведу несколько вариантов Маршрутных листов по разным темам, в разных классах. По теме: Пернатые изобретатели. 4 класс
Маршрутный лист исследователя
4

1.

С помощью лупы рассмотрите строение птичьего пера. Подпиши

названия, используя текст ниже.



Опахало
пера состоит из
бородок
, отходящих от
стержня
- трубочки. От бородок отходят
бородочки
, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застежка - «липучка».
2. Прочитайте текст
Перо со временем изнашивается, теряет свои свойства. Птице помогает не потерять способности к полету - обновление перьев (линька) Это интересно: В крыле даже самой большой птицы всего несколько десятков больших маховых перьев. Они почти ничего не весят, но несут птиц по воздуху.
Исследуем тело.

1.Проделайте опыт: возьмите лист бумаги, прикрепите груз,

запишите наблюдение.
Бумага ____________________ ( не выдержала веса, выдержала вес) и грузик _______________ ( упал, не упал).
Сверните лист бумаги в трубочку и повторите опыт.
Бумага ____________________ ( не выдержала веса, выдержала вес) и грузик _______________ ( упал, не упал).
ВЫВОД:
легкость и прочность скелета птиц достигается полыми костями. 5
2.
Прочитайте текст учебника с104 со слов : « Все для полета ..»

1-ый абзац. Сформулируйте еще одно приспособление для полета.

У птиц нет __________, вместо зубов -

______________________ .
По теме: Пернатые изобретатели. 4 класс
Маршрутный лист исследователя

Какова роль перьев?

1.

Посмотрите сквозь опахало пера. Какое

оно? Выберите слова из скобок.

Перо
________________________ (просвечивается, не просвечивается).
2.

Легонько проведите пальцами вдоль пера и в

противоположную сторону. Попробуйте надломить перо.

Перо
_______________ (обтекаемо, не обтекаемо), ____________ (прочное, непрочное), _________________ (упругое, неупругое)
3.

Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им

вверх-вниз. Что ощущаете?

Перья
_____________________ (эластично пружинят, не пружинят), ________________________ (расцепляют волоски, не расцепляя волосков),
если провести вдоль пера, оно
___________________ (сохранит поверхность, не сохранит поверхность)
ВЫВОД:
перья птиц лёгкие, прочные, упругие, помогают опираться о воздух в полете. Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.
Исследуем тело.
6
1.
Прочитайте текст учебника с105 3-ий абзац. Сформулируйте

еще одно приспособление для полета.

Для полета нужна _____________ , она запасается в жировых

отложениях. Жир мало весит, он используется как топливо.
По теме:
: Орган зрения. 4 класс

1. Опыт-наблюдение
-
Возьмите
зеркальце,
рассмотрите
свои глаза.
Посмотрите
в глаза соседу.
Определите,
чем центр глаза соседа и твой различаются, похожи.
Запишите.

ВЫВОД 1:

Под роговицей расположена радужная оболочка, она у

одного___________, У другого______________. Радужка - (разная,

одинаковая) _______________.

У обоих (обеих) в центре глаза _________________________.

2. Опыт-наблюдение
-
Возьмите
лист бумаги с отверстием так, чтобы буквы были чётко видны, а через отверстие была видна запись на доске.
Прочитайте
её. Какими вы видите буквы на листке?
Запишите
.
ВЫВОД 2:

Буквы на листке (чёткие, нечёткие) _____________________.
- Теперь
рассмотрите
буквы на листке, виден ли вам текст?
(да,

нет) _______.

Сначала изображение (чёткое. размытое) ___________________________.

Это происходит потому, что_________________(хрусталику, радужке)

необходимо изменить свою выгнутость и настроиться. Он помогает
7

получить чёткое изображение на сетчатке, которая является

«экраном», где отражается всё увиденное.



3. Опыт-наблюдение
-
Возьмите
карандаш и
расположите
его на уровне глаз. Поочередно
закрывайте
каждый глаз. Что заметили?
Запишите.

ВЫВОД 3:

Изображение_____________________. В головном мозге есть клетки,

которые совмещают образы вместе.

ВЫВОД 4:

Глаза двигаются в (одном, любом) _________ направлении, перемещаются

(поодиночке, совместно) _______________.

Это мышцы обеспечивают такое движение.

У вас всё получится!
По теме
: Вещества. 2 класс

Маршрутный лист исследователя

Растворяется…Не растворяется
Оборудование: Семь прозрачных стаканчиков, вода, чайная ложка, соль, сахар, рис, молотый кофе, растворимый кофе, речной песок. Ход опыта: 1. Наполните водой все стаканчики. 2. Всыпьте в каждый стаканчик разное вещество. 3. Результаты наблюдений фиксируйте в таблице. Что наблюдается? 8
Некоторые вещества (сахар, соль, мёд, растворимый кофе) растворяются в воде. Другие вещества (песок, рис, молотый кофе) не растворяются. Они оседают на дно или всплывают наверх. Вещество Растворяется На растворяется Соль Сахар Рис Молотый кофе Растворимый кофе Речной песок Вывод: Есть вещества, которые полностью растворяются в воде. Получается раствор. Другие вещества не растворяются и остаются видимыми. Применяемые различные методы и формы в том числе и работа с Маршрутными листами исследователя на уроках «Окружающий мир» способствует решению главной задачи — формированию универсальных учебных действий, в составе которых присутствуют и умения осуществлять поиск информации, и умение преобразовывать эту информацию из одной формы в другую (в вербальную, иллюстративную, схематическую, табличную, условно-знаковую и т.д.) и наоборот, из таблиц, схем, иллюстраций и т. п извлекать необходимую информацию для выполнения заданий разного характера; и начальные формы исследовательской деятельности; и логические действия - сравнение, подведение под понятие, классификация объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; и установление причинно следственных связей в окружающем мире. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества. 9