"Формирование УУД на уроках окружающего мира при работе в группе по Маршрутным листам"
Автор: Князева Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа № 98"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование УУД на уроках окружающего мира при работе в группе по Маршрутным листам"
Формирование УУД на уроках окружающего мира при работе в
группе по Маршрутным листам.
Князева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ № 98»
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее –
УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они
создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое
предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности
(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные
действия и операции) и выступает существенным фактором повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и
формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и
релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся
раскрывает определенные возможности для формирования универсальных
учебных действий.
Значительная роль в формировании УУД отводится предмету
«Окружающий мир». Изучение данного предмета способствует:
– овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая
умение поиска и работы с информацией;
1
– формированию действий замещения и моделирования (использование
готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и
создания моделей);
– формированию логических действий сравнения, подведения под понятия,
аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе
внешних признаков или известных характерных свойств;
- установления причинно следственных связей в окружающем мире.
В своей работе на уроках «Окружающий мир» уделяю внимание
формированию у младших школьников
умений, помогающих осуществлять
поиск необходимой для выполнения учебных заданий информации:
целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника; составлять
план к прочитанному тексту;
умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос,
понимать прочитанный текст;
отвечать на вопросы, имеющиеся в
конце учебника; извлекать из учебника и дополнительных источников
необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
обмениваться сведениями, полученными из источников информации;
находить в тексте описание к иллюстрациям;
сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника,
готовить вопросы к ним;
соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе
текста учебника и дополнительной литературы;
готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей,
энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).
Используя мультимедийные
средства,
электронные
носители
предлагаю ученикам узнать по видеоматериалам объекты окружающего
мира, соотнести их с историческими событиями, рассказать о них или
описать объекты природы, найти сведения о растениях, животных из
атласа-определителя, других книг, составить схемы, используя знаково-
символические средства.
Применяю слышимое
чтение при
работе с
2
текстом учебника, т.е предлагаю выборочное
целенаправленное чтение.
Перед чтением ставлю вопрос,
который помогает ученикам извлечь
информацию, найти определение понятия, привести примеры, узнать,
описать объекты,
раскрыть причинно-следственные связи,
объяснить,
выделить признаки,
свойства
объектов природы.
Учитывая наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление младших школьников при
чтении, использую иллюстрации, другие средства наглядности, которые
помогают сравнить, сопоставить объекты, лучше усвоить разнообразные
связи между объектами природы. Слышимое чтение
сочетаю с
самостоятельным чтением.
Предлагаю ученикам прочитать текст и
выполнить дифференцированные (разноуровневые) задания.
В
ходе
самостоятельной
работы,
организуя
парную,
дифференцированно-групповую форму учебной работы по Маршрутным
листам. Эти листы включают как задания
на применение знаний в
практической деятельности, так и задания на применение знаний, умений
в новых учебных ситуациях.
Задания
на
применение
знаний
в
практической
деятельности
(
вопросы, готовые ответы на которые в тексте отсутствуют, требуют
самостоятельных мыслительных операций с текстом):
устное описание объектов природы с использованием плана;
подготовку сообщений
с
использованием
подобранных
иллюстраций;
узнавание по
иллюстрациям
предметов природы, событий,
явлений, причинно-следственных связей, рассказ
о
них
с
использованием знаний из дополнительной литературы;
подготовку сообщения на основе дополнительной информации
(энциклопедий, справочников, других книг);
составление вопросов к прочитанному тексту для организации
диалога со сверстниками в классе.
Задания
на
применение
знаний,
умений
в
новых
учебных
ситуациях:
3
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий; делать
выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста; представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Проделывая опыты, наблюдая за происходящим, обучающиеся делают
умозаключения. Важными видами деятельности при проведении опытов,
кроме составления обобщений и выводов, являются связный рассказ о
проделанном опыте и фиксация полученных результатов в Маршрутных
листах. Логический рассказ об опыте - одно из средств развития речи
учащихся начальной школы. Фиксация полученных результатов в
Маршрутных листах может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки
результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение
содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в
том, что рисунок подчеркивает сущность явления.
Для примера приведу несколько вариантов Маршрутных листов по
разным темам, в разных классах.
По теме: Пернатые изобретатели. 4 класс
Маршрутный лист исследователя
4
1.
С помощью лупы рассмотрите строение птичьего пера. Подпиши
названия, используя текст ниже.
Опахало пера состоит из бородок ,
отходящих от стержня - трубочки. От бородок отходят
бородочки , как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как
застежка - «липучка».
2. Прочитайте текст
Перо со временем изнашивается, теряет свои свойства. Птице
помогает не потерять способности к полету - обновление перьев (линька)
Это интересно: В крыле даже самой большой птицы всего
несколько десятков больших маховых перьев. Они почти ничего не весят, но
несут птиц по воздуху.
Исследуем тело.
запишите наблюдение.
Бумага ____________________ ( не выдержала веса, выдержала вес) и грузик
_______________ ( упал, не упал).
Сверните лист бумаги в трубочку и повторите опыт.
Бумага ____________________ ( не выдержала веса, выдержала вес) и грузик
_______________ ( упал, не упал).
ВЫВОД: легкость и прочность скелета птиц достигается
полыми костями.
5
2. Прочитайте текст учебника с104 со слов : « Все для полета ..»
1-ый абзац. Сформулируйте еще одно приспособление для полета.
У птиц нет __________, вместо зубов -
______________________ .
По теме: Пернатые изобретатели. 4 класс
Маршрутный лист исследователя
Какова роль перьев?
1.
Посмотрите сквозь опахало пера. Какое
оно? Выберите слова из скобок.
Перо ________________________ (просвечивается, не просвечивается).
2.
Перья _____________________
(эластично пружинят, не пружинят),
________________________ (расцепляют волоски, не расцепляя волосков),
если провести вдоль пера, оно
___________________ (сохранит
поверхность, не сохранит поверхность)
ВЫВОД: перья птиц лёгкие, прочные, упругие, помогают опираться
о воздух в полете. Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет
растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то
перо станет опять гладким и ровным.
Исследуем тело.
6
1. Прочитайте текст учебника с105 3-ий абзац. Сформулируйте
еще одно приспособление для полета.
Для полета нужна _____________ , она запасается в жировых
отложениях. Жир мало весит, он используется как топливо.
По теме: : Орган зрения. 4 класс
1. Опыт-наблюдение
- Возьмите зеркальце, рассмотрите свои глаза. Посмотрите в глаза
соседу. Определите, чем центр глаза соседа и твой различаются, похожи.
Запишите.
ВЫВОД 1:
Под роговицей расположена радужная оболочка, она у
одного___________, У другого______________. Радужка - (разная,
одинаковая) _______________.
У обоих (обеих) в центре глаза _________________________.
2. Опыт-наблюдение
- Возьмите лист бумаги с отверстием так, чтобы буквы были чётко
видны, а через отверстие была видна запись на доске.
Прочитайте
её.
Какими вы видите буквы на листке? Запишите .
ВЫВОД 2:
Буквы на листке (чёткие, нечёткие) _____________________.
- Теперь
рассмотрите буквы на листке, виден ли вам текст?
(да,
нет) _______.
Сначала изображение (чёткое. размытое) ___________________________.
Это происходит потому, что_________________(хрусталику, радужке)
необходимо изменить свою выгнутость и настроиться. Он помогает
7
получить чёткое изображение на сетчатке, которая является
«экраном», где отражается всё увиденное.
3. Опыт-наблюдение
-
Возьмите
карандаш и
расположите его на уровне глаз.
Поочередно закрывайте каждый глаз. Что заметили? Запишите.
ВЫВОД 3:
Изображение_____________________. В головном мозге есть клетки,
которые совмещают образы вместе.
ВЫВОД 4:
Глаза двигаются в (одном, любом) _________ направлении, перемещаются
(поодиночке, совместно) _______________.
Это мышцы обеспечивают такое движение.
У вас всё получится!
По теме : Вещества. 2 класс
Маршрутный лист исследователя
Растворяется…Не растворяется
Оборудование:
Семь прозрачных стаканчиков, вода, чайная ложка, соль, сахар,
рис, молотый кофе, растворимый кофе, речной песок.
Ход опыта:
1. Наполните водой все стаканчики.
2. Всыпьте в каждый стаканчик разное вещество.
3. Результаты наблюдений фиксируйте в таблице.
Что наблюдается?
8
Некоторые вещества (сахар, соль, мёд, растворимый кофе)
растворяются в воде. Другие вещества (песок, рис, молотый кофе) не
растворяются. Они оседают на дно или всплывают наверх.
Вещество
Растворяется
На растворяется
Соль
Сахар
Рис
Молотый кофе
Растворимый кофе
Речной песок
Вывод:
Есть вещества, которые полностью растворяются в воде.
Получается раствор. Другие вещества не растворяются и остаются
видимыми.
Применяемые различные методы и формы в том числе и работа с
Маршрутными листами исследователя на уроках «Окружающий мир»
способствует решению главной задачи — формированию универсальных
учебных действий, в составе которых присутствуют и умения осуществлять
поиск информации, и умение преобразовывать эту информацию из одной
формы в другую (в вербальную, иллюстративную, схематическую,
табличную, условно-знаковую и т.д.) и наоборот, из таблиц, схем,
иллюстраций и т. п извлекать необходимую информацию для выполнения
заданий разного характера; и начальные формы исследовательской
деятельности; и логические действия - сравнение, подведение под понятие,
классификация объектов живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств; и установление причинно
следственных связей в окружающем мире.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов
организации учебной деятельности и сотрудничества.
9