"Огород на подоконнике"

Автор: Саранина Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №36"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Огород на подоконнике"
Дата публикации: 23.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования администрации г.Перми МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Перми
614033, г.Пермь, ул.Лукоянова, 6, тел.факс (342) 269-56-88, 269-56-38, E-mail:gcon165@pstu. ИНН 5904100135, КПП 590401001 Открытый урок по экологическому проекту «Огород на подоконнике» Выполнила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №36» г.Перми Саранина Елена Михайловна
Открытый урок по экологическому проекту 1 класс (внеурочная деятельность) Тема: «ОГОРОД». ЦЕЛЬ: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе подготовки и разработки макета огорода. ЗАДАЧИ: - обобщить представления детей о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности; - установить связи между ростом растения и удовлетворе- нием потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития; - развивать речи-доказательство; речи-выступление; - вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалисти- ческие представления о природе; - обогащать словарь детей, путём введения слов: семена, рассада, пикирование, селекционеры, садовый инвентарь, удобрение, опрыскиватель; - совершенствовать стиль умения выстраивать партнёрские отноше- ния в подгруппе. - учить умению планировать результат деятельности (макет грядок).
Оборудование: земля, лейки с водой, фартуки, садовый инвентарь, линейка , дневники наблюдений выращивания томатов, макеты овощей, поролон, модель трудового процесса, модель – схема растения. ХОД УРОКА. 1часть. Учитель: Здравствуйте , дети ! Поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Дело в том, что к нам кроме гостей хотел снова приехать Незнайка, но он не может вылететь, поэтому он прислал нам письмо по электронной почте. Давайте, прочитаем и узнаем, что у него опять случилось и чем мы ему сможем помочь. ПЕРВЫЙ СЛАЙД ( чтение детьми письма) Здравствуйте, дети! У меня опять небольшая проблема. Я недавно был в зоопарке, посмотрел разных животных. Они просят о помощи, им не хватает овощей , зелени, поэтому похудели. Милые , дети, сможете ли вы им помочь? Учитель: Дети, можем ли мы как – то помочь бедным животным? ( ответы: купить в магазине, попросить у бабушки, а можно самим вырастить). А как мы будем выращивать? Умеем ли мы это делать? (разные предположения детей) УЧИТЕЛЬ: Ваши предположения, чем будем заниматься на уроке; ЦЕЛЬ:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ В ПРЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И РАЗРАБОТКИ МАКЕТА ОГОРОДА. СЛАЙД №2 ЗАДАЧИ: - обобщить представления учеников о росте и развитии растения; -установить связи между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды; -развивать речь- доказательство; - вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; -обогащать словарь детей; - совершенствовать стиль умения выстраивать партнёрские отношения в подгруппе; - учить умению планировать результат деятельности (защита проектов, создание макета грядок) СЛАЙД № 3 Учитель: Приём загадки(схема)проблемная ситуация: Что нарисовано на первой и последней картинках? (СЕМЯ ПОДСОЛНУХА) Между семенами пять окошек. Что за ними спрятано? (дети высказывают свои предположения, учитель фиксирует)
Возможно дети догадаются, что на схеме спрятана какая-то последовательность, связанная с ростом растения но не могут установить все её звенья. Работа в группах, напомнить правила совместной деятельности. Цель исследования: изучить материал о жизни растений, чтобы определить звенья последовательности, связанной с ростом растения. Каждая группа получает текстовый и иллюстративный материал о той или иной части растения, связанной с ростом растения. План ответа. ( РАБОТА В ГРУППАХ, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ОТВЕТА, ФИКСИРОВАНИЕ НА ДОСКЕ) Вывод: каждая часть растения важна и нужна для растения, если не будет хотя одной, то растение погибнет. ? Растение-живое существо. (капитаны команд подготовили тексты- загадки, прослушав их вы найдёте подсказки к нашему тезису) ВЫВОД: растение- живое существо: оно растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению. СЛАЙД № 4 Показ рассады томатов: -одно фото здорового растения -другое хилого, увядшего. Скажите, пожалуйста, что случилось с рассадой томатов?
(оказывается ребята провели опыт….) ВЫВОД: какие условия необходимы рассаде для полноценной жизни- СВЕТ, ТЕПЛО, ВОДА, ВОЗДУХ, ПОЧВА. У нас всё есть. Учитель: Дети,напомните,пожалуйста, как могут размножаться растения? С помощью чего можно посадить? ( ответы - семенами, рассадой, луковицей, дольками, клубнями), показ всего названного. Во время посадки семенами мы ничего не повреждаем у растения. Учитель: А вот когда пересаживаем или пикируем, то можем повредить корни или сломать стебель. Новое для вас слово «пики- рование». Знаете, что оно означает? Сегодня мы с вами научимся правильно пикировать рассаду перцев. Давайте вспомним, что нам для этого нужно. Модель трудового процесса нам напомнит СЛАВА (Модель трудового процесса – рассказал один человек). Учитель: Всё правильно, всё верно вспомнили, а теперь я вам покажу, как правильно необходимо производить пикирование перцев. ( Рассказ и показ учителем последовательности пересаживания перцев). ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА. -На тарелочках лежит земля, ложечки на каждого ученика , леечки, рассада перцев для пикирования, палочки; одевают фартуки и приступают к работе. Учитель: Во время работы в подгруппах, будьте хорошими друзьями. Помогите, если вас попросят о помощи. Не забывайте,
что работаем быстро, а то корешки могут подвять, растение может погибнуть. Работаем чисто и аккуратно. По окончании все работы выставляются на общий поднос. Учитель: После того, как рассаду распикировали и посадили на новое место её можно немножко подкормить удобрением ( выполняет сам воспитатель). После того, как рассада еще подрастет, что нужно сделать дальше? (высадить на грядки). Мы с вами уже конструировали разные клумбы для цветов на нашем участке. Давайте попробуем сегодня спланировать расположение овощей на грядке. Где лучше посадить высокие и большие овощи? (Тыква и кабачок, перец и томат)? Где посадить корнеплоды? (Морковь, свекла, редиска,), луковичные (лук, чеснок). Предложения детей и обсуждение вариантов. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. РЕФЛЕКСИЯ: Перед вами, дети, три тарелочки, в каждой из них лежит перец (оценка), только разного цвета, вам нужно выбрать только тот, который подходит для вас, тем самым вы оцените свою работу на занятии: -красный- я всё знаю, я всё вспомнил, делала правильно, помогал другим;
-жёлтый- вспомнил, но не всё, трудился, но неаккуратно, но я очень старался; -зелёный- ничего не знаю, всё забыл. Приклеить в корзину на ватмане. Вывод: Вот какой урожай собрали. Почему ты выбрал такой цвет (выслушиваем ответ каждого ребенка). ДОМ. РАБОТА( ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ): НАРИСОВАТЬ СВОЙ ОГОРОД, ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОГАЯ РАСТЕНИЯ( УЧИТЫВАТЬ РАЗМЕР И ВЫСОТУ РАСТЕНИЙ).
СТЕБЕЛЬ Стебель служит опорой для цветков и листьев растений. По стеблю от корней к листьям перемещаются вода, минеральные соли. Растения, у которых стебли зелёные и гибкие, называются травянистыми. Деревянистые стебли у деревьев. Они жёсткие и покрыты корой. Задание: Нарисуй растения с разными видами стеблей и подпишите их. Травянистые стебли Деревянистые стебли 1. МЫ ПРОЧИТАЛИ О………………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СТЕБЕЛЬ СЛУЖИТ……. 3. ПО СТЕБЛЮ………………………………………….. 4. СТЕБЛИ БЫВАЮТ…………………………………..
ПЛОД ПЛОД – это измененная часть цветка. Плод защищает зреющие семена. МНОГИЕ ПЛОДЫ – ценные продукты питания. Из многих плодов получают лекарства. Плоды бывают сочные : ягода, яблоко, костянка, тыквина И ДР. Плоды бывают сухие: орех, стручок, зерновка, коробочка, семянка и д.р. Задание: Соедините растение с его плодом. СОЧНЫЕ ПЛОДЫ СУХИЕ ПЛОДЫ РАСТЕНИЕ ПЛОД РАСТЕНИЕ ПЛОД яблоня ягода мак зернОВКА малинА костянка горох орех ТЫКВА тыквина грецкий орех КОРОБОЧКА вишня яблоко пшеница стручок СЕМЯ СЕМЯ – это орган растения. Из него развивается новое
растение. Растение не может путешествовать. Оно живёт на одном месте, где ухватился за землю его корень. Растение отправляет путешествовать своё семя. Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, парашютики, крючки, вкусные, сочные плоды. Задание: Соедените растение с его семенем. одуванчик крылышки груша парашютики липа крючки репейник сочные плоды 1.МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО…………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПЛОД………………………. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ , ПЛОД……………………………. 4. ПЛОДЫ БЫВАЮТ……………………………………….. ЦВЕТОК ЦВЕТОК - орган размножения растения
В цветках есть тычинки. На них образуется пыльца. В центре цветка распологается пестик. Чтобы появились плоды с семенами, необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала на пестик. В этом растениям помогают насекомые. Цветки привлекают насекомых яркми лепестками и различными ароматами. 1. МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО……………………………………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ЦВЕТОК СОСТОИТ ИЗ…………………………. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ИЗ ЦВЕТКА ПОЯВЛЯЮТСЯ……………………… 4. ЦВЕТКИ ПРИВЛЕКАЮТ…………………………………………………….. 5. МЫ ПОДПИСАЛИ ЧАСТИ ЦВЕТКА……………………………………. задание: Подпишите на рисунке части цветка: лепестки, тычинки, пестик, цветоложе. ЛИСТЬЯ Листья улавливают солнечный свет. Свет необходим растениям, чтобы вырабатывать питательные вещества для роста. Большинство листьев плоские и широкие.
Это позволяет улавливать больше света. Самые большие листья у пальмы рафии – около 20 метров. задание: Нарисуйте листья разных видов и подпишите их. СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ ПРОСТЫЕ ЛИСТЬЯ 1. МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО……………………………………….. 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ЛИСТЬЯ НЕОБХОДИМЫ…………… 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ,ЛИСТЬЯ БЫВАЮТ…………………………. 4. МЫ НАРИСОВАЛИ ТАКИЕ ЛИСТЬЯ……………………….. 1. МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО …………………………………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ИЗ СЕМЕНИ………………………………………. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО РАСТЕНИЕ……………………………………. 4. СЕМЯ МОЖЕТ……………………………………….. корень В почве находятся корни растения. Они удерживают его на месте.
Корни поставляют растению воду и минеральные соли, которые добывают из почвы. У некоторых растений множество тонких корней. Это мочковатые корни. задание: Нарисуйте растения с разными видами корней и подпишите их. СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ МОЧКОВАТЫЙ КОРЕНЬ 1.МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО……………………………………….. 2.МЫ УЗНАЛИ, ЧТО КОРЕНЬ СЛУЖИТ…………………….. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ ,ПО КОРНЮ……………………………………… 4. КОРНИ БЫВАЮТ…………………………………………………………
5. МЫ НАРИСОВАЛИ ТАКИЕ ВИДЫ………………………………. №1 ПОСМОТРИТЕ НА КАРТИНКУ И СКАЖИТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ? РАСТЕНИЕ НЕ МОЖЕТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, НО ОНО МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ. РАСТЕНИЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ К СОЛНЦУ, ЧТОБЫ УЛАВЛИ- ВАТЬ СВЕТ(ПОДСОЛНУХИ). А ЛЕПЕСТКИ МНОГИХ ЦВЕТКОВ МОГУТ РАСКРЫВАТЬСЯ И ЗАКРЫВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. №2 ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ? В ПРЦЕССЕ РОСТА РАСТЕНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ. СНАЧАЛА ПОЯВЛЯЕТСЯ КОРЕНЬ, ЗАТЕМ СТЕБЕЛЬ, ДАЛЕЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛИСТЬЯ, ПОТОМ ЦВЕТОК И ПЛОД С СЕМЕНАМИ. В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЯ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ ПОЯВЛЕНИЕ ВСЕХ ЕГО ЧАСТЕЙ. №.3 ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ? ЛИСТЬЯ И СТЕБЛИ РАСТЕНИЙ ИМЕЮТ КРОШЕЧНЫЕ, НЕВИДИМЫЕ ГЛАЗУ ОТВЕРСТИЯ. ЭТИ ОТВЕРСТИЯ НАЗЫВАЮТ УСТЬИЦАМИ. С ИХ ПОМОЩЬЮ РАСТЕНИЯ СОВЕРШАЮТ ВДОХИ И
ВЫДОХИ. №4. ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ? ПЛОД ЗАЩИЩАЕТ ЗРЕЮЩИЕ СЕМЕНА. ИЗ СЕМЯН РАЗВИВАЕТСЯ НОВОЕ РАСТЕНИЕ. РАСТЕНИЕ НЕ ПУТЕШЕСТВУЕТ, НО ОТПРАВЛЯЕТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ СВОИ СЕМЕНА. ДЛЯ ЭТОГО У НЕГО ЕСТЬ РАЗНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:КРЫЛЫШКИ, ПАРАШЮТИКИ, КРЮЧКИ , ВКУСНЫЕ, СОЧНЫЕ ПЛОДЫ.