Напоминание

Опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку

Автор: Зикратов Геннадий Владимирович
Должность: учитель английского языка высшей категории
Учебное заведение: МКОУ "МСШ № 2"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку Г.В. Зикратов В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Этот подход присущ и всему ходу подготовки учащихся к ЕГЭ. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков:  Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он соответствовал не только необходимым требованиям компетентностных критериев при сдаче экзамена, но и обеспечивал выявление личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения, расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение.  В ходе каждого занятия стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе занятия.  Подготовка к экзамену проходит не только через развитие у учащихся памяти, и навыков самостоятельности мышления, но и через использование близкой учащимся проблематизации, внутренней противоречивости или неоднозначности текстов в учебных пособиях.  При подборе учебных заданий учитываю не только сложность содержания этих заданий, но и определенные приёмы их выполнения, поскольку задания в экзамене имеют одинаковое функциональное наполнение, т.е. алгоритмы действий отличаются лишь в смысловом аспекте.  При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий стараюсь выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы, уяснив которые, учащиеся впредь не встречают трудностей в понимании и выполнении каждого типа заданий.  Для обеспечения более точной оценки обучения, использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на занятиях. Конечно, проведение уроков английского языка по такому принципу требует от самого учителя постоянного анализа собственной деятельности. Необходимо разбираться в том, каким путём можно наиболее рационально прийти к решению какой-либо учебной задачи, какие действия необходимо совершить, какие знания и языковые компетентности использовать и развивать. 1
Предлагая ученикам свои способы получения знаний и навыков, как более профессионально продуктивных, учитель, таким образом, становится источником их становления, иллюстрирует их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими. Важно ведь не только активизировать имеющиеся знания ученика перед экзаменом, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в реальной ситуации экзамена. Основная цель такой деятельности, соответственно, состоит, как мне кажется, в создании условий для актуализации, проявления и закрепления как общих так и специальных учебных компетенций, обусловленных поставленными экзаменационными рамками. В связи с этим, я использую следующие средства достижения этой цели:  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать языковой опыт учащихся;  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы;  стимулирование учащихся высказыванием, использование различных заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;  использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику качественнее отрабатывать наиболее проблемные для него языковые компетенции, выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;  оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;  поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;  имитация, отработка, и анализ возможных ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Деятельность учащихся по овладению алгоритмов прохождения как отдельных заданий, так и экзамена вцелом, способствует развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Но это может стать возможным только лишь при формировании отчетливой мотивации, интереса к самой осуществляемой деятельности. В связи с этим на своих уроках я использую аутентичные учебники-тренажеры. На занятиях в классе по программе используется УМК New Opportunities Russian Edition, в котором также есть отдельные разделы по подготовке к сдаче языкового экзамена. Желающие более полно подготовиться по формату ЕГЭ используют хорошо известную серию книг издательства 2
Macmillan (авторы E. Klekovkina, M. Mann, S. Tailore-Knowles), в которых отрабатываются все без исключения языковые компетенции. Наиболее важными аспектами учебников, способствующими качественной подготовке к сдаче ЕГЭ, я считаю следующие:  Содержание учебников целиком ориентировано на активизацию языковых компетенций учащихся, необходимых для подготовки.  На каждом занятии идет опора на имеющийся языковой опыт и интеллектуальные возможности учащихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.  Преподавание по учебникам создает оптимальные условия для самой работы учащихся на уроках.  Ситуативная обусловленность тренировочных упражнений, оптимальное сочетание языковой, компетентностной и коммуникативной практики позволяет применять наиболее эффективные методы и приемы работы.  Материал учебников позволяет шире использовать на занятиях вопросы и задания проблемного, творческого характера, разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков способствует повышению мотивации, активизирует умственные и эмоциональные усилия детей, стимулирует свободное употребление языка. Сочетание различных форм работы активизирует деятельность учащихся: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения, а соответствующий материал учебников, побуждающий к сравнению и сопоставлению различий между английским и русским языком, повышает интерес учащихся к обучению. Этому в большой мере способствует открытая, гибкая методическая концепция учебника, устанавливающая равноправные отношения между учителем и учащимися на уроке. В этих условиях меняется и вся режиссура урока. Как известно, наиболее сложным типом задания на ЕГЭ являются говорение и письмо. В условиях традиционной для нашей страны языковой изоляции, обучать разговору и письму приходится по принципу имитации как социально
-
политического, так и лексико
-
фонологического разнообразия англоговорящего мира, с его огромным количеством существующих на сегодняшний день видов бизнес активности, и сопряженным с этим набором акцентов. Ученики не просто слушают учителя, повторяя за ним, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют ролевые игры, поскольку без этого трудно научиться качественно выполнять задания на говорение и письмо, хотя построение монологов и полилогов происходит всё-же на основе алгоритмов, а не как свободное общение. Часто для объяснения нового материала привлекаю учащихся, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. При таком изложении материалов рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный отбор его 3
содержания. Ученик при этом есть “творец” этого знания; участник его порождения, поскольку предварительно происходит совместная равноправная работа по поиску и отбору необходимого учебного материала, который подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемый материал не обезличивается, а становится личностно-значимым. Обучение навыкам сдачи ЕГЭ по вышеперечисленным УМК является, на мой взгляд, наиболее эффективным в общеобразовательной школе и максимально обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении. Организация подготовки к экзамену по английскому языку, в предусмотренных языковым курсом пределах общеобразовательной школы, обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность в формах, возможных в конкретных условиях обучения. Литература: 1. Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Самара, 1993, № 1. 2. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1. 3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1. 4. Селевко Г.К. Школьные технологии. Профессиональная библиотека учителя. Личностный подход. 1999, № 6. 5.Шубкина Т.Н. Гармонизация взаимодействия субъектов процесса обучения иностранным языкам. Новосибирск, 2009. 4