Программа внеурочной деятельности "Основа журналистики" (8-11 кл)

Автор: Смирнова Оксана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 38"
Населённый пункт: г.Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: внеурочная деятельность, авторская программа
Тема: Программа внеурочной деятельности "Основа журналистики" (8-11 кл)
Дата публикации: 25.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа

Программа

внеурочной деятельности «Основа журналистики» (8-11 кл)

внеурочной деятельности «Основа журналистики» (8-11 кл)

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности «Основа журналистики» связана с Актуальность программы внеурочной деятельности «Основа журналистики» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творче решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творче ское развитие ское развитие личности, профессиональная ориентация, социа личности, профессиональная ориентация, социа лизация и личностное становление детей и лизация и личностное становление детей и подростков. Она осо подростков. Она осо бенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых бенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества. членов общества. Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность опре Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность опре делиться в сфере массовой делиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в ин коммуникации, реализоваться в ин тересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном тересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, опреде профессиональные качества, опреде литься в мире профессий. литься в мире профессий. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. учиться. Введение данной про Введение данной про граммы дополнительного образования граммы дополнительного образования общеобразовательного общеобразовательного учреждения обуслов учреждения обуслов лено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, лено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журнали способности, необходимые для занятий журнали стикой. Программа дополнительного образования стикой. Программа дополнительного образования «Журнали «Журнали стика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся по стика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся по пробовали себя в роли пробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной про журналистов. Занятия по данной про грамме предполагают личностно ориентированный подход, грамме предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чёт поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чёт ко, ко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагога ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагога ми). ми). Коммуникативная направленность обучения по этой про Коммуникативная направленность обучения по этой про грамме даёт учащимся возможность грамме даёт учащимся возможность общаться в процессе созда общаться в процессе созда ния газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каж ния газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каж дому дому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Программа дополнительного образования «Основа журналистики» рассчитана на учащихся 8- Программа дополнительного образования «Основа журналистики» рассчитана на учащихся 8- 11 классов, заинтересован 11 классов, заинтересован ных в изучении основ журналистики и овладении практически ных в изучении основ журналистики и овладении практически ми навыками ми навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дис учебным дис циплинам, таким как литература, русский язык, история, гео циплинам, таким как литература, русский язык, история, гео графия и другим. В свою графия и другим. В свою очередь, обучение по данной програм очередь, обучение по данной програм ме не только значительно расширит объём знаний по основам ме не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера. профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера. Для того чтобы в перспективе Для того чтобы в перспективе отработать на базе школь отработать на базе школь ного пресс-центра систему ного пресс-центра систему «универсальной» журналистской профессиональной ориентации, «универсальной» журналистской профессиональной ориентации, выбраны стартовые направле выбраны стартовые направле ния: ния: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журна «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журна листика», «Этнографическая листика», «Этнографическая журналистика», «Социальная жур журналистика», «Социальная жур налистика». Созданная система поможет выпускникам стать налистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не толь солидарность, имеющими не толь ко хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в ко хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все изменяющемся социуме. Все названные направления актуаль названные направления актуаль ны ны и выбраны потому, что журналистика и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окру должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окру жающей среды и жающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспек аспек тами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам тами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам и действиям, необходимым для и действиям, необходимым для достижения «устойчивого раз достижения «устойчивого раз вития» общества. вития» общества.








Цели программы

Цели программы

:

:
- - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенство интеллектуального совершенство вания; вания; - - формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профес активность в поисках профес сии; сии; - - изучить основы журналистского мастерства. изучить основы журналистского мастерства.









Перспективная

Перспективная
цель цель - - подготовка обучающихся к сотруд подготовка обучающихся к сотруд ничеству с городскими, областными и ничеству с городскими, областными и федеральными периоди федеральными периоди ческими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей ческими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии. профессии. В ходе достижения целей программы решаются следующие В ходе достижения целей программы решаются следующие
задачи.

задачи.
1. 1. Обучающие: Обучающие: - - вооружение обучающихся совокупностью знаний о прин вооружение обучающихся совокупностью знаний о прин ципах журналистской деятельности, об ципах журналистской деятельности, об особенностях журнали особенностях журнали стской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и стской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенноеотношение к медиасфере; косвенноеотношение к медиасфере; - - изучение истории журналистики, этапов её развития; изучение истории журналистики, этапов её развития; - - изучение основ социологии и журналистского творчества; изучение основ социологии и журналистского творчества; - - формирование навыков журналистского мастерства, ком формирование навыков журналистского мастерства, ком муникативной компетентности и муникативной компетентности и - приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ори - приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ори ентации; ентации; - - формирование практических навыков создания школьного печатного издания; формирование практических навыков создания школьного печатного издания; - формирование практических умений и навыков по реше - формирование практических умений и навыков по реше нию экологических, здоровьесберегающих нию экологических, здоровьесберегающих и других задач, при и других задач, при обретение соответствующих знаний. обретение соответствующих знаний. 2. 2. Воспитывающие: Воспитывающие: - - формирование навыков совместной деятельности и диало формирование навыков совместной деятельности и диало гового общения, современного ми- гового общения, современного ми- ровоззрения, активной жиз ровоззрения, активной жиз ненной позиции; ненной позиции; - - формирование толерантности, культуры межнационально формирование толерантности, культуры межнационально го общения в многонациональном го общения в многонациональном социуме; социуме; - - формирование представления о журналистике как о про формирование представления о журналистике как о про фессии, играющей специфическую роль в фессии, играющей специфическую роль в жизни общества; жизни общества; - - привитие культуры общения с миром средств массовой привитие культуры общения с миром средств массовой информации; информации; - - пробуждение интереса к прессе и формирование осознан пробуждение интереса к прессе и формирование осознан ного отношения к журналистики как виду ного отношения к журналистики как виду общественной дея общественной дея тельности; тельности; - - формирование потребности в постоянном повышении ин формирование потребности в постоянном повышении ин формированности; формированности; - - формирование чувства ответственности за природу, эколо формирование чувства ответственности за природу, эколо гию, в том числе и за своё здоровье; гию, в том числе и за своё здоровье; - - формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья; оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья; - - воспитание культуры поведения и речи. воспитание культуры поведения и речи. 3. Развивающие: 3. Развивающие: - - всестороннее развитие творческих способностей, индиви всестороннее развитие творческих способностей, индиви дуального мышления, интересов, склон- дуального мышления, интересов, склон- ностей, физического со ностей, физического со стояния организма обучающегося и на этой основе формирова стояния организма обучающегося и на этой основе формирова ние ние профессиональной направленности; профессиональной направленности; - - расширение общего кругозора. расширение общего кругозора. Программа дополнительного образования «Основа журналистики» составлена в практико- Программа дополнительного образования «Основа журналистики» составлена в практико- ориентированной форме подачи материала. ориентированной форме подачи материала.
По форме организации

По форме организации
образовательного процесса про образовательного процесса про грамма является модульной. грамма является модульной. Структурно она Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты: жанров, умение конкретно работать над номером газеты: «Краткое введение в историю «Краткое введение в историю журналистики», журналистики», «Основы журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность». «Редакционно-издательская деятельность». Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объём Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Вы теоретического курса невелик. Вы бранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории бранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Поэтому хотелось бы посоветовать учителю: независимо от того, в каких классах будут вестись Поэтому хотелось бы посоветовать учителю: независимо от того, в каких классах будут вестись занятия, вначале ознакомьтесь с содержанием дан занятия, вначале ознакомьтесь с содержанием дан ной программы в целом и лишь затем используйте ной программы в целом и лишь затем используйте те разделы, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкрет те разделы, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкрет ному занятию или циклу ному занятию или циклу занятий. занятий.
По цели обучения

По цели обучения
данная программа профессионально-прикладная, поскольку ориентирована данная программа профессионально-прикладная, поскольку ориентирована на профессиональное об на профессиональное об разование выпускника в области журналистики - «предмета», разование выпускника в области журналистики - «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, а также на выработку актуальных отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, а также на выработку актуальных навыков и умений. навыков и умений.
Планируемым результатом обучения по программе

Планируемым результатом обучения по программе
будет являться создание школьного будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе;
создание учащимися своего портфолио; освоение обучающими создание учащимися своего портфолио; освоение обучающими ся указанных в данной программе как ся указанных в данной программе как теоретических, так и раз теоретических, так и раз личных практических знаний, умений и навыков журналистской личных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно: деятельности, а именно:
Предметные знания

Предметные знания
в следующих областях: в следующих областях: - - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как форма информационной деятельности; - - журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье; журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье; - - информационный рынок; информационный рынок; - роль журналиста в становлении общественного мнения; - роль журналиста в становлении общественного мнения; - приёмы риторики; - приёмы риторики; - создание журналистского текста; - создание журналистского текста; - - основные газетные жанры; основные газетные жанры; - - редактирование; редактирование; - - редакционный коллектив; редакционный коллектив; - - структура газетного номера; структура газетного номера; - - иллюстрация в газете; иллюстрация в газете; - - макетирование и вёрстка газеты. макетирование и вёрстка газеты.
Предметные умения и навыки

Предметные умения и навыки
- навыки анализа текста как конечного результата - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и созда источниках; первичные навыки макетирования газеты и созда ния номера, включающего основные ния номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой. с научной, справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки

Интеллектуальные умения и навыки
- умение излагать собст - умение излагать собст венную мысль, венную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ве аргументировать свою точку зрения; навыки ве дения дискуссии; навыки грамотной устной и дения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи. письменной речи.
Мыслительные навыки

Мыслительные навыки
- навыки оперирования формулиров - навыки оперирования формулиров ками, определениями; навыки ками, определениями; навыки постановки и решения интеллек постановки и решения интеллек туальных проблем и задач. туальных проблем и задач. Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации ре принципы организации ре дакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобре дакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобре тённые знания тённые знания и умения в практической деятельности. и умения в практической деятельности.
Главным критерием достижения результата

Главным критерием достижения результата
на протя на протя жении всего периода обучения жении всего периода обучения является подготовленный к пуб является подготовленный к пуб ликации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить ликации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предпола материал программы в одинаковой степени, предпола гается индивидуальный подход к практическим гается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся). заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).
По уровню освоения

По уровню освоения
данная программа профессионально-ориентированная. данная программа профессионально-ориентированная. Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристиче рефератов и эвристиче ских бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя ских бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, ре самостоятельные наблюдения, опыты, ре шение творческих задач. При работе над теоретическим шение творческих задач. При работе над теоретическим мате мате риалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного риалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающий изложения материала, заключающий ся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобре ся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобре - - тают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический тают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным яв метод познания. Важным яв ляется также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой ляется также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод по данный метод по зволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания. зволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания. Качество профессиональной подготовки обучающихся зави Качество профессиональной подготовки обучающихся зави сит от практики, получаемой ими в сит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практи процессе обучения. Практи ческая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся ческая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых иг правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых иг - - рах, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер- рах, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер- классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и приме классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и приме няют няют полученные знания. полученные знания. Программа применима в любой школе, лицее, гимназии, стремящихся создать своё Программа применима в любой школе, лицее, гимназии, стремящихся создать своё периодическое издание или имеющих стабильную периодическую стенную печать. периодическое издание или имеющих стабильную периодическую стенную печать. В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образователь изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образователь ную ную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова, программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова,
редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), образовательную программу юношеско редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), образовательную программу юношеско го го информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И. А. информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И. А. Малько, педагог до Малько, педагог до полнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора липецкой полнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора липецкой детской областной газеты «Золотой клю детской областной газеты «Золотой клю чик», кандидат филологических наук), методическое пособие чик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (ав «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (ав тор Ю. А. Агафонова, младший научный тор Ю. А. Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О. И. Лепилкина и др.). классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О. И. Лепилкина и др.). Программа дополнительного образования «основы журналистики» общим объёмом 136 часов Программа дополнительного образования «основы журналистики» общим объёмом 136 часов рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся 4 раз в неделю по 1 часа, во внеуроч рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся 4 раз в неделю по 1 часа, во внеуроч ное время. ное время. Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, которые требуются для ознаком которые требуются для ознаком ления и привития первых навыков мастерства. Схема програм ления и привития первых навыков мастерства. Схема програм мы мы условна, ежегодно она может корректироваться на конкрет условна, ежегодно она может корректироваться на конкрет ную группу обучающихся. ную группу обучающихся. Данная программа Данная программа составлена на основе программы факуль составлена на основе программы факуль тативного курса «Основы тативного курса «Основы журналистики», предназначенной для учителей, преподающих основы журналистики в 8-11 классах, журналистики», предназначенной для учителей, преподающих основы журналистики в 8-11 классах, и и доступна для реализации любому творчески ра доступна для реализации любому творчески ра ботающему педагогу независимо от его ботающему педагогу независимо от его специализации. специализации.
Итоги реализации программы

Итоги реализации программы
К концу первого года обучения по программе курса «Основа журналистики» учащиеся К концу первого года обучения по программе курса «Основа журналистики» учащиеся должны получить полное пред должны получить полное пред ставление о журналистской профессии, усвоить основы ставление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналист профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналист ские тексты в жанрах, которые ские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в раз на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в раз личных личных источниках и уметь работать в текстовых редакторах. источниках и уметь работать в текстовых редакторах. К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести более полные навыки К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить процессы вёрстки, макетирования и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, процессы вёрстки, макетирования и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее). альманах и прочее). Чтобы приобретённые умения, знания и навыки были посто Чтобы приобретённые умения, знания и навыки были посто янно активированы, преду- янно активированы, преду- сматривается их практическое приме сматривается их практическое приме нение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и ис нение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и ис - - торическим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские походы по торическим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские походы по экологическим тропам, участие в на экологическим тропам, участие в на циональных празднествах, социально значимых мероприятиях с циональных празднествах, социально значимых мероприятиях с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании. последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.
Тематический план

Тематический план

программы дополнительного образования

программы дополнительного образования

«Основа журналистики»

«Основа журналистики»

(136

(136

часов)

часов)
№ № п/п п/п Название раздела Название раздела Всего Всего часов часов Лекци- Лекци- он он ные ные Практи- Практи- ческие ческие Форма контроля Форма контроля 1 1 Краткое вве Краткое вве дение в исто дение в исто - - рию журнали рию журнали стики стики 10 10 2 2 8 8 Эвристическая беседа, рефе Эвристическая беседа, рефе рат, рат, творческая работа творческая работа 11 11 Основы жур Основы жур налистики налистики 58 58 8 8 50 50 Эвристическая беседа, творче Эвристическая беседа, творче ская ская работа, проект работа, проект III III Художествен Художествен но-техниче но-техниче - - ское оформ ское оформ ление издания ление издания 56 56 6 6 50 50 Эвристическая беседа, творче Эвристическая беседа, творче ская ская работа, проект работа, проект IV IV Редакционно-издательская Редакционно-издательская деятельность деятельность 12 12 2 2 10 10 Эвристическая беседа, творче Эвристическая беседа, творче ская ская работа, проект работа, проект
Развернутое тематическое планирование

Развернутое тематическое планирование

программы дополнительного образования

программы дополнительного образования

«Основы журналистики»

«Основы журналистики»

(136 часов)

(136 часов)
№ № Название Название Всего Всего Лекци- Лекци- Практи- Практи- Форма контроля Форма контроля п/п п/п раздела раздела часов часов онные онные ческие ческие
1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

I

I

год обучения

год обучения

I

I

Краткое введение

Краткое введение
в в
историю

историю

журналистику

журналистику

1 1 Вводное за Вводное за нятие. Знакомство нятие. Знакомство с понятием «журнали с понятием «журнали стика» стика» 1 1 Реферат, эвристи Реферат, эвристи ческая беседа, ческая беседа, творческая работа, тесты творческая работа, тесты 1.1 1.1 Газетный Газетный мир мир 1 1 Эвристическая беседа, творческая Эвристическая беседа, творческая работа, тест работа, тест 2 2 Как и почему Как и почему возникла возникла журналисти журналисти ка ка 1 1 1 1 Эвристическая Эвристическая лекция, творческая лекция, творческая работа, «круглый стол» работа, «круглый стол» 3 3 Из истории Из истории детской прессы детской прессы 2 2 Творческая работа, Творческая работа, эвристическая эвристическая бе бе седа седа 4 4 Знакомство Знакомство с детскими и с детскими и подростко подростко выми СМИ выми СМИ 2 2 Творческая работа, Творческая работа, работа с работа с издания издания ми, эвристическая беседа, ми, эвристическая беседа, экскурсия экскурсия 5 5 Знакомство Знакомство с законами о с законами о СМИ СМИ 1 1 Творческая работа, Творческая работа, экскурсия экскурсия 6 6 Итоговое занятие Итоговое занятие 1 1 Посвящение в юн Посвящение в юн коры коры
II

II

Основы журналистики

Основы журналистики
1 1 Знакомство Знакомство с древом жанров с древом жанров 1 1 1 1 Эвристическая беседа Эвристическая беседа 2 2 Мастерская жанров Мастерская жанров 1 1 1 1 Семинар-лекция, творческая работа Семинар-лекция, творческая работа 2.1 2.1 Информация Информация 1 1 4 4 Эвристическая беседа, творческая Эвристическая беседа, творческая работа, экскурсия работа, экскурсия 2.2 2.2 Заметка Заметка 3 3 Творческая работа, экскурсия, эври Творческая работа, экскурсия, эври - - стическая беседа стическая беседа 2.3 2.3 Отчёт Отчёт 2 2 Творческая работа, экскурсия, эври Творческая работа, экскурсия, эври - - стическая беседа стическая беседа 2.4 2.4 Репортаж Репортаж 3 3 Творческая работа, экскурсия, эври Творческая работа, экскурсия, эври - - стическая беседа стическая беседа 2.5 2.5 Интервью Интервью 1 1 4 4 Эвристическая беседа, практика, Эвристическая беседа, практика, экскурсия экскурсия 2.6 2.6 Пресс-релиз. Опрос Пресс-релиз. Опрос 2 2 Практика, акция, эвристическая бе Практика, акция, эвристическая бе - - седа, экскурсия седа, экскурсия 2.7 2.7 Обозрение, комментарий Обозрение, комментарий 1 1 1 1 Эвристическая беседа, работа с Эвристическая беседа, работа с изданиями изданиями 2.8 2.8 Рецензия, кор Рецензия, кор респонденция респонденция 3 3 Творческая работа, экскурсия, эври Творческая работа, экскурсия, эври - - стическая беседа стическая беседа 2.9 2.9 Статья Статья 4 4 Творческая работа, тест, экскурсия, Творческая работа, тест, экскурсия, эвристическая бе эвристическая бе седа седа 2.10 2.10 Очерк Очерк 4 4 Творческая работа, экскурсия Творческая работа, экскурсия 2.11 2.11 Зарисовка Зарисовка 1 1 3 3 Творческая работа, экскурсия Творческая работа, экскурсия 2.12 2.12 Фельетон, пам Фельетон, пам флет флет 2 2 Творческая работа, работа с Творческая работа, работа с текстами текстами 2.13 2.13 Эссе Эссе 3 3 Творческая работа Творческая работа 3 3 Социология как составная Социология как составная часть журна часть журна листских зна листских зна ний ний 1 1 2 2 Самостоятельная работа, «круглый Самостоятельная работа, «круглый стол», работа с анкетами стол», работа с анкетами 4 4 Культура речи Культура речи 1 1 8 8 «Круглый стол», эвристическая бе «Круглый стол», эвристическая бе - - седа, творческая работа седа, творческая работа 5 5 Итоговое заня Итоговое заня тие тие 1 1 Конкурс проектов Конкурс проектов
II

II

год обучения

год обучения

III

III

Художественно-техническое

Художественно-техническое

оформление издания

оформление издания
1 1 Структура из Структура из дания дания 1 1 11 11 Эвристическая беседа, мастер- Эвристическая беседа, мастер- класс, экскурсия класс, экскурсия 2 2 Делаем газету Делаем газету 2 2 20 20 Творческая работа, мастер-класс, Творческая работа, мастер-класс, экс экс курсия курсия 3 3 Заголовки Заголовки и иллюстрации и иллюстрации 2 2 10 10 Эвристическая беседа, экскурсия, Эвристическая беседа, экскурсия, «круглый стол» «круглый стол»
4 4 Типы и виды школьных га Типы и виды школьных га зет зет 1 1 8 8 Эвристическая беседа, творческая Эвристическая беседа, творческая работа работа 5 5 Итоговое заня Итоговое заня тие тие 1 1 Защита проекта Защита проекта
IV

IV

Редакционно-издательская

Редакционно-издательская

деятельность

деятельность
1 1 Особенности журналистско Особенности журналистско - - го труда, ре го труда, ре дакция дакция 1 1 3 3 Эвристическая беседа, деловая игра, Эвристическая беседа, деловая игра, пресс-коктейль пресс-коктейль 2 2 Редактирова Редактирова ние материа ние материа лов лов разных форм и жанров разных форм и жанров 1 1 3 3 Эвристический семинар, практика Эвристический семинар, практика 3 3 Реклама Реклама в издательской в издательской деятельности деятельности 2 2 Творческая работа, «круглый стол», Творческая работа, «круглый стол», проект, акция проект, акция 4 4 Итоговое заня Итоговое заня тие тие 1 + 1 1 + 1 Защита проектов, бал юнкоров Защита проектов, бал юнкоров «Золотая клякса» «Золотая клякса»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Основы журналистики»

«Основы журналистики»

(136 часов)

(136 часов)
I I год обучения год обучения I I . . Краткое введение в историю журналистики (10 часов) Краткое введение в историю журналистики (10 часов)
Тема занятия

Тема занятия

Форма проведения

Форма проведения

1

1

2

2
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) Ознакомление с программой. Знакомство Ознакомление с программой. Знакомство с с журналистикой: журналистикой: а) журналистика как профессия и общественная а) журналистика как профессия и общественная деятельность; деятельность; б) профессиональные качества журналиста. Основы б) профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста; профессиональной культуры, этики журналиста; б) виды и типы СМИ. СМИ и экология, б) виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, религия, этнография, социальные проблемы и т. д.; этнография, социальные проблемы и т. д.; в) влияние профессии на здоровье в) влияние профессии на здоровье Лекционная, с элементами Лекционная, с элементами практики: практики: эвристическая эвристическая беседа, тест «Моя беседа, тест «Моя профессия» (см. «Тесты...» в списке профессия» (см. «Тесты...» в списке литературы), работа литературы), работа с карточками и с карточками и таблицей, таблицей, словарями, творческое словарями, творческое задание на дом – чтение задание на дом – чтение текстов из текстов из списка источников информации для списка источников информации для учащихся: о журналистах учащихся: о журналистах и и журналистике; реферат журналистике; реферат ГАЗЕТНЫЙ МИР (1 ч) ГАЗЕТНЫЙ МИР (1 ч) а) журналистика и литература; а) журналистика и литература; б) этимология слов «газета» и «журнал» б) этимология слов «газета» и «журнал» Практическая творческая Практическая творческая работа № 1, работа № 1, тест «Карта интересов», эвристическая тест «Карта интересов», эвристическая беседа, работа со словарями беседа, работа со словарями КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ЖУРНАЛИСТИКА (2 ч) ЖУРНАЛИСТИКА (2 ч)
Этап первый

Этап первый
. . Период пражурналистики. а) Устный Период пражурналистики. а) Устный обмен информацией в Древней обмен информацией в Древней Греции, Риме. Рукописные Греции, Риме. Рукописные издания. «Анналы» - первые периодические издания- издания. «Анналы» - первые периодические издания- ежегодники. «Большие анналы» - прообраз современной ежегодники. «Большие анналы» - прообраз современной газеты. б) Первые информационные бюро. газеты. б) Первые информационные бюро. в) На чем писали в древности. Знакомство с понятиями в) На чем писали в древности. Знакомство с понятиями «иероглиф», «остракон», «альбумс», «Розеттский камень» «иероглиф», «остракон», «альбумс», «Розеттский камень» и др. и др.
Этап второй

Этап второй
. Появление предпосылок для создания . Появление предпосылок для создания первых газет. а) Папирус, пергамент, береста. Шёлк Цай первых газет. а) Папирус, пергамент, береста. Шёлк Цай Луня. Изобретение бумаги, её распространение. б) Луня. Изобретение бумаги, её распространение. б) Изобретение печатного станка и книгопечатания. Первые Изобретение печатного станка и книгопечатания. Первые книгопечатники. книгопечатники.
Этап третий

Этап третий
. Появление в Европе и России первых . Появление в Европе и России первых печатных газет. а) Первые европейские печатные газеты. печатных газет. а) Первые европейские печатные газеты. б) История русской рукописной газеты «Куранты» (1602- б) История русской рукописной газеты «Куранты» (1602- 1702 гг.). Информаторы «Курантов» - предшественники 1702 гг.). Информаторы «Курантов» - предшественники «собственных корреспондентов». в) История первой «собственных корреспондентов». в) История первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728 гг.). русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728 гг.). Лекционная (1 ч) и практическая (1 ч): Лекционная (1 ч) и практическая (1 ч): эвристическая лекция; эвристическая лекция; работа со работа со словарями, энциклопедиями, словарями, энциклопедиями, справочниками; справочниками; изготовление изготовление «древних «древних газет», творческая работа газет», творческая работа №6. №6. Работа со справочными Работа со справочными изданиями. изданиями. Обзор печатных изданий, Обзор печатных изданий, эвристическая беседа, ра эвристическая беседа, ра бота в бота в библиотеке, обзор книг и «круглый библиотеке, обзор книг и «круглый стол» с библиотекарем стол» с библиотекарем

Этап четвёртый

Этап четвёртый
. Расцвет журналистики. а) Русская . Расцвет журналистики. а) Русская журналистика XIX-XX веков. б) Первые журналы. журналистика XIX-XX веков. б) Первые журналы. Частные журналы. Частные журналы.
Этап пятый

Этап пятый
. Конец «эры Гуттенберга». а) Электронные . Конец «эры Гуттенберга». а) Электронные СМИ. Экологические Интернет-издания и др. б) Понятие СМИ. Экологические Интернет-издания и др. б) Понятие «жёлтая пресса». Что такое газетная утка «жёлтая пресса». Что такое газетная утка ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ (2 ч) ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ (2 ч) а) Понятие «детская журналистика». б) Особенности а) Понятие «детская журналистика». б) Особенности периодических изданий для детей и подростков в) периодических изданий для детей и подростков в) Первые детские издания Европы и России. Краткая Первые детские издания Европы и России. Краткая характеристика. г) Пионерские газеты и журналы. д) характеристика. г) Пионерские газеты и журналы. д) Современные детские СМИ. Требования СЭС к детским Современные детские СМИ. Требования СЭС к детским изданиям. Экология бумаги. е) Школьные издания. изданиям. Экология бумаги. е) Школьные издания. Обсуждение их материалов Обсуждение их материалов Практическая эвристическая беседа, Практическая эвристическая беседа, работа с изданиями, практикум, работа с изданиями, практикум, экскурсия в один из школьных пресс- экскурсия в один из школьных пресс- центров центров ЗНАКОМСТВО С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТСКИМИ И ЗНАКОМСТВО С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТСКИМИ И ПОДРОСТКОВЫМИ СМИ (2 ч) ПОДРОСТКОВЫМИ СМИ (2 ч) а) Особенности современных детско-юношеских изданий: а) Особенности современных детско-юношеских изданий: информационные, информационно-развлекательные, информационные, информационно-развлекательные, литературно-художественные, экологические, церковные литературно-художественные, экологические, церковные и проч. б) Краткий обзор журналов, альманахов, газет, и проч. б) Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в вашей области и других регионах. издающихся в вашей области и других регионах. в) Дайджест в детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его в) Дайджест в детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить. г) Газетофилия. Что собирают газетофилы составить. г) Газетофилия. Что собирают газетофилы Практическая: творческая работа № 2, Практическая: творческая работа № 2, работа с изданиями. Работа с работа с изданиями. Работа с изданиями, творческая работа № 3. изданиями, творческая работа № 3. Экскурсия в музей, беседа Экскурсия в музей, беседа ЗНАКОМСТВО С ЗАКОНАМИ О СМИ, ИСТОРИЕЙ ЗНАКОМСТВО С ЗАКОНАМИ О СМИ, ИСТОРИЕЙ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ (1 ч) ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ (1 ч) А также знакомство с законом «Об окружающей А также знакомство с законом «Об окружающей природной среде» и классификацией СМИ: радио, ТВ, природной среде» и классификацией СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика Интернет, газетно-журнальная периодика Практическая: творческая работа № 4, Практическая: творческая работа № 4, экскурсия в музей или редакцию экскурсия в музей или редакцию газеты. В выходные дни - экскурсии в газеты. В выходные дни - экскурсии в зоопарк, на ТВ, в Дом радио, зоопарк, на ТВ, в Дом радио, Интернет-центры Интернет-центры ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) Обобщение изученного материала Обобщение изученного материала Посвящение в юнкоры Посвящение в юнкоры
Темы для рефератов (на выбор):

Темы для рефератов (на выбор):
- - Возникновение и развитие журналистики в России. Возникновение и развитие журналистики в России. - - Что «сорока» на хвосте принесла. Что «сорока» на хвосте принесла. - - Журналист будущего. Журналист будущего. - - Взаимодействие СМИ и экологических организаций. Взаимодействие СМИ и экологических организаций.
Творческие работы:

Творческие работы:

1.

1.

Этимологический

Этимологический
«круглый «круглый
стол».

стол».
Разделившись на две группы, учащиеся готовят Разделившись на две группы, учащиеся готовят этимологические справки о словах «газета» этимологические справки о словах «газета» и и «журнал». «журнал».
2.

2.

Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»:

Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»:
выбрать любое выбрать любое детское или подростко детское или подростко вое издание и рассказать о его особенностях. вое издание и рассказать о его особенностях. 3. 3. Интеллектуальный блицтурнир. Интеллектуальный блицтурнир. Команды по очереди называют детские и подростковые издания и Команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характери кратко характери зуют их. Составление дайджеста. зуют их. Составление дайджеста.
4.

4.

Журналистская Дума

Журналистская Дума
(беседа о гласности, свободе печа (беседа о гласности, свободе печа ти, российских законах о СМИ, в том ти, российских законах о СМИ, в том числе о детских). числе о детских).
5.

5.

Творческая лаборатория:

Творческая лаборатория:
создание музея городской школьной прессы. создание музея городской школьной прессы.

П. Основы журналистики

П. Основы журналистики

(58 часов)

(58 часов)

Тема занятия

Тема занятия

Форма

Форма

1

1

2

2
ЗНАКОМСТВО С ДРЕВОМ ЖАН ЗНАКОМСТВО С ДРЕВОМ ЖАН РОВ. РОВ. ПУБЛИЦИСТИКА (2 ч) ПУБЛИЦИСТИКА (2 ч) а) Жанровое разнообразие - залог чи а) Жанровое разнообразие - залог чи таемой, таемой, интересной газеты интересной газеты б) Система жанров в литературе б) Система жанров в литературе и журналистике. и журналистике. в) Античный театр как предтеча в) Античный театр как предтеча жанров журналистики. жанров журналистики. г) Газетно-журнальные жанры. г) Газетно-журнальные жанры. д) Знакомство с понятиями «жанр», д) Знакомство с понятиями «жанр», «факт» «факт» Лекционная (1 ч) и практиче Лекционная (1 ч) и практиче ская (1 ч): ская (1 ч): эвристическая беседа эвристическая беседа МАСТЕРСКАЯ ЖАНРОВ (2 ч) МАСТЕРСКАЯ ЖАНРОВ (2 ч) а) Принципы деления на жанры. Информационные: а) Принципы деления на жанры. Информационные: новость (информация), заметка, отчёт, репортаж, новость (информация), заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: Аналитические: комментарий, статья, комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. зарисовка, фельетон, эссе. б) Жанровое своеобразие б) Жанровое своеобразие журналистских материалов: экологические (обзор, журналистских материалов: экологические (обзор, мониторинг, информационная мониторинг, информационная листовка), социальные листовка), социальные и т. д. и т. д. в) Публицистические жанры в) Публицистические жанры Лекционная (1 ч) и практическая (1ч): Лекционная (1 ч) и практическая (1ч): обзор газет и журналов, семинар с обзор газет и журналов, семинар с элементами элементами лекции, практикум, экскурсия, лекции, практикум, экскурсия, творческая работа № 1 творческая работа № 1 ИНФОРМАЦИЯ (НОВОСТЬ) (5 ч) ИНФОРМАЦИЯ (НОВОСТЬ) (5 ч) а) Что такое информация (новость) и её основные а) Что такое информация (новость) и её основные черты. черты. б) Типы информации. б) Типы информации. в) Формы подачи в) Формы подачи новостей: метод новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок. маски, фичер, клиповый заголовок. г) Правила построения информации. г) Правила построения информации. д) Методы д) Методы получения информации. получения информации. е) Факт как основа е) Факт как основа информационных информационных жанров. жанров. ж) Собирание школьных ж) Собирание школьных новостей. новостей. з) Техническое оснащение юнкора з) Техническое оснащение юнкора Лекционная (1 ч) и практическая (4 ч): Лекционная (1 ч) и практическая (4 ч): эвристическая эвристическая лекция, работа с лекция, работа с карточками карточками и методической литературой, и методической литературой, экологической и др. информацией; экологической и др. информацией; практика - написание информации, их практика - написание информации, их анализ, анализ, творческая работа №11, экскурсия творческая работа №11, экскурсия в школьное лесничество или ботанический в школьное лесничество или ботанический сад, сад, акция акция ЗАМЕТКА (3 ч) ЗАМЕТКА (3 ч) а) Что такое заметка и её основные а) Что такое заметка и её основные черты. черты. б) Типы заметок: краткая и расширен б) Типы заметок: краткая и расширен ная ная Практическая: творческая Практическая: творческая работа № 4, работа № 4, экскурсия в экологический или другой экскурсия в экологический или другой музей музей ОТЧЁТ (2 ч) ОТЧЁТ (2 ч) Что такое отчёт и его основные черты Что такое отчёт и его основные черты Практическая: эвристическая Практическая: эвристическая беседа, беседа, творческая работа творческая работа № 3,экскурсия № 3,экскурсия РЕПОРТАЖ (3 ч) РЕПОРТАЖ (3 ч) а) Что такое репортаж, его признаки. б) Предмет а) Что такое репортаж, его признаки. б) Предмет репортажа и его основа. в) Виды и типы репортажа. репортажа и его основа. в) Виды и типы репортажа. г) Тема репортажа и его герой. д) Подготовка к г) Тема репортажа и его герой. д) Подготовка к репортажу. е) Фоторепортаж. ж) Работа с репортажу. е) Фоторепортаж. ж) Работа с техническими средствами техническими средствами Практическая: работа с газе Практическая: работа с газе тами, мастер- тами, мастер- класс, анализ экскурсии, поездки класс, анализ экскурсии, поездки ИНТЕРВЬЮ (5 ч) ИНТЕРВЬЮ (5 ч) а) Что такое интервью, его признаки. б) Типы и виды а) Что такое интервью, его признаки. б) Типы и виды интервью. «Расспросные речи» - прообраз интервью. интервью. «Расспросные речи» - прообраз интервью. в) Этапы работы над интервью. г) Классификация в) Этапы работы над интервью. г) Классификация вопросов вопросов Лекционная (1 ч) и практиче Лекционная (1 ч) и практиче ская (4 ч): ская (4 ч): эвристическая лек эвристическая лек ция, проведение ция, проведение учебных интервью на экскурсии учебных интервью на экскурсии ОПРОС. ПРЕСС-РЕЛИЗ (2 ч) ОПРОС. ПРЕСС-РЕЛИЗ (2 ч) а) Что такое опрос, пресс-релиз. б) Функции пресс- а) Что такое опрос, пресс-релиз. б) Функции пресс- релиза, структура релиза, структура Практическая: практикум, проведение Практическая: практикум, проведение благотворитель благотворитель ной акции, экскурсия ной акции, экскурсия ОБОЗРЕНИЕ, КОММЕНТАРИЙ (2 ч) ОБОЗРЕНИЕ, КОММЕНТАРИЙ (2 ч) Понятие об этих жанрах, их видах и признаках Понятие об этих жанрах, их видах и признаках Лекционная (1 ч) и практиче Лекционная (1 ч) и практиче ская (1 ч): ская (1 ч): эвристическая бе эвристическая бе седа, работа с изданиями седа, работа с изданиями РЕЦЕНЗИЯ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (Зч) РЕЦЕНЗИЯ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (Зч) Практическая: эвристическая беседа, Практическая: эвристическая беседа,
а) Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. а) Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. б) Основные требования к рецензии. В чём её б) Основные требования к рецензии. В чём её отличие от отзыва отличие от отзыва посещение театра, кино и др., экскурсия, посещение театра, кино и др., экскурсия, «круг «круг лый стол» лый стол» СТАТЬЯ (4 ч) СТАТЬЯ (4 ч) а) Что такое статья. Виды статей. б) Приёмы а) Что такое статья. Виды статей. б) Приёмы написания статей. в) Описание как элемент любой написания статей. в) Описание как элемент любой статьи статьи Практическая: работа с изда Практическая: работа с изда ниями, тесты, ниями, тесты, творческая работа № 14,экскурсия творческая работа № 14,экскурсия ОЧЕРК (4 ч) ОЧЕРК (4 ч) а) Что такое очерк. Его основные черты. б) Виды а) Что такое очерк. Его основные черты. б) Виды очерков. в) Типы очерковых публикаций очерков. в) Типы очерковых публикаций Практическая: творческая работа №10, Практическая: творческая работа №10, подготовка ре подготовка ре цензии на очерк, экскурсия цензии на очерк, экскурсия ЗАРИСОВКА (4 ч) ЗАРИСОВКА (4 ч) а) Что такое зарисовка. Её основные черты. б) Виды а) Что такое зарисовка. Её основные черты. б) Виды зарисовок. в) Способы написания зарисовки зарисовок. в) Способы написания зарисовки Лекционная (\ ч) и практическая (3 ч): Лекционная (\ ч) и практическая (3 ч): творческая работа № 2, поездки по творческая работа № 2, поездки по историче историче ским местам, работа со сло ским местам, работа со сло варём, варём, творческое задание «Нарисую образ» творческое задание «Нарисую образ» ФЕЛЬЕТОН И ПАМФЛЕТ (2 ч) ФЕЛЬЕТОН И ПАМФЛЕТ (2 ч) а) Что такое фельетон и памфлет. б) Элементы и а) Что такое фельетон и памфлет. б) Элементы и разновидности фелье разновидности фелье тона. в) Фельетоны Зощенко, тона. в) Фельетоны Зощенко, Ильфа и Пет Ильфа и Пет рова. г) Фельетон в современной прессе рова. г) Фельетон в современной прессе Практическая: творческие работы № 2, 5, Практическая: творческие работы № 2, 5, работа с сати работа с сати рическими текстами, экскур рическими текстами, экскур - - сия сия ЭССЕ (3 ч) ЭССЕ (3 ч) а) Что такое эссе. Правила написания. б) Эссе как а) Что такое эссе. Правила написания. б) Эссе как жанр и как принцип ком жанр и как принцип ком позиционного построения позиционного построения очерка очерка Практическая: творческая работа № 7, Практическая: творческая работа № 7, экскурсия, твор экскурсия, твор ческое задание № 16 ческое задание № 16 СОЦИОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЗНАНИЙ (3 ч) ЖУРНАЛИСТСКИХ ЗНАНИЙ (3 ч) а) Правила составления анкеты. Её виды. б) Правила а) Правила составления анкеты. Её виды. б) Правила проведения опроса. в) Методики опроса: мониторинг, проведения опроса. в) Методики опроса: мониторинг, до до кумент. г) Рейтинг кумент. г) Рейтинг Лекционная (1 ч) и практическая (2 ч): Лекционная (1 ч) и практическая (2 ч): «круглый стол», работа с анкетами, «круглый стол», работа с анкетами, встречи встречи КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 ч) КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 ч) а) Знакомство с термином «газетный язык». б) а) Знакомство с термином «газетный язык». б) Требования к языку СМИ. в) Выразительные средства Требования к языку СМИ. в) Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др. г) газетного языка: фразеологизмы, тропы и др. г) Лексические и синтаксические осо Лексические и синтаксические осо бенности газетного бенности газетного языка. д) Газетные штампы. языка. д) Газетные штампы. Лекционная (1ч)и практическая (8 ч): Лекционная (1ч)и практическая (8 ч): работа с издания работа с издания ми, справочными ми, справочными пособиями, тесты, карточки, творческие пособиями, тесты, карточки, творческие работы № 3, 9, 12, 13, анализ работы № 3, 9, 12, 13, анализ художественных текстов и газетно- художественных текстов и газетно- журнальных пуб журнальных пуб ликаций, «круглый стол» ликаций, «круглый стол» е) Лексические, логические и синтаксические ошибки е) Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, в тексте: плеоназм, ляпалиссиады, тавтология и др. ляпалиссиады, тавтология и др. ж) Формы устной и письменной речи: ж) Формы устной и письменной речи: повествование, повествование, рассуждение, размышление, описание. рассуждение, размышление, описание. з) Искусство з) Искусство обмена информацией обмена информацией в письменном виде (язык в письменном виде (язык письма) письма) и) Особенности публицистического и) Особенности публицистического стиля, стиля, высокий и низкий стили, арго высокий и низкий стили, арго и просторечие в и просторечие в журналистике журналистике ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) Практическая: творческая Практическая: творческая работа № 8. работа № 8. Конкурс юнкоров «С лёгким жанром!», Конкурс юнкоров «С лёгким жанром!», защита проектов. защита проектов.
Творческие работы

Творческие работы
1. 1. Творческое задание. Творческое задание. Используя русские народные посло Используя русские народные посло вицы и поговорки, написать фельетон на вицы и поговорки, написать фельетон на тему «Делу время, по тему «Делу время, по техе - час». техе - час». 2. 2. Урок читательских удовольствий. Урок читательских удовольствий. Написать зарисовку на одну из тем (на выбор): «Зимняя сказка», Написать зарисовку на одну из тем (на выбор): «Зимняя сказка», «Весеннее настрое «Весеннее настрое ние», «Летние радости», «Ода осени». ние», «Летние радости», «Ода осени». 3. 3. Творческая мастерская «Бюро детективных расследо Творческая мастерская «Бюро детективных расследо ваний». ваний». Написать «детективный» отчёт на Написать «детективный» отчёт на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников - Дне журналиста, Дне тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников - Дне журналиста, Дне российской печати). российской печати).
4. 4. Творческая мастерская «Флораскоп». Творческая мастерская «Флораскоп». Написать неболь Написать неболь шой материал (жанр на выбор) на тему шой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы в нашей жизни» или «Береги флору и фауну», используя элементы путевых за «Цветы в нашей жизни» или «Береги флору и фауну», используя элементы путевых за меток, меток, зарисовок. зарисовок. 5. 5. Круглый стол «Диалог-шоу». Круглый стол «Диалог-шоу». Написание дружеских Написание дружеских па па родий, «портретов». родий, «портретов». 6. 6. Круглый стол «Эврика» Круглый стол «Эврика» (стихотворная игра-буриме). (стихотворная игра-буриме). 7. 7. «Информационный пикник» «Информационный пикник» (возможно приглашение ро (возможно приглашение ро дителей, педагогов). Тема на выбор - дителей, педагогов). Тема на выбор - написать по ней материал-размышление. написать по ней материал-размышление. 8. 8. Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин». Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин». Написать материал (тема, жанр - на выбор), в Написать материал (тема, жанр - на выбор), в который вклю который вклю чить слова- «бины» (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Ра чить слова- «бины» (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Ра боты оцениваются по боты оцениваются по следующим критериям: следующим критериям: а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее б) наибольшее количество «бинов». количество «бинов». 9. 9. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Из скороговорок соста Из скороговорок соста вить текст на любую тему и прочитать вить текст на любую тему и прочитать (оценивается произноше (оценивается произноше ние и мастерство составления материала). ние и мастерство составления материала). 10. 10. Литературный тренинг. Литературный тренинг. Составление письменной ха Составление письменной ха рактеристики или литературного мини- рактеристики или литературного мини- портрета на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?». портрета на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?». 11. 11. Мастер-новость «Час важных сообщений». Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни Написание заметок о значимых событиях в жизни школы. школы. 12. 12. Газета-экспромт. Газета-экспромт. Составление материалов в виде заме Составление материалов в виде заме ток, зарисовок в грамматической игре «О ток, зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препи пользе знаков препи нания»: в предлагаемом готовом тексте (это может быть отры нания»: в предлагаемом готовом тексте (это может быть отры вок из сказки, вок из сказки, стихотворение) или написанном самостоятельно, но без знаков препинания, расставляются знаки стихотворение) или написанном самостоятельно, но без знаков препинания, расставляются знаки препинания так, чтобы получился новый по смыслу текст. препинания так, чтобы получился новый по смыслу текст. 13. 13. «Эпитетное меню». «Эпитетное меню». Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» - подбор эпитетов к Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» - подбор эпитетов к различным словам (например, различным словам (например, руки, голова, работа руки, голова, работа и т. д.). и т. д.). 14. 14. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Написание рассказов по посло Написание рассказов по посло вице (крылатому выражению, афоризму). В вице (крылатому выражению, афоризму). В основу можно по основу можно по ложить случай из жизни (своей, друзей или родителей) или выдуманную историю. ложить случай из жизни (своей, друзей или родителей) или выдуманную историю. Например, на тему «Ученье - свет, а неуче Например, на тему «Ученье - свет, а неуче нье - тьма». нье - тьма». 15. Творческое задание «Газетный жанр». 15. Творческое задание «Газетный жанр». Юнкоры делят Юнкоры делят ся на группы по жанрам. Одна группа ся на группы по жанрам. Одна группа доказывает, что интервью - самый интересный жанр, другая - что зарисовка самый интерес доказывает, что интервью - самый интересный жанр, другая - что зарисовка самый интерес ный жанр, ный жанр, и т. д. и т. д. 16. Написание 16. Написание эссе эссе на тему «Что значит правильно выбрать профессию». на тему «Что значит правильно выбрать профессию». 17. 17. Написание статьи Написание статьи на тему «Профессии моих родите на тему «Профессии моих родите лей» или «Профессия лей» или «Профессия (указать название) (указать название) и и здоровье». здоровье». 18. 18. Жанрворд. Жанрворд. Ребята получают карточки с названием жан Ребята получают карточки с названием жан ров. Каждый рисует свой жанр в каком-то ров. Каждый рисует свой жанр в каком-то образе и от его имени рассказывает, кто он такой, используя в помощь подсказки: образе и от его имени рассказывает, кто он такой, используя в помощь подсказки: а) что изучает этот а) что изучает этот жанр; жанр; б) трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо; б) трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо; в) кто из журналистов (писателей, в) кто из журналистов (писателей, критиков и др.) работал в этом жанре и прославил его. критиков и др.) работал в этом жанре и прославил его.
II

II

год обучения

год обучения

III

III

.

.

Художественно-техническое оформление издания

Художественно-техническое оформление издания

(56

(56

часов)

часов)

Тема занятия

Тема занятия

Форма

Форма

1

1

2

2
СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ (12 ч) СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ (12 ч) а) Формат издания и количество колонок. а) Формат издания и количество колонок. б) Виды б) Виды формата и постоянные элементы формата и постоянные элементы издания (полоса, издания (полоса, колонтитул колонтитул и др.). и др.). в) Колонтитул и его роль в издании. в) Колонтитул и его роль в издании. г) Композиция издания: вертикальная и г) Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. горизонтальная. д) Шрифтовое оформление, типичные д) Шрифтовое оформление, типичные ошибки при ошибки при использовании шрифтов. использовании шрифтов. е) Дизайн издания как е) Дизайн издания как первооснова его первооснова его макета. Художественное оформление. макета. Художественное оформление. ж) Типология издания: периодичность ж) Типология издания: периодичность выпуска, тираж, выпуска, тираж, объём, формат, адресность и. д. Понятие «выходные объём, формат, адресность и. д. Понятие «выходные данные» данные» Лекционная (1 ч) и практическая (11 Лекционная (1 ч) и практическая (11 ч): эвристическая лекция, работа с ч): эвристическая лекция, работа с изданиями, мастер-класс, изданиями, мастер-класс, экскурсия в экскурсия в редакции редакции СМИ, агентство рекламных СМИ, агентство рекламных форм форм
ДЕЛАЕМ ГАЗЕТУ (22 ч) ДЕЛАЕМ ГАЗЕТУ (22 ч) а) Знакомство с понятиями «макет» а) Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы и «вёрстка». Приёмы макетирования. макетирования. б) Вёрстка, основные её правила. в) Виды б) Вёрстка, основные её правила. в) Виды вёрстки. Знакомство с издательской программой вёрстки. Знакомство с издательской программой Adobe Adobe Page Page Maker Maker , её , её назначение и краткая характеристика. назначение и краткая характеристика. г) Вёрстка статьи. Форма текста, размер г) Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала. материала. д) Композиция полосы: принципы зрительного д) Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия. предпочтения, равновесия. е) Приёмы выделения е) Приёмы выделения материала материала на полосе. на полосе. ж) Разработка постраничного ж) Разработка постраничного графического макета номера газеты. графического макета номера газеты. з) Первая страница, з) Первая страница, её типы. её типы. и) Роль врезки на полосе и) Роль врезки на полосе Лекционная (2 Лекционная (2 ч) ч) и практическая (20 и практическая (20 ч): творческая ч): творческая работа, работа со работа, работа со справочной литературой, мастер- справочной литературой, мастер- класс, экскурсия в типографию класс, экскурсия в типографию ЗАГОЛОВКИ И ИЛЛЮСТРАЦИИ (12 ч) ЗАГОЛОВКИ И ИЛЛЮСТРАЦИИ (12 ч) а) Роль и функции фотоиллюстраций. а) Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение Фотонаполнение номера. номера. б) Заголовок, его основные функции б) Заголовок, его основные функции и виды. и виды. в) Сокращения в заголовках и ошибки. в) Сокращения в заголовках и ошибки. г) Работа с г) Работа с цветом. цветом. д) Подготовка подписей к снимкам д) Подготовка подписей к снимкам Лекционная Лекционная (2 ч) (2 ч) и практическая (10 и практическая (10 ч): эвристическая беседа, фотокласс, ч): эвристическая беседа, фотокласс, экскурсия в рекламное экскурсия в рекламное агентство, агентство, «круглый стол» «круглый стол» дизайнера, работа дизайнера, работа с изданиями, экскурсия в с изданиями, экскурсия в профессиональное учили профессиональное учили ще ще ТИПЫ И ВИДЫ ШКОЛЬНЫХ ГАЗЕТ ТИПЫ И ВИДЫ ШКОЛЬНЫХ ГАЗЕТ (9 (9 ч) ч) а) Боевой листок, «молния», фотогазета, а) Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», «живая газета», приложение, фигурная, приложение, фигурная, объёмная, уикендовый номер и объёмная, уикендовый номер и проч. проч. б) Школьная газета и веб-сайт б) Школьная газета и веб-сайт Лекционная (1 ч) и практическая (8 ч): Лекционная (1 ч) и практическая (8 ч): эвристическая лекция, творческая эвристическая лекция, творческая работа по созданию газет, работа по созданию газет, обсуждение обсуждение материалов материалов школьных газет, поиск школьных газет, поиск школьных изданий школьных изданий в Интернете, в Интернете, экскурсия экскурсия ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) Защита проекта Защита проекта
Творческая работа

Творческая работа
- создать оригинал-макет газетной по - создать оригинал-макет газетной по лосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации). лосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации).
IV

IV

.

.

Редакционно-издательская деятельность

Редакционно-издательская деятельность

(12 часов)

(12 часов)

Тема занятия

Тема занятия

Форма

Форма
ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА- ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА- РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ. РЕДАКЦИЯ (4 ч) РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ. РЕДАКЦИЯ (4 ч) а) Особенности работы малой редакции. Школьная а) Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности. редакция, её особенности. б) Кто и что делает в б) Кто и что делает в редакции. редакции. в) Творческая и техническая части редакции, в) Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный их функции. Редакционный портфель. портфель. г) Работа над г) Работа над концепцией газеты. концепцией газеты. д) Пресс-документы и пресс- д) Пресс-документы и пресс- мероприятия. мероприятия. е) Редакционные кампании е) Редакционные кампании (Приложе- (Приложе- ние №13) ние №13) Лекционная П ч) и практическая (3 ч): Лекционная П ч) и практическая (3 ч): эвристическая эвристическая лекция, деловая игра, лекция, деловая игра, творческая лаборатория, пресс-коктейль, творческая лаборатория, пресс-коктейль, кофе-брейк. Текст кофе-брейк. Текст к занятию: к занятию: К. Чапек К. Чапек . . Как Как делается газета (из книги делается газета (из книги «Как это «Как это делается»). делается»). РЕДАКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ РЕДАКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ РАЗНЫХ ФОРМ РАЗНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ (4 ч) И ЖАНРОВ (4 ч) а) Общее понятие о редактировании. а) Общее понятие о редактировании. Редакторская Редакторская правка. правка. б) Цели правки текста и её виды: сокращение, б) Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др. рубка хвоста, переделка и др. в) Требования к в) Требования к журналистскому (авторскому) материалу журналистскому (авторскому) материалу Лекционная (1 ч) и практическая Лекционная (1 ч) и практическая (3 (3 ч): ч): эвристический эвристический семинар с элементами семинар с элементами лекции, практикум лекции, практикум РЕКЛАМА В РЕДАКЦИОННО- РЕКЛАМА В РЕДАКЦИОННО- ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 (2 ч) ч) а) Знакомство с историей рекламы. а) Знакомство с историей рекламы. б) Реклама в б) Реклама в школьном издании. школьном издании. в) Создание рекламного текста, его в) Создание рекламного текста, его язык (экологическая реклама, её виды) язык (экологическая реклама, её виды) Практическая: семинар, Практическая: семинар, проект, проект, «круглый стол», «круглый стол», акция акция ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч) ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч) Защита проектов. Подведение итогов. Защита проектов. Подведение итогов. Оценка труда Оценка труда юнкоров - бал «Золотая юнкоров - бал «Золотая
клякса» клякса»
Творческие работы

Творческие работы
1. 1. Рекламный Рекламный экологический экологический мини-проект мини-проект на тему (на вы на тему (на вы бор): «Зелёный друг», «Поможем растить бор): «Зелёный друг», «Поможем растить леса». леса». 2. 2. Деловая игра «Редакционный коллектив» Деловая игра «Редакционный коллектив» - создание ре - создание ре дакции. дакции. 3. 3. Семинар на тему «Реклама в СМИ: вред или польза?». Семинар на тему «Реклама в СМИ: вред или польза?». 4. 4. Рекламное агентство. Рекламное агентство. Придумать забавные рекламные объявления на тему «Агентство птичьей Придумать забавные рекламные объявления на тему «Агентство птичьей недвижимости» или на собственную тему. недвижимости» или на собственную тему. 5. 5. Практикум по редактированию. Практикум по редактированию. Работа по принципу пе Работа по принципу пе ределки: чужую заметку переделать в ределки: чужую заметку переделать в интервью и, наоборот, ин интервью и, наоборот, ин тервью сделать заметкой. тервью сделать заметкой.