Урок окружающего мира "На что похожа наша планета"

Автор: Литовченко Алла Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области"
Населённый пункт: п. Ровеньки, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "На что похожа наша планета"
Дата публикации: 26.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор методической разработки: учитель МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области»
Литовченко Алла Ивановна

Окружающий мир

НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА
?
Цели деятельности

учителя
Формировать первоначальное представление о форме и движении Земли, и о глобусе, как модели Земли.
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи (решение частных задач)
Планируемые

образовательные

результаты

Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять форму Земли, различать на глобусе воду и сушу. Получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, оценивать результаты выполненного задания. П онимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Методы и формы

обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Образовательные

ресурсы
Презентация на тему «На что похожа наша планета?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа viki.rdfitem/1229/download/
Организационная структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимо- действия Универсальные учебные действия Промежу- точный контроль 1 2 3 4 5 6 7
I.

Организацио

нный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащих- ся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке - Дети, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться? Слушают, отвечают учителю Фронтальная
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения Устный опрос
II.

Актуализаци

я знаний.

Постановка

учебной

задачи
Просмотр видеоролика «Мои Ровеньки». Установление соответствия между длиной отрезка и пространством Проводит беседу по вопросам: - О чем видеоролик? -Что для нас Ровеньки? Найдите соответствия между длиной отрезков в левом столбике и словами правого столбика.
(Приложение№1)
Отвечают на вопросы. Устанавливают пары 1 – Ровеньки, 2 – Белгородская область, 3 – Россия, 4 - ? По ходу работы повторяют символы. Фронтальная
Познавательные:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о региональных и Государственных символах; логические – строят цепочку рассуждений Устные ответы Практичес кая работа
Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 - Что спрятано под ? - Итак, тема нашего урока: «Планета Земля». Что бы вы хотели узнать о нашей планете? - Планета Земля огромна, загадочна и не до конца изучена. Она хранит множество тайн, возможно, некоторые из них удастся раскрыть и вам, когда вы вырастете. А чем сегодня будем заниматься на уроке, мы уточним в учебнике, нам как всегда поможет Муравей Вопросик. - На какие вопросы мы будем искать ответ? По ходу ответов учащихся вывешивает опорные схемы на доске.
(Приложение№2)
- Порядок работы и формы деятельности отражены в нашем путевом листе. Расскажите, как мы будем - Наша планета - Земля. Читают тему урока и цели в учебнике - Какую форму имеет Земля? Как движется наша планета? По таблице планируют работу на познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; регулятивные – формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Устные ответы
работать.
(Приложение №3)
уроке.
III. Изучение

нового

материала
Презентация на тему «На что похожа наша планета?». Практическая работа. Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Иллюстрация в учебнике -Рассмотрите, предметы на столе учителя и предположите, на что похожа Земля, на тарелку или мячик. - В древности представления о Земле были разными. Древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе. Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане. Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу, сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь за тем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателей с берега казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь за тем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую Высказываю т предположен ия. Фронталь ная. познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Устные ответы.
Слайд №4 Слайд №5 Иллюстрация в учебнике форму. А моряк-путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Таким образом, это путешествие подтвердило предположения, что Земля не плоская как тарелка, а имеет шарообразную форму. В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели что Земля – шар. - Итак, какую форму имеет Земля? - Мы закончили работу по первому пункту. Как теперь Отвечают на вопросы. Выполняют задание Индивид уальная
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; Устные ответы
Работа с глобусом будем работать? - Работаем по рядам. 1 ряд – лепит из пластилина модель Земли. 2 ряд – ищет в классе предметы по форме напоминающие Землю. 3 ряд – работает в тетради ( задание №1: обвести предметы, по форме напоминающие землю) - Проверяем работу. 3 ряд – взаимопроверка, сигнализируем, что пара готова; 2 ряд – поднимает предметы, 1 ряд – поднимает модели. - Что такое модель? - Существует научная модель нашей планеты – глобус. Глобус— уменьшенная вращающаяся модель Земли. Глобус наиболее правильно отражает внешний вид Земли и верно передаёт очертания океанов и материков. Первый самостоятель но. регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – Самостоят ельная работа, фронтальн ая проверка, взаимопро верка
глобус был сделан в 1492 году в Германии. - Посмотрите в маршрутный лист, как будем работать? - У вас на столе глобусы, рассмотрите их, сделайте вывод, - Каким цветом на глобусе обозначены суша, реки, моря и океаны? -Что может рассказать глобус о вращении Земли? - Расселите модели людей на модели Земли – глобусе? - Почему люди, которые живут на нашей планете «вверх ногами» не падают, не улетают в космос? Обсудите в паре и представьте одно предположение от пары. - Посмотрим мультфильм, убедимся в верности или ложности предположений - Итак, мы узнали, какую форму имеет Земля? - В парах. Дети высказывают предположен ия. Парная Фронталь ная формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. познавательные – освоить способы решения проблем поискового характера; Взаимокон троль
Мультфильм «Фиксики о земном притяжении».
Физминутка
_ Как движется Земля? - Что удерживает людей и все остальные предметы на поверхности Земли? - Почему все предметы держатся на планете? А сейчас мы с вами, дети, Полетаем на ракете. На носочки поднимись А потом — руки вниз. Раз, два, три, потянись. День летим, и ночь летим И на землю вниз глядим. Видим сверху мы поля, Горы, речки и моря. Видим мы весь шар земной, Шар земной — наш дом родной! -На огромном космическом корабле мы с вами вышли на околоземную орбиту и наблюдаем за движением нашей планеты. 1) Учитель показывает, как движется Земля с помощью теллурия 2) Все выше и выше наш Отвечают на вопросы Выполняют упражнения Наблюдают Фронталь ная
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; регулятивные – формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Устный опрос
Работа с теллурием . Просмотр видеофрагмента из электронного приложения. поднимается наш корабль, и вот уже Земля совсем далеко, посмотрите, как она движется. -Таким образом, когда мы на Земле нам кажется, что солнце вращается вокруг Земли, на самом деле, это обман зрения. И в полете мы видим, что? - Нам пора возвращаться на Землю. Начинаем снижение, 1,2,3 – поздравляю вас с приземлением. - Обратите внимание на маршрутный лист, как будем работать? за движением Земли. Отвечают на вопросы. - В группах.
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Устный опрос
Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7
IV.

Первичное

осмысление и

закрепление
Выполнить заданий электронного приложения к учебнику «Окружающий мир» Работаем в группах с электронным приложением, установленным на ноутбуках. Вспоминаем правила работы в группе, окончательный ответ выбираем после короткого обсуждения. Выполняют задания на ноутбуках Группова я
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные:
проявляют интерес к новому учебному материалу Проверка заданий электронно го приложени я
V. Итоги

урока.

Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке Проводит беседу по вопросам: -Что мы должны были узнать на уроке? -Какую форму имеет Земля? -Как движется Земля? Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.
«М» (мизинец) – мысли,

знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?- Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость

к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг? «
С» (средний) – состояние
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональн ое состояние на уроке Фронталь ная
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивани е учащихся за работу на уроке

духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга,

помощь, сотрудничество
. - Чем я сегодня помог другим?- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими? «
Б» (большой палец) –

бодрость, физическое

состояние
.- Что я сегодня сделал для моего здоровья? Приложение №1
Россия

Белгородская область

Ровеньки

?
Приложение №2
Приложение№3 1. 2.
3. 4.