Урок окружающего мира "На что похожа наша планета"
Автор: Литовченко Алла Ивановна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области"
Населённый пункт: п. Ровеньки, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "На что похожа наша планета"
Автор методической разработки: учитель МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской
области» Литовченко Алла Ивановна
Окружающий мир
НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА
?
Цели деятельности
учителя
Формировать первоначальное представление о форме и движении Земли, и о глобусе, как модели Земли.
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи (решение частных задач)
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять форму Земли, различать на
глобусе воду и сушу. Получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, изобразительную) в
учебнике, анализировать ее содержание, оценивать результаты выполненного задания. П
онимать учебную задачу
урока и стремиться ее выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых
знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового
характера;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; формирование уважительного отношения
к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и личностного смысла учения
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Образовательные
ресурсы
Презентация на тему «На что похожа наша планета?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа
viki.rdfitem/1229/download/
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
совзаимо-
действия
Универсальные
учебные действия
Промежу-
точный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I.
Организацио
нный момент
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка учащих-
ся к усвоению
изучаемого
материала
Проверяет готовность
обучающихся к уроку,
создает эмоциональный
настрой, отмечает степень
вовлеченности учащихся в
работу на уроке
- Дети, вам тепло?
- В классе светло?
- Прозвенел уже звонок?
- Уже закончился урок?
- Хотите учиться?
- Значит можно садиться?
Слушают,
отвечают учителю
Фронтальная Личностные: принятие и
освоение социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
личностного смысла
учения
Устный
опрос
II.
Актуализаци
я знаний.
Постановка
учебной
задачи
Просмотр
видеоролика «Мои
Ровеньки».
Установление
соответствия
между длиной
отрезка и
пространством
Проводит беседу по
вопросам:
- О чем видеоролик?
-Что для нас Ровеньки?
Найдите соответствия
между длиной отрезков в
левом столбике и словами
правого столбика.
(Приложение№1)
Отвечают
на вопросы.
Устанавливают
пары 1 –
Ровеньки, 2 –
Белгородская
область, 3 –
Россия, 4 - ?
По ходу работы
повторяют
символы.
Фронтальная Познавательные:
общеучебные – осознанное
и произвольное речевое
высказывание в устной
форме о региональных и
Государственных
символах; логические –
строят цепочку
рассуждений
Устные
ответы
Практичес
кая работа
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
- Что спрятано под ?
- Итак, тема нашего урока:
«Планета Земля». Что бы вы
хотели узнать о нашей
планете?
- Планета Земля огромна,
загадочна и не до конца
изучена. Она хранит
множество тайн, возможно,
некоторые из них удастся
раскрыть и вам, когда вы
вырастете. А чем сегодня
будем заниматься на уроке, мы
уточним в учебнике, нам как
всегда поможет Муравей
Вопросик.
- На какие вопросы мы будем
искать ответ?
По ходу ответов учащихся
вывешивает опорные схемы на
доске.
(Приложение№2)
- Порядок работы и формы
деятельности отражены в
нашем путевом листе.
Расскажите, как мы будем
- Наша
планета -
Земля.
Читают тему
урока и цели
в учебнике
- Какую
форму
имеет
Земля?
Как
движется
наша
планета?
По таблице
планируют
работу на
познавательные – освоить
способы решения проблем
творческого и поискового
характера;
коммуникативные – признавать
возможность существования
различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
регулятивные – формировать
умение планировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации;
определять наиболее
эффективные способы
достижения результата;
Устные
ответы
работать.
(Приложение №3)
уроке.
III. Изучение
нового
материала
Презентация
на тему «На что
похожа наша
планета?».
Практическая
работа.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Иллюстрация в
учебнике
-Рассмотрите, предметы на
столе учителя и предположите,
на что похожа Земля, на
тарелку или мячик.
- В древности представления о
Земле были разными. Древние
люди думали, что Земля
плоская. Она лежит на трёх
слонах, а те стоят на спине
Большой Черепахи, которая
плавает в космосе.
Другие представляли нашу
Землю круглой, но лежит она
на трёх китах, которые плавают
в океане.
Путешествуя по морю, наши
предки стали замечать, что,
подплывая к берегу, сначала
можно видеть вершины гор,
потом – возвышенности и лишь
за тем низкие берега. И,
наоборот, для наблюдателей с
берега казалось, что в дали
сначала появляются паруса и
лишь за тем – нижняя часть
корабля. Эти наблюдения
подтолкнули древних к мысли,
что Земля имеет выпуклую
Высказываю
т
предположен
ия.
Фронталь
ная.
познавательные – освоить
способы решения проблем
творческого и поискового
характера;
овладеть
логическими действиями
сравнения, анализа,
классификации по признакам;
коммуникативные –
формировать готовность
слушать собеседника и вести
диалог, признавать возможность
существования различных точек
зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
Устные
ответы.
Слайд №4
Слайд №5
Иллюстрация в
учебнике
форму.
А моряк-путешественник
Магеллан, решив объехать на
пяти кораблях Землю, доказал
что она круглая. Его корабли
три года плыли всё вперед и
вперед, не меняя направления.
Четыре корабля погибли в
бурных водах океана. И только
один корабль обогнул Землю и
вернулся в порт с другой,
противоположной стороны.
Таким образом, это
путешествие подтвердило
предположения, что Земля не
плоская как тарелка, а имеет
шарообразную форму.
В наши дни, когда
космические корабли летают в
космос, космонавты своими
глазами увидели что Земля –
шар.
- Итак, какую форму имеет
Земля?
- Мы закончили работу по
первому пункту. Как теперь
Отвечают
на вопросы.
Выполняют
задание
Индивид
уальная
Личностные: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и
найти выход из спорной
ситуации;
Устные
ответы
Работа с глобусом
будем работать?
- Работаем по рядам.
1 ряд – лепит из пластилина
модель Земли.
2 ряд – ищет в классе предметы
по форме напоминающие
Землю.
3 ряд – работает в тетради
( задание №1: обвести
предметы, по форме
напоминающие землю)
- Проверяем работу. 3 ряд –
взаимопроверка,
сигнализируем, что пара
готова; 2 ряд – поднимает
предметы, 1 ряд – поднимает
модели.
- Что такое модель?
- Существует научная
модель нашей планеты –
глобус. Глобус— уменьшенная
вращающаяся модель Земли.
Глобус наиболее правильно
отражает внешний вид Земли и
верно передаёт очертания
океанов и материков. Первый
самостоятель
но.
регулятивные – формировать
умение планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации; определять
наиболее эффективные способы
достижения результата;
коммуникативные –
Самостоят
ельная
работа,
фронтальн
ая
проверка,
взаимопро
верка
глобус был сделан в 1492 году в
Германии.
- Посмотрите в маршрутный
лист, как будем работать?
- У вас на столе глобусы,
рассмотрите их, сделайте
вывод,
- Каким цветом на глобусе
обозначены суша, реки, моря и
океаны?
-Что может рассказать глобус о
вращении Земли?
- Расселите модели людей на
модели Земли – глобусе?
- Почему люди, которые живут
на нашей планете «вверх
ногами» не падают, не улетают
в космос? Обсудите в паре и
представьте одно
предположение от пары.
- Посмотрим мультфильм,
убедимся в верности или
ложности предположений
- Итак, мы узнали, какую
форму имеет Земля?
- В парах.
Дети
высказывают
предположен
ия.
Парная
Фронталь
ная
формировать готовность
слушать собеседника и вести
диалог, признавать возможность
существования различных точек
зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
познавательные – освоить
способы решения проблем
поискового характера;
Взаимокон
троль
Мультфильм
«Фиксики о земном
притяжении».
Физминутка
_ Как движется Земля?
- Что удерживает людей и все
остальные предметы на
поверхности Земли?
- Почему все предметы
держатся на планете?
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете.
На носочки поднимись
А потом — руки вниз.
Раз, два, три, потянись.
День летим, и ночь летим
И на землю вниз глядим.
Видим сверху мы поля,
Горы, речки и моря.
Видим мы весь шар земной,
Шар земной — наш дом
родной!
-На огромном космическом
корабле мы с вами вышли на
околоземную орбиту и
наблюдаем за движением
нашей планеты.
1) Учитель показывает, как
движется Земля с помощью
теллурия
2) Все выше и выше наш
Отвечают на
вопросы
Выполняют
упражнения
Наблюдают
Фронталь
ная
Личностные: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и
найти выход из спорной
ситуации;
регулятивные – формировать
умение контролировать
учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации; определять
наиболее эффективные способы
достижения результата;
Устный
опрос
Работа с теллурием
.
Просмотр
видеофрагмента из
электронного
приложения.
поднимается наш корабль, и
вот уже Земля совсем далеко,
посмотрите, как она движется.
-Таким образом, когда мы на
Земле нам кажется, что солнце
вращается вокруг Земли, на
самом деле, это обман зрения.
И в полете мы видим, что?
- Нам пора возвращаться на
Землю. Начинаем снижение,
1,2,3 – поздравляю вас с
приземлением.
- Обратите внимание на
маршрутный лист, как будем
работать?
за
движением
Земли.
Отвечают на
вопросы.
- В группах.
Коммуникативные: принимают
другое мнение и позицию,
допускают существование
различных точек зрения
Устный
опрос
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
IV.
Первичное
осмысление и
закрепление
Выполнить заданий
электронного
приложения к
учебнику
«Окружающий
мир»
Работаем в группах с
электронным приложением,
установленным на ноутбуках.
Вспоминаем правила работы в
группе, окончательный ответ
выбираем после короткого
обсуждения.
Выполняют
задания
на ноутбуках
Группова
я
Коммуникативные: принимают
другое мнение и позицию,
допускают существование
различных точек зрения.
Личностные: проявляют
интерес к новому учебному
материалу
Проверка
заданий
электронно
го
приложени
я
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщить
полученные на
уроке сведения и
определить свое
эмоциональное
состояние на уроке
Проводит беседу по вопросам:
-Что мы должны были узнать
на уроке?
-Какую форму имеет Земля?
-Как движется Земля?
Используем ладонь правой
руки. По первым буквам
названия пальцев вспоминаем
параметры, на основании
которых осуществляется
контроль.
«М» (мизинец) – мысли,
знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?-
Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость
к цели.
- Что я сегодня сделал и чего
достиг?
« С» (средний) – состояние
Отвечают
на вопросы.
Определяют
свое
эмоциональн
ое состояние
на уроке
Фронталь
ная
Личностные: понимают
значение знаний для человека и
принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения
изучаемого материала
Оценивани
е учащихся
за работу
на уроке
духа.
- Каким было моё настроение,
расположение духа? Что было
связано с положительными
эмоциями?
«У» (указательный) –услуга,
помощь, сотрудничество .
- Чем я сегодня помог другим?-
Улучшились ли мои
взаимоотношения с
окружающими?
« Б» (большой палец) –
бодрость, физическое
состояние .- Что я сегодня
сделал для моего здоровья?
Приложение №1
Россия