Практикум "Портрет нашего класса"

Автор: Бережная Ирина Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Оконешниковская СШ"
Населённый пункт: рп Оконешниково, Омская область
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания 5 класс
Тема: Практикум "Портрет нашего класса"
Дата публикации: 26.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Оконешниковская СШ»

Оконешниковского муниципального района Омской области

Разработка

урока обществознания по теме

Практикум «Портрет нашего класса»
(5 класс) Бережная И. А. учитель истории и обществознания МБОУ «Оконешниковская СШ»
2015 г.


Тема урока:
Практикум по теме «Портфолио нашего класса»
УМК
: УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова
Задачи:
формировать универсальные учебные действия:
Личностные:
• Умения высказывать своё мнение; • Умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения и анализировать своё эмоциональное состояние.
Регулятивные:


• Умения планировать свою деятельность. • Умения выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
Познавательные:


Умения самостоятельно выделять и формулировать тему, цель и задачи урока. • Умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде сообщения и презентации.
Коммуникативные:


Умения владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога. • Умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности. • Умения учитывать позиции других участников деятельности. • Умения ясно и точно излагать свою точку зрения.
Планируемый результат:
Предметные результаты: - знают ступени школьного образования; - осознают значение образования в жизни человека. Метапредметные результаты:
Регулятивные (РУУД):
- принимать и сохранять учебную задачу; (саморегуляция) - планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; (планирование) - выполнять учебное действие, в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка)
Коммуникативные (КУУД):
-
участвовать в диалоге; Познавательные (ПУУД): - систематизировать и представлять информацию в виде сообщения; Личностные результаты (ЛУУД): - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи урока.
Тип урока
: урок - практикум
Оборудование:
 раздаточный материал для проведения практической работы: лист А-4, фотографии, карандаши, клей, ножницы, маркеры, картинки;  раздаточный материал для осуществления самооценки и рефлексии. Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Примечания

Время
I.
Проблематизация,

актуализация,

мотивация

Задача
: создать устойчивую учебно- познавательную мотивацию деятельности 1.1.
Организационный момент.

Организует приветствие и ситуацию

самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя.
- Здравствуйте ребята. Обращали ли вы внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю. - Давайте также тихо займём свои места. - Вспомните, что значит быть готовым к уроку. - Проверьте наличие учебных принадлеж- ностей - Желаю успехов в работе на уроке.
Оценивают готовность к

уроку.
Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей Эмоциональный настрой 1
1.2 Мотивация учащихся.

1.3 Определение темы урока.
Подводит к точной формулировке темы урока: - Решите кругограмму в группах. 1 группа 2 группа Практикум «Портфолио
Учащиеся самостоятельно

определяют тему урока

ЛУУД
Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.
КУУД
Приобретают навык участия в диалоге. 3
3 группа 4 группа нашего класса» - Сформулируйте тему нашего урока. - О чём сегодня мы говорить? Слайд №2 «Портфолио нашего класса»
1.4 Целеполагание.
- Что такое портфолио? - Есть ли портфолио у вас? - Какие страницы есть в вашем портфолио? - О чём они рассказывают? - Вы учитесь вместе в одном классе. А как можно рассказать о вашем классе другим ребятам? - Из каких страниц может состоять портфолио вашего класса? - Какова же цель нашего урока? - Что вы сделали, чтобы составить портфолио класса? Принимают учебную задачу. 1. «Портрет нашего класса» 2. «Наши увлечения» 3. «Наши дела» 4. « Кем мы станем»
ЛУУД
Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.
РУУД
Совершенствуется действие целеполагания
.

КУУД
Участвуют в диалоге. Слайд №3 «Страницы портфолио» Слайд №4 «Цель урока» 5

II. Организация

практической

работы

Задача:
поддерживать интерес к изученному учебному материалу через организацию практической деятельности обучающихся с целью обобщения имеющихся знаний
2.1. Организация практической

деятельности
- Для составления портфолио предлагаю поработать в группах, каждая из которых выполнит свою часть задания. - Каждая группа собрала необходимый материал для оформления страницы портфолио. 1 группа. «Портрет нашего класса» 2 группа. «Наши увлечения» 3 группа. «Наши дела» 4 группа. «Кем мы станем» -Подумайте и расскажите о том, как вы будете работать. - Каждая группа представит результаты своей работы всем, чтобы мы могли сделать общий вывод о вашем классе. - Вспомним алгоритм работы в группе. - По результатам работы вам предстоит заполнить «Оценочный лист» по известным вам критериям. - При отчёте руководитель должен будет оценить работу своей группы. Планирование работы в группе Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.
ЛУУД
Проявляют познавательный интерес к практической работе в группе 3
Виды помощи:
направляющая:
инструкции, консультация учителя 2.2.
Практическая работа
- По каким критериям будем оценивать вашу страницу? - Распределите роли. - Дайте знак о готовности к работе. - Время на выполнение работы 15 минут. Приступайте к работе. Время пошло. Оказание консультационной помощи. Называют критерии: 1.Содержание соответствует теме 2.Правдивость 3. Аккуратность Группы распределяют роли (руководитель, оформитель, корреспондент, хранитель времени). Хранитель времени включает часы и следит за временем. Группы проводят сбор необходимой информации. Работают за отдельным столом, Оформляют результаты своей работы, готовятся к представлению результатов групповой работы.
РУУД, КУУД

Планируют
своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей.
Контролируют
порядок выполнения задания, время выполнения . Предметы для оформления работы 15 2.3.
Динамическая пауза за счёт смены вида деятельности

Задача: поддерживать интерес к учебному материалу через организацию представления результатов практической работы, работы по оцениванию и самооцениванию деятельности каждого участника исследования и группы в целом 2.4.
Представление результатов

работы.
- Представьте результаты вашей деятельности.
Вывод
: -Что вы можете сказать о своём классе? -
Оцените работу своей группы
- Что показал оценочный лист? - Как работала ваша группа? - Легко ли вам было работать? - Были разногласия в группе? - Как удалось их преодолеть? - Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата? Руководители каждой группы сообщают о результатах проделанной работы. После выступления руководители каждой группы представляют отчёт о работе группы, используя результаты оценочного листа. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы
КУУД
Формируются навыки публичного выступления.
ПУУД
Систематизируют и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно- следственные связи. Представляют информацию в табличном виде.
РУУД
Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом Осознают свой вклад в общий результат 10
2.5.

Связывание информации.
- Все группы хорошо поработали, вместе мы составили портфолио вашего класса. - Как вы думаете, чего не хватает в вашем портфолио? - Я приготовила шаблон титульного листа. - Какая информация на нём содержится? - Как вы думаете, что ещё можно добавить? - В этом полугодии у вас будет новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Нам предстоит выполнить проект «Герб или эмблема класса», и у нас будет возможность это Делают вывод Название документа, класс, эмблема школы. Можно добавить эмблему класса КУУД Участвуют в диалоге. Выражают свою позицию. 3
сделать. -Давайте вернёмся к цели урока. - Мы достигли цели нашего урока? Вывод: Так какой же портрет вашего класса у нас получился? III. Обратная связь
Задача:
побудить к поиску новых знаний вне урока, формировать умения выбора задания в соответствии с собственными возможностями и личными интересами. Вид помощи:
3.1.Организация домашнего задания.
- Задание в рабочей тетради №8, с. 45 (сочинение на тему «Мой дружный класс») - Подобрать стихотворения или песни о дружбе, о школе. - Составьте памятку «Учимся дружно жить в классе» - Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой. Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.
ЛУУД
Сохраняют познавательный интерес к пройденному у учебному материалу, способу его обобщения
РУУД
Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей Запись на доске 3
3.2. Организация рефлексивной

деятельности.
- Мы с вами закончили работу. Каждый из вас пусть заглянет внутрь себя, прислушается … и попробует закончить высказывание. Заканчивают высказывания: Мне было трудно… Мне было интересно… Могу себя похвалить…
ЛУУД
Выражают свою позицию.
РУУД
Формируется самооценка 2
3.3. Окончание урока, благодарность за

работу.
- Спасибо всем за урок. Вы молодцы. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища
1. Активно работал в группе 2. Выполнял свои обязанности 3. Соблюдал культуру общения
+
+ у меня всё получилось
-+
были затруднения, но я справился
-
у меня не получилось работать в группе
++
у тебя всё получилось
-+
у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе 4.Оценка работы группы Мы работали слаженно и у нас всё получилось. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя