Напоминание

"Формы и методы учебно-тренировочного процесса в футбольной школе"

Автор: Носачев Сергей Юрьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ-6 г. Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Формы и методы учебно-тренировочного процесса в футбольной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формы и методы учебно-тренировочного процесса

в футбольной школе (из опыта работы)

Носачев Сергей Юрьевич,

тренер-преподаватель МБУДО ДЮСШ-6 г. Белгорода
Изучая опыт работы таких маститых тренеров, как В. В. Лобановский, К.И. Бесков, С. М. Мосягин можно прийти к выводу, что решающим рычагом, могущим повысить техническое мастерство, является принцип индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Забвение индивидуальной подготовки в футболе - серьезный недостаток в подготовке юных футболистов. Систематическая индивидуальная работа приносит огромную пользу в работе с юными футболистами любого амплуа. В футболе всегда были нападающие, защитники и полузащитники, со свойственными им специфическими качествами и навыками. Проходят годы, меняются названия амплуа, но главные их функции остаются, расширяется универсализация игроков. Основными формами, используемыми мной в работе с детьми, являются групповые и индивидуальные занятия, в зависимости от поставленных задач. Основные формы индивидуальной тренировки:  самостоятельное занятие;  тренер + игрок;  в команде;  выполнение домашнего задания, полученного от тренера (домашнее задание приучает к самостоятельной работе);  в юношеском возрасте возможна такая форма занятий как «папа + сын». Большое значение в футболе имеет отбор игроков. Каждый ребенок по природе одарен, каждый хочет соревноваться, стараясь в своем деле выглядеть ярче других. Это стремление и рождает прогресс. При приеме в группу необходимо учитывать следующие критерии:
 какие позитивные природные качества заложены в ребенке, способствующие его дальнейшему обучению футболом (антропометрические данные, быстрота, ловкость, обучаемость, интеллектуальные способности, смелость, чувство коллективизма и т. д.);  как он ориентируется на поле, как мыслит, умеет ли мгновенно принимать оптимальные решения в любой игровой ситуации;  оценить умение юного футболиста с трех точек зрения: что будет делать, когда у него мяч; как будет действовать, когда мяч у соперника; что он предпримет, когда мяч у партнера или партнеров (оценка способностей к быстроте игрового мышления). В процессе обучения юных футболистов, к сожалению, немногие тренеры используют видеосъемку с последующим показом и обсуждением соревновательных моментов, тренировочного процесса, а ведь такая форма работы позволяет эффективней и быстрее осваивать новые технические навыки. Я в своей работе использую также и видеоматериалы подготовки юных футболистов ведущих отечественных и зарубежных школ, материалы международных Конгрессов детских тренеров по футболу, материалы из опыта работы ведущих советских тренеров С. М. Мосягина, В.В. Лобановского, заслуженного тренера России А.А.Кузнецова и др. Очень часто те упражнения, которые необходимы одному игроку, совершенно негодны для другого. Поэтому на практике следует концентрировать свое внимание на таких методиках тренировки, которые способствуют улучшению технических навыков, физического состояния юного футболиста (быстрота, сила, ловкость, специальные качества). Каждый юный футболист должен развиваться не только физически, но и знать теоретические основы футбола, для чего мною были разработаны специальные памятки, включающие в себя по 12-14 пунктов основных постулатов футбола для игроков различных амплуа. Тренер должен использовать лучшие качества каждого игрока, его сильные стороны в интересах команды. Добиваться соблюдения игровой дисциплины, не лишая никого творческого риска. Всемерно поощрять в игроке
индивидуальное, личное, особенное и одновременно сдерживать его, не допуская перехода индивидуального в индивидуалистическое. Надо воспитывать игроков так, чтобы собственное «Я» с готовностью подчинялось требованиям и желаниям команды. Большую роль в этом играет создание позитивного психологического климата в команде в тренировочном процессе и соревнованиях. Следует заметить, что ребенок должен приходить на тренировку с удовольствием, как и тренер. Если юный футболист и тренер не будут испытывать от тренировки и после нее удовольствия, коллектив обречен на неуспех. Между двумя полюсами (с одной стороны – юный футболист, с другой - тренер) должны быть теплые отношения. Я стараюсь строить свои отношения с воспитанниками на уважении, доверии, сочувствии, сотрудничестве, симпатии. Профессия тренера очень сложна и разнообразна: он - режиссер- постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель. Для того чтобы сделать сильную команду и побеждать в соревнованиях, надо постараться создать такой коллектив, который был бы сильней соперников не только техническим мастерством, тактическими умениями, атлетизмом, но и своим единством, дружбой и сплоченностью, умением делить радости и горести на всех. Для успешной работы надо быть готовым к ежедневному огромному труду, к постоянному совершенствованию своего мастерства педагога, выражающегося в активном поиске новых средств и методов. Порой, изначально приходится работать с родителями, дедушками и бабушками больше, чем с самим ребенком, потому что родители, видя в своем ребенке «восходящую звезду футбола», начинают на него давить, кричать, требовать чего-то, и не понимают, что футбол – это тяжелый труд, настоящими футболистами не рождаются, ими становятся. Но для этого у самого ребенка должно быть желание заниматься футболом. Дидро говорил: «Человек не рождается ничем. Каждый человек рождается с известной способностью к
чему-нибудь. Значение воспитания не в том, чтобы сделать из любого ребенка то, что желательно его родным, а в том, чтобы заставить его постоянно заниматься тем, к чему он способен». А тренер должен отличаться терпеливостью, ибо путь к успеху длинен. Да и успехи приходят не всегда, поэтому надо быть готовым и к тому, что фортуна так и не повернется к тебе лицом, несмотря на огромную проделанную тобой работу.