Напоминание

"Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Автор: Федорова Анастасия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 77 "Сказка"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия). г.Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики у дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мелкой моторики у дошкольников. « Ум ребенка находится на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Кроме того, что гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Неоспоримо доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным. Систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Нужно обратить внимание на то, что ребенок каждый день совершает множество разнообразных действий, которые и развивают мелкую моторику, а вместе с ней и интеллект. Обычные, на первый взгляд взрослого, вещи бывают гораздо интереснее ребенку, чем дорогие игрушки из магазина. Взрослым просто надо вовремя предложить их ребенку, подсказать, научить ими пользоваться. Самое главное-чтобы игра не была навязчивой, оставалась игрой при всей своей пользе, приносила удовольствие и ребенку, и родителям. Последнее время пальчиковая гимнастика находит широкое применение в практической работе педагогов и родителей. Потешки, которые используют матери с давних времен, веселят, вырабатывают потребность в игре. Веселя и развлекая, потешка учит, развивает. Детские пальчики-образы выполняют различные действия в соответствии с текстом. Детям предлагается загибать пальчики и правой, и левой рук. Приступая непосредственно к проведению пальчиковой гимнастики, нужно помнить о дидактических принципах: систематичности и последовательности, активности и самостоятельности, постепенности, наглядности. Руководствуясь принципом активности и самостоятельности, взрослый добивается того, чтобы дети поняли смысловое содержание, вышли
на контакт речевого и эмоционального взаимодействия. Показ, это основной метод принципа наглядности-очень важен в работе с детьми. При правильном показе дети проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, мимику, настроение-это не только способ поддержания внимания, активности, но и возможность удовлетворения их познавательной потребности. Как и большинство народных игр, пальчиковые игры несут в себе нравственное начало: учат быть добрыми, отзывчивыми, решительными. В них отражены отношения между миром людей и миром природы. Что дают пальчиковые игры?  Создают условия, опережающие развитие способностей  Выполняя самостоятельно, ребенок развивается более успешно.  Создают атмосферу свободного и радостного творчества.  Играя в эти игры со своими детьми, родители и педагоги, незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. О пальчиковых играх можно говорить как о универсальном, дидактическом, развивающем материале. Пальчиковые игры-хорошие помощники, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, можно убедится, что темп умственного развития детей может возрасти. Конечно одними пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми. В работе с детьми необходим творческий подход к любым жизненным ситуациям. Пальчиковых игр множество, но можно придумать и свои собственные. Таким образом, развивать мелкую моторику необходимо каждому дошкольнику, и, тогда, обучение первоклассником будет более успешным.