"Обучение грамоте"

Автор: Алейникова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ УИОП
Населённый пункт: город Зерноград, Ростовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Обучение грамоте"
Дата публикации: 27.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда
Рабочая программа по дополнительному образованию

« Адаптация детей к условиям школьной жизни»

для обучающихся подготовительной группы «Почемучки»

2013- 2014 уч. год









Составитель: учитель начальных классов

Алейникова С.Ю.



Ι квалификационная категория



2013г.
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда ____________РудиченкоИ.Б. Приказ № от
«___»________ 2013г.




Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе букваря Н.С. Жуковой- пособие по обучению детей 5-6 лет правильному чтению. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента- слога в качестве единицы чтения.

Программа решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих
задач:
 Создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;  практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;  формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой
данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Содержание курса направлено
на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Основными задачами развития речи
на подготовительном этапе являются:  расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;  формирование грамматического строя речи ребенка;  совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);  создание речевых высказываний различных типов: описания, рассуждения, повествования (различные виды пересказа, рассказа). Материалом для занятий , содействующих
речевому развитию
детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению
является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент
художественного произведения. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки) . Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят
:  развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтении (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата ( развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);  чтение стихотворений, сказок, рассказов, пословиц и поговорок, загадок;  беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);  разучивание наизусть и выразительное чтение. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму
— процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, разработанная программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику,
развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в граниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю
.

Содержание программы

Развитие и совершенствование устной речи
. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно- ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение:
речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению.
Обучать правильному литературному произношению,
орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму
: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Требования к уровню подготовки дошкольников

Дети должны уметь:
 достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;  соблюдать орфоэпические нормы произношения;  владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;  свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;  правильно согласовывать слова в предложении;  составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;  ориентироваться на странице книги;  составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;  правильно использовать предлоги;  правильно произносить звуки





Календарно- тематическое планирование занятий по программе

«Адаптация детей к условиям школьной жизни»( обучение грамоте) 32 часа



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Примерн

ые сроки

Фактичес

кие сроки
1 Речь письменная и устная. Звуки речи. Гласные звуки[а ] . Буквы Аа.. 1 2 Гласные и согласные звуки. Гласный звук [у][о] . Буквы Уу, Оо. 1 3 Согласные звуки [м], [м’], [с], [с’].; Буквы Мм, Сс. 1 4 Учимся соединять буквы. Читаем буквы, читаем слоги 1 5 Учимся соединять буквы М ~А, М ~У. Читаем слитно. Чтение слогов с буквой М. 1 6 Читаем слитно. Чтение слогов с буквами С,Н. Звуковой анализ слов. 1 7 Согласные звуки [х], [х’], буквы Хх. 1 8 Согласные звуки [р], [р’], буквы Рр. 1 9 Согласные звуки [ш], буквы Шш 1 10 Согласный звук [ы], буква ы 1 11 Согласные звуки [л], [л’], буквы Лл. Чтение предложений из двух, трех слов. 1 12 Согласные звуки [н], [н’], буквы Нн. 1 13 Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. 1 14 Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. 1 15 Гласный звук [и], Буквы Ии 1 16 Согласные звуки [п], [п’], буквы Пп 1 17 Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз 1 18 Согласный звук [й], буква Йй 1 19 Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв 1 20 Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг 1 21 Согласные звуки [д], [д’], буквы Дд 1 22 Согласные звуки [б], [б’], буквы Бб 1 23 Согласный звук [ж], буквы Жж 1 24 Буквы Ее 1
25 Буква Ь 1 26 Буквы Яя 1 27 Буквы Юю 1 28 Буквы Ёё 1 29 Согласный звук [ч],буквы Чч. Формулирование ответов на вопросы. 1 30 Гласный звук э], буквы Ээ 1 31 Согласный звук [ц], буквы Цц 1 32 Согласные звуки [ф], [ф’], [щ], [щ’],буквы Фф,Щщ 1




Перечень учебно- методических средств обучения

Основная литература:
1. Н.С.Жукова Букварь. Букварь – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР»2008 2. Р.М.Хамидулина .Математика – подготовка к школе. Сценарии занятий. И – Издательство «Экзамен», 2009
Дополнительная:
1. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994. 2.Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.-2-е изд.- М.: Педагогика, 1978 3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002. 4. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 5. Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985 6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981 7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М.: Просвещение, 1991. 8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 9. Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, - М.:
«ГНОМ-ПРЕСС», 1997