Автор: Алейникова Светлана Юрьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ УИОП
Населённый пункт: город Зерноград, Ростовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Обучение грамоте"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда
Рабочая программа по дополнительному образованию
« Адаптация детей к условиям школьной жизни»
для обучающихся подготовительной группы «Почемучки»
2013- 2014 уч. год
Составитель: учитель начальных классов
Алейникова С.Ю.
Ι квалификационная категория
2013г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ УИОП
г.Зернограда
____________РудиченкоИ.Б.
Приказ № от «___»________ 2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе букваря Н.С. Жуковой- пособие по обучению детей
5-6 лет правильному чтению. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению
дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию
буквосочетания как цельного графического элемента- слога в качестве единицы чтения.
Программа решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к
обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса
направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач:
Создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции
тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению
чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается
прочная основа для успешного изучения русского языка.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
формирование грамматического строя речи ребенка;
совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической
(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам
и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям,
составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
создание речевых высказываний различных типов: описания, рассуждения,
повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Материалом для занятий , содействующих речевому развитию детей, являются
окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов
искусства (музыка, живопись) и др.Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают
необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и
активизации их словарного запаса и развитию речи.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с
рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы
и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное,
выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям
загадки, сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними
осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их
эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и
монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь,
отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и
осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных
произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное,
нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное
внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению
литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент
художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание
условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям
художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно
продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения,
представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным
и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки,
рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки) . Кроме того, использованием
преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по
сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят :
развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтении
(умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению
звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по
развитию артикуляционного аппарата ( развитие правильной дикции, силы голоса,
выделение особо значимых слов и пр.);
чтение стихотворений, сказок, рассказов, пословиц и поговорок, загадок;
беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
разучивание наизусть и выразительное чтение.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки».
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной
речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают
технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых
слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат,
особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие
процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов
так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета
одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться
очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании
образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их
элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные
затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и
детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную
систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, разработанная программа решает задачи подготовки детей к обучению
чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые
игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации
движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв,
из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы,
составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику,
развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в
себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку
предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в
граниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю .
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи .
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных
предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера,
признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-
ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать
их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении,
прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор
точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в
собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте
фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать
вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и
навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на
иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о
наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и
др.). При этом главное
— развитие у детей интереса к самостоятельному словесному
творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять
в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные
предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к
данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить
замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать
внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов,
активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно.
Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок,
стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на
иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на
заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи,
фрукты, небо, солнце, луну и т.
д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии.
Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы,
задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание
содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним.
Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание
рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к
речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также
высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на
технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,
артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи,
усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение:
речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные
упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению.
Обучать правильному литературному произношению,
орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи:
умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать
фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное
произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять
силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков,
выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с
помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах.
Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму : готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по
контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и
самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с
правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша
(ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке),
перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета
и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Требования к уровню подготовки дошкольников
Дети должны уметь:
достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова
с определенным звуком, определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
правильно согласовывать слова в предложении;
составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать
предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и
т.п.;
ориентироваться на странице книги;
составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии
картин; о событии из собственного жизненного опыта;
правильно использовать предлоги;
правильно произносить звуки
Календарно- тематическое планирование занятий по программе
«Адаптация детей к условиям школьной жизни»( обучение грамоте) 32 часа
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Примерн
ые сроки
Фактичес
кие сроки
1
Речь письменная и устная. Звуки речи. Гласные звуки[а ] .
Буквы Аа..
1
2
Гласные и согласные звуки. Гласный звук [у][о] . Буквы Уу,
Оо.
1
3
Согласные звуки [м], [м’], [с], [с’].; Буквы Мм, Сс.
1
4
Учимся соединять буквы. Читаем буквы, читаем слоги
1
5
Учимся соединять буквы М ~А, М ~У. Читаем слитно.
Чтение слогов с буквой М.
1
6
Читаем слитно. Чтение слогов с буквами С,Н. Звуковой
анализ слов.
1
7
Согласные звуки [х], [х’], буквы Хх.
1
8
Согласные звуки [р], [р’], буквы Рр.
1
9
Согласные звуки [ш], буквы Шш
1
10
Согласный звук [ы], буква ы
1
11
Согласные звуки [л], [л’], буквы Лл. Чтение предложений из
двух, трех слов.
1
12
Согласные звуки [н], [н’], буквы Нн.
1
13
Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк.
1
14
Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт.
1
15
Гласный звук [и], Буквы Ии
1
16
Согласные звуки [п], [п’], буквы Пп
1
17
Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки [з], [з’],
буквы Зз
1
18
Согласный звук [й], буква Йй
1
19
Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв
1
20
Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг
1
21
Согласные звуки [д], [д’], буквы Дд
1
22
Согласные звуки [б], [б’], буквы Бб
1
23
Согласный звук [ж], буквы Жж
1
24
Буквы Ее
1
25
Буква Ь
1
26
Буквы Яя
1
27
Буквы Юю
1
28
Буквы Ёё
1
29
Согласный звук [ч],буквы Чч. Формулирование ответов на
вопросы.
1
30
Гласный звук э], буквы Ээ
1
31
Согласный звук [ц], буквы Цц
1
32
Согласные звуки [ф], [ф’], [щ], [щ’],буквы Фф,Щщ
1
Перечень учебно- методических средств обучения
Основная литература:
1. Н.С.Жукова Букварь. Букварь – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР»2008
2. Р.М.Хамидулина .Математика – подготовка к школе. Сценарии занятий. И – Издательство
«Экзамен», 2009
Дополнительная:
1. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.
2.Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.-2-е изд.- М.: Педагогика, 1978
3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н.
В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002.
4. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов
ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
5. Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981
7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей
дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М.: Просвещение, 1991.
8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2010
9. Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, - М.:
«ГНОМ-ПРЕСС», 1997