Напоминание

"Формирование основ экологической культуры"

Автор: Тарасова Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование основ экологической культуры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игровая обучающая ситуация «Путешествие на необитаемый остров» возрастная группа: средняя Тема недели «Планета земля» Дидактические задачи: 1) Формирование умения наблюдать окружающий мир природы, установление элементарных связей и зависимостей (познавательное развитие): - закреплять представления о частях тела животного с помощью сбора пазл; -формировать навык различать листья деревьев по форме и строению; -уточнять и расширять знания о воде. 2) Обогащать знания детей об окружающем мире (познавательное развитие): -Развивать качество личности ребёнка как любознательность, наблюдательность; -развитие памяти , внимания, способности исследования предметов. 3) Продолжать формировать речевое развитие и закладывать основы экологической культуры. Воспитательные задачи: 1)Воспитание бережного отношения к природе: -нетерпимость к загрязнению водоёмов и окружающей среды, - воспитывать умение сочувствовать и сопереживать. 2)Формировать умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом. Методы и приемы: - практические: дидактические игры «Дикие животные», «Наш лес», «Насекомые». - наглядные: показ и рассматривание иллюстраций о природе. - словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений о природе, разгадывание загадок, объяснения. Материалы и оборудование: Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?», « Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?», «Найди свой дом», карта острова, колокольчик, игрушка попугай.
Содержание: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение? Ответы детей: А я немного волнуюсь, так же как и вы. Но на этот случай у меня есть два волшебных мешочка. Один- с плохим настроением, а другой с хорошим. Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, своё волнение. А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержание заполнит всю нашу комнату, хорошо? Ответы детей: Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья. Ой, ребята, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем? Ответы детей: Письмо: « Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, весёлый детский смех. Я вас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадаете на мой остров. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове! Ваш….» Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде? Ведь не иметь друзей - это настоящая беда! Ответы детей: Воспитатель: Подождите, в мешочке что-то есть - да это карта острова! Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные. Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы? (Д/игра «правила поведения в природе») Воспитатель: Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный удивительный остров? Тогда вперёд! А колокольчик нам поможет. (Воспитатель звонит колокольчиком). На острове. Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров? (рассматривают карту) Вот этот пенёк, но попугая на нём нет, где же он? Голос попугая.
- Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали на остров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь! Воспитатель: Ребята, неужели мы уйдём и оставим в беде бедного попугая? Ответы детей: Голос попугая. -Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать. Воспитатель: Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперёд! Давайте посмотрим на карту, с чем нам придётся встретиться? Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними всё в порядке? Давайте посмотрим. (На берёзе много листьев с других деревьев) «Д\игра «С какого дерева этот лист?» Воспитатель: Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна. Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы их видели? Ответы детей: И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей? Посмотрите, да вот же они, что с ними случилось? Вы узнаете, что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезанные картинки зверей) Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик. Д/и «Перепутанные животные» Ребята, звери вам очень благодарны. Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок. Посмотрим, все ли там в порядке? На берегу озера, гибнут рыбки, а в воде много всякого мусора). Что же нам делать? Как помочь рыбкам? Ответы детей: Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой, заберём его с собой? Голос попугая. -Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые! Воспитатель: За озером на карте луг с красивыми цветами. Но что такое? Все цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного цветочка. Что же нам делать? Ответы детей: Хорошо ребята землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польём их водой. Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдём, она засохнет. Что может произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)
Ответы детей: Правильно! Может пойти дождь. А что ещё хорошего в том, что идёт дождь? Ответы детей: А что плохого в том, что идёт дождь? Ответы детей: Как сделать, так чтобы дождь шёл, и нам было хорошо? Ответы детей Голос попугая. -Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята! Воспитатель: Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг попугай до сих пор остаётся невидимым. Чтобы мы с вами увидели нашего попугая, нужно покрасить вот эти пёрышки. А чем можно их покрасить? Но ведь у нас нет таких красок, ведь остров необитаем, мы с вами будем использовать соки фруктов и овощей (покраска перьев). Появляется попугай. Воспитатель: Ребята, значит мы с вами всё сделали правильно! Попугай: Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу, чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному» миру природы. Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своём пути? Ответы детей: Воспитатель : В природе всё взаимосвязано и мы с вами должны это всегда помнить. Попугай: Ну и хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут. Посмотрите на карту ( дети идут по направлению на карте и находят «Клад» - сладкие угощения) Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай». Давайте посадим попугая на его любимый пенёчек. Попрощаемся с нашими гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый детский сад.