Автор: Тарасова Анна Дмитриевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование основ экологической культуры"
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие на необитаемый остров»
возрастная группа: средняя
Тема недели «Планета земля»
Дидактические задачи:
1)
Формирование умения наблюдать окружающий мир природы,
установление элементарных связей и зависимостей (познавательное
развитие):
- закреплять представления о частях тела животного с помощью
сбора пазл;
-формировать навык различать листья деревьев по форме и
строению;
-уточнять и расширять знания о воде.
2)
Обогащать знания детей об окружающем мире (познавательное
развитие):
-Развивать качество личности ребёнка как любознательность,
наблюдательность;
-развитие памяти , внимания, способности исследования предметов.
3)
Продолжать формировать речевое развитие и закладывать основы
экологической культуры.
Воспитательные задачи:
1)Воспитание бережного отношения к природе:
-нетерпимость к загрязнению водоёмов и окружающей среды,
- воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
2)Формировать умение испытывать радость от осознанного
взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры «Дикие
животные», «Наш лес», «Насекомые».
- наглядные: показ и рассматривание иллюстраций о
природе.
- словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание
стихотворений о природе, разгадывание загадок,
объяснения.
Материалы и оборудование:
Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?»,
« Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?»,
«Найди свой дом», карта острова, колокольчик, игрушка попугай.
Содержание:
Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее
настроение?
Ответы детей:
А я немного волнуюсь, так же как и вы. Но на этот случай у меня есть два
волшебных мешочка. Один- с плохим настроением, а другой с хорошим.
Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое
настроение, своё волнение.
А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержание
заполнит всю нашу комнату, хорошо?
Ответы детей:
Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.
Ой, ребята, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо,
прочитаем?
Ответы детей:
Письмо:
« Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на
котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных
животных. Я засыпаю под пение необычных птичек. Но на острове я один, у
меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, весёлый детский
смех. Я вас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный
колокольчик, с помощью которого вы попадаете на мой остров. Очень
надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на
острове! Ваш….»
Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался
в беде?
Ведь не иметь друзей - это настоящая беда!
Ответы детей:
Воспитатель: Подождите, в мешочке что-то есть - да это карта острова!
Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат
растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.
Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному
миру природы? (Д/игра «правила поведения в природе»)
Воспитатель: Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный
удивительный остров?
Тогда вперёд! А колокольчик нам поможет. (Воспитатель звонит
колокольчиком).
На острове.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в
этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке
сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров? (рассматривают
карту)
Вот этот пенёк, но попугая на нём нет, где же он?
Голос попугая.
- Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать.
Вы попали на остров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас
заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А
меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на
этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все
гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком
опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!
Воспитатель: Ребята, неужели мы уйдём и оставим в беде бедного попугая?
Ответы детей:
Голос попугая.
-Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать.
Воспитатель: Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперёд!
Давайте посмотрим на карту, с чем нам придётся встретиться?
Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними всё в
порядке?
Давайте посмотрим. (На берёзе много листьев с других деревьев)
«Д\игра «С какого дерева этот лист?»
Воспитатель: Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.
Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы
их видели?
Ответы детей:
И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот
злодей? Посмотрите, да вот же они, что с ними случилось? Вы узнаете, что
это за звери? (перед детьми перепутанные разрезанные картинки зверей)
Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.
Д/и «Перепутанные животные»
Ребята, звери вам очень благодарны.
Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено
прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок.
Посмотрим, все ли там в порядке? На берегу озера, гибнут рыбки, а в воде
много всякого мусора).
Что же нам делать? Как помочь рыбкам?
Ответы детей:
Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой,
заберём его с собой?
Голос попугая.
-Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые!
Воспитатель: За озером на карте луг с красивыми цветами. Но что такое? Все
цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного
цветочка. Что же нам делать?
Ответы детей:
Хорошо ребята землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польём их
водой.
Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдём, она засохнет. Что может
произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)
Ответы детей:
Правильно! Может пойти дождь. А что ещё хорошего в том, что идёт дождь?
Ответы детей:
А что плохого в том, что идёт дождь?
Ответы детей:
Как сделать, так чтобы дождь шёл, и нам было хорошо?
Ответы детей
Голос попугая.
-Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята!
Воспитатель: Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг
попугай до сих пор остаётся невидимым.
Чтобы мы с вами увидели нашего попугая, нужно покрасить вот эти
пёрышки. А чем можно их покрасить? Но ведь у нас нет таких красок, ведь
остров необитаем, мы с вами будем использовать соки фруктов и овощей
(покраска перьев).
Появляется попугай.
Воспитатель: Ребята, значит мы с вами всё сделали правильно!
Попугай: Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь
стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и
хочу, чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному» миру
природы.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своём пути?
Ответы детей:
Воспитатель : В природе всё взаимосвязано и мы с вами должны это всегда
помнить.
Попугай: Ну и хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут.
Посмотрите на карту ( дети идут по направлению на карте и находят «Клад» -
сладкие угощения)
Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые,
добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как
говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай».
Давайте посадим попугая на его любимый пенёчек. Попрощаемся с нашими
гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый
детский сад.