"Коррекционно-логопедическая работа с родителями, имеющими детей с ЗРР в условиях реализации практико-ориентированного проекта "Логопедические тропинки"

Автор: Беклемышева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Рождественская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Карагайский район, с.Рождественск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-логопедическая работа с родителями, имеющими детей с ЗРР в условиях реализации практико-ориентированного проекта "Логопедические тропинки"
Дата публикации: 27.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Беклемышева Татьяна Алексеевна, учитель-логопед, I квалификационная категория МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Коррекционно-логопедическая работа с родителями, имеющими детей с

ЗРР в условиях реализации практико-ориентированного проекта

«Логопедические тропинки»
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений. В современной коррекционно-логопедической системе образования приоритетным является социально-личностное развитие детей. Важной составляющей социализации ребёнка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно- творческим развитием. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, что задерживается его речевое развитие. Вторичная социализация ребенка происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Задача педагогов совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. В нашем детском саду по социальному запросу родителей организован и реализуется практико – ориентированный проект «Логопедические тропинки».
Цель: оказание комплексной коррекционно – педагогической помощи детям с задержкой речевого развития, консультативно – методическая поддержка их родителей по вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации детей. Задачи: 1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей трех – пяти лет с задержкой речевого развития, имеющих разные стартовые возможности. 2. Повышать профессиональную компетентность воспитателей и совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей) в области коррекции речи и социализации детей с задержкой речевого развития. Отличительной чертой данного проекта являются мини – проекты («тропинки») направленные на коррекционную работу с детьми, имеющими задержку речевого развития и их родителями (законными представителями). «Тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи способствуют формированию артикуляционной моторики, диафрагмального – релаксационного дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую «тропинку» ребенок «проходит» совместно с самыми близкими ему людьми – его родителями. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса. Используя традиционные и нетрадиционные методы работы (пескотерапия, манкотерапия, су-джок терапия, музыкотерапия, артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики, вытынанка – искусство вырезания из бумаги) в проведении детско – родительских встреч. Внедрение нетрадиционных форм взаимодействия в ходе реализации проекта позволит получить положительные результаты по формированию единого сообщества «родители-дети-педагоги» на основе гармоничных партнерских отношений. Систематическая работа приведет к увеличению числа родителей (законных представителей), которые будут стремиться активно, участвовать в жизни своего ребенка. Реализация данного проекта в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно – воспитательной работы. Создание системы логопедического и педагогического консультирования родителей по вопросам предупреждения, диагностики и коррекции проблем речевого развития позволит повысить эффективность данных результатов для детей: положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в детском саду и семье, выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации; для родителей:
положительная оценка деятельности детского сада, готовность и желание помогать, активизация педагогического потенциала родителей, приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей, овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка, чувство удовлетворенности от совместного творчества; для педагогов: положительный психологический климат между логопедом и воспитателями, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворенность собственной деятельностью, повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; для детского сада: благоприятные условия для профессионального роста педагогов. Анализируя коррекционно-развивающую работу, можно сделать вывод – детском саду особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Только совместная деятельность педагогов и родителей, организованная по принципу мини-проектов помощи каждому ребенку, может быть эффективной в снижении или преодолении речевого дефекта ребенка дошкольника. В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно- логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с задержкой речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Литература: 1.Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 2. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.