Напоминание

"Игра-как важное условие в развитии коммуникативных навыков дошкольника"

Автор: Рудакова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево детский сад "Елочка"
Населённый пункт: п.Садгород, Кинель-Черкасский район, Самарская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Игра-как важное условие в развитии коммуникативных навыков дошкольника"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций
« Игра - как важное условие в развитии

коммуникативных навыков дошкольников»
Направление деятельности:
Инновационные решения в сфере образования
Выполнила: Рудакова Н.Б воспитатель детского сада «Ёлочка» Садгородского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
2013 г.

Сущность слова слагается из его содержания и формы.

Гармоническое единение того и другого обуславливает


ценность слова.

Актуальность:
Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребёнка в целом.
Идея:
Учитывая развивающую функцию словесных речевых игр обеспечить полноценное речевое развитие ребенка.
Гипотеза:
Важную роль в обучении грамматически правильной речи играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Воспитатель, организуя речевые игры как собственную активную деятельность ребёнка, подводит детей к выбору правильной формы слова во всём многообразии языка.
Цель:


Развитие полноценной правильной речи детей, всесторонне развитой личности, владеющими всеми богатствами родного языка средствами игры.
Задачи:

1.
Обогащать речь ребёнка грамматическими средствами на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.
2.
Помогать ребёнку избавляться от ошибок в речи на основе его поисковой активности в процессе словесной игры.
3.
Содействовать грамматически правильной речи окружающих ребёнка взрослых.
Организационный этап:
- Накопление предметов, игрушек, альбомов, иллюстраций, картинок, игр, пособий по развитию речи детей, материала для деятельности детей; -Изготовление пособий и игр грамматического содержания; -Организация в группе разнообразных уголков (книги, театра, сказки) для развития самостоятельной художественно – речевой деятельности;
-Обеспечение детской художественной литературой (разнообразие типов и видов книг, книги – коллективки , книги – самоделки, хрестоматии); -Организация уголков конструирования, изобразительного творчества, опыта. -Входная диагностика.
Технологический этап:

Формы работы с детьми по формированию речи:
 Сюжетно-дидактические и словесно-дидактические игры;  творческие (составление рассказов, загадок. Сюжетов игр);  повседневное общение с воспитателем;  включение в разнообразные виды деятельности словесных речевых игр  организация и проведение разнообразных игр (подвижные, «пальчиковые», дидактические, игры с камешкамит. Бусами, мозаикой. Сюжетно- ролевые, театрализованные);  организация праздников «правильной речи», спектаклей литературных праздников, развлечений, вечеров досугов.
Методы и приёмы:
Включение игр и упражнений по развитию речи в течении 5-10 минут. Использование в словесных играх, с трудной речевой формой слова, более легких, уже твердо усвоенных детьми. Сопоставление начальной и косвенной формы слова. Исправление, подсказка правильной формы слова. Раскрытие значения «маленьких слов» в словосочетаниях. Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр- драматизаций(народных игр, разгадывание загадок).
Игровые приемы обучения грамматически правильной речи в старшем

дошкольном возрасте.
Включение ситуации «правильной речи» ( ребенок диктует рассказ, взрослый записывает) Игры и упражнения на распространение предложений, их составление, реконструирование(игры «Дополни предложение», « Размытое письмо», «Живые слова»). Игры и упражнения , включающие употребление трудных грамматических форм имен существительных,прилагательных,глаголов). Игры и упражнения , использующие наречия и предложения степени сравнения прилагательных и наречий. Ведущую роль играет образец речи педагога.

Игровые приёмы при составлении предложений
Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме. Составить предложение , употребляя разные грамматические конструкции: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.
Формы работы с родителями
Консультирование по вопросам формирования грамматического строя речи. Проведение совместных праздников по культуре речи. Выпуск папок – передвижок « В помощь родителям». Выставки игр и пособий по развитию речи детей. Включение в тематику родительских собраний вопросов , касающихся данной проблемы.
Вывод
Важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности , самоорганизации его поведения, формирования социальных связей.
Перспективы работы.
Обеспечить взаимодействие с родителями по повышению их компетентности в речевом развитии детей. Использование в работе новых развивающих технологий, включающих в себя компьютерные игры и программы. Изучение и внедрение в практику с детьми курс детской риторики. Предлагаемый продукт:
1.
Речевые игры и упражнения для детей.
2.
Материалы по оформлению развивающей среды. Фотоматериалы.
3.
Методические рекомендации для педагогов.
4.
Разработки занятий, праздников.
5.
Материалы по работе с родителями. Информационные ресурсы: Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. «Развитие диалогического общения 3-7 лет» Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. «Истоки диалога 5-7 лет» Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет»