"Игра-как важное условие в развитии коммуникативных навыков дошкольника"
Автор: Рудакова Наталья Борисовна Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево детский сад "Елочка"
Населённый пункт: п.Садгород, Кинель-Черкасский район, Самарская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Игра-как важное условие в развитии коммуникативных навыков дошкольника"
Региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций
« Игра - как важное условие в развитии
коммуникативных навыков дошкольников»
Направление деятельности:
Инновационные решения в сфере образования
Выполнила:
Рудакова Н.Б
воспитатель
детского сада «Ёлочка»
Садгородского филиала
ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево
м.р. Кинель-Черкасский
Самарской области
2013 г.
Сущность слова слагается из его содержания и формы.
Гармоническое единение того и другого обуславливает
ценность слова.
Актуальность:
Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе
разнообразной речевой практики.
Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к
достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания,
начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют
желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению
словаря и речи ребёнка в целом.
Идея:
Учитывая развивающую функцию словесных речевых игр обеспечить
полноценное речевое развитие ребенка.
Гипотеза:
Важную роль в обучении грамматически правильной речи играют
активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки,
концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании.
Воспитатель, организуя речевые игры как собственную активную
деятельность ребёнка, подводит детей к выбору правильной формы слова во всём
многообразии языка.
Цель:
Развитие полноценной правильной речи детей, всесторонне развитой
личности, владеющими всеми богатствами родного языка средствами игры.
Задачи:
1.
Обогащать речь ребёнка грамматическими средствами на основе активной
ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.
2.
Помогать ребёнку избавляться от ошибок в речи на основе его поисковой
активности в процессе словесной игры.
3.
Содействовать грамматически правильной речи окружающих ребёнка
взрослых.
Организационный этап:
- Накопление предметов, игрушек, альбомов, иллюстраций, картинок, игр,
пособий по развитию речи детей, материала для деятельности детей;
-Изготовление пособий и игр грамматического содержания;
-Организация в группе разнообразных уголков (книги, театра, сказки) для
развития самостоятельной художественно – речевой деятельности;
-Обеспечение детской художественной литературой (разнообразие типов и
видов книг, книги – коллективки , книги – самоделки, хрестоматии);
-Организация уголков конструирования, изобразительного творчества, опыта.
-Входная диагностика.
Технологический этап:
Формы работы с детьми по формированию речи:
Сюжетно-дидактические и словесно-дидактические игры;
творческие (составление рассказов, загадок. Сюжетов игр);
повседневное общение с воспитателем;
включение в разнообразные виды деятельности словесных речевых игр
организация и проведение разнообразных игр (подвижные, «пальчиковые»,
дидактические, игры с камешкамит. Бусами, мозаикой. Сюжетно- ролевые,
театрализованные);
организация праздников «правильной речи», спектаклей литературных
праздников, развлечений, вечеров досугов.
Методы и приёмы:
Включение игр и упражнений по развитию речи в течении 5-10 минут.
Использование в словесных играх, с трудной речевой формой слова, более легких,
уже твердо усвоенных детьми.
Сопоставление начальной и косвенной формы слова.
Исправление, подсказка правильной формы слова.
Раскрытие значения «маленьких слов» в словосочетаниях.
Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-
драматизаций(народных игр, разгадывание загадок).
Игровые приемы обучения грамматически правильной речи в старшем
дошкольном возрасте.
Включение ситуации «правильной речи» ( ребенок диктует рассказ, взрослый
записывает)
Игры и упражнения на распространение предложений, их составление,
реконструирование(игры «Дополни предложение», « Размытое письмо», «Живые
слова»).
Игры и упражнения , включающие употребление трудных грамматических форм
имен существительных,прилагательных,глаголов).
Игры и упражнения , использующие наречия и предложения степени сравнения
прилагательных и наречий.
Ведущую роль играет образец речи педагога.
Игровые приёмы при составлении предложений
Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической
форме.
Составить предложение , употребляя разные грамматические конструкции: по
вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.
Формы работы с родителями
Консультирование по вопросам формирования грамматического строя речи.
Проведение совместных праздников по культуре речи.
Выпуск папок – передвижок « В помощь родителям».
Выставки игр и пособий по развитию речи детей.
Включение в тематику родительских собраний вопросов , касающихся данной
проблемы.
Вывод
Важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является
своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами
разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую
функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и
организации деятельности , самоорганизации его поведения, формирования
социальных связей.
Перспективы работы.
Обеспечить взаимодействие с родителями по повышению их компетентности в
речевом развитии детей.
Использование в работе новых развивающих технологий, включающих в себя
компьютерные игры и программы.
Изучение и внедрение в практику с детьми курс детской риторики.
Предлагаемый продукт:
1.
Речевые игры и упражнения для детей.
2.
Материалы по оформлению развивающей среды. Фотоматериалы.
3.
Методические рекомендации для педагогов.
4.
Разработки занятий, праздников.
5.
Материалы по работе с родителями.
Информационные ресурсы:
Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. «Развитие диалогического общения 3-7 лет»
Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. «Истоки диалога 5-7 лет»
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет»