Напоминание

"Строение растительной клетки"

Автор: Парамонихина Елена Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская облость
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Строение растительной клетки"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.БРАТСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Строение растительной клетки.

урок биологии

Область: естествознание
Учителя: Парамонихина Е.А., учитель биологии высшей квалификационной категории г. Братск 2015-2016 гг.

Предмет:
« Биология. Бактерии, грибы, растения»
Класс: 5

Тип урока:
комбинированный
Тема урока:
«Строение растительной клетки» .Лабораторная работа «Изучение клеток растения с помощью лупы».
Цель урока:
изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:

Обучающая
: изучить строение клетки.
Развивающая:
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая:
воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Формируемые УУД:

Познавательные УУД:
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Личностные УУД:
потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, оценивать собственный вклад в работу группы.
Личностные результаты обучения
: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные результаты обучения:
умение применять навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения:
научиться различать различные структуры клетки. Знать их значение.
Методы и методические приемы:
наглядный (таблица, учебник, дополнительная литература), словесный ( инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием), выполнение лабораторной работы,
Образовательные ресурсы:
учебник Пасечника В.В. Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения.
Оборудование для учителя:
ручная лупа, кусочки плодов томата, таблица «Строение растительной клетки»
Оборудование для учащихся:
ручная лупа, кусочки плодов томата и вареного картофеля, таблица «Строение растительной клетки», дополнительная литература, цветная бумага, ножницы, клей.

Структурные

этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.

Организационн

о-

психологически

й.
Задачи: 1. Подготовка учащихся к работе на уроке. Добрый день, ребята! Приветствуют учителя (тихо садятся за столы)
Регулятивные:
эмоционально настраиваются на урок
II.

Актуализация

знаний и

умений
Ребята прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомни с вами материал, изученный на прошлом уроке. Проверка знаний учащихся
Познавательные:
воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.
Коммуникативные:
учатся
Задание №1. Индивидуальный опрос 1. Какое строение имеет лупа, микроскоп? 2. В какой последовательности надо готовить микроскоп к работе? 3. Как определить увеличение лупы, микроскопа? Задание №2. (работа в парах. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора». Один ученик разгадывает кроссворд по вертикал, второй по Воспроизводят, прежние знания. Отвечают на вопросы Разгадывают, проверяют, оценивают друг друга. критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные:
ориентируются в кроссворде; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
горизонтали)
По

горизонтали
:
1.
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2.
Служит для крепления тубуса и предметного столика. 4 . 1 2 . 1 4 . 3 . 2. 3 . 5 .

3.
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4.
Зрительная трубка.
5.
То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:

1.
Увеличительный прибор.
2
. Помогает направить свет.
3.
Служит для размещения на нем объекта исследования
4.
Поднимает и опускает зрительную трубку.
III. Мотивация.

Сообщение

темы, цели и

задач урока.
- Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что клетки имеют сходное строение. Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку Слушают учителя. Записывают в тетрадь тему, формулируют задачи урока
Регулятивные:
формулируют учебные задачи вместе с учителем.
Коммуникативные:
умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению
миллиметрами – все равно, что рост человека Выражать в километрах. Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре поместится целый миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с строением клетки Учитель объявляет тему. Предлагает учащимся вместе сформулировать других.
задачи урока.
IV.

Формирование

новых знаний и

умений
Класс делиться на 5-6 групп ( в зависимости от количества учащихся в классе). Каждому ученику в группе дается индивидуальное задание (приложение 1) Подходит к учащимся дает рекомендации. Помогает разобраться, если, что-то непонятно. После того, как учащиеся выполнят задания. Им предлагается создать новые группы. Все кто изучал ядро, объединяются в одну группу, оболочку во вторую и т.д. Затем учащимся предлагается возвратиться в первоначальные группы Выполняют задания (используют текст параграфа и дополнительную литературу). Делают записи. Обсуждают изученный материал. Дополняют друг друга. Каждый ученик в своей группе рассказывает о той части клетки, которую изучал.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.
Познавательные:
объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации.
Коммуникативные:

После изучения строения клетки и выполнения творческого задания ребятам предлагается выполнить лабораторную работу «Изучение клеток растений с помочью лупы» Выполняют задание (приложение 2) Выполняют лабораторную работу, рассматривают кусочки мякоти томата и вареного картофеля, зарисовывают, дают названия рисункам. добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы, проявляют интерес к исследовательской деятельности. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи.
Инструкция: Рассмотрите кусочки мякоти томата, клубня варёного картофеля с помощью лупы. При этом держите её на расстоянии10-12 сантиметров от объекта. Зарисуйте увиденное. Дайте название рисункам
V. Закрепление

и обобщение

полученных

знаний.
- Используя текст параграфа и знания полученные в ходе урока составьте схему строение растительной клетки: Строение клетки Заполняют таблицу
Регулятивные:
искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные:
преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)
Коммуникативные:
самостоятельно организовывают работу.
VI. Этап

информации о
Изучить параграф. Ответить на вопросы Записывают домашнее задание в дневники
Регулятивные:
принимают и сохраняют материал на

домашнем

задании
длительный срок.
VII.

Подведения

итогов урока
Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок.
Регулятивные:
умеют оценивать свою работу на уроке.
VIII. Рефлексия
Выберите начало высказывания и продолжите его: 1) Мне было интересно… 2) Мне было трудно… 3) Сегодня я узнал… 4) Я научился… 5) У меня настроение.. Пишут
Регулятивные:
анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.
Коммуникативные:
формулируют свое мнение.
Приложение 1
Индивидуальное задание для каждого ученика в группе
Первый ученик изучает строение и функции оболочки Второй ученик изучает строение и функции ядра и ядрышка Третий ученик изучает строение и функции цитоплазмы Четвертый ученик изучает строение и функции вакуолей Приложение 2 1. Вырезать из бумаги части клетки, на картоне сделать аппликацию клетки 2. Подписать все части клетки.
Литература:
1.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013 г.
2.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2013 г.
3.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 20123 г.
4.
Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение
5.
Трайтак Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина
6.
Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.