Напоминание

"Занимательные квадраты"

Автор: Лондарь Татьяна Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО Дом творчества
Населённый пункт: станица Кущевская, Краснодарского края
Наименование материала: План-конспект занятия
Тема: "Занимательные квадраты"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект занятия в объединении «Юный математик»

по теме «Занимательные квадраты».

Цели:
рассмотреть и решить занимательные задачи, провести занимательные игры по математике; развивать внимание, память, мышление, творческие способности, мыслительные операции.
Оборудование:
ребусы (слова), расчерченные листы, рисунки к задачам. ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организация работы. Сообщение темы, задач занятия.
Сегодня занятие необычное у нас, Занимательная математика пришла к нам ! Вы, ребята, не скучайте, Если знаете ответ, руку поднимайте и смело отвечайте. Итак, начинаем тренировку, чтобы умным стать и ловким! Разгадав ребусы, узнаете, чем будем заниматься на занятии.
2. Устные упражнения.

Игра “Я угадаю число, которое задумали вы”.
– Задумайте число. Прибавьте к нему 3, умножьте полученную сумму на 6. Из произведения вычтите задуманное число и число 8. Разность разделите на5. А теперь скажите мне, какой получился результат, чтобы я ответила, какое число вы задумали. (Указание: из ответа детей вычесть 2.) Продолжаем работу с числами.
Игра“Магический квадрат”.
– Как вы понимаете словосочетание “магический квадрат”? – В китайской древней книге “Же-ким” (“Книга перестановок”) есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу
реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим,сколько в ней кругов, получится таблица из чисел. – Давайте ее составим. (Работа в парах. Рисунок на парте лежит, дети считают круги и вписывают в клетки квадрата числовое их обозначение. Аналогично работают 2 учащихся у доски.) Проверка. У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа2-го и 3-го столбцов. Тот же результат получился (15).Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало этого, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15. – Вот такое загадочное расположение чисел от 1до 9! Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом, и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют
магическим

квадратом.
Проверим магические это квадраты или нет? 10 17 12 15 11 13 14 9 16 (нет) 20 27 22 25 23 21 24 19 26 4 9 2 3 5 7 8 1 6
– Задание: составьте магический квадрат, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и двум диагоналям была равна 12. Дети составляют магический квадрат на индивидуальных листах, расчерченных по форме. 3 8 1 2 4 6 7 0 5 Грамматическая арифметика. Ква + рак – ак + тира =? (Квартира.) – Что такое квартира? – Какая связь между квартирой и математикой? (Ответы детей.) Отгадайте составляющую часть квартиры. (Ответ:кухня.) – На кухне часто решаются жизненные задачи, происходят важные дела, на ней за чашкой чая мы рассказываем о своих успехах или неудачах.
3.Физминутка «Замри».
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Мы топаем ногами, (топают) Мы хлопаем руками, (хлопают) Качаем головой, (качают головой) Мы руки поднимаем, (руки вверх) Потом их опускаем, (руки вниз) Мы руки подаем (руки в «замок») И бегаем кругом, (покружиться на месте) Раз, два, три, (три хлопка) Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

4.Решение занимательных задач.
1. На кухне площадью 6 м 2 дедушка рассыпал мелочь. С каждого квадратного метра бабушка собрала по 65 копеек. Каков общий урожай? – Как понимаете вопрос? Решение: 65 коп.
.
6 = 390 коп. = 3 руб. 90 коп. 2. Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см/мин. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см? Решение: 9 : 3 = 3 (мин.) 3. В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку? Решение: 39 – 6 – 12 = 21 (муха)
5. Рефлексия.
– Какое задание вам понравилось? Почему? – Какое задание было смешным? Трудным? – С какого задания вам бы хотелось начать следующее занятие?
6. Домашнее задание
(по желанию)
.
– В девяти клетках квадрата расставьте числа 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6, 6, 6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12. Ответ: 2 6 4 6 4 2 4 2 6 – Молодцы! Спасибо за работу!