"Формирование связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на психические познавательные процессы"

Автор: Фоминых Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 102
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на психические познавательные процессы"
Дата публикации: 28.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование связной устной речи у детей старшего дошкольного

возраста с опорой на психические познавательные процессы
Фоминых Е.Н. учитель-логопед М БДОУ № 102, г. Екатеринбург Умственное развитие – важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение очередной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения; овладение способами и приёмами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребёнок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике. Все вышеперечисленные познавательные процессы являются психологической базой речи. У детей с нарушением речевого развития основные психические процессы будут иметь специфические особенности по сравнению с детьми, у которых речь в норме. Дети с речевыми недостатками отстают в развитии словесно-логического мышления. Суждения и умозаключения их бедны. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается замедленность всех видов восприятия. У детей с нарушениями речи – низкая способность к творческому созданию новых образов. Все познавательные процессы взаимосвязаны. Их развитие происходит равномерно и длительно. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно- образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Процесс умственного развития подразумевает формирование внутренних условий для познавательной деятельности (самоконтроль, произвольность, внимание) и её средств (связная речь). 1
В своей коррекционной работе с детьми для развития связной устной речи я уже много лет опираюсь прежде всего на психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение. Специальные задания для развития психических процессов являются обязательными этапами индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий, а также регулярно рекомендуются воспитателям для коррекционной работы с детьми. В домашних тетрадях - (под знаком «звёздочка») детям еженедельно предлагаются задания для развития одного из психических процессов. Например, на развитие восприятия – продолжить ряд фигур по образцу (восприятие цвета, формы и пространства); на развитие внимания – подчеркнуть в ряду букв – заданную букву; на развитие памяти – запомнить от пяти до десяти бытовых предметов или запомнить чистоговорки, скороговорки; на развитие мышления – загадки, «4-й лишний», объяснение образных выражений и пословиц; на развитие воображения – дорисовать незаконченный рисунок, составить рассказ «Что было бы, если…» Отличительной особенностью моей Рабочей программы «Развитие и коррекция речи детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи» является раздел «Психические процессы». Для каждого фронтального занятия и различных видов нерегламентированной деятельности подобраны задания и игровые упражнения для развития психических процессов в соответствии с лексической темой занятия. И сделано это таким образом, что при выполнении этих заданий развивается связная устная речь воспитанников. Дети отвечают на вопросы полными, развёрнутыми предложениями, составляют рассказы по опорным словам, по картинкам, пересказывают, составляют творческие рассказы, рассуждают, доказывают свою точку зрения, аргументируют, фантазируют и т.д. Для развития восприятия в Рабочей программе предлагаются следующие задания и игровые упражнения: «Угадай, какой зверь спрятался», «Помоги фотографу восстановить фотографии», «Составь план местности», «Узнай по контуру», «Разрезные картинки», «Узнай предметы, наложенные друг на друга», «Подбери заплатки к коврикам» и т.д. 2
Для развития внимания: «Кто лишний?», «Чего не бывает?», «Расположи картинки в правильной последовательности», «С какого дерева упал лист?», «Что забыл нарисовать художник?», «Найди одинаковых бабочек» и т.д. Для развития памяти: «Мнемотаблицы», «Какие птицы улетели из кормушки?», «Какие цветы сорвали с клумбы?», «Как переставили мебель?», «Какие машины заехали в гараж?», «Запоминание двустиший» и т.д. Для развития мышления: «Отгадывание загадок», «4-й лишний», «Формирование языкового чутья – объяснение смысла образных выражений, пословиц и поговорок», «Разгадывание ребусов, кроссвордов, шрифтов», «Решение логических задач», «Это правда или нет?», «Чем отличаются и чем похожи предметы?», «Нелепицы», «Что сначала, что потом» и т.д. Для развития воображения: «Представь, что ты уменьшился до размеров муравья…», «Представь, что снеговик вдруг ожил…», «Придумай новый конец для старой сказки», «Придумай и нарисуй Чудо-дерево», «Придумай и нарисуй несуществующее животное» и т.д. Для наглядности раскрою содержание раздела Рабочей программы «Психические процессы» на примере одного фронтального занятия в старшей группе (лексическая тема: «Посуда»). Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти – «Собери сервиз по образцу». Развитие логического мышления – загадки о предметах посуды, «4-й лишний». Развитие пространственной ориентировки – «Сервировка стола к обеду» (справа от..., слева от..., между.., в центре..). Развитие воображения – «Представь, что ты подслушал разговор посуды в кухонном шкафу. О чём они говорят?» Сама по себе речь тоже является психическим процессом. Вот уже несколько лет в своей работе для развития связной устной речи я использую такие новые эффективные формы работы как ведение детьми совместно с родителями «Дневников читателя» и «Альбомов для домашних рассказов». Такая работа не была бы возможной без слухового внимания, памяти, абстрактного мышления и воображения детей. В течение года я обязательно даю консультации для родителей воспитанников и педагогов ДОУ на тему «Развитие психических процессов у 3
детей старшего дошкольного возраста» и устраиваю выставки методической литературы, дидактических игр, тестовых заданий по данной тематике. Общеизвестно, что своевременная и точная диагностика обеспечивает более эффективную коррекционную работу. Мною были разработаны диагностические карты для обследования психических процессов дошкольников: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и связной устной речи. Диагностика проводится по 30 картам, на каждый психический процесс – по 5 заданий. Диагностика проводится в сентябре и в марте, для того чтобы была возможность восполнить пробелы в развитии психических процессов, так называемые «западающие звенья», до конца учебного года. Эти пробелы будут восполняться мной – учителем-логопедом, воспитателями и родителями, для которых будут проведены индивидуальные консультации. К диагностическим картам мною были разработаны и критерии, по которым оценивается выполнение заданий и выявляется уровень развития психических процессов у ребёнка. Без свободного владения связной речью, базой для которой являются психические процессы, школьное обучение просто немыслимо, даже в плане обычных ответов на уроке, поэтому о развитии связной речи у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. 4