Напоминание

"Сольное пение, вокальный ансамбль"

Автор: Ходжаева Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска Центр детского творчества
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Программа по эстрадному пению
Тема: "Сольное пение, вокальный ансамбль"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Информационная карта программы
Полное наименование программы Образовательная программа художественно- эстетической направленности «Сольное пение, вокальный ансамбль» Автор-разработчик программы Педагог дополнительного образования по эстрадному пению МАУДО г.Нижневартовска ЦДТ Ходжаева Е.И. 1 квалификационная категория Вид программы Модифицированная Направленность программы Художественно-эстетическая Уровень освоения программы Среднее общее образование Форма обучения Групповая и индивидуальная Срок реализации программы 5 лет Возраст обучающихся 7-15 лет Цель программы Развитие и становление личности обучающихся посредством обучения навыкам эстрадного пения, исполнительских способностей. Краткое содержание Программа несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию творческого потенциала через приобщение к музыкальному искусству. Она дает возможность обучающемуся познать себя, развить свои творческие способности, воспитать нравственные качества личности. Ожидаемый результат На основе полученных знаний выпускник должен иметь сформированные певческие навыки эстрадного пения, исполнительские способности, творческое мышление, хороший музыкальный вкус. Уметь грамотно исполнять музыкальные произведения, участвовать в конкурсах, концертах и других мероприятиях. 2

Пояснительная записка.
Музыка – вид искусства. Занятия музыкой является эффективным средством развития интеллекта детей, воздействует на психологическое состояние, способствует развитию музыкального вкуса и общей культуры. Эстрадное вокальное искусство – это синтез искусств, требующий знаний, музыкальной грамотности, умения навыков движения на сцене, технически верного использования голосового аппарата, эмоциональной выразительности, актерского мастерства, правильной работы с микрофоном. В наше время эстрадное искусство приобрело большую популярность. Многие дети мечтают выступать на сцене. Их привлекает исполнение того или другого артиста, яркие костюмы, театрализация вокального номера. Данная программа
актуальна
, так как несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к музыкальной культуре, эстрадному искусству. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка, музыка занимает почетное место с театральным искусством, рисованием, лепкой. Духовно – нравственное развитие и воспитание, сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на занятиях эстрадного пения. Развитие творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии.
Для разработки образовательной программы
изучены следующие материалы: программа по предмету «Музыка», рекомендованная внешкольным учреждениям и общеобразовательным школам в качестве типовой, но с некоторыми изменениями и дополнениями в связи со спецификой обучения; структурные элементы академического вокала; «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова, методики А.Н. Стрельниковой.
Отличие и новизна
данной программы от других состоит в изменении последовательности подачи материала, режима временных параметров осуществлении деятельности, включает элементы современных методик и тренингов, упражнений, применяемых в работе музыкальных студий различных стран.


Цель:
Развитие и становление личности обучающихся посредством обучения навыкам эстрадного пения, исполнительских способностей.
Задачи:
 Обучение вокальной грамоте, умению правильно пользоваться голосовым и дыхательным аппаратом.  Развитие общей и музыкальной культуры, индивидуальных, исполнительских, творческих способностей, мышления;  Воспитание общественной активности, чувства коллективизма, ответственности и товарищества, творческой инициативы, эмоциональной 3
отзывчивости, пунктуальности, коммуникабельности, умения преподнести и обосновать свою мысль, уважение к своему городу, народу.


Для решения поставленных задач используются принципы:

у
важения и доверия к личности ребенка;  от простого к сложному в подаче и освоении учебного материала;  «три СО» в коллективной творческой деятельности: а) сотрудничество; б) сотворчество; в) содружество;  поддержки детских инициатив и творчества;  индивидуализации и дифференциации в обучении и воспитании;  гуманистической направленности.
Содержание программы предполагает разделы по годам обучения:

Первый год обучения:
обучающиеся приобретают основные теоретические, вокальные навыки, понятия гигиены и охраны голоса, происходит формирование интереса к эстрадному искусству.
Второй год обучения:
обучающиеся закрепляют приобретенные теоретические, вокальные навыки, развивают исполнительские способности, приобретают опыт работы с микрофоном, сценический опыт.
Третий год обучения:
повторение, закрепление, углубление формирования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, развитие музыкально-творческих способностей ребенка, закрепление навыков работы с микрофоном, запись вокала в студии, работа над созданием собственного сценического образа, выступление на концертах.
Четвертый год обучения:
развитие и совершенствование детского голоса, исполнительских способностей, развитие личностных качеств, общей и музыкальной культуры, запись вокала в студии, выступление на концертах, участие в конкурсах, фестивалях.
Пятый год обучения:
совершенствование детского голоса, закрепление приобретенных исполнительских умений и навыков, обогащение вокального исполнительского опыта, воспитание исполнительских качеств (артистизма, яркости, эмоциональности, воли), усложнение и расширение репертуара, развитие творческой фантазии и инициативы. 4
Курс обучения рассчитан на пять лет. В кружок принимаются дети с 7– 16 лет, обладающие вокальными данными и определенными музыкальными способностями: частотой интонирования, музыкальной памятью, чувством ритма, музыкальным слухом. Занятия проводятся индивидуально и группами два раза в неделю по 45 минут. Общее количество часов курса – 72. По окончании курса программы ребенок приобретает основные теоретические и певческие навыки эстрадного пения, закрепляет приобретенные исполнительские умения и навыки, обогащает свой вокально - исполнительский опыт: артистизм, яркость, эмоциональность, волю, творческую фантазию, инициативу, получает возможность участвовать в творческой жизни центра, мероприятиях, концертах.
Система контроля и оценивания результатов.
 обязательным компонентом процесса обучения является контроль или проверка результатов обучения на всех стадиях процесса обучения.  в конце каждого полугодия отчетные концерты.  итоговый концерт в конце года.  запись фонограмм в студии.  выступление на мероприятиях и концертах.  участие в фестивалях, конкурсах.
Предполагаемые результаты.

Личностные:
 наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;  реализация творческого потенциала в процессе коллек тивного (индивидуального) музицирования;  позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;  ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Предметные:
 устойчивый интерес к предмету;  общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основ эстрадного пения.  элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.  умение оценивать произведения разных видов искусств.
Метапредметные связи:
 развитое художественное восприятие;  продуктивное сотрудничество (общение, взаимодей ствие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; 5
 наблюдение за разнообразными явлениями жизни и ис кусства в учебной и внеурочной деятельности.
Тематическое планирование

Цель обучения 1 года:
приобретение основных теоретических, певческих навыков, формирование интереса к эстрадному искусству.
Задачи:
1. формирование основных вокальных навыков, эстрадной манеры пения, понятия гигиены и охраны голоса; 2. развитие музыкального слуха, памяти, внимания; 3. воспитание музыкальной и сценической культуры, эмоциональной отзывчивости на музыку, приобретение сценического опыта
Предполагаемые результаты:
Личностные:  наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) исполнительства. Предметные:  устойчивый интерес к предмету  общее понятие о значении музыки в жизни человека;  знание основных вокально-технических навыков, основ гигиены и охраны голоса. Метапредметные:  развитое художественное восприятие;  продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Примерное распределение учебных часов 1 года обучения 6

Цель обучения 2 года:
закрепление теоретических и вокальных навыков, развитие исполнительских способностей.
Задачи:
1. Закрепление понятия гигиены и охраны голоса. 2. Формирование вокальных навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. 3. Воспитание у детей хорошего музыкального вкуса, формирование творческого мышления, исполнительских способностей. 4.Работа с микрофоном, приобретение сценического опыта.
Предполагаемый результат:
К концу 2-го года обучающийся закрепляет теоретические и вокальные навыки, полученные на 1-м году обучения, развивает свои исполнительские способности, приобретает сценический опыт. Примерное распределение учебных часов 2 года обучения № раздела и темы Название раздела и тем Количество часов Всего Теория Практ ика 1 Организация музыкальных интересов: -беседы о музыке, -слушание музыки. 3 3 3 - - 3 № раздела и темы Название раздела и тем Количество часов Всего Теория Практ ика 1 2 3 4 Организация музыкальных интересов: -беседы о музыке, -слушание музыки. Вокальная работа - пение произведения, - пение учебно-тренировочного материала, - пение импровизаций, - ансамблевое пение. Концертная деятельность. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение лекций, концертов). 3 3 32 9 5 14 3 3 3 - 5 1 1 2 - - - 3 28 10 6 12 3 3 Итого часов
72

12

60
7
2 3 4 Вокальная работа - пение произведения, - пение учебно-тренировочного материала, - пение импровизаций, - ансамблевое пение. Концертная деятельность. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение лекций, концертов). 32 9 5 14 3 3 5 1 1 2 - - 28 10 6 12 3 3 Итого часов
72

12

60

Цель обучения 3 года:
развитие и совершенствование исполнительских способностей.
Задачи:
1.Повторение, закрепление, углубление формирования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, развитие музыкально-творческих способностей ребенка. 2.Закрепление навыков работы с микрофоном в студии, запись вокала в студии. 3.Работа над созданием собственного сценического образа. 4.Воспитание у детей хорошего музыкального вкуса, формирование творческого мышления, исполнительских способностей. 5.Развитие личностных качеств, общей и музыкальной культуры.
Предполагаемый результат:
обучающийся развивает уже полученные ранее знания и умения, совершенствует свои исполнительские способности, развивает свои личные качества, развивает музыкальный вкус. Примерное распределение учебных часов 3 года обучения № раздела и темы Название раздела и тем Количество часов Всего Теория Практ ика 1 2 3 Организация музыкальных интересов: -беседы о музыке, -слушание музыки. Вокальная работа - пение произведения, - пение учебно-тренировочного материала, - пение импровизаций, - ансамблевое пение. Концертная деятельность. 3 3 32 9 5 14 3 3 - 5 1 1 2 - - 3 28 10 6 12 3 8
4 Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение лекций, концертов). 3 - 3 Итого часов
72

12

60

Цель обучения 4 года:
развитие и совершенствование детского голоса, исполнительских способностей, а через них развитие и совершенствование личности ребенка.
Задачи:
1. Развитие личностных качеств; общей и музыкальной культуры. 2.Закрепление навыков работы с микрофоном в студии, запись вокала в студии. 5.Работа над созданием собственного сценического образа.
Предполагаемый результат:
К концу 4-го года обучающийся умеет пользоваться дыхательным, певческим аппаратом, имеет хороший музыкальный вкус, умеет работать с микрофоном, выступает на концертах. Примерное распределение учебных часов 4 года обучения № раздела и темы Название раздела и тем Количество часов Всего Теория Практ ика 1 2 3 4 Организация музыкальных интересов: -беседы о музыке, -слушание музыки. Вокальная работа - пение произведения, - пение учебно-тренировочного материала, - пение импровизаций, - ансамблевое пение. Концертная деятельность. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение лекций, концертов). 3 3 32 9 5 14 3 3 3 - 5 1 1 2 - - - 3 28 10 6 12 3 3 Итого часов
72

12

60

Цель обучения 5 года:
совершенствование детского голоса, исполнительских способностей. 9

Задачи:
1. Закрепление приобретенных исполнительских умений и навыков, обогащение вокального исполнительского опыта. 2. Воспитание исполнительских качеств: артистизма, яркости, эмоциональности, воли. 3. Усложнение и расширение репертуара. 4. Развитие творческой фантазии и инициативы.
Предполагаемый результат:
К концу 5-го года, обучающийся имеет богатый исполнительский, сценический опыт. Умеет разбирать и исполнять произведения самостоятельно. Примерное распределение учебных часов 5 года обучения № раздела и темы Название раздела и тем Количество часов Всего Теория Практ ика 1 2 3 4 Организация музыкальных интересов: -беседы о музыке, -слушание музыки. Вокальная работа - пение произведения, - пение учебно-тренировочного материала, - пение импровизаций, - ансамблевое пение. Концертная деятельность. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение лекций, концертов). 2 3 32 9 6 14 3 3 2 - 5 1 1 2 - - - 3 28 10 7 12 3 3 Итого часов
72

10

62

Содержание программы.
Устное слово преподавателя направляет начальные потребности детей, организует воспитательный процесс. Нужно использовать любой повод для сообщения ученику разнообразных теоретических и исторических сведений (о литературном тексте, об авторах произведения, о его строении, характере, художественном образе, стиле, манере исполнения и т.д.). Слушание эстрадной музыки – расширяет кругозор учащихся, формирует их музыкально – слушательскую культуру, развивает умение анализировать. Изучение основ музыкальной грамоты способствует качественному освоению программных произведений. В работе над произведениями на начальном этапе закрепляются и развиваются полученные вокальные умения и навыки, а на последующих этапах обучения решаются 10
художественно – творческие задачи – создание яркого сценического образа при исполнении каждого произведения. Репертуар для этого подбирается художественно качественный, достаточно разнообразный по жанрам и направлениям, что позволит познакомиться детям с различными манерами исполнения и соответствовать их возрасту. Пение учебно-тренировочного материала направленно на создание вокально- технической базы у ребенка, на ее развитие и закрепление. Пение импровизаций – побуждает любознательность, инициативу, развивает фантазию и воображение, способствует лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности. В ансамбле совершенствуется гармоничный слух, строй в многоголосье. Работа с микрофоном – начинается с того момента, когда у ребенка сформировались элементарные вокально-технические навыки для заключительной работы над произведением с использованием фонограммы и подготовки ребенка к концертному выступлению (привыканию к звучанию своего голоса через акустическую систему). Концертная деятельность – является своеобразной проверкой знаний, умений и навыков для детей, она активизируют и стимулируют работу детей, способствует творческому росту, и формированию личностных качеств ребенка. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение лекций, концертов) способствуют расширению музыкального кругозора детей, развивают эмоциональность, обогащают художественно – творческий опыт, а также закрепляют интерес к предмету. Для выполнения артистической работы учащиеся должны свободно владеть репертуаром. Для отрабатывания разученных песен в концертном варианте проводятся сводные занятия (в ансамбле), или индивидуальные занятия (с солистами), где отрабатывается композиция в комплексе: пение, движение, актерское мастерство. Дети при возможности занимаются на сцене, что помогает им чувствовать себя уверенно на концерте. Систематические занятия на сцене раскрепощают детей, дают выход эмоциям, творчеству. Высокое художественное исполнение вокального произведения требует определенных музыкальных и технических навыков, определенного функционирования голосового аппарата поющего. Работа над творческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы вокальной работы. В обучении певческому процессу и технике исполнения входят следующие составляющие: певческая установка, дыхание, опора дыхания, атака звука, певческая артикуляция и дикция, эстрадное звукоизвлечение.
Певческая установка.
В пении главным условием является внутренняя физическая свобода исполнителя. Наилучшим положением при пении считается положение стоя, при этом корпус должен быть прямым и свободным, плечи должны быть расправлены, голова также принимает прямое положение. Колени должны быть выпрямлены, ноги с опорой на пятки, руки свободные, свободны мышцы лица, шеи, плеч. Чтобы снизить физическую нагрузку можно 11
комбинировать положения: распевать и разучивать произведения сидя, а работать над готовым репертуаром - стоя. Физическое ощущение свободы – такая психофизиологическая установка, регулярно внедряемая в сознание ученика, скоро становится навыком, надежным и правильным рефлексом.
Дыхание.
Прежде чем начать петь, дети учатся дышать. Вдох проводится через нос (на зевок), при таком вдохе раскрепощается челюсть, открывается глотка. Плечи и грудь находятся в спокойном состоянии. Комплекс 1. 1. Вдох носом, выдох ртом. 4 раза. 2. Вдох ртом, выдох носом. 3. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. 4. Попеременно вдох и выдох через одну ноздрю. 5. Вдох носом, выдох носом, одновременное постукивание пальцами крыльев носа. 6. Вдох носом, выдох через сжатые губы, резкий выброс в конце выдоха. Комплекс 2. 1. Ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. 2. Сжатые в кулак кисти рук подпирают подбородок. Наклоны головы с сопротивлением рук. 3. Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед, сжимание челюстей. 4. Надувание щек. 5. Доставание кончиком языка мягкого нёба. 6. Поднимание мягкого нёба при зевке. С помощью этих упражнений голосовой аппарат разогревается, готовится к правильному звукоизвлечению. Существуют различные типы дыхания: 1. ключичное (участвуют плечи); 2. грудное (участвуют мускулы верхней части грудной клетки); 3. нижнереберное (расширяются нижние ребра); 4. брюшное (опускается диафрагма) – наиболее приемлемый вид певческого дыхания. При вдохе опускается диафрагма (грудобрюшная мышечная перегородка), отделяющая грудную полость от брюшной. Живот при этом как бы выдвигается вперед, а выдох регулируется брюшным прессом. Голосообразованию предшествует вдох (бесшумно, глубоко с ощущениям полу зевка. При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, то есть, находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой (задержкой) дыхания (затайкой).
Опора дыхания.
12
Это умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление, выдыхаемого воздуха. У начинающих петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, такие как: привычка поднимать плечи при вдохе, отучать от порывистых, судорожных вдохов. Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематически. Учащийся должен осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения), запомнить связанные с ними ощущения, затем, путем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.
Атака звука
Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Различают три вида атак: 1.Твердая атака – голосовые связки плотно смыкаются до начала вдоха; 2.Мягкая атака – момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Сокрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звука. 3.Придыхательная атака – смыкание голосовых связок значительно отстает от начала выдоха. В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной пользуются в исключительных случаях. Атаки являются выразительным средством в пении.
Певческая артикуляция и дикция.
Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав – артикуляционными органами (ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. Артикуляция (дикция), зависит от высоты звуков (на самых низких и самых высоких разборчивость заметно ухудшается), от возраста (улучшается дикция). Дикция более всего зависит от степени проникновения в сущность исполняемого музыкального произведения и от умения сценично его передать.
Основы эстрадного звукоизвлечения.
Принцип основан на слиянии двух более распространенных типах звукоизвлечения – классическом и народном. Академическое звукоизвлечение характеризуется спокойным режимом гортани и связок, крупным и глубоким зевком, при этом звук «приоткрывается» губами. В народном вокале наоборот связки прижаты, зевок перемещается к зубам, губы растягиваются в утрированной улыбке. В эстрадном звукоизвлечении связки работают в усредненном режиме, что дает возможность певцу использовать различные приемы академического и народного пения. Зевок становится подвижным (плавающим), и начинается от гортани и заканчивается у зубов, также меняется высота нёба, оно становится гибким. 13
Звук получается тоже усредненным, в нем нет такой плотности силы и свободы как в правильном академическом, но и нет гортанного звука как в народном. Это происходит потому, что в эстрадном вокале используется большое количество различных красок и приемов. Далее вводится понятие «маска», без которого не бывает эстрадного пения. На первых стадиях обучения от детей требуется сморщивание носа, а когда мышцы разрабатываются, нос перестает работать. В этом процессе участвуют щеки. Они как бы подтягиваются к уголкам глаз, освобождая проходы в верхние резонаторы для звука. Очень важным моментом в пении является умение использовать голосовые регистры. Существует грудное резонирование, которое придает звуку мощь, силу; и головное резонирование – придает блеск, яркость, полетность. Задача педагога выработки у детей смешанного звучания (микста), чтобы звук был ровным, и переход от регистра к регистру был единообразным. Спецификой вокального обучения является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, усложняясь по мере развития учащегося.
Система контроля и оценивания результатов.
Обязательным компонентом процесса обучения является контроль или проверка результатов обучения на всех стадиях процесса обучения. Обучение опирается на виды контроля как: 1. текущий (поурочный) 2. поэтапный (к концу каждого полугодия отчетные концерты) 3. итоговый (в конце года) Развитие вокальных данных учащихся во многом зависит от целесообразно составленных индивидуальных планов, которые составляются на каждого учащегося к началу полугодия, в которых предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащихся, учтены их индивидуальные особенности, уровень общего и музыкального, вокально-технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. На занятиях также проводятся различные виды контроля: 1. индивидуальный опрос 2. проверка домашнего задания 3. ведение записей песен Качество и уровень проявленных в исполнении вокально-технических умений и навыков, а также сценического мастерства отображается в следующей карте – схеме в виде оценок по 10 – бальной шкале: № п/п. Фамилия, Имя Год обуче- ния дыхание Звукове- дение Чистота интони- рования Артику- ляция Манера Испол- нения Сцени- ческий образ 1. 14
2. Полученные результаты деятельности учащихся за прошедший год отражаются педагогом в виде характеристики в индивидуальных планах. Текущие концерты и открытые мероприятия с участием детей являются своеобразной итоговой оценкой, которая стимулирует и ориентирует их на дальнейшую работу.
Методическое обеспечение образовательной деятельности.

Учебная деятельность.
Содержание учебного материала образовательной программы кружка делится на два этапа: 1 этап - начальный (1 и 2 годы обучения); 2 этап - основной (3, 4 и 5 годы обучения). В содержании программы первого этапа обучения значительное место отводится освоению учащимися начальных практических исполнительских умений и навыков эстрадного пения. Одновременно с этим происходит накопление ими знаний и понятий элементарной теории музыки. На втором этапе учащиеся совершенствуют полученные ранее практические умения и навыки эстрадного пения, расширяют и углубляют теоретические знания. У учащихся формируется творческое воображение и способность к самовыражению при исполнении музыкальных произведений. На теоретическую подготовку учащихся отводится учебного времени до 15 % в год, соответственно - на практику до 85%.
Формы, методы, технологии учебного процесса.
В основу программы «Начальное обучение эстрадному пению» положена концепция развивающего обучения и заложен принцип: «Обучая - развивай, развивая - воспитывай». Организация всего учебного процесса опирается на развивающие принципы вокальной педагогики: 1. Увеличение объёма, используемого в учебно-педагогической работе материала. 2. Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала. 3. Использование широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и исторического характера. 4. Проявление с максимальной самостоятельности учащихся. А также организация учебного процесса опирается на общедидактические принципы обучения: осознание учащимися процесса учения; доступность; последовательность; и др. Активизации учебной деятельности учащихся способствуют следующие методы: 1. Подражания. (Он может быть использован, когда учащиеся вводятся в новые для них области исполнения и когда нельзя удовольствоваться словесными объяснениями); 15
2. Эмоционально-волевой (стремление воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность); 3. Интеллектуальный (обращён к сознанию, основан на вере, что всё опирается на ряд закономерностей, что они могут быть проанализированы и сформулированы); 4. Наглядно-слуховой; 5. Словесный; 6. Анализа и сравнения; 7. Упражнения; 8. Метод иллюстраций; 9. Проблемный; 10. Контроля и самоконтроля и др. Образовательный процесс курса обучения вокалу включает шесть направлений работы:  Организационное;  Учебное;  Воспитательное;  Концертная деятельность;  Работа с родителями;  Диагностика;  Механизм реализации.
Организационная работа.
В начале учебного года ведется набор или добор учащихся в кружок. Учащиеся, успешно окончившие предшествующий год в кружке, по решению педагогического коллектива переводятся в вокальную студию, где изучают предметы: хореография, сольфеджио, актерское мастерство, речевая деятельность, музыкальный инструмент. После зачисления учащиеся знакомятся с Правилами поведения в ЦДТ. В течение всего периода обучения постоянно проводятся различные Инструктажи и беседы по темам: Техника безопасности, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности, При проведении террористических актов, Об актированных днях, При проведении массовых мероприятий, При перевозке учащихся и др. С начала обучения на каждого ученика оформляется Индивидуальный план работы, в котором представлен Репертуарный план на каждое полугодие, сроки его выполнения, оценки, выступления учащегося, краткая характеристика. Для учащихся составляется удобное расписание, которое при необходимости корректируется. Организационная работа включает в себя организацию и подготовку внеклассных мероприятий, конкурсных и концертных выступлений учащихся. Учащиеся знакомятся с планом работы ЦДТ, положениями, графиком мероприятий. Проводятся беседы с родителями,
Воспитывающая деятельность.
16
Воспитательная работа ведется по следующим направлениям.  Трудовое воспитание;  Нравственно-эстетическое воспитание; Патриотическое и интернациональное воспитание;  Эстетическое воспитание;  Охрана здоровья. Воспитательная работа органично вплетается во все направления образовательного процесса. Основным источником материального и духовного богатства общества, фундаментом личностного развития является труд, Труд развивает умственные способности человека, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Формированию трудолюбия и профессионального мастерства способствует, прежде всего, обучение на высоком профессиональном уровне, большая домашняя самоподготовка. Перед педагогом стоит задача возможно полнее раскрыть музыкальные и творческие способности учащихся. Этому способствует освоение различных форм музицирования. Большое значение в трудовом воспитании имеет общественно полезный труд. Учащиеся должны ухаживать за растениями и поддерживать чистоту в учебных кабинетах, в учреждениях. Одной из важных воспитательных задач стоящих перед педагогом является формирование устойчивых моральных качеств ребенка (совести, чести, долга, ответственности, достоинства), активной жизненной позиции и воспитания культуры поведения, как одного из главных проявлений уважения к другим людям. С учащимися проводятся беседы о чести, долге, ответственности, культуре поведения, сценической культуре, гармонии отношении в творческом коллективе. Патриотическое и интернациональное воспитание способствует формированию знаний о родном крае, развитии чувства любви к Родине и гордости за нее, взаимоуважению и дружбе всех наций и народностей, уважительному отношению к родному языку. Учащиеся знакомятся с символами государства: гимн, герб, флаг. Они изучают русскую музыку и музыку разных народов нашей страны. Проводятся беседы о творчестве русских композиторов и исполнителях. Эстетическое воспитание предполагает формирование чувств в области прекрасного. Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство и музыкальное искусство, в частности. Воспитание и обучение основано на лучших образцах народной, классической и современной музыки. Учащиеся слушают музыкальное произведение в исполнении народных и профессиональных коллективов, участвуют в просветительской работе Детской юношеской филармонии, оформляют музыкальными номерами праздники, выставки и мероприятия, посещают музеи, галереи, выставки, кинотеатры, концертные залы. Охрана и укрепление здоровья являются важным условием успешного обучения. С учащимися проводятся физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни, гигиене и внешнем виде. 17
В системе проводятся вводные, текущие Инструктажи.
Концертная деятельность.
Со второго года обучения учащиеся принимают активное участие в концертах, праздниках, тематических мероприятиях. Участие в конкурсах и фестивалях имеет важное значение для повышения профессионализма педагога и исполнительской культуры воспитанников.
Работа с родителями.
В обучении и воспитании учащихся необходимы тесная связь, совместные усилия образовательного учреждения и семьи. Успех зависит от единства и согласованности, которую необходимо умело координировать и направлять.
Примерный план работы с родителями
№ п/п Мероприятие Сроки 1. Родительское собрание Октябрь, май 2. День открытых дверей Сентябрь 3. Индивидуальные и групповые консультации по проблемным вопросам по обучению и воспитанию детей В течение года 4. Совместные творческие встречи, приуроченные к праздникам Январь, февраль, март, май 5. Концерт для родителей по итогам полугодия и учебного года Декабрь, апрель
Механизм и условия реализации программы.
Воспитательная работа органично вплетается во все направления образовательного процесса. Основным источником материального и духовного богатства общества, фундаментом личностного развития является труд. Труд развивает умственные способности человека, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Формированию трудолюбия и профессионального мастерства способствует, прежде всего, обучение на высоком профессиональном уровне, большая домашняя самоподготовка. Перед педагогом стоит задача возможно полнее раскрыть музыкальные и творческие способности учащихся. Этому способствует освоение различных форм музицирования. Важное значение в трудовом воспитании имеет общественно полезный труд. Учащиеся должны ухаживать за растениями и поддерживать чистоту в учебных кабинетах, в учреждении. Одной из важных воспитательных задач стоящих перед педагогом является формирование устойчивых моральных качеств ребёнка (совести, чести, долга, ответственности, достоинства), активной жизненной позиции и воспитание культуры поведения, как одного из главных проявлений уважения к другим людям. С учащимися 18
проводятся беседы о чести, долге, ответственности, культуре поведения, сценической культуры, гармонии отношений в творческом коллективе. Патриотическое и интернациональное воспитание способствует формированию знаний о родном крае, развитии чувства любви к Родине и гордости за неё, взаимоуважению и дружбе всех наций и народностей, уважительному отношению к родному языку. Учащиеся знакомятся с символами государства: гимн, герб, флаг. Они изучают русскую музыку, музыку разных народов нашей страны. Проводятся беседы о творчестве русских композиторов и исполнителях. Организуются встречи с ветеранами и пожилыми в Пансионате ветеранов и престарелых. Эстетическое воспитание предполагает формирование чувств в области прекрасного. Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство и музыкальное искусство, в частности. Воспитание и обучение основано на лучших образцах народной, классической и современной музыки. Учащиеся слушают музыкальные произведения в исполнении народных и профессиональных коллективов, участвуют в просветительской работе Детско-юношеской филармонии, оформляют музыкальными номерами праздники и различные мероприятия, посещают музеи, галереи, выставки, театры, кинотеатры, концертные залы. Охрана и укрепление здоровья являются важным условием успешного обучения. С учащимися проводятся физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни, гигиене и внешнем виде. В системе проводятся вводные, текущие, периодические Инструктажи, Инструктажи по необходимости. Заинтересованность родителей в культурном, музыкальном развитии детей, совместная работа с семьёй создают благоприятные условия для развития специальных и творческих способностей, личностных качеств: трудолюбия, целеустремлённости, самостоятельности. С учащимися и родителями проводятся беседы о семье, организуется их участие в праздниках и конкурсах музыкального семейного творчества. Проводятся тематические родительские собрания, концерты-подарки для родителей, совместные мероприятия. В класс обучения эстрадному пению принимаются желающие после предварительного прослушивания. Форма обучения – индивидуальное и групповые занятия. Эта форма позволяет раскрыть способности учащихся, их склонности и интересы, учесть индивидуальные различия учащихся, обеспечить дифференцированную постановку задач, контроль и оценку результатов. Работая над ансамблем, на занятиях присутствуют 6-10 учащихся. Процесс обучения – две взаимосвязанные, взаимодополняющие составные части. Первая – наглядная, непосредственно урок, вторая - своеобразное руководство самостоятельной работой учащихся. Всё занятие должно являться наглядным примером разбора тех сложностей и путей их преодоления, которые возникнут перед учащимся дома, или же при исполнении аналогичных сочинений в будущем. Пробуждение, воспитание и развитие творческой инициативы учащихся является наипервейшим методическим требованием к содержанию и структуре урока. Именно в этом и заключена вторая составная часть, педагогического процесса – самостоятельное развитие учащихся от урока к уроку, контроль и руководство осуществляется посредством 19
систематических занятий с педагогом. На выполнение домашнего задания в среднем отводится 30 минут в день. Приобретённые таким образом самостоятельные навыки будут стимулировать дальнейшее творческое совершенствование музыканта. Развитие учащихся осуществляется по мере приобретения определённой суммы знаний. Построение процесса обучения опирается на следующие установки: 1. Усвоение от предыдущего к последующему. 2. Тесная связь теории с практикой. 3. Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала. Каждое занятие рассматривается как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса. В структуру урока входят следующие разделы: 1. Организационный момент. 2. Работа над произведением, тренировочным материалом. 3. Работа над новым материалом. 4. Беседы о музыке. 5. Слушание музыки. 6. Повторение пройденного материала. 7. Вывод по уроку. 8. Оценка работы на уроке. 9. Домашнее задание. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога искал нужную позицию, добился лучшего звучания, четкости и т.д. Формы занятий могут быть различны. Это: урок – концерт, урок-путешествие, урок ансамблевого музицирования и т.д. Возрастной диапазон учащихся от 7 до 16 лет включает три периода развития личности: дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет); средний школьный возраст (10-16 лет). Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, умственного, психического и социального развития. В дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка идёт интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, быстро развивается психика ребёнка. Ведущей деятельностью становится обучение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой, свежестью, любознательностью. Мышление развивается во взаимосвязи с речью ребёнка. Педагоги должны приучать школьника слушать и смотреть, развивать наблюдательность, внимание. Большое значение в познавательной деятельности имеет память. Однако младшие школьники не умеют распоряжаться своей памятью. Педагогу необходимо выработать у учащихся умения самоконтроля и навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с 20
взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности. Формируются навыки общественного поведения, нравственные качества и положительные черты личности. Средний школьный возраст – переходный от детства к юности. Это период подъёма жизнедеятельности и глубокой перестройки, роста и развития всего организма. Развитие внутренних органов неравномерно. Рост кровеносных сосудов отстаёт от роста сердца, что приводит к нарушению ритма и учащению сердцебиения. Лёгочный аппарат подростков развивается недостаточно быстро, поэтому дыхание учащённое. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно. Внимание избирательно. Мышление систематизировано, последовательно, критично. Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Речь образна и выразительна. В подростковом возрасте идёт интенсивное, нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, моральные принципы, система оценочных суждений ещё не приобрели устойчивость. Этот возраст считается периодом тяжёлого кризиса (упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева…). К концу подросткового периода перед ребенком встаёт проблема выбора профессии. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Для формирования учебной мотивации необходимо предоставлять учащемуся возможность выступлений на сцене, поощрять его за достигнутые успехи в обучении и активную концертную деятельность Грамотами, Благодарственными письмами родителям и в общеобразовательные школы, путёвками в лагеря труда и отдыха и т.д. Качественной реализации данной программы будут способствовать создание научно- методических условий в образовательном процессе, в повышении профессионального мастерства педагога через следующие формы деятельности: работа над методическими темами; разработка учебно-дидактического материала; посещение семинаров, мастер классов, открытых уроков; изучение современных методик преподавания, опыта коллег; совершенствование знаний в области всех видов искусств.
Диагностика
Эффективности и качеству образовательного процесса способствует диагностическая работа, которая должна проводится в системе постоянно. Диагностика является важным направлением учебно-воспитательного процесса. С целью отслеживания качества знаний, творческого развития учащихся, определение особенностей характера, мотивации обучения проводятся и анализируются результаты специальных диагностик, тестов. Необходимо проводить следующие диагностики: 1. Первичная диагностика музыкальных данных. Она проводится с целью определения музыкальных данных при прослушивании и знакомстве с учащимися в начале обучения. 21
2. Диагностика учебной успеваемости. Она проводится с целью определения качества знаний, умений и навыков в конце каждого полугодия. 3. Диагностика мотивации обучения. 4. Диагностика творческих способностей.
Наименование методики

Цель
«Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников» Карпова Г.А. Выявление у учащихся мотивов учебной деятельности. «Уровень сформированности и развития ЗУН обучающихся модифицированный вариант. Определение уровня обучающихся, планирование коррекционной работы с обучающимися. Карта-схема индивидуального наблюдения Определение динамики уровня развития творческой активности учащихся. «Какой у нас коллектив» Лутошкин И.П. Определение динамики развития детского коллектива, уровня сплоченности и степени комфортности каждого члена в коллективе.
Литература для обучающихся:
1. Белобородова Е.Ю. «Эстрадное пение. Теория вокала». 2000 год. 2.Ивонн Де Банди «Техника эстрадного и рок - вокала» 2002год. 3.Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» 2001год 4.Волгин М.Ю. «Обучение эстрадному пению» 2001год 5.Интернет Форум «Развитие голоса».
Основная литература для педагога:
1.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., «Методика музыкального воспитания», Москва, «Академия», 2000 год. 2.В.В. Емельянов «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования», Методическое пособие для учителей музыки, Новосибирск, «Наука», 1991 год. 3.В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», книга 1, Санкт – Петербург, Государственная консерватория им. Н. Римского-Корсакого 1996 год., 4.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. 5.Вокально-инструментальный ансамбль, Москва, «Музыка», 1986 год. 22
6.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили Л.И., «Музыкальное воспитание дошкольников», Москва, «Академия», 1999 год.
Дополнительная литература для педагога:
1.Белобородова Е.Ю. «Эстрадное пение. Теория вокала», 2000 год. 2.Ивонн Де Банди «Техника эстрадного и рок - вокала», 2002 год. 3.Пекерская Е.М. «Вокальный букварь», 2001 год. 4.Волгин М.Ю. «Обучение эстрадному пению», 2001 год. 5.Интернет ФОРУМ «Развитие голоса». 6.Видео-уроки, мастер-классы, тренинги педагогов с международных вокальных конкурсов. 23