Напоминание

"Наши дети в современном мире"

Автор: Конова Марина Михайловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35 к.в.
Населённый пункт: городской округ Железнодорожный, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Наши дети в современном мире"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Наши дети в современном мире
Современные дети отличаются от предыдущих поколений. Мы давно привыкли к разговорам о том, что современные дети совершенно другие, нежели их сверстники 20 лет назад. Кто-то говорит об этом с сожалением, кто-то с раздражением, а кто-то и вовсе с завистью. Да, наши дети другие. Они уже сейчас понимают многие вещи, которых подчас не понимают даже некоторые взрослые. Они удивительно рассудительные, рациональные и в хорошем смысле прагматичные. Пока они не поймут, для чего им нужно то или иное знание, вряд ли можно что-то до них донести. Но если они понимают значимость информации в собственной жизни, работать становится легко. Они отлично ориентируются в современном мире. Многие из них уже сейчас понимают, что часто выигрывает не тот, кто больше знает, а тот, кто знает, как быстрее получить нужную информацию. Мы по старинке ругаем детей, но в глубине души понимаем, что мир меняется. Они удивительно мобильные и разносторонние. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетной линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", у которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения. Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и
компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры, у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Обобщив фундаментальные исследования последних лет, можно обозначить круг значимых изменений у современных детей: - рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; – уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; - снижение любознательности и воображения у дошкольников. - недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков, у детей дошкольного возраста, указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность; - ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; - увеличение численности одаренных детей. Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными. Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем. На них не действует тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Они почти не реагируют на принуждение, нотации, наказания запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. Существует очень немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место.
На что они откликаются, так это на уважение - уважение к ним, как к разумным личностям. Уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только немного помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как что-то очень значимое. Они не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные дети. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Дети приходят в этот мир совершенными."Внутри" они интуитивно знают, что хорошо и правильно."Извне" они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи и манипулирования Дети требуют пояснений и почти никогда не признают отговорок;"Потому что так надо." Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей - общаться с ними. Если взрослые хотят, чтобы мечты детей сбывались, они должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их истинные намерения, с уважением относиться к их правам, открыто показывать детям свою любовь. Позволять им учиться на последствиях своих поступков, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки, как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе. Современные дети могут "читать" взрослых, как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что взрослые даже не осознают этого. Взрослые, пытаясь заставить детей сделать что-то, в чем присутствует скрытый мотив, столкнутся с упорным сопротивлением, так как дети будут уверены, что поступают правильно.
1.Обращайтесь с детьми уважительно.

2.Никогда не унижайте их!

3.Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

4.Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.

5.Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.
Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания.