Напоминание

"Тайны песочной страны" Снижение агрессии у старших дошкольников.

Автор: Дудкина Наталья Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ГДС "Колокольчик"
Населённый пункт: город Волгоград, р.п. Городище
Наименование материала: коррекционно-развивающая программа
Тема: "Тайны песочной страны" Снижение агрессии у старших дошкольников.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Ребенок не может быть плохим, но иногда он способен совершать плохие поступки. Важно знать скрытую причину плохого поведения дошкольника. Сказкотерапия выделяет пять основных причин. Ребенок ведет себя плохо, если: 1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае, мы обучаем моделям социально приемлемого поведения, положительным способам привлечения внимания. 2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В таком случае мы предлагаем позитивную модель проявления лидерских качеств: хороший предводитель прежде всего заботится о своих друзьях. ( вводим понятие дружбы и заботы) 3. Он желает за что- то отомстить взрослому. Показываем, что взрослые хотят нам добра, они нас любят. И если они что – то запрещают. То только из лучших намерений. Восстанавливаем детско - родительские отношения( проводим параллельно работу с родителями) 4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. Оказываем поддержку ребенку, для этого даем возможность проиграть в песочнице волнующую его ситуацию. 5. У него не сформировано чувство меры. Знакомим детей с чувством меры. В связи с тем, что в последнее время появляется много детей, имеющих агрессивное поведение, появляется необходимость в работе с ними. Но к сожалению, программ по снижению агрессивности у детей очень мало, в основном психологи пользуются имеющимися у них играми на снятие агрессивности. Поэтому появилась необходимость в написании программы по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Мною была разработана программа сказкотерапевтических занятий в песочнице
«Тайна песочной страны».
Программа коррекционно – развивающих сказкотерапевтических занятий состоит из 9 занятий, рассчитанных на проведения 1- 2 занятия в неделю, продолжительность 30 мин. Подбор детей в группу осуществляется по результатам диагностики агрессивных проявлений (их видов; возможных причин), группа насчитывает 6 человек, агрессивных из них — 4. Остальные дети, отобранные по результатам диагностики и не имеющие видимых эмоциональных нарушений, являются так называемым “благоприятным фоном” Для коррекции агрессивного поведения, их участие также решает и профилактические задачи программы.
Цели программы:
- минимизировать проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, - формирование способности направлять агрессивно окрашенные эмоциональные вспышки в социально-полезном направлении, - способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе межличностного взаимодействия; - развитие эмпатии.

Программа позволяет решать следующие задачи:
1.Знакомство с миром эмоций Выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций. 2.Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми. 3. Оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением.( гармонизация детско – родительских отношений). 4. Развитие познавательных процессов и мелкой моторики. 5. Развитие волевой регуляции, умения снимать мышечное напряжение
Учебно – тематический план коррекционно- развивающих занятий
№ п/ п Тема Цели занятия Содержание занятия Формы работы Методическое обеспечение 1. «Волшебная страна чувств» – исследование психоэмоциональног о состояния ребенка. Выявление агрессивных, тревожных детей, с проблемами в коммуникативной сфере. Диагностика «Волшебная страна внутри нас» группова я Раздаточный материал на каждого ребенка( карта страны) , карандаши цветные 8 цветов 2. «Песочная страна» Диагностическая ( отслеживаем стиль ситуативной коммуникации ) *Развитие коммуникативных навыков, формирование эмпатии. *Развитие самоконтроля, взаимопомощи. Ритуал входа. Упражнение «Здравствуй песок!» Знакомство с правилами в песочнице. Построение миров . Сказка «О великане, живущем в песочнице» Поиск камня взаимопомощи. Ритуал выхода. группова я Песочница, коллекция игрушек; камни цветные на каждого ребенка и один большой. 3. «Сила злости» Снятие невербальной и вербальной агрессии, *Обучение методам безопасного выплескивание Ритуал входа. Заполнение «Книги тайн». Упражнение «Победитель злости». Упражнение группова я Песочница. На каждого ребенка «Книга тайн». Картинки с плохим и хорошим
гнева. *Обучение эффективным способам взаимоотношений. *Обучаем детей направлять Силу злости в мирное русло. «Наши ладошки». Построение мира, где мы используем силу в мирном русле. Ритуал выхода. поведением на каждого ребенка. 4. «Победител ь злости» *Снятие невербальной агрессии, выплескивание гнева *Обучаем детей управлять своей злостью, направлять ее силу в мирное русло *Развитие самоконтроля, взаимопомощи. *Формирование эмпатии. *Дать детям возможность отыграть свою злость, гнев.( в песочнице) Ритуал входа. Заполнение «Книги тайн». Упражнение в песочнице: «Превратись в героя». Рисунок «Посади злость в клетку» Ритуал выхода. группово е Картинки с плохим и хорошим поведением на каждого ребенка. Клей, замки из цветного картона на каждого из детей. 5. « Страна злости»
*
Знакомим детей с тем, что питает злость, её привычками. *Обучаем детей управлять своей злостью *Обучение эффективным способам взаимоотношений. Ритуал входа. Упражнение «Секретное задание кротов» Ведомая игра в песочнице «мир злости». Упражнение «Песочный дождь». Ритуал выхода. группово е Песочница, набор фигурок, фигурки разного размера дракона. 6. «Вежливое общение» Снижение вербальной агрессии. *Снятие негативных эмоций. *Знакомим детей с понятиями грубость, грубиян. *Обучение эффективным способам общения. Установление доверительных Ритуал входа. Заполнение «Книги тайн». Упражнение» Связующая нить». Сказка «Крокодильчик» . Игра «Попроси игрушку». Изготовление стаканчика группово е На каждого ребенка «Книга тайн». Картинки с плохим и хорошим поведением. Стаканчики с крышками на каждого из детей. Украшения ( бусинки,
отношений. «обидок и кричалок». Ритуал выхода. ленточки, ракушки и т.д.) 7. «Хорошие – плохие поступки» *Развитие эмпатии; * Развитие чувства сплоченности, умения помогать друг другу; *Закрепление пройденного материала о плохих и хороших поступках; * Снижение психофизического напряжения. Ритуал входа. Путешествие в страну «добрых дел». Игра «Хорошее и плохое». Игра «Волшебный стул». Рисунок «Бабочка». Упражнение «Улыбка» Ритуал выхода. группово е Песочница, фигурки( Хорош ули, Ласки, Добрячока, Улыбашки, Любавы).Зеркал о с нарисованной трещиной. Игра- лото «Хорошо или плохо» 8. «Спасение великана»
*
Закрепление пройденного материала и его применение в жизни; * Знакомство с чувством меры. Ритуал входа. Знакомство с чувством МЕРЫ. Упражнение «Ожерелье добра». Ритуал выхода. группово е Песочница, фигурка Великана и мальчика. Цветные бусинки. 9. «Прощание с песочницей » *Закрепление пройденного материала, обучение приемам саморегуляции. *Сплочение группы, развитие эмпатии. *Диагностическа эффективности программы ( наблюдаем за изменениями в ССК, после проведенной работы) Ритуал входа. Упражнение «Здравствуй песок!». Построение миров в песочнице. Упражнение «Фейерверк». Ритуал выхода. группово е Песочница, фигурки. Гуашь, трубочки для коктейля.

Занятие первое «Волшебная срана чувств»
Первое и самое последнее занятие посвящаю процессу психодиагностики. Сравнивая результаты, мы можем определить эффективность нашей работы. В контексте моих занятий детям предлагается методика Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Волшебная страна чувств».
Цель методики
– исследование психоэмоционального состояния ребенка. Выявление агрессивных, тревожных детей, с проблемами в коммуникативной сфере. Перед каждым ребенком ведущий раскладывает восемь карандашей ( красный, желый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики ( рис.1 )
Инструкция 1
: «Далеко – далеко, а может быть и близко, есть волшебная страна , в ней чувства живут: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живу они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то в черном, ко – то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы вера были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали деревья. Жители успели спрятаься, но домики им спасти не удалось. Конечно они были очень расстроены, но слезами , как известно горю не поможешь Взяв необходимые инструменты, жители восстановили свои домики. Но вот беда всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики». Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2
: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли , в домике какого цвета каждый из них живет. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика». Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой , в которой перечислены назначения чувство.
Инструкция 3:
«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Нот как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств ( ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только, ты как, человек, восстановивший страну можешь раскрасить карту».
Если рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас ). Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят. Проводим обработку результатов.
Занятие второе «Песочная страна»
Занятие с использованием песочницы для создания в ней миров.
Цели занятия:
*Диагностическая ( отслеживаем стиль ситуативной коммуникации ) *Развитие коммуникативных навыков, формирование эмпатии. *Развитие самоконтроля, взаимопомощи. Ведущий: «Посмотрите какой красивый песок. Вы с ним уже знакомы, вы играли с ним в песочнице, на пляже. Песок пришел к нам, чтобы поведать нам свои тайны , рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет хранитель песка – Песочный Человечек. Он очень веселый, знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов выполнять определенные правила. Песочный человек редко показывается людям, для того, чтобы мы с вами смогли его увидеть нужно для начала “поздороваться с песком». Упражнение «Здравствуй песок!». Направлено на снижение психофизического напряжения. Ведущий просит поздороваться с песком « нежно, потом сильно». Ведущий : « Молодцы, ребята! А теперь пусть каждый из вас назовет свое имя. Ребята называют свои имена, а ведущий продолжает: « Хозяин песочницы слушает нас очень внимательно, сейчас мы должны будем доказать ему, что достойны узнать его тайны, сказки и поиграть с ним в увлекательные игры. А для этого давайте поведаем Песочному человеку о наших добрых делах. Каждый должен будет рассказать о добрых делах другого (на своем примере рассказывает о добрых делах одного из детей). Ритуал входа: дети кладут свои ладошки на песок, закрывают глаза и говорят заклинание «Дружно руки на песок положим и вместе скажем: раз, два, три песок нас в путешествие с собой возьми» Звучит музыка, появляется кукла – марионетка. Дети открывают глаза, здороваются и Песочный человечек знакомит их с правилами: « Здесь нельзя кусаться, драться и песком в глаза швыряться, в рот песок не брать и друг друга обижать! Можно строить и творить. И запомните друзья – песок мирная страна!» Несколько раз ребята повторяют дружно правила поведения в песочной стране. После этого Песочный человечек предлагает им превратиться в Волшебников и создать сказочную страну всем вместе на песке. Инструкция: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, в то место, где еще ни кто ни когда не бывал. И наконец пришли в пустыню, и захотели вы превратить эту пустыню в сказочную страну .Превратите пустыню в такой мир, какой захотите… Выберете для этого на подносе по три героя, которых бы вы хотели поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома- все что понадобится вам для создания сказочной страны». Ведущий наблюдает за ССК ( поскольку группа состоит из агрессивных детей, то есть вероятность конфронтации ). В этом случае в песочницу ведущий ставит большую
фигуру великана ( циклопа), пока участники песочницы выясняют свои отношения, нападая и ломая миры друг друга, Циклоп нападает и разрушает сказочную страну. Песочный человек: « Посмотрите, что произошло. На вашу сказочную страну напал Великан и все разрушил. Он хочет прогнать вас из сказочной страны, чтобы вы сейчас не строили, он постоянно будет ее разрушать». Подводим детей к тому, что нужно сделать, чтобы сохранить для себя свою страну. Песочный человечек дает детям подсказку – рассказывает сказку.
Сказка «о Великане, живущим в песочнице».
Давным - давно, жил был мальчик - Андрей, обычный как мы с вами, но вот беда у него совсем не было друзей. Все дело в том, что он не знал, что такое дружба, кто- то ему сказал, что друзья появятся тогда, когда тебя станут все бояться и уважать! И он в это поверил, и стал всех толкать, драться, грубить, обзываться и даже отбирать игрушки, что уж там говорить свои он никому не давал. Но друзей по- прежнему не появлялось! Никто не знает как долго это все продолжалось бы, но однажды, когда Андрей вышел погулять и увидел как в песочнице веселятся детишки, которые построили очень красивый замок и радостно обсуждали что нужно достроить и кто за что будет отвечать, он очень разозлился и разрушил песочный замок. Дети плакали, а Андрей довольно стрясал песок с рук и расплывался в улыбке. Но тут бабушка, сидевшая на лавочке и наблюдавшая за происходящим, подошла к Андрею и сделала ему замечание, на что Андрей в ответ ей нагрубил, тогда старушка достала из своей сумочки палочку и пробурчала какие- то слова и тут же Андрей стал на глазах у всех расти, пока не превратился в Великана с обезображенным лицом. Его подхватил сильный ветер не понятно от куда появившийся и куда исчезнувший вместе с мальчиком – Великаном. Старушка, которой нагрубил Андрей оказалась феей и она решила проучить грубияна . В след улетающему Андрею фея прокричала: « Пока не найдутся смелые мальчики, которые смогут разгадать тайны дружбы и вежливости, побудь до тех пор в теле страшного Великана, живущего в песочнице». С тех пор Великан живет в песочнице и рушит чужие сказочные миры, потому что больше ничего не умеет и обозлен на всех… После сказки Песочный человечек подводит детей к тому, а что такое вежливость и дружба и как надо дружить. Ведь, чтобы спасти свой сказочный мир от Великана, его нужно расколдовать, а для этого нам самим нужно научиться быть вежливыми и дружить.( нужно раскрыть тайны дружбы или вежливости, тогда колдовство рассеется) Раскрываем первую тайну: Друзья друг другу помогают, делятся друг с другом игрушками и т.д. Задание первое: ищем камень взаимопомощи ( пока дети обсуждают вопросы, мы прячем яркий камень в песке ). Дети находят камень взаимопомощи. Каждый должен подержать камень в руках. Дети закрывают глаза и держат камень передавая друг другу и не открывая глаз ( в это время ведущий достает такие же камни меньшего размера, как только камень взаимопомощи оказывается в руках у ведущего , дети могут открывать глаза) звучит тихая спокойная музыка. Можно предложить детям привести примеры, когда они кому то помогали. После чего Песочный человечек говорит, что произошло Чудо и камень разделился на части, он захотел подарить каждому из волшебников кусочек себя, что бы о нем не забыли, носите его с собой. Одна часть камня остается у Песочного человечка(в волшебной стране) Ритуал выхода ( все дети кладут в песочницу свои ладошки в которых находится камень взаимопомощи , закрывают глаза произносят заклинание: « раз, два, три камень
взаимопомощи нас домой из путешествия верни»).
Занятие третье «Сила злости»

Цели занятия:
*Снятие невербальной и вербальной агрессии, *Обучение методам безопасного выплескивание гнева. *Обучение эффективным способам взаимоотношений. *Обучаем детей направлять Силу злости в мирное русло. Ритуал входа: дети кладут на песок ладошки в которых находится камень взаимопомощи , говорим заклинание: « Раз, два, три, камень взаимопомощи нас в песочную страну впусти» Звучит музыка, появляется Песочный человечек, здоровается с детьми( волшебниками), узнает помнят ли они правила песочной страны, все вместе их повторяем. Вспоминаем, что произошло на прошлом занятии, что мы узнали, просит показать свои камушки взаимопомощи. Песочный человек предлагает волшебникам завести
« Книгу тайн»( у меня это была

«Книга добра»),
потому что тайн на свете очень много, что бы их все запомнить у каждого волшебника есть своя книга. Раздаем по 2 листа, где изображены рисунки ( на одной картинке нарисована ситуация, где дети помогают друг другу, на другой наоборот – мешают или портят что - то друг у друга). Нужно выбрать правильную ситуацию, основываясь на тайне с которой познакомились на прошлом занятии, и разукрасить ее. Пока дети выполняют задание, мы раздаем каждому небольшую папку с файлами, подписанную « Книга тайн». Теперь каждый из вас обладатель уникальной « Книги тайн», вложите в нее первую тайну - вкладываем разукрашенные рисунки. ( пока выполнялось задание , ведущий намочил песок) Песочный человечек: « Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Какое оно бывает у вас? Что с вами случается, когда вы сердитесь? Что говорят и делают взрослые, когда вы сердитесь? ( ответы детей). Ваше злое настроение заставляет делать и говорить разные вещи - грубить, чем мы огорчаем наших близких. А после того как злость уходит вам тоже бывает грустно или неприятно. Открою вам маленькую тайну: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас « сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам сегодня хочет подарить мокрый песок. Посмотрите в нашей песочной стране прошел дождь и весь песок намок, из такого песка очень хорошо лепить. У нас с вами замечательная возможность вылепить и увидеть собственную злость, а потом использовать ее во благо, там где может понадобиться сила. Проводим упражнение «Победитель злости». ( Лепим на песке шар,- это и есть наша злость, потом ломаем его) По окончанию игры, можем оставить на мокром песке отпечатки ладоней, а затем украсить их. Песочный человечек: «Сегодня мы с вами смогли познакомиться с нашей злостью, показали, что можем с нею справиться. Я хочу научить вас ею управлять, ведь бывают ситуации, когда нам может понадобиться Сила. Просим детей привести ситуации в которых нужна физическая сила( при необходимости приводим пример: вскопать огород и тем самым помочь бабушке и т.д.) Проводим задание : Волшебники должны построить мир в песочнице, где они могут управлять своей Силой злости (показать как мы можем ее использовать в мирных целях,
например, чтобы помочь кому то). После выполнения задания, дети рассказывают о том, кто и где применил свою злость, мы обсуждаем все вместе. Как вы думаете, какую тайну нам хотел рассказать песок, для чего нужно уметь побеждать, управлять своей злостью? Тайна вторая: Злиться могут все, но Силу злости нужно использовать в мирных целях, никого не обижая. Мы можем управлять своей злостью, направлять ее в мирное русло. ( Сила нам дается не для того , что бы драться, а для того, что бы помогать более слабым) Давайте поблагодарим за это песок, он любит бережное к себе отношение. Проводим упражнение « Ласковые ладошки». Ритуал выхода. Чтобы нам выйти из сказочной страны, нам нужно пройти через сказочный туннель. Задание не простое. Помогите друг другу, поддержите друг друга добрым словом, хлопками в ладоши. Покажите, как вы будете помогать друг другу. Молодцы ребята, вы хорошо помогали друг другу, когда проходили через туннель.
Занятие четвертое «Победитель злости»

Цели занятия:
*Снятие невербальной агрессии, выплескивание гнева *Обучаем детей управлять своей злостью, направлять ее силу в мирное русло *Развитие самоконтроля, взаимопомощи. *Формирование эмпатии. *Дать детям возможность отыграть свою злость, гнев.( в песочнице) Ритуал входа. Появляется Песочный человечек, приветствует маленьких Волшебников. Мы вспоминаем, чему научились на прошлом занятии, какую тайну узнали. Заполняем «Книгу тайн» для этого Песочный человечек раздает каждому ребенку по 2 карточки с рисунками, где изображены дети, несут сумки, помогая старенькой бабушке, на другой толкающиеся, дерущиеся. Разукрашиваем правильную карточку и вкладываем в книгу. Проводим упражнение « Превратись в игрушку». Предоставляем детям проявить свои чувства, отыграть их в песочнице. Развивать самоконтроль. Песочный человечек: «Дорогие Волшебники, вы узнали очень важную тайну Силы. Сейчас я хочу попросить вас выбрать по одной фигурки из волшебного подноса , в ту которую он хотел бы превратиться ( в подносе есть агрессивные персонажи, фигурки) Расселить их в волшебной стране( песочнице) и от имени этого персонажа составить рассказ( как его зовут, чем он занимается, что любит, чего не любит и т. д.) Следим какую фигурку выбрал каждый из детей, или хотел выбрать, но взял другую; наблюдаем за ССК; слушаем рассказ каждого ребенка, обсуждаем. Если в ходе построения в песочнице преобладает конфронтация, то можем ввести фигурку Великана и поломать построенное детьми,( таким образом напоминаем о правилах поведения в песочнице и о раскрытых тайнах о Силе злости). Песочный человечек: « Вижу, что с Силой злости вам не так легко справляться, не всегда у вас получается ею управлять, видел я , что и она иногда брала над вами верх, но ничего страшного, я уверен , что вы справитесь вы же Волшебники! Я вам предлагаю еще раз потренироваться управлять своей злостью. Для этого предлагаю каждому из вас
нарисовать на листочках свою злость, потом мы посадим ее в клетку и повесим на нее замок» ( раздает детям бумагу, можно не белую, а зеленую; маркеры; разных размеров замки из бумаги; клей для приклеивания замка на клетку; можно показать им уже готовую работу- злость Песочного человечка и рассказать, что иногда он тоже может злиться, например, когда ему грубят или не выполняют правила песочной страны, но он может в любое время посадить свою злость в клетку). После выполнения работы, каждый из детей рассказывает про свою злость, обсуждаем. Делаем выводы, еще раз проговариваем Тайну: Злиться могут все, важно уметь управлять своей злостью ( иногда ее можно и в клетку, на замок посадить) или в мирное русло направить ( кому-то помочь). Свои работы вкладываем в «Книгу Тайн». Мы с вами стали чуточку добрее, и теперь можем добротой поделиться с Песочной страной, которая нам помогает в открытии тайн. Согласны? Ритуал выхода. Дети подходят к песочнице ( мочим песок). Мы сейчас превратимся в солнечные лучики, согреем своим теплом песочную страну, подарим ей частичку своей доброты. Для этого мы вылепим все вместе объемный круг из песка - это солнышко, а каждый из вас –лучик, рисуем от солнышка линии на песке и говорим Песочной стране свое пожелание.
Занятие пятое «Страна злости»

Цели занятия:

*
Знакомим детей с тем, что питает злость, её привычками. *Обучаем детей управлять своей злостью *Обучение эффективным способам взаимоотношений. Ритуал входа : Дети становятся вокруг песочницы, берут друг друга за руки и рассказывают: о том как использовали знания, полученные на прошлом занятии( нарисовали рисунок, рассказали маме или друзьям о злости, как ею управлять и т.д.) Звучит тихая музыка, появляется Песочный человечек. Проводим упражнение: “Секретное задание кротов» Направлено на создание позитивного настроя, сплоченности группы, активизация интереса. «Сегодня наши руки могут превратиться в кротов. Вот так - взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает детям нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хотите превратить свои ручки в кротов? Надо помочь нашим кротам выполнить одно важное задание под землей. Ну что погружаемся в песок? ( при желании детей взрослый рисует участникам на руке мордочку крота) Смотрите и делайте как мой крот». Ищем в песке пальцы друг друга, пожимаем их- «кроты здороваются ласково или крепко пожимают лапки друг друга». Звучит музыка, нужно, чтобы каждый из детей поздоровался со всеми. Песочный человечек: «На прошлом путешествии мы с вами учились управлять своей злостью, сажали ее в клетку и вешали замок. Но пока вас не было произошло событие… Злость выбралась из клетки и поселилась в песочной стране…(Взрослый ставит фигурку злости и описывает ее: это злость, она любит пить слезы жителей страны, которые ругаются между собой; питают ее страдания жителей, плохое настроение, злые слова; злость всех ругает, все разрушает. И от этого становится все больше и больше.).Ведущий предлагает создать среду вокруг злости, будет ли здесь растительность, дороги? (подводим к тому, что в мире, где поселилась злость все разрушено и дороги, и здания, погибнут
растения…) Злость любила приглашать в гости на свою территорию людей, для того что бы всех поругать друг с другом . Разыгрываю ситуацию беру несколько фигурок и показываю как злость ругает людей, как они друг с другом начинают драться, обзываться ( говорит друг про друга героя гадости и т.д.) и показываю что злость растет ( меняю ее на более крупную фигурку) . Затем предлагаю детям выбрать по одной фигурки и приглашаю их от имени злости к себе в песочную страну. Песочный человечек: « Как вы думаете, что будет дальше? Что делать, чтобы прогнать злость из песочной страны?» Дети проигрывают в песочнице различные способы взаимодействия, взрослый все время пытается вывести на конфликт, вербальную и невербальную агрессию. Подводим детей к тому, что злость можно перестать питать и она уменьшится, если мы перестанем драться, ругаться, обзываться ( ведь это тоже проявление злости). Нам может помочь дружба. Когда мы начнем друг другу помогать ( вспоминаем про взаимопомощь). В итоге мы можем уменьшить злость, когда она станет маленькой, мы можем направить ее силу на восстановление песочной страны( сможем ею управлять)…Используем «ведомую игру» в песочнице. Все проигрываем в песочнице. Проводим упражнение « Песочный дождь» Направлено на снятие мышечного напряжения, расслабление. Песочный человечек: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»: Ведущий медленно/ быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, потом на ладошки детей. Затем делимся на пары и каждый должен повторить. Затем кладем ладошки на песок и засыпаем их песком друг другу. Ритуал выхода: Собираем свои постройки. Разравниваем песок, кладем ладони на песок и произносим слова благодарности: «В ладоши наши посмотри Добрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты злость нам приручить помог!»
Занятие шестое «Вежливое общение»

Цели занятия:
*Снижение вербальной агрессии. *Снятие негативных эмоций. *Знакомим детей с понятиями грубость, грубиян. *Обучение эффективным способам общения. Установление доверительных отношений. Ритуал входа. Появляется хозяин песочницы. Мы вспоминаем, чему научились на прошлом занятии, какую тайну мы узнали. Заполняем «Книгу тайн» для этого Песочный человечек раздает каждому ребенку по 2 карточки с рисунками, где изображены дети, несут сумки, помогая старенькой бабушке, на другой толкающиеся, дерущиеся. Разукрашиваем правильную карточку и вкладываем в книгу. Песочный человечек напоминает детям, что для того, чтобы расколдовать Великана и спасти свою песочную страну нужно раскрыть тайны дружбы и вежливости! Песочный человечек: «У меня в руках волшебный клубочек, посмотрите какая тонкая, но крепкая нить, она золотого цвета, переливается на солнце и похожа на песок в нашей
волшебной песочнице!» Проводим упражнение «Связующая нить» ( на установление доверительных отношений, показываем, как мы друг от друга зависим) После чего Песочный человечек рассказывает сказку « Крокодильчик» Может в море, может в речке, может в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабу, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие и здоровые зубы. Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит зубы вовремя, но и самое главное, не говорит плохих слов. Обсуждаем сказку, раскрываем третью тайну вежливости и дружбы: можно обидеть не только поступком, но и грубым словом. Проводим игру «Попроси игрушку»- вербальный вариант. Цель: обучить детей эффективным способам взаимоотношений. Делим детей на пары, один участник берет какой либо предмет- другой должен попросить этот предмет. Заполняем нашу «Книгу тайн». Раздаю так же по две картинки ( на одной ребенок отбирает игрушку, на другой – просит вежливо) мы выбираем правильную и разукрашиваем. Песочный человек предлагает детям еще одну игру «Стаканчик обидок и кричалок»: Но так случается, уважаемые волшебники, что нам очень хочется покричать и выговориться, но чтобы ни кого не обижать вокруг, есть одно очень хорошее средство, я вам сейчас его продемонстрирую ( Песочный человечек достает стаканчик с крышкой красиво оформленный) это волшебный стаканчик «обидок и кричалок». Демонстрирует его действие( когда мы хотим покричать или обижены на кого то и хотим сказать гадости или выговорить свою обиду, мы открываем крышку у стаканчика и все говорим в него, столько сколько нужно, пока не почувствуем облегчение, затем закрываем крышку, чтобы все обратно не выбежало. Мы можем пользоваться стаканчиком столько, сколько будет нужно, пока не научимся контролировать свои эмоции. Песочный человечек рассказывает о том, что такой стаканчик индивидуальный, поэтому сейчас каждый из вас может сам для себя его сделать . Раздаем каждому ребенку по стаканчику с крышкой и выкладываем ленточки, бусинки, пуговицы, ракушки , для украшения. Затем проигрываем игру со стаканчиками, которые сделали дети ( важно, чтобы дети поняли, для чего его необходимо использовать – это не просто красивый стаканчик, а это наш помощник, палочка- выручалочка, чтобы не обидеть словом невиновных, лучше прокричать в стаканчик) Они забирают их с собой и Песочный человечек просит про них не забывать, а использовать дома, если в этом будет необходимость (домашнее задание) и принести их на следующее занятие.
Ритуал выхода.
Занятие седьмое «Хорошие – плохие поступки»

Цель занятия:
*Развитие эмпатии; * Развитие чувства сплоченности, умения помогать друг другу; *Закрепление пройденного материала о плохих и хороших поступках; * Снижение психофизического напряжения. Ритуал входа. Песочный человечек встречает детей, спрашивает о том как они использовали стаканчик «обидок и кричалок» ? помогло ли это им? Песочный человечек: «Дорогие путешественники, сегодня я хочу Вас познакомить с моим другом зовут его Хорошуля! Он очень любит играть, давайте его позовем?» Появляется игрушка Хорошуля, он здоровается с детьми и рассказывает о себе « Я живу в стране хороших поступков или добрых дел, у нас все друг другу помогают, не дерутся и не кричат друг на друга… Хотите отправиться в путешествие по моей стране? Я с удовольствием приглашаю Вас в гости.» Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза ( в это время ведущий открывает песочницу с заранее подготовленным миром « добрых дел»: в середине песочницы ставим зеркало с красивой оправой и нарисованной трещиной, расставляем жителей страны ( Добрячок, Улыбашка, Ласка, Любава) и рядом кладем карточки из игры « хорошо или плохо» с цветочками. Жители приветствуют путешественников , рассказывают о себе. -«я Ласка- я люблю всех обнимать, жалеть, гладить и слова ласковые говорить. А вы знаете ласковые слова? Дети называют…» - «А Я, Добрячок, всем помогаю, советом или делом. А какие добрые дела вы делаете?» Дети отвечают, кому они помогли. - «Я, Улыбашка, улыбаться очень люблю, ведь улыбка знаете как настроение поднимает! И веселить всех. Ведь смех продляет жизнь. Бывает встречу кого –ни будь грустного ,расстроенного расскажу веселую историю и тут же все смеяться начинают, настроение улучшается! А вы кого – ни будь веселили? Дети делятся . - « Меня Любава зовут! Рада с Вами познакомиться! Я люблю всех животных, птиц, растения, у меня много друзей. А вы животным помогаете? У кого из Вас они есть? Рассказываем о том, что растения тоже живые и тоже испытывают боль, поэтому за ними нужно ухаживать, и бережно относиться! У кого из вас есть растения дома? Назовите и т.д. После того как все жители представятся, Хорошуля говорит, что он умеет отличать
хорошие поступки от плохих и если кто то в стране нечаяно совершит плохой поступок, то он об этом говорит ему, что бы такое больше не повторялось ( вам наверное родители тоже делают замечания, если Вы что то сделаете не так, плохо?). Мне в этом волшебное зеркало помогает ( показывает зеркало по среди песочной страны). Это зеркало отличает плохое от хорошего и показывает мне что случилось. Сейчас покажу как это происходит, ой( расстраивается и плачет Хорошуля) зеркало мое треснуло! Как же я без него теперь определю хорошее от плохого? Просит ребят ему помочь! Достаем карточки от игры «Хорошо – плохо» и ребята все вместе расскладывают на две колонки карточки, обсуждаем после выполнения правильность задания. За помощь жители страны предлагают с ними поиграть. Проводим игру «Волшебный стул». Правила: дети становятся в круг, в центр ставим волшебный стул на который садится один ребенок. Как только ребенок на него садится он сразу становится грустным. Все остальные повторяют за мной: ( Имя ребенка на стуле) улыбнись скорей, Не грусти, будь веселей, Мы тебя все ждем играть, И хотим тебе сказать… Дети по очереди говорят сидящему, что ни будь приятное, можно обнять. Погладить, рассмешить и т.д. (повторяем 3-4 раза) После игры обсуждаем вместе с жителями страны легко ли было говорить приятные слова, обнимать и т.д. и какого было тому кто сидел на стуле. Подводим к тому, что в каждом из Вас живут и Хорошуля и Добрячок и Ласка и Любава! Добрячок говорит детям: - «Ребята к нам в гости заходил Буратино и он поставил кляксу на рисунок Любавы!» Буратино на все высказывания отвечает: « А по моему это очень весело, кляксы рисовать! Подумаешь испортил рисунок, новый можно нарисовать!» Обсуждаем поступок Буратино, хорошо ли он поступил, если кто то из детей говорит, что это ерунда и он тоже так любит делать, то говорим о том , что бывает с тобой если рисунок испортят тебе? Какие чувства ты будешь испытывать? После предлагаем помочь Любаве. Раздаем на каждую пару по листочку с кляксой по середине и просим превратить ее в бабочку, для этого каждый из пары по очереди должен обвести ладошку другого- это будут крылышки и разукрашиваем. Детей благодарят за их помощь. Повторяем все , что произошло с ними в путешествии по стране «добрых дел», чему они научились? ( отличать хорошие поступки от плохих, поняли что в каждом из нас живут Ласка. Любава и т.д., помогли Любаве и поняли, что нельзя портить чужие работы( не обязательно рисунки, но и постройки, игрушки и т.д.)
Ритуал прощания: Берем волшебное зеркало и дарим ему свою улыбку, по очереди каждый из детей. (после того ведущий аккуратно заменяет зеркало на такое же без трещины или стирает трещину) Вот , что значит сила улыбки!
Занятие восьмое «Спасение великана»

Цели занятия:

*
Закрепление пройденного материала и его применение в жизни; * Знакомство с чувством меры. Ритуал входа. Песочный человечек спрашивает детей о том , что было на прошлом путешествии, что они помнят, как применяли на практике полученные знания, для этого каждый ребенок выкладывает свой стаканчик «кричалок и обидок» и рассказывает о том как и где он его использовал. Песочный человечек, говорит о том, что ,если бы вы весь день обижались или злились или смеялись, что бы с вами было? ( да, вы бы очень устали!) Поэтому очень важно помнить о чувстве МЕРЫ! Все эмоции обладают этим важным качеством – МЕРОЙ. Они к нам приходят, но не могут задерживаться на долго ( мы не можем все время смеяться или плакать) Знакомим детей с МЕРОЙ (ставлю в песочницу фигурку, символизирующую меру) .Можем к ней возвращаться для восстановления дисциплины. В этом случае, показывая фигурку, ведущий может спросить у ребят : «Мне кажется, мы забыли о чем то важном. Как думаете о чем?» - Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни? В каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру? Песочный человечек: «Дорогие волшебники, вот мы с вами и разгадали пять важных тайн вежливости и дружбы! Перечисляем их. Теперь настало время для настоящего волшебства, в путешествии мы многому с вами научились. Помните, что нам нужно расколдовать Великана и спасти нашу песочную страну от разрушения. Сейчас я дам вам кусочек от нашего волшебного клубочка и вам необходимо будет собрать волшебное ожерелье. Перед вами разные бусины – они тоже не простые, выберите пожалуйста только по одной бусине, которая вам больше всех приглянется. Сейчас каждый из вас. Многоуважаемые волшебники, должен будет одеть свою бусинку на волшебную нить и назвать что же это за бусина, вспомните все тайны, что вы узнали ( называем бусины: « Настоящий друг должен уметь делиться игрушками» или « Вежливый человек никогда не будет грубить» и т. д. ) После того, как «ожерелье добра» будет собрано, мы одеваем его на шею нашего Великана. Звучит тихая музыка, дети кладут руки на песок и говорят заклинание: «Мы искали, мы нашли, тайны сказочной страны в ожерелье их вплели, Великану помогли!» В это время ведущий убирает фигурку Великана из песочницы. На его место ставим
фигурку мальчика, который благодарит своих спасителей. Песочный человечек: «Вы настоящие добрые волшебники! Великан расколдован, песочная страна спасена! Я хочу вас отблагодарить за вашу смелость и находчивость, возьмите с собой на память о песочной стране «Книгу тайн», на свете еще много тайн, те что разгадаете занесите в книгу!» Ритуал выхода.
Занятие девятое. Заключительное. «Прощание с песочной страной»

Цели занятия:
*Закрепление пройденного материала, обучение приемам саморегуляции. *Сплочение группы, развитие эмпатии. *Диагностическа эффективности программы ( наблюдаем за изменениями в ССК, после проведенной работы) Ритуал входа: Дети сидят в кругу, держат в руках заполненную «Книгу Тайн», закрывают глаза и произносят заклинание: «Книгу Тайн» в руках держу, в песочную страну попасть хочу!» Звучит спокойная музыка, появляется Песочный человечек. Мы здороваемся, открываем наши книги и вспоминаем все тайны, которые нам удалось разгадать в путешествии, интересуемся как путешествие повлияло на наших Волшебников. После чего Песочный человечек говорит: « Наконец Волшебной песочной стране ничего не угрожает, все благодаря вашим стараниям! и теперь мы можем спокойно строить сказочные миры. О ваших подвигах узнали все жители нашей песочной страны и все они захотели с вами познакомиться и поздороваться». Проводим упражнение «Здравствуй ,песок!» Направлено на снижение психофизического напряжения( дети кладут руки на песок, здороваемся с песком, сначала они дотрагиваются пальцами рук поочередно, затем ладонями, потом погружают ладошки в песок, где спрятаны маленькие фигурки жителей страны, когда кто то из детей находит фигурку, мы говорим, что с тобой захотел поздороваться житель сказочной страны, он благодарит тебя за то, что в их стране снова наступил мир, никто ее не разрушает и т. д. ) Можем найти в песочнице и фигурку нашего мальчика, который совсем недавно был еще Великаном и все крушил на своем пути. Песочный человечек: «Жители песочной страны просят вас, дорогие Волшебники помочь им восстановить их страну» Можно ввести нарисованный план страны или рассказать, кто из жителей страны в каком домике хочет жить. Прежде, чем начнем строительство, дети кладут ладошки на песок и проговаривают правила поведения в песочнице: «Здесь нельзя кусаться, драться и песком в глаза швыряться, в рот песок не брать и друг друга обижать! Можно строить и творить. И запомните друзья – песок мирная страна!» Дети строят волшебную страну, расселяют жителей страны. Наблюдаем за ССК, если кто -то начинает применять силу, ломает чужие постройки, начинает спорить и т. д. напоминаем о тайнах вежливости и дружбы, помогает нам в этом фигурка нашего расколдованного мальчика, через него пытаемся влиять на поведение детей в песочнице. После строительства дети должны вместе придумать название для их песочной страны, так, чтобы оно устраивало всех строителей.
Подводим итог, что настоящие друзья должны делать все сообща, тогда все будет ладиться. Вспоминаем про камень взаимопомощи, для чего он нужен, где он нам может пригодиться. Часть камня, которая осталась в песочной стране оказывается в руках у нашего мальчика и он предлагает волшебникам- строителям найти ему местечко в песочнице ( чтобы жители волшебной страны тоже не забывали о том, что друг другу нужно помогать) Расколдованный мальчик вместе с жителями страны предлагает устроить праздник, в честь появления в песочной стране нового волшебного мира, а какой праздник без фейерверка. Проводим упражнение « Фейерверк» на снятие напряжения.( для этого мы используем коктейльные соломинки ,) бумагу А3,акварель. Ведущий капает на лист бумаги капли из акварели, дети их с помощью соломинок раздувают в разные стороны. Дорогие путешественники! Вы многое узнали и увидели, что для вас оказалось самым важным?( обсуждения) Ритуал выхода: Дети кладут ладошки на песок, Песочный человек говорит: « Мы берем из Сказочной страны все то, что было для нас важным и полезным, все что будет помогать нам становиться мудрыми, терпеливыми, прощающими и любящими, и потихоньку возвращаемся в наш мир». Дети прикладывают ладошки к груди (сердцу).
Приложение

Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап Назначение Содержание этапа
Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или совершают любое сплачивающее действие Повторение Вспоминаем то, что делали в прошлый раз, какие выгоды для себя сделали, какой опыт для себя приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течении тех дней , пока не было занятий. Расширение Расширить представления ребенка о чем - либо Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать помочь герою из сказки Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические действия, превращения Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации, где дети могут его использовать. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа»в сказку с дополнением.
Фотографии с занятия «Победитель злости»
Наши «Книги добра» (или «Книга тайн») на каждого ребенка . Фотографии к занятию «Хорошие и плохие поступки»
Результаты коррекционно- развивающей работы:
После коррекционой программы «Тайна песочной страны» мною была проведена повторная диагностика детей по методике «Волшебная страна внутри нас» Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой. Результаты диагностики выявили, что уменьшился уровень вербальной и невербальной агрессии, снизилось эмоциональное напряжение, улучшились отношения в детском коллективе.

Список литературы, используемый при разработке программы:
1.«Волшебная страна внутри нас» Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева 2. «Чудеса на песке» Грабенко, Зинкевич – Евстигнеева 3. «Развивающая сказкотерапия» Зинкевич – Евстигнеева 4. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души: терапевтические сказки»