Напоминание

"Работа с графикой в системе программирования Lazarus."

Автор: Феклистов Антон Валерьевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ Лицей им. М.В. Ломоносова
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с графикой в системе программирования Lazarus."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им.М.В. Ломоносова г.Йошкар-Олы» Конспект урока по информатике в 11 классе физико-математического направления Работа с графикой в системе программирования Lazarus. Проект «Скриншотер». подготовил учитель информатики Феклистов Антон Валерьевич г.Йошкар-Ола 2014 год

Дата
06.02.2014
Тема:
Работа с графикой в системе программирования Lazarus.
Предмет:
информатика.
Класс:
11.
Ключевые слова
: информатика, компьютерная графика, система программирования Lazarus, компонент TImage, работа с буфером обмена в Lazarus
Оборудование:
мобильный класс ПК, доска, проектор.
Программное обеспечение:
ОС Windows 7 Профессиональная, ПО Netop School Edition, система ООП Lazarus v.1.0.14.
Цель урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с программированием сохранения изображений из буфера обмена; Развивающая: развивать умения работы с буфером обмена; Воспитательная: воспитывать рациональное оформление рабочих проектов.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
 словесные, наглядные, практические  частично-поисковые, поисковые
Форма обучения:
индивидуальная, групповая.
Ход урока.

1.

Организационный момент.
Приветствие. Настрой учащихся на урок «Круг радости». Учащиеся становятся в круг, и каждый отвечает одним словом на вопрос: Каким вы видите предстоящий урок? (Примерные ответы учащихся: интересным, познавательным, технологичным, творческим и т.д.)
2.

Постановка целей и задач урока.

3.

Изучение новой темы.
При помощи ПО для дистанционной работы ученикам предлагается вместе с преподавателем в системе программирования Lazarus создать несколько объектов.
Разработка приложения «Скриншотер».
Основой проекта
«Скриншотер»
служит класс TImage, а также подключаемый модуль
Clipbrd
– набор данных и методов для работы с изображениями в формате ВITMAP. Создается новый проект и добавлятся на форму компонент
TImag
e с вкладки
Additional
, а также три объекта класса
TButton
с вкладки
Standard
. В свойстве
Caption
каждой из кнопок пропишем соответственно:
Вставить, Сохранить, Выход.
Организуем работу с буфером обмена: 1. Подключаем модуль
Clipbrd
в разделе uses:
uses Classes, SysUtils, FileUtil, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls,
Clipbrd
, ExtDlgs; 2. Для кнопки Вставить прописываем процедуру присваивания изображения, находящегося в буфере обмена, свойству
Picture
объекта
TImage
: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin
Image1.Picture.Bitmap.Assign(Clipboard);
end; Прежде чем приступить к описанию процедуры сохранения графического файла, объясняем, что для сохранения необходимо запустить диалог. Это можно реализовать, зайдя во вкладку
Dialogs
и выбрав объект
TSaveDialog
или, что предпочтительнее,
TSavePictureDialog
. Диалог, помещенный в любом месте на форме, при выполнении программы отображаться не будет! 3. Для второй клавиши прописываем процедуру сохранения графического файла: procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin
if SavePictureDialog1.Execute then

Image1.Picture.SaveToFile(SavePictureDialog1.FileName);
end; Дополнительно можно изменить некоторые свойства объекта
SavePictureDialog
: выбор доступных расширений для сохранения файла, имя файла по умолчанию, путь для сохранения и т.д. 4. Для третьей кнопки ученики прописывают процедуру самостоятельно (procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); begin
halt
;{можно использовать close вместо halt} end;)
5. Компилируем и запускаем готовый проект.
4.

Домашнее задание.
Организуйте сохранение изображения в каталог C:\Pictures с расширением *.jpg по умолчанию.
5.

Рефлексия.

6.

Итог урока.

Использованная литература
1. Вьюшкова Е.А.,Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к учебнику «Информатика», 10 класс, естественно-математическое направление. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-56. 2. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса общеобразовательных средних школ естественно-математического направления. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-128. 3. Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с.