"Работа с графикой в системе программирования Lazarus."
Автор: Феклистов Антон Валерьевич Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ Лицей им. М.В. Ломоносова
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с графикой в системе программирования Lazarus."
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им.М.В. Ломоносова г.Йошкар-Олы»
Конспект урока по информатике
в 11 классе
физико-математического направления
Работа с графикой в системе программирования
Lazarus.
Проект «Скриншотер».
подготовил
учитель информатики
Феклистов Антон Валерьевич
г.Йошкар-Ола 2014 год
Дата 06.02.2014
Тема: Работа с графикой в системе программирования Lazarus.
Предмет: информатика.
Класс: 11.
Ключевые слова : информатика, компьютерная графика, система
программирования Lazarus, компонент TImage, работа с буфером обмена в
Lazarus
Оборудование: мобильный класс ПК, доска, проектор.
Программное обеспечение: ОС Windows 7 Профессиональная, ПО Netop
School Edition, система ООП Lazarus v.1.0.14.
Цель урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с программированием сохранения
изображений из буфера обмена;
Развивающая: развивать умения работы с буфером обмена;
Воспитательная: воспитывать рациональное оформление рабочих проектов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические
частично-поисковые, поисковые
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие. Настрой учащихся на урок «Круг радости».
Учащиеся становятся в круг, и каждый отвечает одним словом на
вопрос: Каким вы видите предстоящий урок? (Примерные ответы
учащихся: интересным, познавательным, технологичным, творческим
и т.д.)
2.
Постановка целей и задач урока.
3.
Изучение новой темы.
При помощи ПО для дистанционной работы ученикам предлагается
вместе с преподавателем в системе программирования Lazarus создать
несколько объектов.
Разработка приложения «Скриншотер».
Основой проекта «Скриншотер» служит класс TImage, а также
подключаемый модуль Clipbrd – набор данных и методов для работы с
изображениями в формате ВITMAP. Создается новый проект и добавлятся
на форму компонент TImag e с вкладки Additional , а также три объекта
класса TButton с вкладки Standard . В свойстве Caption каждой из кнопок
пропишем соответственно: Вставить, Сохранить, Выход.
Организуем работу с буфером обмена:
1.
Подключаем модуль Clipbrd в разделе uses:
uses
Classes, SysUtils, FileUtil, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, ExtCtrls,
StdCtrls, Clipbrd , ExtDlgs;
2.
Для кнопки Вставить прописываем процедуру присваивания
изображения, находящегося в буфере обмена, свойству Picture
объекта TImage :
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
Image1.Picture.Bitmap.Assign(Clipboard);
end;
Прежде чем приступить к описанию процедуры сохранения графического
файла, объясняем, что для сохранения необходимо запустить диалог. Это
можно реализовать, зайдя во вкладку Dialogs и выбрав объект TSaveDialog
или, что предпочтительнее, TSavePictureDialog . Диалог, помещенный в
любом месте на форме, при выполнении программы отображаться не
будет!
3.
Для второй клавиши прописываем процедуру сохранения
графического файла:
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
if SavePictureDialog1.Execute then
Image1.Picture.SaveToFile(SavePictureDialog1.FileName);
end;
Дополнительно можно изменить некоторые свойства объекта
SavePictureDialog : выбор доступных расширений для сохранения файла, имя
файла по умолчанию, путь для сохранения и т.д.
4.
Для третьей кнопки ученики прописывают процедуру
самостоятельно
(procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
halt ;{можно использовать close вместо halt}
end;)
5.
Компилируем и запускаем готовый проект.
4.
Домашнее задание.
Организуйте сохранение изображения в каталог C:\Pictures с расширением
*.jpg по умолчанию.
5.
Рефлексия.
6.
Итог урока.
Использованная литература
1.
Вьюшкова Е.А.,Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к
учебнику «Информатика», 10 класс, естественно-математическое
направление. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-56.
2.
Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса
общеобразовательных средних школ естественно-математического
направления. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-128.
3.
Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с.