"Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на основе народных танцевальных традиций"
Автор: Гаетбаева Разиля Хуснулловна Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: филиал Детской школы искусств с.Старый Сибай МАУ ДО ДШИ им. Г.Сулейманова
Населённый пункт: с.Старый Сибай, Баймакский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на основе народных танцевальных традиций"
«Духовно-нравственное воспитание молодого поколения
на основе народных танцевальных традиций»
Гаетбаева Р.Х., преподаватель класса
хореографии детской школы искусств
с. Старый Сибай Баймакского района
Тема духовно-нравственного воспитания стала звучать особенно
актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют
четких очертаний.
Падение духовно-нравственных ценностей – характерные и тревожные
особенности современной ситуации в стране, негативные процессы в
обществе, открытое рекламирование средствами массовой информации
вседозволенность, развращает и пагубно влияет на развитие нравственного,
духовного качества, на самосознание ребенка. Утрачивается нравственно-
психологические черты, такие как честность, добросовестность,
самоотверженность, готовность к подвигу, вера в добро и справедливость,
стремление к правде и поиску идеалов.
Хореография, а именно народные танцы, которые основаны на истории,
традиции, обычаях и культуре народа являются мощным и действенным
средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В
танцах разных народов отражается характер, быт, менталитет, традиции.
Дети, исполняя танец того или иного народа воспринимает эти лучшие
качества и стараются передать их на сцене зрителю. Например, мальчики,
исполняя танец башкирских богатырей («Беркуты Урала», «Башкирские
богатыри», «Уральские казаки») входит в роль батыров, воспринимая их
чувства патриотизма, любви к родной земле, природе. Дети предстают перед
зрителями, как продолжатели традиции предков – защитников отечества,
культуры, традиций, при этом они сами, создавая благородные образы,
впитывают эти лучшие качества народа, следовательно, развиваются духовно
и нравственно.
Репертуар образцового ансамбля «Атайсал» несет в себе определенные
педагогические функции, обеспечивает художественно-творческие и
воспитательные задачи. Много танцев основаны на народных легендах,
традициях, обычаях и истории.
- танец «Сибай кантон» - живая история нашего села Старый Сибай;
- танец «Звездный путь» основан на легенде, где защита Родины, жизнь,
отданная во имя родной земли, оценивается как бессмертие, а их сердца как
звезды несущие свет.
- танец «Дочь луны – Зухра», легенда про девочку, которая защищая от обид
мачехи, забирает к себе на небо Луна.
- танец «У войны не женское лицо» и т.д.
При постановке того или иного танцевального номера совместно с
детьми изучаем исторический материал, содержание постановки, чтобы они
понимали, что они хотят донести до зрителя, пропустив через себя духовно-
нравственные идеи.
Совместная работа участников детского коллектива, сами выступления
создают атмосферу увлеченности искусством, развивает чувство дружбы,
ответственности, воспитывает коллективизм, способствует искоренению
таких негативных качеств как равнодушие, нетерпимость, цинизм.
В рамках педагогического наблюдения, а также обобщенного опыта
работы детского образцового ансамбля танца «Атайсал» на мой взгляд, важно
обратить внимание именно на работу, с учащимися в рамках изучения
культуры родного края и приобщения их культурному наследию страны,
через репертуар, патриотические мероприятия и концерты, фольклорные
фестивали.