"Гуманитарная составляющая образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях (на примере Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса)"

Автор: Капустина Яна Васильевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: "Гуманитарная составляющая образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях (на примере Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса)"
Дата публикации: 29.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Гуманитарная составляющая образовательного процесса в средних

специальных учебных заведениях (на примере Ачинского колледжа

отраслевых технологий и бизнеса)
Капустина Я.В. г. Ачинск Современная социально-политическая, экономическая, культурная ситуация требует новых подходов к среднему профессиональному образованию. Одной из существенных проблем гуманитарной составляющей среднего специального образования является необходимость сочетания традиций и новаций в процессе подготовки специалистов. На фоне основной стратегической цели образования и воспитания специалистов как духовно раскрепощенных граждан России, которые должны обладать высоким культурным потенциалом, гражданским мужеством и патриотизмом, готовых и способных воспринимать и понимать ценности отечественной и мировой культуры, отвечать мировым стандартам в области профессиональной подготовки, что представляется довольно сложной задачей. Преемственные процессы в среднем профессиональном образовании обусловлены различными факторами как внутреннего, так и внешнего содержания. Это и государственная политика в области образования и внешние условия, обусловливающие интеграцию отечественного образования в мировое образовательное пространство, и внутренняя логика развития самого процесса подготовки специалистов. Современные проблемы гуманитарного образования в системе российской модели образования типичны для всех средних специальных учебных заведений страны. Гуманизация и гуманитаризация образования[3.С.7] вообще и средне-специального в частности испытывают двойную сложность. Если консерватизм ряда наук, например, математики, физики и т.д. дает возможность в любых социальных и общественных ситуациях чувствовать себя относительно устойчиво, то гуманитарные науки должны работать в унисон сложившейся ситуации. Они должны чутко реагировать на сложившуюся в обществе ситуацию, проводить анализ, делать выводы и с позиции обоснованных принципов при необходимости вносить коррективы в свои структуры, функции и содержание. Рассматривая образование как социокультурный феномен можно выделить органическое сочетание традиционного и новаторского в области гуманитарных дисциплин и проводимых мероприятий в средне-специальных учебных заведениях. Прежде всего, отмечается понятие «преемственность» в системе среднего профессионального образования. Преемственность в средне- специальном учебном заведении представляет собой специфическую форму социальной преемственности, которая способствует сохранению и развитию определенных функциональных, структурных и содержательных аспектов в процессе подготовки специалистов, их нравственного и гражданского совершенствования в условиях нового конкретного исторического времени.
Благодаря преемственности сохраняются некоторые элементы предшествующего, обусловливая при этом прагматический консерватизм и формируя новое, прогрессивное. В содержание преемственности должно включаться не только достижения отечественной, но и мировой системы образования. Необходимо отметить, что преемственность может быть представлена в различных видах: прогрессивная и регрессивная, положительная и отрицательная, локальная и глобальная, перспективная и бесперспективная так далее[1.С. 324]. Рассматривая гуманитарную составляющую в средне-специальных учебных заведениях как социальную деятельность можно выделить следующие структурные элементы: субъект деятельности, объект деятельности, цель, средства достижения цели, результат. Субъектом образовательной деятельности остаются преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, которые принципиально отличаются от когорты гуманитариев прошлых лет. Изменился не только количественно-качественный преподавательский состав, появилось большое количество новых гуманитарных дисциплин, например, связанных с межличностными отношениями, характеризующие коммуникационные процессы, различные проблемы менеджмента и маркетинга и т.д. Изменился интеллектуальный потенциал преподавательского состава, он стал значительно богаче. С внедрением компьютерных технологий, возможностей интернета, изменился сам характер труда. Он стал информационным, насыщенным, дающим возможность больше внимания уделять самостоятельной работе студентов. Появилась возможность выхода в мировое образовательное пространство, которая способствует более расковано, демократично осуществлять сам образовательный процесс. Существенным образом изменился и объект образовательной деятельности. Традиционно им остаются студенты. Однако они отличаются от студентов пяти-шести летней давности. Современные студенты более раскованы, с хорошим знанием компьютерной техники, стремящиеся изучать иностранные языки. Такие характеристики присущи многим молодым людям, хотя надо отметить, что среди них есть слабо подготовленные, для некоторых студентов не существует никаких авторитетов и ценностей. Все это дает основание говорить о сложности объекта, о его неоднородности, что осложняет субъективно-объективные отношения образовательного процесса. Как систему отношений образовательный процесс характеризует субъективно-субъективные, субъективно-объективные, объективно- субъективные, объективно-объективные. Это отношения между преподавательским составом, между преподавателем и студентом, студента к преподавателю, между студентами. Взаимоотношения формируются под влиянием существующих в обществе тактики и стратегии образовательной политики, социальными условиями в которых протекают, от внимания своего назначения, долга и ответственности, прав и обязанностей участников этих отношений. Преподаватели-гуманитарии должны на себя взять большую долю ответственности, по сравнению с другими, хотя бы в силу того, что являются
непосредственными проводниками и трансляторами нравственной и духовной культуры среди молодежи. Требовательность к себе дает возможность быть требовательным и к другим. Содержание системы отношений наполняется новыми подходами и видениями гуманитариев, отстаиванием прогрессивного предшествующего и утверждением положительного настоящего. Средне-специальное образование, представленное, как институт имеет свои структурные элементы, находящиеся в иерархической зависимости[2.С.122], имеет свои высшие и низшие этажи. Если на верхних этажах решаются в основном стратегические задачи, определяется образовательная политика, то нижние этажи осуществляют непосредственный процесс подготовки специалистов. Гуманитарные преподаватели не могут существовать без координации своей деятельности, содержания своих дисциплин в отдельности от задач, стоящих перед техникумом. Особенно это необходимо учитывать при формировании учебных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ, при подготовке учебных пособий и методических рекомендаций. Совершенствование образования как социального института должно проходить на основе использования всего передового в отечественном и мировом опыте. Следует отметить, что в Ачинском колледже отраслевых технологий и бизнеса гуманитарная составляющая на протяжении многих лет всегда была весомой. Преподавателями гуманитарных дисциплин проводились открытые уроки и мероприятия, отмеченные призовыми местами, на городском, краевом, межрегиональном уровне, к примеру, «Учитель года среди ссузов металлургического профиля Юга Сибири и Дальнего Востока» и др. Студенты Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса постоянно принимали и принимают участие в городских и краевых мероприятиях гуманитарного плана. Можно привести множество примеров, вот некоторые из них: олимпиада по истории «Знаешь ли ты Великую Отечественную войну?», праздничная программа «Давным-давно была война» (построена на литературном материале), конкурс художественного чтения «Удивительный мир поэзии», игровая программа «Час занимательной грамматики» и многие другие мероприятия. В колледже на протяжении многих лет работает музей, деятельность которого способствует гуманизации личности студента. Сегодня для гуманитариев открываются новые горизонты деятельности, сочетающие в себе как лучшие традиции, так и новации. Два года подряд, 2014, 2015 гг., в Ачинском колледже отраслевых технологий и бизнеса среди студентов проводилась городская интеллектуальная игра брейн-ринг (тематика «История России», «Служу Отечеству»), участниками которой стали 10 учебных заведений СПО; игровые программы «Литературный ринг», «Поле чудес» и др. Таким образом, гуманитарная составляющая образовательного процесса в средне - специальных учебных заведениях должна органически сочетать в себе прогрессивное предшествующее и передовое современное как в отечественной, так и мировой образовательной практике. Литература
1. Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды V научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Томск.: Изд-во ТПУ, 2006. – 490 с. 2. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 384 с. 3. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с.