"Гуманитарная составляющая образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях (на примере Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса)"
Автор: Капустина Яна Васильевна Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: "Гуманитарная составляющая образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях (на примере Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса)"
Гуманитарная составляющая образовательного процесса в средних
специальных учебных заведениях (на примере Ачинского колледжа
отраслевых технологий и бизнеса)
Капустина Я.В.
г. Ачинск
Современная социально-политическая, экономическая, культурная
ситуация требует новых подходов к среднему профессиональному образованию.
Одной из существенных проблем гуманитарной составляющей среднего
специального образования является необходимость сочетания традиций и
новаций в процессе подготовки специалистов. На фоне основной
стратегической цели образования и воспитания специалистов как духовно
раскрепощенных граждан России, которые должны обладать высоким
культурным потенциалом, гражданским мужеством и патриотизмом, готовых и
способных воспринимать и понимать ценности отечественной и мировой
культуры, отвечать мировым стандартам в области профессиональной
подготовки, что представляется довольно сложной задачей.
Преемственные процессы в среднем профессиональном образовании
обусловлены различными факторами как внутреннего, так и внешнего
содержания. Это и государственная политика в области образования и внешние
условия, обусловливающие интеграцию отечественного образования в мировое
образовательное пространство, и внутренняя логика развития самого процесса
подготовки специалистов.
Современные проблемы гуманитарного образования в системе российской
модели образования типичны для всех средних специальных учебных
заведений страны. Гуманизация и гуманитаризация образования[3.С.7] вообще
и средне-специального в частности испытывают двойную сложность. Если
консерватизм ряда наук, например, математики, физики и т.д. дает возможность
в любых социальных и общественных ситуациях чувствовать себя
относительно устойчиво, то гуманитарные науки должны работать в унисон
сложившейся ситуации. Они должны чутко реагировать на сложившуюся в
обществе ситуацию, проводить анализ, делать выводы и с позиции
обоснованных принципов при необходимости вносить коррективы в свои
структуры, функции и содержание.
Рассматривая образование как социокультурный феномен можно выделить
органическое сочетание традиционного и новаторского в области гуманитарных
дисциплин и проводимых мероприятий в средне-специальных учебных
заведениях. Прежде всего, отмечается понятие «преемственность» в системе
среднего профессионального образования. Преемственность в средне-
специальном учебном заведении представляет собой специфическую форму
социальной преемственности, которая способствует сохранению и развитию
определенных функциональных, структурных и содержательных аспектов в
процессе подготовки специалистов, их нравственного и гражданского
совершенствования в условиях нового конкретного исторического времени.
Благодаря преемственности сохраняются некоторые элементы
предшествующего, обусловливая при этом прагматический консерватизм и
формируя новое, прогрессивное. В содержание преемственности должно
включаться не только достижения отечественной, но и мировой системы
образования.
Необходимо отметить, что преемственность может быть представлена в
различных видах: прогрессивная и регрессивная, положительная и
отрицательная, локальная и глобальная, перспективная и бесперспективная так
далее[1.С. 324].
Рассматривая гуманитарную составляющую в средне-специальных
учебных заведениях как социальную деятельность можно выделить следующие
структурные элементы: субъект деятельности, объект деятельности, цель,
средства достижения цели, результат. Субъектом образовательной деятельности
остаются преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, которые
принципиально отличаются от когорты гуманитариев прошлых лет. Изменился
не только количественно-качественный преподавательский состав, появилось
большое количество новых гуманитарных дисциплин, например, связанных с
межличностными отношениями, характеризующие коммуникационные
процессы, различные проблемы менеджмента и маркетинга и т.д. Изменился
интеллектуальный потенциал преподавательского состава, он стал значительно
богаче. С внедрением компьютерных технологий, возможностей интернета,
изменился сам характер труда. Он стал информационным, насыщенным,
дающим возможность больше внимания уделять самостоятельной работе
студентов. Появилась возможность выхода в мировое образовательное
пространство, которая способствует более расковано, демократично
осуществлять сам образовательный процесс.
Существенным образом изменился и объект образовательной
деятельности. Традиционно им остаются студенты. Однако они отличаются от
студентов пяти-шести летней давности. Современные студенты более
раскованы, с хорошим знанием компьютерной техники, стремящиеся изучать
иностранные языки. Такие характеристики присущи многим молодым людям,
хотя надо отметить, что среди них есть слабо подготовленные, для некоторых
студентов не существует никаких авторитетов и ценностей. Все это дает
основание говорить о сложности объекта, о его неоднородности, что осложняет
субъективно-объективные отношения образовательного процесса.
Как систему отношений образовательный процесс характеризует
субъективно-субъективные, субъективно-объективные, объективно-
субъективные, объективно-объективные. Это отношения между
преподавательским составом, между преподавателем и студентом, студента к
преподавателю, между студентами. Взаимоотношения формируются под
влиянием существующих в обществе тактики и стратегии образовательной
политики, социальными условиями в которых протекают, от внимания своего
назначения, долга и ответственности, прав и обязанностей участников этих
отношений. Преподаватели-гуманитарии должны на себя взять большую долю
ответственности, по сравнению с другими, хотя бы в силу того, что являются
непосредственными проводниками и трансляторами нравственной и духовной
культуры среди молодежи. Требовательность к себе дает возможность быть
требовательным и к другим. Содержание системы отношений наполняется
новыми подходами и видениями гуманитариев, отстаиванием прогрессивного
предшествующего и утверждением положительного настоящего.
Средне-специальное образование, представленное, как институт имеет
свои структурные элементы, находящиеся в иерархической
зависимости[2.С.122], имеет свои высшие и низшие этажи. Если на верхних
этажах решаются в основном стратегические задачи, определяется
образовательная политика, то нижние этажи осуществляют непосредственный
процесс подготовки специалистов. Гуманитарные преподаватели не могут
существовать без координации своей деятельности, содержания своих
дисциплин в отдельности от задач, стоящих перед техникумом. Особенно это
необходимо учитывать при формировании учебных образовательных
стандартов, учебных планов, рабочих программ, при подготовке учебных
пособий и методических рекомендаций. Совершенствование образования как
социального института должно проходить на основе использования всего
передового в отечественном и мировом опыте.
Следует отметить, что в Ачинском колледже отраслевых технологий и
бизнеса гуманитарная составляющая на протяжении многих лет всегда была
весомой. Преподавателями гуманитарных дисциплин проводились открытые
уроки и мероприятия, отмеченные призовыми местами, на городском, краевом,
межрегиональном уровне, к примеру, «Учитель года среди ссузов
металлургического профиля Юга Сибири и Дальнего Востока» и др. Студенты
Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса постоянно принимали и
принимают участие в городских и краевых мероприятиях гуманитарного плана.
Можно привести множество примеров, вот некоторые из них: олимпиада по
истории «Знаешь ли ты Великую Отечественную войну?», праздничная
программа «Давным-давно была война» (построена на литературном
материале), конкурс художественного чтения «Удивительный мир поэзии»,
игровая программа «Час занимательной грамматики» и многие другие
мероприятия. В колледже на протяжении многих лет работает музей,
деятельность которого способствует гуманизации личности студента.
Сегодня для гуманитариев открываются новые горизонты деятельности,
сочетающие в себе как лучшие традиции, так и новации. Два года подряд, 2014,
2015 гг., в Ачинском колледже отраслевых технологий и бизнеса среди
студентов проводилась городская интеллектуальная игра брейн-ринг (тематика
«История России», «Служу Отечеству»), участниками которой стали 10
учебных заведений СПО; игровые программы «Литературный ринг», «Поле
чудес» и др.
Таким образом, гуманитарная составляющая образовательного процесса в
средне - специальных учебных заведениях должна органически сочетать в себе
прогрессивное предшествующее и передовое современное как в отечественной,
так и мировой образовательной практике.
Литература
1.
Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды V научно-практической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Томск.: Изд-во
ТПУ, 2006. – 490 с.
2.
Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической
реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ
школьных технологий, 2005. 384 с.
3.
Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую
деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю.А.
Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с.