Напоминание

"Земля - наш общий дом"

Автор: Кузнецова Вера Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка по познавательному развитию
Тема: "Земля - наш общий дом"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тематический раздел.

Познавательное развитие: «ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Цель данного раздела — воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли. Задачи: Воспитывать нравственные качества у детей дошкольного возраста Развивать знания о жителях Земли; формировать стойкий интерес к традициям, устоям и правилам жизни в разных странах. Развивать общий кругозор. Пополнять словарный запас Что такое Земля? Ночью на небе можно увидеть много звезд. Они нам кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. Космонавты видели издалека нашу Землю, и она им казалась голубой звездой, хотя и не очень маленькой. Наша Земля круглая, и она все время вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Поэтому и бывают день и ночь, разные времена года. Посмотри на глобус. Это макет нашей Земли. Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета — это вода: моря, океаны, озера, реки. Зеленым цветом обозначены леса, желтым — пустыни. Разноцветна наша Земля. Вначале на Земле не было людей. В морях и реках жили рыбы и другие морские животные, а по суше ходили динозавры, мамонты. Через миллионы лет появился человек. Как это произошло, никто точно не знает, потому что это было очень давно. Но одни люди думают, что человек произошел от других животных, может быть от обезьяны. А другие считают, что человека сотворил Бог. Когда ты станешь взрослым, то, может быть, ответишь на этот трудный вопрос. Какие люди живут на Земле? На Земле живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга. Ты всегда можешь отличить человека от животного, потому что у всех людей похожее строение тела, все умеют говорить, ходят на двух ногах. Но люди и отличаются друг от друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие — в основном они живут в жаркой Африке, есть желтокожие — они живут в Китае, Японии, Корее и некоторых других азиатских странах, есть белокожие, как мы с тобой. Такие люди живут в Европе, в Америке, у нас в России. Различаются люди и цветом волос, разрезом глаз. Все люди умеют говорить, но у каждого человека свой голос. По голосу можно узнать знакомого человека. Люди по-разному поют и танцуют, даже питаются неодинаково и, уж конечно, носят разную одежду. Это хорошо, что люди такие разные — так интереснее, так можно многое узнать друг о друге. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе — Декларации прав
человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей. Права детей не должны нарушаться, хотя в жизни порой бывает иначе. Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, в гостях, на улице, в транспорте, как быть вежливым. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям. Много правил поведения было придумано еще в старину, и до сих пор люди им следуют. Как люди заселили Землю Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что на Земле есть шесть огромных участков суши — Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Еще их называют материками. Почти на каждом материке много стран. Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия, и расположена она на материке Евразия. На этом материке есть и другие страны: Франция, Германия, Испания… А страна Америка (США) расположена на материке Северная Америка. Много стран и в Африке. Нет их только в Антарктиде — там вечный холод, снега, льды и постоянно живут пингвины, а люди поселяются лишь на непродолжительное время, чтобы изучить этот загадочный материк. В каждой стране есть свой главный город и много других городов и сел. Например, главный город России — Москва, главный город Франции — Париж, Италии — Рим. Каждая страна имеет свой флаг и гимн. Страна, город, село, где родился человек, называются его родиной. Каждый человек любит свою Родину, свой народ, старается больше узнать о нем. В разных странах люди разговаривают на разных языках. В Америке, Англии и некоторых других странах люди говорят на английском языке, во Франции — на французском, в Испании — на испанском, в Германии — на немецком. Чтобы общаться с людьми других стран, нужно выучить их язык. В каждой стране, у каждого народа есть свои песни, танцы, свои праздники, свои правила и традиции, свои любимые блюда. В каждой стране и свои деньги. У нас — рубли, у американцев — доллары, у испанцев — песеты, у немцев — марки. Люди стараются жить в мире, но не всегда это получается, поэтому для защиты своего народа в каждой стране есть армия. В армии служат смелые и сильные люди… И в нашей стране есть защитники Родины. С давних пор русские богатыри и воины побеждали врагов Русской земли. Солдаты воевали под руководством великих полководцев. Так, все знают имена русских полководцев Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. Люди благодарны своей армии за храбрость и готовность защитить от врагов детей, женщин, всю страну. Мы очень хотим, чтобы во всем мире не было войн.
Многим отличаются друг от друга страны и народы. Но есть у нас и общее — общий дом — наша Земля, наша планета. Не очень понятно? А вот подумай. Семья живет в квартире — это ее дом. А если дом многоэтажный, то в нем много квартир и много разных семей, но для них всех их многоэтажный дом — общий. И каждый, кто живет в этом доме, должен его беречь, не портить лифт, не пачкать стены и пол, потому что это его дом. Бережное отношение к дому делает его приятным для всех: и для жильцов, и для гостей. Мы живем в городе, здесь много людей, но для каждого — это его город. Мы живем в России, где много городов и сел, но для всех нас она одна, наша Родина. Кроме России есть и другие страны, в них живут разные люди, но все мы живем на одной планете Земля. И это наш общий дом. Мы должны беречь его, охранять от войн и других бед, украшать, трудиться, строить себе жилища, высаживать парки и леса. Люди Земли все вместе могут сделать свой общий дом красивым, удобным, таким, чтобы каждому человеку жилось в нем хорошо и спокойно. Твоя страна, твой народ Наша страна, страна, где мы живем, называется Россией. Давай найдем ее на глобусе. Она большая. Есть в нашей стране моря, реки, леса. Главный город нашей страны, ее столица — Москва. Те, кто живут в ней, называются москвичами. Москва — древний город. Ей уже 850 лет. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Москвичи — хозяева города — должны хорошо его знать, чтобы всем рассказывать о столице. Нужно знать главные улицы, площади, знать, что в Москве много театров, музеев, парков, есть зоопарк, Москва-река и река Яуза. В Москве жило раньше и теперь живет много знаменитых, известных людей. Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем родном городе (селе): почему так назван, чем знаменит, какая природа в городе (селе) или его окружении, какие интересные люди здесь живут, каким был город раньше и каким будет. В России, как и в любой другой стране, есть своя культура (музыка, танцы, архитектура, литература), свои традиции и обычаи, свои народные промыслы, а у детей — свои игры. В России кроме русского народа живет много разных народов: татары, евреи, башкиры и др. У каждого народа есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России, — россияне. Все знают рус¬ский язык. Никогда нельзя забывать свою Родину. И даже когда человек уезжает жить в другую страну, он помнит о своей России. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она становилась еще лучше. НАША ЗЕМЛЯ Раздел программы «Земля — наш общий дом» в основном предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому вполне возможно, отобрав доступное содержание и методы, удовлетворить и развить этот познавательный интерес детей.
Начинать работу с дошкольниками необходимо с формирования у них пространственных представлений, развития умения моделировать, читать схемы. Такая работа возможна уже с пя- тилетними малышами. Заключается она в том, что в процессе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на то, что предметы, удаленные от нас на большое расстояние, кажутся нам маленькими. Например, самолет, летящий высоко в небе, кажется почти игрушечным, а на самом деле, и многие ребята это видели, он очень большой. Маленькими кажутся птицы, парящие в небе, и любой предмет, который находится далеко. В процессе опытов, наблюдений дети убеждаются в существовании такого явления. На занятиях по рисованию с натуры дошкольники рисуют на своих листочках предметы (вазу с цветами, кубики и др.), которые видят перед собой. Они понимают, что эти предметы крупнее тех, которые они изображают. На занятиях по конструированию делают из бумаги дома, мебель, тоже не в натуральную величину. Воспитатель обращает внимание ребят на это явление и говорит, что они изобразили, сделали модель дома, предмета и т.д. Более сложная работа — учить детей моделировать действительность. Но и это доступно старшим дошкольникам. Воспитатель вместе с детьми моделирует из изготовленных заранее предметов свою групповую комнату. Предлагается сначала внимательно посмотреть на расположение мебели в группе и затем на столе точно так же расставить свои поделки. Все вместе проверяют правильность выполнения задания: на том ли месте стоит стол воспитателя и столы детей; с какой стороны от столов расположены шкафы, игрушки и т.д. Точно так же можно смоделировать свою улицу, дорогу в детский сад, участок детского сада. На занятиях по математике или при обучении грамоте детей учат использовать символы: к примеру, гласные звуки изображаем красным кружком, согласные мягкие — зеленым, согласные твердые — синим. Дети осваивают моделирование действительности с помощью условных обозначений. Следующее направление в подготовительной работе — умение «читать» и составлять схемы. Воспитатель предлагает ребятам изобразить на бумаге ту модель группы, которую они предварительно построили на столе. Получился схематический рисунок. На рисунке дошкольники прорисовывают предметы: стол похож на стол, шкаф — на шкаф. Затем, в другой раз, им предлагается не прорисовывать мебель, а изобразить ее условно: вот этот прямоугольник как будто бы шкаф, а кружочек — стол. Важно соблюсти пропорции и расположение предметов относительно друг друга. Дети упражняются в составлении схем на прогулке (или перед ней), когда воспитатель учит их, как нужно обозначать дорогу к определенному месту: к скамейке, к песочнице, к качелям. Хорошо проводить с ребятами игру в поиск клада. Они по схеме и по условным обозначениям, составленным воспитателем, ищут спрятанный предмет. Или игры-путешествия — дети «отправляются путешествовать» на Северный полюс, в жаркие страны, в тайгу и предварительно составляют маршрут, изображая его на плане. Моделирование, составление и чтение схем очень полезно для развития пространственных представлений, образного мышления, воображения. Если такая работа проводится с
детьми систематически, то нет сомнения в том, что они легко и с интересом воспримут глобус, карту, и им можно будет больше рассказать о нашей планете. Зимой рано темнеет. Поэтому часто, выходя с ребятами на прогулку в ясный зимний вечер, можно увидеть на небе множество звезд. «Дети, посмотрите на небо, — предлагает воспитатель. — Что вы видите? Много звезд. Какие они маленькие и яркие. Они на самом деле маленькие? Нет, просто они очень далеко от нас. Давайте помечтаем: вдруг стали мы космонавтами и полетели в космическом корабле на какую-нибудь далекую звезду. На какую полетим, выбирайте! Сережа, что ты увидел на своей звезде? Там люди живут или животные? Какие они?» Дети фантазируют, продолжая вглядываться в звездное небо. Воспитатель предлагает, чтобы каждый дома или на следующий день в детском саду нарисовал свою звезду и все, что на ней происходит. Можно группе желающих детей пересказать (именно пересказать, а не прочесть, так как текст еще сложен для восприятия дошкольников) историю маленького принца и его планеты из одноименной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Советуем принести в группу книгу «Мир и человек» (Географический атлас. — М., 1998), и дети, у которых данная тема вызовет интерес, будут пользоваться ею. Воспитатель останавливает их внимание на той странице, где изображено звездное небо. Вместе рассматривают звезды, созвездия, с тем чтобы потом дети сами искали их на небе. Педагог рассказывает ребятам, что мы живем на планете, которая похожа на такие же звезды, если посмотреть на нее очень издалека. Космонавты летают на космических кораблях значительно выше, чем летчики на самолетах, и они смогли увидеть и даже сфотографировать нашу Землю. Можно показать фотографию Земли, сделанную космонавтами. Наконец воспитатель приносит в группу глобус (с физической картой). Спрашивает детей, знают ли они, что это, и хотят ли больше узнать об этом удивительном предмете. «Это глобус — макет нашей планеты Земля, — уточняет ответы детей педагог. — Давайте рассмотрим его внимательнее. Какие цвета вы видите на глобусе? Белый, синий, зеленый, коричневый, желтый. Почему наша Земля так раскрашена?» Можно прочесть детям книгу Николая Сладкова «Разноцветная земля» и оставить ее в группе для свободного рассматривания. Воспитатель, возвращая детей к разговору о Земле, раздает карточки разного цвета и предлагает подойти к глобусу, найти свой цвет и придумать рассказ о том, что означает данный цвет на глобусе. «Если одинаковые карточки у нескольких из вас (надо предусмотреть, чтобы такие карточки оказались не более чем у двоих детей», — говорит педагог, — то придумайте общий рассказ. Итак, у кого синяя карточка? У Алеши и Оленьки. Есть такой цвет на глобусе? Расскажите, что он означает». Дети вдвоем составляют рассказ о реках, морях, океанах Земли. Вот один из рассказов, придуманный детьми из дошкольного учреждения № 1591 г. Москвы: «На глобусе очень много синего цвета — это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки. Они нарисованы тоненькой синей линией. Рек много. И все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие
океаны. Мы прочли вот здесь, что это Тихий океан. Наверное, на нем никогда не бывает бурь и кораблекрушений». Дети сочиняют рассказы о каждом цвете. Воспитатель уточняет их, если есть необходимость, и делает обобщение: «Вот такая наша Земля — на ней есть моря, горы, леса и пустыни. Но почему, например, белый цвет только вверху и внизу глобуса, а желтый — только в середине?» Дети высказывают свои предположения. Воспитатель не исправляет высказывания, а предлагает им пройти в «комнату опытов и экспериментов» и поискать там ответ на все вопросы. Продолжается занятие в «комнате опытов и экспериментов». Воспитатель показывает опыт — вращение Земли вокруг Солнца. В качестве Солнца — настольная лампа и в качестве Земли — глобус. Предстоит определить разницу в освещенности и нагревании глобуса под воздействием «Солнца» и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. На занятиях по ознакомлению с природой дети узнали о зависимости роста и развития растений и животных от среды обитания, от характера климатических условий. Эти знания теперь помогут им правильно ответить на поставленные воспитателем вопросы. После таких опытов для закрепления и проверки представлений детей можно провести с ними дидактические игры типа «РАССЕЛИ животных по ЗЕМЛЕ», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ» ИЛИ «Кто ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ».