Автор: Чуркина Людмила Витальевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №4 "ЛАСТОЧКА"
Населённый пункт: Республика Крым г.Армянск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Экологическая тропинка"
Пояснительная записка
1.1
Цели, задачи, средства реализации и принципы Программы
1.2
Возрастные особенности
1.3
Сроки реализации
1.4
Формы и режим занятий
1.5
Ожидаемые результаты освоения Программы для детей
1.6
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
2
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
3.
Комплексно-тематическое планирование
4.
Список литературы
Пояснительная записка
2
Настоящая программа МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД№4
«ЛАСТОЧКА»ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(
Далее -
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения,
региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей
природной среды» и «Об образовании»
(30.03.1997 № 4/16)
созданы
предпосылки правовой базы для формирования системы экологического
образования населения.«Указ Президента Российской Федерации по
охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с
учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию,
подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства
возводят экологическое образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания
в регионах страны системы непрерывного экологического образования,
первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом
возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к
окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного
возраста относится к программам первой группы. Характерно
акцентирования внимания
3
на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми
взаимосвязями живыхобъектов и окружающей среды, экосистемами и т.
п.).Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее
ответвлениями.
В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие
идеи экологии:
организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и
среда. Процесс
становления осознанно – правильного отношения к природе
сопровождается
определенными формами поведения ребенка, которые могут служить
критерием
оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экологическая тропинка» осуществляется в
форме
проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с
детьми старшей
группы 5-6 лет) .
Рабочая программа «Экологическая тропинка» составлена на основе
парциальной программы экологического воспитания в детском саду «
Юный Эколог» автора Николаевой С.Н.
Актуальность программы: Обострение экологической проблемы в стране
диктует необходимость интенсивной просветительной работы по
формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры
природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со
способными детьми и для формирования экологического мировоззрения
родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Экологическая ситуация в мире тре
бует изменения поведения человека,
смены ценностных ориентиров. Для этого всем, живущим на Земле, необ -
ходимо осознать реальное положение человека как биологического вида,
существующего на нашей планете на
равне с другими, не менее
4
значимыми видами. Мы должны понимать огра
ниченность природных
ресурсов используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе
и наша, присоединяются к реализации концеп
ции устойчивого развития.
Согласно этой концепции люди должны соблю
дать законы природы и
изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее
самоценности: с одной стороны, должны быть учтены инте ресы людей, их
желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой —
человеческие устрем ления следует ограничить рамками природных
законов.
Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым
мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше
внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь
целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития,
можно только через экологическое образование. В нем особо
подчеркивается формирова
ние всеми доступными средствами
экологического мировоззрения детей. Такой подход требует
проанализировать содержание и методику экологи
ческого воспитания
дошкольников.
Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.
Понимание самоценности природы.
Осознание ребенком себя как части природы.
Воспитание уважительного отно шения ко всем без исключения ви
-
дам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение
одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит
«цепная реакция».
Воспитание у детей активной жизненной позиции.
Обучение азам элементарной экологической безопасности.
Формирование первоначальных сведений о рациональном
использовании природных ресурсов на примере использования воды,
энергии в быту.
5
Формирование экологически гра
мотного поведения в быту, на
природе.
Формирование эмоционально-по
ложительного отношения к
окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий
человека (в том числе и ребенка).
Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование
природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя
победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентриз-
ма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том
числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди
— природа» человек рассматри вает себя как главное действующее лицо,
которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для
своего блага. У подрастающего поко ления можно и должно сформировать
новое — экологическое — сознание.
Тогда это поколение будет строить
свои отношения с природой с иных позиций —
позиций
биоцентризма, означающих: человек — особая, разумная, но все же только
часть природы, а экология — это не просто наука, это мировоззрение!
Кем
бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в
окружающем мире, осознавать последст
вия своих действий, иметь
представление о законах природы.
1.1.Цели, задачи, средства реализации и принципы программы
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
1.
Образовательная: расширять и обобщать знания
детей о мире
природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2.
Развивающая: развивать общие познавательные способности:
6
умение
наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы
их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Принципы отбора содержания экологического образования
дошкольников.
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с
совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат
основой формирования мотивации действий ребенка, развития
познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Принцип доступности предполагает доступность материала для
ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их
эмоциональную окраску.
Принцип гуманистичности означает формирование человека с новыми
ценностями, владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ
жизни.
Принцип прогностичности означает, что в результате экологического
образования у детей формируются элементарные представления о
существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений
– умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей
среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы
рационального использования ресурсов).
Принцип деятельности лежит в основе различных экологических
проектов.
Принцип конструктивизма означает, что в качестве примеров для
дошкольников должна использоваться только нейтральная,
положительная или отрицательно-положительная (приводя
7
отрицательные факты влияния человека на природу, педагог
показывает положительный пример, выход из обсуждаемой ситуации)
информация.
Принцип регионализма предполагает формирование экологических
представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его
территорией, собственной квартирой, ближайшим лесом, озером и т.д.
Принцип системности предполагает формирование у дошкольников
системы знаний и организацию системы различных видов детской
деятельности.
Принцип интеграции отражает необходимость экологизации всей
деятельности педагогического коллектива и экологизацию различных
видов деятельности дошкольников.
Работа по экологическому образованию дошкольников строится с
учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей.
Принципы организации образовательного процесса
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
ориентировка педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его
собственными вчерашними достижениями);
создание образовательной среды, способствующей эмоционально-
ценностному, социально-личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности,
доброжелательное внимание к нему;
поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий
детей;
8
учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его
несостоятельности;
формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора
развития ребенка; опора на игру при формировании учебной
деятельности;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый
образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
Эти критерии являются основополагающими при выборе
педагогами форм образовательной работы и видов детской
деятельности по экологическому образованию.
Формы и методы работы с детьми
разнообразные: это циклы
наблюдений за растениями и животными в уголке природы на участке,
ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые
прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих
ситуаций.
Значительное место отведено творческим процессам: восприятию
произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности,
словесно-литературному творчеству, рисование иллюстраций к рассказам
и сказкам, изготовление самодельных книг, организация выставок, запись
рассказов детей о природе с их последующим оформлением в книжечки.
Познание детьми функций своего организма, выявление значений чистоты,
красоты и порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих в ней;
знакомство с тем как используются некоторые материалы в хозяйственной
деятельности человека.
1.2Возрастные особенности Интеллектуальная компетентность старших
дошкольников характеризуется способностью к практическому и
умственному экспериментированию, обобщению, установлению
причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок
группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет
9
осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных
явлениях и их закономерностях,
1.3. Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.4. Формы и режим НОД:
- циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы на
участке,
- ведение разных календарей,
-занятия простые и комплексные,
- целевые прогулки,
-экскурсии, походы,
- использование игровых обучающих ситуаций.
Значительное место отведено творческим процессам: восприятию
произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности,
словесно-литературному творчеству, рисование иллюстраций к рассказам
и сказкам, изготовление самодельных книг, организация выставок, запись
рассказов детей о природе с их последующим оформлением в книжечки.
Режим НОД
10
НОД проводятся в половину дня с учетом требований СанПиН
2.4.1.3049-13 и примерной основной общеобразовательной программой
дошкольного образования «Истоки»
Длительность занятия
25 мин
Периодичность
1раз в неделю
Время проведения
15,30(вторник)
1.5. Ожидаемые результаты
— имеет представление о России как своей стране;о республике Крым как
о своей родине;о республике Крым как о полустрове.
— интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы,
проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые
причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития
растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);
— имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и
диких животных;
— имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не
сорить, не ходить по газону и др.);
— знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло,
металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный,
твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.);
—проявляет интерес к практическому экспериментированию и
любознательность;
— находит способы решения различных проблем с помощью пробующих
действий поискового характера;
— устанавливает причинно-следственные связи .
11
1.6.Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
-Задания для определения уровня сформированности экологических
знаний детей старшего дошкольного возраста.
- Моральные ситуации для определения морально-ценностного
отношения к природе.
- Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков
бережного отношения к природе.
- Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в
природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в
природе.
-Вечер развлечений «Кто в доме живет?». По материалам блоков занятий
« Растения», « Животные», « Лес»
- Викторина на тему «Волшебница вода» По материалам блоков занятий «
Вода».
2.Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
1) словесные методы: объяснение, беседа, дискуссия;
2) наглядные методы (демонстрация фото, видео, компьютерные
средства);
3) практические методы (действия воспитателей, моделирование
разнообразных ситуаций).
4) объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные
проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы.
12
3.
Комплексно-тематическое планирование
4.
5.
6.
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших
дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
3.Рыжова Н.А. «Воздух -
невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
4.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения
прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г
5.Хрестоматия для детского сада ( Стихи и рассказы о природе),
Изд. «ДРОФА-ПЛЮС». Москва 2006г.
13