"Экологическая тропинка"

Автор: Чуркина Людмила Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №4 "ЛАСТОЧКА"
Населённый пункт: Республика Крым г.Армянск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Экологическая тропинка"
Дата публикации: 29.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Структура программы

Наименование разделов

1

Пояснительная записка
1.1 Цели, задачи, средства реализации и принципы Программы 1.2 Возрастные особенности 1.3 Сроки реализации 1.4 Формы и режим занятий 1.5 Ожидаемые результаты освоения Программы для детей 1.6 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
2

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы

3.

Комплексно-тематическое планирование

4.

Список литературы

Пояснительная записка
2
Настоящая программа МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД№4 «ЛАСТОЧКА»ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ( Далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (30.03.1997 № 4/16) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания 3
на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живыхобъектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Реализация программы «Экологическая тропинка» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми старшей группы 5-6 лет) . Рабочая программа «Экологическая тропинка» составлена на основе парциальной программы экологического воспитания в детском саду « Юный Эколог» автора Николаевой С.Н.
Актуальность программы:
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры. Экологическая ситуация в мире тре бует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого всем, живущим на Земле, необ - ходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете на равне с другими, не менее 4
значимыми видами. Мы должны понимать огра ниченность природных ресурсов используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концеп ции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблю дать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены инте ресы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устрем ления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В нем особо подчеркивается формирова ние всеми доступными средствами экологического мировоззрения детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологи ческого воспитания дошкольников. Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.  Понимание самоценности природы.  Осознание ребенком себя как части природы.  Воспитание уважительного отно шения ко всем без исключения ви - дам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.  Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».  Воспитание у детей активной жизненной позиции.  Обучение азам элементарной экологической безопасности.  Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту. 5
 Формирование экологически гра мотного поведения в быту, на природе.  Формирование эмоционально-по ложительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).  Понимание неповторимости, красоты окружающего мира. В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентриз- ма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди — природа» человек рассматри вает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поко ления можно и должно сформировать новое — экологическое — сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций — позиций биоцентризма, означающих: человек — особая, разумная, но все же только часть природы, а экология — это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последст вия своих действий, иметь представление о законах природы.
1.1.Цели, задачи, средства реализации и принципы программы

Цель:
Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:

1.

Образовательная:
расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2.

Развивающая:
развивать общие познавательные способности: 6
умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная:
формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.
Принципы отбора содержания экологического образования

дошкольников.
 Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.  Принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску.  Принцип гуманистичности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.  Принцип прогностичности означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).  Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.  Принцип конструктивизма означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная (приводя 7
отрицательные факты влияния человека на природу, педагог показывает положительный пример, выход из обсуждаемой ситуации) информация.  Принцип регионализма предполагает формирование экологических представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его территорией, собственной квартирой, ближайшим лесом, озером и т.д.  Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов детской деятельности.  Принцип интеграции отражает необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизацию различных видов деятельности дошкольников. Работа по экологическому образованию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принципы организации образовательного процесса
 личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;  ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);  создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;  доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;  поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей; 8
 учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;  формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;  сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности; Эти критерии являются основополагающими при выборе педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности по экологическому образованию.
Формы и методы работы с детьми
разнообразные: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы на участке, ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций. Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно-литературному творчеству, рисование иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовление самодельных книг, организация выставок, запись рассказов детей о природе с их последующим оформлением в книжечки. Познание детьми функций своего организма, выявление значений чистоты, красоты и порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих в ней; знакомство с тем как используются некоторые материалы в хозяйственной деятельности человека.
1.2Возрастные особенности
Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет 9
осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях,
1.3. Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.4. Формы и режим НОД:

-
циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы на участке, - ведение разных календарей, -занятия простые и комплексные, - целевые прогулки, -экскурсии, походы, - использование игровых обучающих ситуаций. Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно-литературному творчеству, рисование иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовление самодельных книг, организация выставок, запись рассказов детей о природе с их последующим оформлением в книжечки.
Режим НОД
10
НОД проводятся в половину дня с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Истоки» Длительность занятия 25 мин Периодичность 1раз в неделю Время проведения 15,30(вторник)
1.5. Ожидаемые результаты
— имеет представление о России как своей стране;о республике Крым как о своей родине;о республике Крым как о полустрове. — интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.); — имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных; — имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.); — знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.); —проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность; — находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера; — устанавливает причинно-следственные связи . 11

1.6.Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы
-Задания для определения уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. - Моральные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе. - Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе. - Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе. -Вечер развлечений «Кто в доме живет?». По материалам блоков занятий « Растения», « Животные», « Лес» - Викторина на тему «Волшебница вода» По материалам блоков занятий « Вода».
2.Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы
1) словесные методы: объяснение, беседа, дискуссия; 2) наглядные методы (демонстрация фото, видео, компьютерные средства); 3) практические методы (действия воспитателей, моделирование разнообразных ситуаций). 4) объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. 12

3.

Комплексно-тематическое планирование

4.

5.

6.

Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог» 2. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г. 3.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998 4.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г 5.Хрестоматия для детского сада ( Стихи и рассказы о природе), Изд. «ДРОФА-ПЛЮС». Москва 2006г. 13