Напоминание

"Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей"

Автор: Алыпова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ пгт Кумёны Кировской области
Населённый пункт: пгт Кумёны Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Кумёны Кумёнского района Кировской области Методическая разработка: « Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей» /на примере УМК «Школа России»/ Разработано: Алыповой Ольгой Владимировной, учителем начальных классов высшей категории МКОУ СОШ пгт Кумёны Кировской области Киров 2015 Введение
В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребёнком, последнее –за учителем. Коллинге. Актуальность В условиях реализации нового федерального стандарта современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Это требует новых подходов к обучению младших школьников, использования таких методов и приемов, которые формируют у них навыки самостоятельного добывания знаний, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Одно из условий развития данных умений и навыков - помочь учащимся освоить коммуникативные универсальные действия, способствующие разностороннему развитию личности. Перед учителем стоит задача решить современные педагогические задачи: 1. Формирование у учащихся навыков управления познавательной деятельностью. 2. Формирование умения решать возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд, 3. Формирование умения свободно ориентироваться в новых ситуациях. 4. Поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Таким образом, необходима особая организация деятельности учащихся, которая позволяла бы реализовать задачи. В условиях ФГОС НОО возникает необходимость в создании таких условий, в которых каждый ученик получит возможность ощутить свои силы, поверит в себя, сможет преодолевать психологический барьер в общении. Учитель должен максимально раскрепостить учащегося на уроке, повысить самооценку, предоставить возможность каждому ученику свободно формулировать свои мысли, организовать деятельность учеников в групповой работе. Все это будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Мой многолетний опыт работы позволяет сделать вывод о том, что организация проектной деятельности… помогает решить эти задачи через организацию проектной деятельности. Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В настоящее время метод проектов вновь приобрел широкую популярность. Проект от лат.
“projektus”
означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово
“projet”
переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем” ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. • МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. • ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей. По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Определение проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой - то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Но, несмотря на повышение интереса к проектной деятельности в целом, педагоги, особенно начальных классов, довольно нерешительно используют метод проектов в практике своей работы. На мой взгляд, есть ряд
проблем
, препятствующих применению данного вида деятельности в начальной школе.  Недостаточно времени для презентации групповых и индивидуальных проектов и их обсуждения в рамках одного урока.  Большая подготовка и переработка материала к уроку. Мало методических разработок по организации проектной деятельности именно с младшими школьниками .  Трудности в выборе темы проекта, с которыми встречаются как учителя, так и ученики. Часто в ходе решения этой проблемы желание работать над проектом угасает, ещё до начала самой работы. В данной методической разработке предлагается простое решение обозначенной проблемы за счёт более полного использования материалов учебников и программных материалов по изучаемому предмету.
 Многие знают, что проектная деятельность не свойственна ученикам начальной школы. Но исследования учёных привели к выводу, что начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно именно в начальной школе. Дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В.В. Зеньковский, Н.С. Лейтес, А.Н. Поддьяков). Познавательный интерес, присущий младшему школьному возрасту, становится пусковым механизмом для больших и малых проектов, позволяющих им не только узнать много нового, но и приобрести универсальные способы его познания - исследовательские умения, которые и выступают основой самопознания и саморазвития личности . Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности. Актуальность работы заключается в том, что через проектную деятельность формируются у младших школьников универсальные учебные действия, умения с отрудничества и сотворчества, создание комфортной ситуации на уроках, повышение мотивации к учёбе, интереса к предмету, активизации творческого мышления, ответственного отношения к делу, повышение уверенности учащихся в собственных силах, успешной адаптации в среднем звене.
Теоретическое обоснование опыта:
Теоретической основой для организации проектной деятельности в начальной школе послужили системно-синергетический, деятельностный, личностно - ориентированный и средовой подходы. Основными принципами являются:  принцип непрерывности образования;  принцип природосообразности, предполагающий актуальную для младших школьников деятельность, результатом которой является реальный продукт;  принцип системности в организации деятельности;  принцип педагогического стимулирования, предполагающий педагогическую поддержку и стимулирование детской самостоятельности;  принцип предоставления равных возможностей для всех детей, независимо от их интеллектуального развития.
Значительным при работе младших школьников над проектами является то, что главным здесь является не только и не столько результат деятельности, сколько сам процесс этой деятельности, так как у учеников ещё нет необходимых умений для организации самостоятельной деятельности. Этому их как раз и надо обучить. Поскольку
проект
– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта
,
то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличиваться от 1 класса к 4 классу. В своей школе я работаю над проектами уже почти 6 лет. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, я приблизилась к технологии работы над проектами. И потому решила поделиться своим опытом, дабы облегчить всем понимание проекта как структурной единицы проектирования в целом. . Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики. Какова структура проекта? Структура – это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект. Любой проект имеет практически одинаковую структуру Проект – это «пять П»: //С.Т.Зыль доцент кафедры ТИМО // - проблема; - проектирование (планирование); - поиск информации; - продукт: - презентация. И так, мною модифицирован
алгоритм поэтапного вхождения
школьников в данный вид деятельности. 1. Потребности в виде краткой формулировки задачи. 2. Исследование (социальный заказ, аналоги, методы, материалы…) 3. Дизайн-критерии. 4. Первоначальные идеи (много). 5. Оценка идей. 6. Проработка лучшей идеи (2-3 идеи). 7. Планирование, изготовление. 8. Испытание продукта в реальной ситуации.
9. Оценка продукта по отношению к потребности определенной в начале проекта. 10. Самоооценка и самоанализ. Проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы): 1. Постановка проблемы проекта. 2. Тема проекта. 3. Цель проекта. 4. Задачи проекта. 5. Гипотеза. 6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели). 7. Продукт проекта. 8. Выводы (итог). Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. При работе над проектом наиболее правильным направлением я считаю образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи; - интервьюировать членов семьи; - составлять устный рассказ; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на слайды. (Приложения). Такая организация работы помогает родителям активно участвовать в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. Результатом работы над проектом, является продукт. Приведу примеры: В приложении представлен проект я семья». Презентацию проекта выполнили родители и ученик 1 «А» класса Коротаев Алексей и Корякина Анна. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи; - интервьюировать членов семьи; -прогнозировать
любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. - составлять устный рассказ; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на слайды. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, плакатах или в виде презентации. Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включаю в свои уроки, когда учу детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
План работы
над проектом Прежде чем начать практическую разработку (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей со средствами нахождения информации, которыми будут пользоваться при работе над проектом: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у взрослых; обратиться к компьютеру; понаблюдать; проконсультироваться со специалистом; провести эксперимент; другие
9. Таким образом, в процессе проектной деятельности

-
создаются условия для творческого развития детей, - приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; - вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию, - сотрудничать друг с другом; - совместно планировать свои действия
Коммуникативные умения:
▫ Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
▫ Умение вести дискуссию ▫ Умение отстаивать свою точку зрения ▫ Умение находить компромисс ▫ Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: ▫ Навыки монологической речи ▫ Умение уверенно держать себя во время выступления ▫ Артистические умения ▫ Умение использовать различные средства наглядности при выступлении ▫ Умение отвечать на незапланированные вопросы Например, при изучении темы «Выращивание луковиц» можно выяснить, как луковицу тюльпана проростить и «заставить» растение зацвести к маминому празднику и повлиять на положительное эмоциональное состояние мамы Дети проводят эксперимент, а потом можно разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. (Приложение «Исследовательская работа «Цветы для мамы») А также можно через проектную деятельность виртуально «поработать» в кукольном театре. Результатом будут созданные по какой -либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить. В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы). В защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т. д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить задачи, связанные с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Итак: В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Пример 1 . В проекте «Кукуруза-королева полей» дети проводили два эксперимента: «Кукуруза– вода-почва», где исследовали влияние воды и состояние почвы на состояние растения, и «Кукуруза– химические добавки», где изучали влияние химических добавок на рост кукурузы. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов (Приложение «Исследовательская работа: «Кукуруза-королева полей») Проект подготовила ученица 2 а класса Русских Полина Выступила со своей работой на районном конкурсе «Человек и природа» и заняла 1 место. На областном конкурсе юношеских исследовательских работ им. Вернадского получила диплом лауреата. На Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г.Москва эта работа стала победителем в номинации «Самое практико-ориентированное исследование» Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Растения нашего края ” вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали вырезки, картинки, фотографии, где были представлены самые яркие (по внешнему виду), самые полезные, нуждающиеся в охране растения нашего края. Каждый из выступающих, (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т. д.) Пример 3. В защите проекта о перелётных птицах нашего края было представлено исследование об экологической катастрофе, которая может произойти, если не будет птиц. Дети собрали «материалы, вырезки, фотографии, были представлены перелётные птицы Кировской области. Объект исследования-скворцы. Выступающий - Слобожанинов Кирилл (в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа: изучение научной литературы, опросы населения, наблюдения, практическая часть исследования, выводы,
конечный продукт. ( Приложение « Исследовательская работа: «Долгожданные гости Проект подготовил ученик 3 а класса Слобожанинов Кирилл. Выступил со своей работой на областном конкурсе «Сохраним родную Вятку» и занял 1 место. Пример 4. В защите проекта «Образовательная программа “Растения нашего края. Съедобные и несъедобные грибы» было представлено исследование Костылева Александра «Грибная аптека». Ребёнок совместно с родителями собрали вырезки, научные материалы, опросы, эксперименты, фотографии, где были представлены самые разнообразные лечебные грибы. Ребёнок доказал, почему нужно беречь грибы, какие лечебные вещества нужны для животных, научил одноклассников выращивать грибы лисички. ( Приложение « Исследовательская работа: «Грибная аптека»). Проект подготовил ученик 2 «а» класса Костылев Александр. Выступил со своей работой на областном конкурсе «Сохраним родную Вятку»» и занял 2 место. Диплом 2 степени на областной конференции юных исследователей окружающей среды «Юные исследователи» Диплом 1 степени на областном конкурсе фестивале юных исследователей «Я познаю природу» На Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г.Москва эта работа стала победителем в номинации «Юный исследователь». Серебряная медаль «Шаг к успеху». Метод проектов имеет ряд
преимуществ:
- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; - успешно интегрируется в образовательный процесс; - легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик; - этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей,
их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; - проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; - позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:  личностно ориентировано;  использует множество дидактических подходов;  самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;  приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Рефлексия результатов проектной деятельности
• Я (мы) узнали, что ….. (предметные результаты проектной деятельности) • Я (мы) научились …. (метапредметные результаты ПД) • Я(мы) поняли, что ….. (личностные результаты проектной деятельности). В моём портфолио дипломы, благодарности, грамоты за организацию научно-исследовательской деятельности и творческий подход в работе с одарёнными детьми. Проектная и исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной образовательной среде. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в
возможности создания у учащихся цельного знания: соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.
Классификация проектов по продолжительности:
• Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.. • Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Формы и виды проектной деятельности:


Формы продуктов

проектной деятельности
 Web-сайт  Анализ данных социологического опроса  Сравнительно- сопоставительный анализ  Атлас, карта, учебное пособие  Видеофильм  Выставка  Газета, журнал, справочник  Модель, коллекция  Постановка, праздник  Экскурсия, поход  Законопроект и т.д.
Виды презентаций

проектов
 Деловая игра  Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий  Научная конференция, доклад  Пресс-конференция  Путешествие, экскурсия  Реклама  Ролевая игра  Спектакль  Соревнование  Телепередача и т.д.
Приложение 1

Примерные темы проектов по учебнику «Окружающий мир» 1 класс
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
Мини-проекты

Краткосрочные

Недельные

Долгосрочные
Безопасный путь от дома до школы Опасности дороги. Как язык различает окружающий мир с помощью органов чувств разные вкусы? Значение глаза. ( так же по другим органам чувств) Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств
Дикие и домашние животные Как животные готовятся к зиме. Моё домашнее животное Растения - часть живой природы Можно ли вырастить лук осенью? Жизнь растений Куда осенью улетают от нас птицы? Жизнь лесных зверей зимой Как зимой помочь лесным животным нашего края? Покормите птиц зимой! Как помочь птицам зимой Какое растение весной зацветает первым? Какие растения весной цвести торопятся «Цветок для мамы» Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Лето пришло Плакаты о здоровом образе жизни. Польза грибов? Справочник грибника С лукошком за грибами. Как правильно собирать грибы? «Мухомор- это враг мух?» Лекарственные растения нашего края Выставка лекарственных растений Зелёная аптека Чем знаменит наш посёлок? Встреча с ветеранами Экскурсия в посёлок Знаменитые люди посёлка.
2 класс

Мини-проекты

Краткосрочные

Недельные

Долгосрочные
Планеты солнечной системы. Планеты. Модели планет Кормушка для птиц Как связаны неживая и живая природа? «Долгожданные гости» Вода – дар Земли. Вода и свойства Кому и для чего нужна вода? Вода, которую нельзя пить! Домашние животные Экскурсия на вет.станцию Изготовление памятки по содержанию домашних животных «Осторожно, бешенство» Можно ли вырастить подсолнух осенью? Анализ данных социологичес кого опроса Питание растений «Кукуруза- королева полей» Охраняемые растения нашего края Плакаты с вырезками и фотографиями животных и растений Красная книга России Как рубашка в поле выросла? Для чего люди выращивают культурные растения? «Из бабушкиного сундучка.» Причудливые грибы Многообразие Можно ли вырастить Плесень-убийца
грибов. грибы в стакане ? Аквариумные рыбки Экскурсия в зоомагазин Изготовление памяток по уходу за аквариумными рыбками Как правильно питаться? Перечень необходимых продуктов Питание и здоровье Банан- рекордсмен витаминов Мой режим дня Подготовка и выступление о режиме дня во 2-б классе От кого зависит твой режим дня? Награды времён Великой Отечественной войны Сочинения о дедах, воевавших на войне. Изготовление подарков для ветеранов. Список использованной литературы: 1.Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012. 2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7. 3.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. 4.Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Учитель, 2011. 5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. Приложение 2
Исследовательская работа

на тему «Цветы для мамы»

Место исследования:
пгт Кумёны, наша 2-х комнатная квартира.
Дата начала исследования:
20 декабря 2013 год
Дата завершения исследования:
14 февраля 2013год
Методы исследования:
опыты, ведение дневника, наблюдения.
Объект исследования:
горшки с посаженными гиацинтами
.


Проблема:
Я решила к 8 марта своей любимой мамочке сделать подарок. Но не знала, что подарить. Мне пришлось долго думать, размышлять. Можно было вышить салфетку под телефон, игольницу с аппликацией. Я знаю, что мама любит цветы. Поэтому решила вырастить мамин любимый цветок - гиацинт. От своей бабушки я узнала, что моя мама с детства любит красоту этих цветов, радуется удивительному благоуханию аромата. Но я не знала, в какое время посадить этот цветок, чтобы он расцвел именно 8 марта. О посадке и условиях прорастания я тоже не знала. Это всё мне нужно было узнать и изучить. Я немножко сомневалась, что эксперимент по выгонке растений мне удастся. При выгонке необходимо создать растению условия для более раннего, чем в природе, цветения. Этот эксперимент я назвала «Проект “Цветы для мамы”».
Цель моего проекта:
К международному женскому празднику 8 Марта нужно вырастить из луковицы цветок гиацинт.
Задачи:
1. Провести эксперимент по выгонке растений из луковицы. 2.Изучить условия для более раннего цветения луковичных растений. 3.Узнать больше о цветке гиацинт. 4.Выяснить, откуда появился гиацинт и что обозначает его название.
План исследовательской работы:
Введение. Легенда о гиацинте. Многообразие сортов. Начало эксперимента.
20 декабря 23 декабря 25 декабря 1 января 3 февраля 8 февраля 14 февраля Обработка результатов Вывод Перспективы Список литературы:
Введение:
Так как я решила к международному женскому дню 8 Марта подарить своей маме цветок, который выращу сама, мне нужно было провести выгонку гиацинта и постараться, как можно больше узнать об этом растении. В детской энциклопедии я прочитала, что гиацинт в переводе с древнегреческого значит « цветок дождей», он очень любит влагу и растёт вблизи рек и озёр. Мне стало интересно, откуда взялось такое необычное название цветка «гиацинт».
Легенда:
Существует легенда, что юный прекрасный сын царя Спарты Гиацинт был любимцем бога солнца Аполлона. Однажды они состязались в метании диска. Гиацинт ни в чем не уступал богу. Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон, и диск неожиданно ударил в голову Гиацинта. Ранение оказалось смертельным. Аполлон превратил капли крови юноши в прекрасные цветы. Гиацинты были известны ещё в древности в Персии и Византии. Но свой взлёт цветок пережил только в 18 веке, когда его луковицы после крушения странствующего корабля чудом оказались на голландском берегу. К концу 18 века число его сортов достигло 2000.
Изящество цветка гиацинта и особенно волшебный запах способствовали тому, что уже в15 веке их стали выращивать в садах Ближнего Востока. С 16 века гиацинты появились в Европе. Голландия до сих пор остаётся главным производителем и поставщиком луковиц этого растения во все страны мира. В Россию гиацинт попал в 1730 году.
Многообразие сортов:
Покупая луковицы гиацинта в цветочном магазине, я узнала, что существует множество сортов гиацинта. Оказывается, за 400 лет культивирования гиацинта было создано более 3000 его сортов. Из видов гиацинта самым распространённым является гиацинт восточный и его подвиды - римский голландский. Римский подвид гиацинта – более редкий и экзотический: его луковица выпускает 2 или 3 цветоноса, на которых рыхло расположены мелкие белые, розовые или синие цветки ( числом 10-12). Голландский подвид гиацинта – самое распространённое комнатное луковичное растение. На его единственном цветоносе плотно расположены 30 и более колоколообразных благоухающих цветков, которые не увядают в течение 2-3 недель. По окраске все сорта можно разделить на 6 групп: синие, сиреневые, розовые, красные, белые и жёлтые. Продавец цветочного магазина рассказала нам, как можно выбрать луковицы с определённым сортом цветка. Оказывается, у сортов с синими, голубыми и фиолетовыми цветками чешуйки луковицы обычно окрашены в фиолетовый цвет, а из сиреневых луковиц вырастают
растения с розовыми цветками. Я выбрала луковицу гиацинта с розовыми цветками сорта Сплендит Корнели. Гиацинт - весенний цветок, но он способен цвести и в зимнее время при создании определённого температурного режима для луковиц. Это я и постаралась сделать для успешного выполнения эксперимента по выгонке гиацинта.
Начало эксперимента:

20 декабря
Я купила луковицу гиацинта сиреневого цвета (диаметр луковицы 8 сантиметров, высота 6,5 сантиметров). В центре её был виден зачаток листьев, длина их составляла 26 мм. Почву для посадки я выбрала плодородную. На дно горшка насыпала дренаж- керамзитовые шарики. Посадила луковицу в горшок неглубоко, так, чтобы была видна её верхушка ( на 5-6 сантиметров над землёй).Сразу же полила и поставила горшок с только что высаженной луковицей на подоконник северной комнаты (температура там была не больше +8 С), ведь именно такая температура нужна луковице первые 10 дней!
23 декабря
Вновь полила землю в горшке, помня о том, что поливать растение нужно не каждый день, а лишь тогда, когда почва высохнет (если поливать чаще – растение загниёт). Ухаживая за моим цветком, я много читала дополнительной литературы. В справочнике по разведению домашних растений я узнала, какие условия неблагоприятно сказываются на росте и цветении гиацинта. Например, если на подрастающем растении появились жёлтые листья, значит, причиной этому могли послужить сквозняки и недостаточное освещение. Вялые листья говорят о том, что растение долго держат в темноте, а неодновременное распускание цветков - о том, что горшок не поворачивали. Причиной замедленного роста растения служит недостаточный полив. Деформированные цветки или их отсутствие свидетельствуют о слишком высокой температуре в помещении или о недостаточном его поливе.

25 декабря
Следующий полив. Листья гиацинта подросли на 4 мм, их высота 30 мм. Через 10 дней от начала выгонки высота листьев составила 66 мм. Теперь горшок с растением можно было переносить в светлое помещение. Так я и сделала: перенесла моё подрастающее чудо в самое тёплое и светлое помещение в доме – на кухню, где средняя температура составляла +20-25С. В первые 3-4 дня листья я прикрывала бумажным колпачком из чёрной бумаги, чтобы ускорить их рост. Поливала же растущий гиацинт 1 раз в неделю.
1 января
Высота листьев составила 9 см. На Рождество меня ждал сюрприз:
6 января
появились 4 развернувшихся листочка длинной 11 см, а в центре них - зачаток цветоноса в виде зелёного комочка диаметр 1,5см.
3 февраля
Мой цветок вырос ещё на 6 см. Теперь его высота составила 17 см, а между 4 его сочными зелёными листами я увидела 2 нежно – розовых прелестных, полностью раскрывшихся цветка. Я очень обрадовалась! Ведь гиацинт у меня редкий: римский подвид восточного гиацинта!

8 февраля.
На цветоносе высотой 21 см появились 10 полностью раскрывшихся розовых прекрасных цветков и ещё было 3 бутона.
14 февраля.
Ко дню святого Валентина все 13 цветков раскрылись и источали довольно сильный, сладкий неповторимый аромат. Своим подарком я доставила огромную радость всей своей семье! Опыт выгонки гиацинта в домашних условиях многому меня научил. Я узнала об истории, видах и сортах этого растения, условиях посадки, полива, о температурном режиме на разных этапах выращивания. Я научилась терпеливому и бережному отношению, как к своему цветку, так и ко всем другим растениям. Я поняла, что терпеливо и бережно нужно относиться ко
всему живому на Земле, и тогда всё будет радовать нас. А то, что мой цветок расцвёл раньше 8 Марта,- не беда! Самое главное, своим подарком я доставила огромную радость всей своей семье!
Обработка результатов.
Дата посадки Дата всходов Дата цветения Гиоцинт 1 20 декабря 25 декабря 14 февраля Гиоцинт 2 30 декабря 7 января 26 февраля Гиоцинт 3 10 января 16 января 7 марта

Вывод:
Проанализировав срок посадки и цветения гиацинта, я сделала
вывод
: чтобы получить цветущий гиацинт к 8 Марта, луковицу нужно высаживать за два месяца до необходимой даты, в первых числах января, а точнее 10 января.
Перспектива:
Свой вывод я постараюсь подтвердить на следующий год. К маминому празднику у меня будет цветущий гиацинт. Со своими наблюдениями я поделюсь с друзьями, чтобы они тоже радовали своих мам, бабушек.
Список используемой литературы:
1.Детская энциклопедия 2.Рейнгардт Хён «Азбука цветов» 3.Журнал «Цветоводство» 4.Н.Гладкий «Декоративное цветоводство» 5.Э.Сергеева «Мир цветов» 6.Т.А.Соколова, О.В.Дмитриева «Цветы - в вашем саду». Работа Чистяковой Анны, 10 лет МКОУ СОШ п.г.т. Кумёны