Напоминание

Методический вектор в условиях ФГОС

Автор: Кулиева Марина Николаевна
Должность: методист, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н.
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Методический вектор в условиях ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методический вектор в условиях ФГОС
Кулиева Марина Николаевна, методист, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н. город Сургут В российском образовании происходит очень много изменений, реформирование каждого сектора образования. Основой работы педагога современной российской школы являются документы, принятые правительствомроссийского государства этозакон об образовании, федеральный государственный стандарт, профессиональный стандарт педагога. Данные нормативные документы гласят педагогическим работникам о том, что ребенок по окончанию основной общей школы должен иметь знания и применять их на практике. Современный педагог обязан сформировать универсальные учебные действия у ученика. Чтобы педагог смог подготовить гармонично развитую личность учитель должен сам быть профессионалом в своей педагогической деятельности. Педагог обязан повышать свой профессионализм через обобщение собственного опыта, посещение практико – ориентированныхи информационно – методических семинаров, участие в конференциях, повышение курсов повышение квалификации. Современный педагог должен постоянно совершенствоваться через процедуру прохождения аттестации. Аттестация педагога, курсы повышения квалификации, мониторинг достижений педагога, создание проектов практико – ориентированных и информационно – методических семинаров, предметных и методическихнедель, проведение методических фестивалей открытых уроков, консультации по вопросам аттестации и повышения квалификации, помощь молодым специалистам и решение профессиональных проблем — это совокупность методической работы школы. Возглавляет методическую работу методист или заместитель директора по НМР. Методическая работа в образовательном учреждение отражена в плане методического совета. Заседание методического совета проходит раз в месяц с заполнением протокола. Каждый год приказом директора утверждается методический совет и его состав в лице руководителей методических объединений, руководителя службы ППМС, библиотеки и других руководителей третьего уровня. Члены методическогосовета непосредственно разрабатывают методическую тему школы и план школы на каждый учебный год. Под руководством методиста происходит формирование творческих, рабочих, проблемных групп. Одна из самых приоритетных направлений методической работы это подготовка педагогов к профессиональным конкурсам педагогического мастерства («Педагогическая надежда» «Учитель года» и т.д.). Данная подготовка требует много времени и работы. Подготовка участника к конкурсу начинается с конца учебного года. Конкурсантам нужно обязательно пройти школьный этап отбора, что выявить претендента. Директор школы утверждает через приказ творческую группу для подготовки конкурсанта. Методист разрабатывает индивидуальные планы самообразования для педагогов, чтобы учителя смогли скорректировать свою тему самообразования и достигать профессиональных достижений. Руководители методических объединений непосредственно находятся в подчинение методиста или заместителя директора по НМР. Руководители МО перед каждым учебным годом создают документ – план
методического объединения. В данном документе отражается вся работа МО по предметам. Методическая работа рассматривается, как часть системы непрерывного образования педагогов. Ситуация, связанная с изменениями, происходящими в последние годы в образовании, привели к необходимости изменить подходы в реализации методической работы в школе. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность образовательного учреждения. В связи с внедрением федерального государственного стандарта методическая работа школы обусловливается следующими направлениями: 1. Экспериментальная и инновационная деятельность (пилотные и стажировочные площадки); 2. Опытно - экспериментальная деятельность педагогов по разным проблемам, в частности (изучение современных технологий, использование ИКТ, педагогические мастерские и прочее). 3. Поддержкапедагогической инициативы инновационных процессов всех педагогов. Профессиональное развитие педагога школы - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ФГОС. Методическоесопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно- методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов. Методическое обеспечение педагогов – это: 1. необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности; 2. это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); 3. апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; 4. информирование, просвещение и обучение кадров. Методическая работа вшколе в условиях введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития
».
В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, актуализируются
необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога. Таким образом, целенаправленная система методической работы на этапе введения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.
Список литературы
1. Закон РФ от 20 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с пунктом 6 части 1 статьи 6) 25 Постановление От 24 февраля 2009 г. N 142 об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов правительство Российской Федерации 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ««26» ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» 2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//Педагогика. -М.: 2009 – №4. – С18-22. 6. Василевская Е. В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы - М.: АПКиПРО, 2008. - 180 с. 4. Загвоздина С.А. Муниципальная методическая служба на пути к развитию // Методист, 2008, №6, с. 17 7. Кузнецова А.Г.Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования. //Вестник образования. - 2011.- №11.- С.71-78. 8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М., 2009. 9. Костюченко Л.А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист, 2008, №2, с. 26 10. СабельниковаС.И.Подготовка педагогического коллектива к работе по новому стандарту.//Управление начальной школой.- 2011.- №1.- С.7-10.- (Новый образовательный стандарт в действии). 11. Терентьева С.Т.Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования.// Вестник образования.- 2011.- №11.- С.29-32.