ОО "Художественно - эстетическое развитие"

Автор: Краснова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13" г.Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: рабочая учебная программа
Тема: ОО "Художественно - эстетическое развитие"
Дата публикации: 30.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально –

личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность: рисование, лепка) для детей 2-3 лет на период с 1 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года
Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной

программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Составила: воспитатель Высшей категории Краснова Ирина Юрьевна г.Чебоксары 2015 год 1

1.

Целевой раздел

1.1
Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
1.1.1.
Цели и задачи реализации Программы……………………………………………...3
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию Программы………………………………4
1.1.3.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста……………………………………5
1.2
Планируемые результаты освоения Программы……………………………………………5
2.

Содержательный раздел
2.1.Содержание рабочей программы ……………………………………………………………..6 2.2.Формы организации художественно – эстетического развития (изобразительной деятельности)…………………………………………………………………………………………8 2.3. Средства организации изобразительной деятельности…………………………………..9 2.4. Методы и приёмы организации изобразительной деятельности………………………..9 2.5. Модели организации изобразительной деятельности…………………………………….9 2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………9
3
.
Организационный раздел
3.1. Календарно - тематический план……………………………………………………………..11 3.2. Материально - техническое обеспечение Программы……………………………………32 3.3. Список литературы…………………………………………………………………………33 2

1.

Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155; составлена на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – Москва: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014г. – 368с.) – далее Программа и учитывает национальные особенности («Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края»/под ред. Л.Г. Васильевой. – Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015 г. – 92с).
1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы
Содержание образовательной области „Художественно - эстетическое развитие" (Изобразительная деятельность) направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих
задач:
 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия в понимании мира природы;  Становление эстетического отношения к окружающему миру;  Формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства;  Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства;  Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  Развитие самостоятельной творческой изобразительной деятельности  Воспитывать эмоционально – личностную отзывчивость и интерес к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского, мордовского) орнамента.  Формировать способности к созданию выразительного образа в декоративно – орнаментальной деятельности (рисование, лепка). 3
 Обеспечивать реализацию самостоятельной творческой декоративно – орнаментальной деятельности.  Развивать декоративно – игровое творчество.
1.1.2. Принципы и подходы построения образовательного процесса:

деятельный подход
к организации образования: включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности; 
культуросообразности
: обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнение недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка; 
развивающего образования
; целью которого является развитие ребенка; 
научной обоснованности и практической применимости
; (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики 
полноты, необходимости и достаточности
; (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); 
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 
интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; 
комплексно-тематический принцип
построения образовательного процесса; 
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и

самостоятельной деятельности детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми:
игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и основная форма работы с детьми.  строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой. 4

принцип учета этнокультурной ситуации развития детей

,
предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона; 
принцип регионализации этнохудожественного образования,
который предполагает приобщение не только к художественному наследию своего народа, но и воспитание эмоционально – ценностного отношения к национальному искусству других народов, проживающих на территории родного края.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и
образца, регулирующего собственную активность ребенка
. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже
способен сформулировать намерение

изобразить какой либо
предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. 5

Целевые ориентиры на этапе образования в младенческом и раннем возрасте
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
2.Содержательный раздел

2.1. Содержание рабочей программы

Рисование
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру по- очередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. 6
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
Приобщение к искусству
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. 7
Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой - встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
2.2. Формы организации художественно – эстетического развития (изобразительной

деятельности)

Формы организации изобразительной деятельности:
-наблюдение, экскурсия; -решение проблемных ситуаций; -экспериментирование, исследование; -коллекционирование; -моделирование; -интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), дидактические игры; -конструирование; -развлечения и досуги.
Формы работы:
- Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (украшение предметов), игра – эксперимент, опыты с красками, игровая ситуация; Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Формы взаимодействия с детьми:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственная образовательная деятельность); - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; - самостоятельная деятельность детей. 8

2.3.

Средства организации образовательного процесса:
 окружающая предметно-развивающая среда;  познавательная деятельность;  учебная деятельность.
2.4.

Методы и приемы организации образовательного процесса:
 игровые методы и приемы;  проблемно-поисковые и частично-поисковые методы;  проблемно-практические игровые ситуации;  практический метод;  дидактические игры;  наглядный метод: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей;  словесный метод: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры;  рассматривание слайд - презентаций.
2.5.

Модели организации образовательного процесса:
 совместная деятельность взрослых и детей;  самостоятельная деятельность детей;  учебная деятельность.
2.6.

Способы и направления поддержки детской инициативы
1. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. 9
2. Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания. 3. Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами. 4. Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности. 5. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».
Направления поддержки детской инициативы:
 позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя - организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.  психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.  фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновение познавательного интереса.
Поддержка индивидуальности и инициативы
детей осуществляется через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 10
- недирективная помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
3. Организационный раздел

3.1. Календарно-тематический план
Месяц Тема недели Основные направления работы (группы задач ОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования) Тема и форма, средства, методы и приемы организации образовательной деятельности Обязательная часть содержания образования Содерж ание, формир уемое участни ками образов ательны х отноше ний Интегра ция с другим и образов ательны ми областя ми НОД Образователь ная деятельность в режимные моменты Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельн ая деятельность детей сентябрь «Детский сад» 1 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей; рисовать разные линии
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Лучики для

солнышка»
Познакомить с содержанием произведения стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»; обучать замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии Рассматриван ие иллюстраций с изображение м солнца Чтение стихов, потешек Речевое развити е Познава тельное р – ие 11
Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Угостим мышку

горошком»
Напомнить содержание сказки «Репка», вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; отщипывать небольшие комочки пластилина или глины, раскатывать между ладонями круговыми движениями, складывать изделия на дощечку; познакомить с зеленым цветом Чтение сказок, стихов Рассматриван ие иллюстраций гороха Речевое развити е Познава тельное р - ие «Детский сад» 2 неделя Учить детей различать цвета карандашей; рисовать разные линии. Учить, бережно относиться к материалам.
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«По ровненькой

дорожке»
Рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движение в соответствии с ритмом музыки Чтение загадок, потешек, сти- хов Речевое развити е Познава тельное р – ие Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Совочек»
Продолжать формировать умение раскатывать из пластилина палочки между ладонями прямыми движениями рук. Рассматриван ие игрушки совочек Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки» Речевое развити е Познава тельное р - ие 12
3 неделя Детский сад» Учить детей различать цвета карандашей; рисовать разные линии. Учить, бережно относиться к материалам.
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Дождик, кап, кап»
Обучать рисовать синим карандашом прерывистыми линиями как идет дождь; продолжать учить правильно держать карандаш в правой руке Наблюдения за дождем Чтение стихов, песен П/игра «Солнышко и дождик» Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное р – ие Физиче ское развити е Вызывать у детей интерес к лепке. Развивать сенсорный опыт. Учить детей маленький кусок пластилина размазывать по листу бумаги.
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Дождик. Дождик,

кап-кап-кап»
Учить наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать знакомство с синим цветом сентябрь 4 неделя «Осень» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Листья желтые»
Учить рисовать листья, прикладывая кисточку к листку; обучать правильно держать кисть, пользоваться гуашью, тряпочкой и промывать кисть Рассматриван ие листьев на прогулке Картины про осень Чтение стихов Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное развити е 13
Речевое развити е Познава тельное развити е Вызывать у детей интерес к лепке. Развивать сенсорный опыт.
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Ягоды рябины для

птичек»
Обучать различать и называть красный цвет, закреплять знание о форме предметов, обогащать сенсорный опыт детей путем обведения предмета по контуру; закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями Наблюдение за птицами Рассматриван ие иллюстраций Чтение стихов, потешек октябрь «Осень» 1 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Раскрась репку»
Продолжать обучать детей правильно держать кисточку; учить убирать лишнюю краску с кисточки о край баночки Чтение сказки «Репка» Рассматриван ие иллюстраций с репкой Речевое развити е Познава тельное развити е 14
Учить дошкольников лепить палочки, шарики и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Угощение для

зайчика и мишки.
Вызывать интерес к действиям с пластилином, обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, учить различать красный и желтый цвета, воспитывать умение радоваться своим работам. Чтение стихов и потешек С/Р игра «магазин» Речевое развити е Познава тельное развити е «Я в мире человек» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов. Учить рисовать круги пальцем, прикладывая палец к бумаге
Изобразительная

деятельность

(рисование)

« Сшили Тане

сарафан»
Учить располагать фонарики определенного цвета, используя д/игру «Укрась елочку»; закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета Рассматриван ие иллюстраций с сарафанами Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное развити е 15
2 неделя Речевое развити е Познава тельное развити е Учить дошкольников лепить палочки, шарики и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Бублик для Кати»
Продолжать учить: лепить палочки; считать палочки и соединять их концы. Чтение отрывка из сказки «Цветиксеми цветик» С/Р игра «магазин» 3 неделя «Я в мире человек» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Шарф для куклы»
Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур; закреплять умение идентифицировать цвета, называть их, развивать же лание рисовать Д/Игра «Оденем куклу на прогулку» Рассматриван ие шарфиков Речевое развити е Познава тельное развити е Учить лепить палочки, шарики и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Бусы»
Обучать умению формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки, скатывая пластилин в шарик. Закреплять знание основных цветов, выкладывания. Просмотр презентации «Украшения» С/Р игра «Семья2 Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное развити е 16
октябрь 4 неделя «Я в мире человек» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Красивая чашка»

(в горошек)
Совершенствовать умение рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок (горошинки) внутри контура. Просмотр презентации «Посуда» С/Р игра «Семья» Речевое развити е Познава тельное развити е Учить дошкольников лепить палочки, шарики и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Миска для

собачки»
Раскатывать из пластилина палочки между ладонями прямыми движениями, аккуратно выкладывать готовое изделие на дощечку, прививать интерес к лепке. Рассматриван ие мисок Чтение стихов Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное развити е 5 неделя «Мой дом» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Листья желтые и

красные»
Учить детей раскрашивать предмет кисточкой; правильно ее держать — чуть выше железного наконечника. Правильно сидеть за столом при рисовании. Просмотр презентации «Осень» Чтение стихов, песен Речевое развити е Познава тельное развити е Учить дошкольников лепить палочки, шарики и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Бублики для кота»
Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо; развивать мелкую моторику рук. Беседа о животных Д игра «Кто что ест» Речевое развити е Познава тельное развити е 17
ноябрь 1 неделя «Мой дом» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Огоньки в окнах

дома»
Учить: - наносить яркие мазки, пятнышки в окошки домов; - аккуратно пользоваться красками. Закреплять умение пользоваться красками, кистью Просмотр презентации «Ночной город» Наблюдения за вечерним городом Речевое развити е Познава тельное развити е Воспитывать интерес к лепке.
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Заборчик для

петушка»
Учить: - складывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства материала; - выполнять подражательные движения в соответствии с музыкальным ритмом Рисование заборчиков Рассматриван ие иллюстраций с изображение м заборов Речевое развити е Познава тельное развити е 2 неделя « День матери» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Яблоки для куклы»
Учить рисовать предмет круглой формы; совершенствовать умение работать с карандашом. Рассматриван ие яблок Чтение сказки «Яблоко» Речевое развити е Познава тельное развити е Воспитывать интерес к лепке.
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Пирожок для

мамы»
Учить формовать округлые комочки из пластилина; вызывать желание лепить Д/игра «Что из чего» Презентация «Мы готовим» Речевое развити е Познава тельное развити е 18
ноябрь 3 неделя «День матери» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Желтые комочки»
Упражнять в рисовании округлых форм ; совершенствовать умение рисовать пальцами, работать аккуратно. Рассматриван ие иллюстраций с цеплятами Чтение поте- шки, сказки «Цыпленок – цыпа» Речевое развити е Познава тельное развити е Воспитывать интерес к лепке.
Изобразительная

деятельность

(лепка)

«Пряники для

мамы»
Учить детей скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка его расплющивать; соблюдать правила работы с ним. С/Р игра «Магазин», «Семья» Чтение песни «Мы печем» Речевое развити е Познава тельное развити е Социал ьно – коммун икативн ое р- ие 4 неделя «День матери» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

«Платочек для

мамы»
Учить детей раскрашивать предмет квадратной формы в горошек. Не традиционная форма рисования – пальцем. Рассматриван ие иллюстраций с платками Д/игра «Составь узор» Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное развити е 19
Воспитывать интерес к лепке.
Изобразительная

деятельность

(лепка)
«Подарок для мамы» Учить детей размазывать пластилин по листу; составлять цветок из природного материала. Рассматриван ие поздравитель ных открыток Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Речевое развити е Познава тельное развити е декабрь 1 неделя «Новый год» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Елочные шары
Продолжать учить рисовать пальцами, используя разные цвета, закреплять знание основных цветов, развивать умение видеть образ изображаемого, воспитывать умение работать коллективно Рассматриван ие иллюстрации с шарами, елочными игрушками Д/игра «Укрась елочку» Чтение стихов о новом годе Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Скатывание одного

шара для снеговика
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делать шарики круговыми движениями. Учить аккуратно выкладывать изделие на дощечку. Игры на прогулке со снегом Лепка снежков, снежных комков 20
2 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Раскрась елочку
Продолжать обучать детей правильно держать кисточку; учить убирать лишнюю краску с кисточки о край баночки Рассматриван ие иллюстраций с елочками Чтение рассказов и стихов о новом годе Игры с воздушными шарами Раскрашиван ие шаров Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Разноцветные шары
Учить различать красный, желтый,, синий цвета; закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями; прививать интерес к изобразительной деятельности 3 неделя « Новый год» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Украсим елочку

шарами
Продолжать учить рисовать пальцами, используя разные цвета, закреплять знание основных цветов, развивать умение видеть образ изображаемого, воспитывать умение работать коллективно Чтение сказок, стихов о Нвом годе. Рассматриван ие иллюстраций с изображение м Нового года Рассматриван ие елочных игрушек Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Елочные игрушки
Закрепление умения лепить шары, морковку. Учить самостоятельно выбирать цвет пластилина 21
4 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Елочный дождик
Учить рисовать прямые вертикальные линии; продолжать учить правильно держать карандаш в правой руке Рассматриван ие дождика. Рисование палочек Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Новогоднее

угощение

(мандарины)
Продолжать учить лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями Рассматриван ие мандаринов Беседа о Новом годе январь 1 неделя «Зима» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Белый снег
Учить рисовать снег примакивая кисточку к листу (белилами на синем фоне); продолжать учить правильно держать кисть при рисовании. Наблюдения за снегом. Рассматриван ие снежинок Презентация «Зима» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Снеговик

(скатывание

большого и

маленького шаров)
Совершенствовать умение скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми движениями, учить различать белый цвет, поощрять добавление дополнительных деталей к изделию Игры со снегом на прогулке Лепка снеговика на прогулке Чтение стихов о зиме, снеге 22
2 неделя «Зима» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Раскрась снеговика
Продолжать обучать детей правильно держать кисточку; учить убирать лишнюю краску с кисточки о край баночки Игры со снегом на прогулке Лепка снеговика на прогулке Чтение стихов о зиме, снеге Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Дудочки для ребят
Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, учить работать аккуратно Рассматриван ие игрушечной дудочки Игры с дудочкой январь 3 неделя «Зима» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Снежная улица
Развивать способность у детей создавать сюжетно – игровой замысел, ритмичными мазкам располагать снежинки в определенных местах листа Наблюдение за улицами горо-да; за снего-падом Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Ягоды для снегиря
Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; аккуратно укладывать готовое изделие на дощечку, любоваться готовым изделием. Рассматриван ие картинок со снегирем Кормление птиц на прогулке Рисование предметов круглой формы 23
февраль 1 неделя «Защитник Отечества» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Украсим тарелочку
Закреплять умение работать с красками, учить наносить яркие мазки, пятнышки на бумаге; развивать восприятие цвета; закреплять знание цвета Рассматриван ие расписных тарелок С/Р игра «Магазин» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Миски для медведей
Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить пальцем делать углубление; развивать интерес к лепке Чтение сказки «Три медведя» Рассматриван ие мисок С/Р игра «Семья» Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. 2 неделя «Защитник Отечества» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Червячок
Учить рисовать прямые и волнистые линии, правильно держать карандаш Презентация «Насекомые» Игры с игрушками Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Блюдце
Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие ан дощечку. Рассматриван ие блюдец С/Р игра\ы «Семья», «К нам пришли гости» 24
3 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Раскрась звезду
Продолжать обучать детей правильно держать кисточку; учить убирать лишнюю краску с кисточки о край баночки Чтение стихов о Защитниках Отечества. Рассматриван ие поздравитель ных открыток Презентация «Защитники Отечества» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Подарок для папы
Учить размазывать пластилин по листу бумаги; брать пластилин маленькими кусочками февраль 4 неделя «Мамин день» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Красивый зонтик
Учить правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску;, снимать лишнюю краску о край баночки; закреплять умение узнавать и называть желтый и красный цвета, закрашивать рисунок, не выходя за контур Рассматриван ие зонтиков П/игра «Солнышко и дождь» Чтение загадки о зонтик 25
Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Яблочки для мамы
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие приобретенные навыки; продолжать учить различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием Чтение сказки «Мешок яб- лок» Рассматриван ие игрушек -яблоки март 1 неделя «Мамин день» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Косынка для

мамы(горошек)
Учить детей раскрашивать предмет треугольной формы; учить наносить яркие мазки, пятнышки на бумаге; развивать восприятие цвета; закреплять знание цвета Просмотр презентации «Платки» Игры в уголке ряжания Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Пирожки для

бабушки
Закреплять умение формовать из пластилина округлые комочки, прививать интерес к изобразительной деятельности. Беседа на тему «Что умеет наша бабушка» С/Р игра «Семья» Д/игра «Что из чего» 2 неделя «Весна» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Палочки
Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания. Вызывать желание лепить. Игры с палочками в физо уголке 26
3 неделя «Весна» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Сосульки
Учить: закрашивать предмет не выходя за контур; убирать лишнюю краску о край баночки, правильно держать кисточку. Чтение загадок о сосульках Рассматриван ие иллюстраций с изображение сосулек Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Лучики для

солнышка
Закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть готовое изделие на дощечку; различать и называть желтый цвет. Рисование лучиков у солнышка. Чтение загадок о солнышке Игра «Солнечные зайчики» 4 неделя «Весна» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Бегут ручьи
Учить различать синий цвет; упражнять в рисовании волнистых линий, развивать образное мышление; закреплять умение рисовать карандашом. Наблюдение за ручьями на прогулке Беседа на тему «Почему тает снег» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Разные цветные

мячи
Закреплять прием раскатывания пластилина между ладонями; работать аккуратно, класть готовое изделие на дощечку П/игры с мячами Чтение загадок про мячи Чтение стиха «Наша Таня» 27
Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Разноцветные

ворота
Учить проводить дугообразные линии, узнавать очертания, называть их .Закреплять умение правильно держать карандаш. Игры с конструкторо м Презентация «Архитектура » апрель 1 неделя «Народная игрушка» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Бублик для куклы

Наташи
Продолжать учить лепить палочки; считать палочки и соединять их концы С/Р игра «Угощение для гостей», «Семья» Чтение отрывка из сказки «Цветик – семицветик» 2 неделя «Народная игрушка» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Украсим узором

платье для куклы

Кати
Учить держать кисть, правильно ритмично наносить мазки на силуэт платья. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цвета. Рассматриван ие одежды девочек. Знакомство с дымковской росписью Форми ровать элемен тарные знания о своем родном крае. Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Колобок катиться

по дорожке
Закреплять навык лепки из пластилина. Учить играть с готовыми изделиями. Чтение сказки «Колобок» Рассматриван ие иллюстраций к сказке Настольный театр 28
3 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Колобок катиться

по дорожке
Упражнять в рисовании круглых форм. Воспитывать желание рисовать. Чтение сказки «Колобок» Рассматриван ие иллюстраций к сказке Настольный театр Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Самолет
Продолжать учить: раскатывать комочки пластилина прямыми движениями; соединять части, перекрещивая их между собою. Игры с самолетиками Рассматриван ие картинок с изображение м самолетов 4 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Светит солнышко
Учить передавать в рисунке образ солнышка; сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать интерес к рисованию. Раскрашиван ие солнышка. Чтение загадок о солнышке Игра «Солнечные зайчики» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Лесенка
Учить работать аккуратно; соединять детали; класть готовые изделия на дощечку. Вызывать желание лепить. Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Разноцветные

колечки
Продолжать учить: рисовать слитные линии круговыми движениями; правильно держать карандаш; рассматривать рисунок. Игры с пирамидками Рассматриван ие колечек пирамидки. 29
5 неделя « Народная игрушка» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Колечки для

пирамидки
Продолжать учить лепить палочки; считать их и соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить. май 1 неделя « Лето» Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Салют
Продолжать учить правильно держать кисточку; обмакивать всем ворсом в краску; снимать лишнюю о край баночки; учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета. Презентация «Праздники» Беседа на тему «Праздник 1 мая» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Травка зеленая
Учить детей лепить тонкие палочки из пластилина и класть их на лист бумаги; создавать образ травки; различать зеленый цвет; развивать умение работать коллективно Наблюдения за травой на газонах Рисование травки зеленым карандашом май 2 неделя ««Лето» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Картофель
Закреплять умения раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; класть пластилин и готовое изделие на дощечку. Рассматриван ие картофеля. Беседа на тему «Весенние работы в огороде» 30
3 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Стебелечки к

цветам
Продолжать учить: правильно держать кисть; рисовать прямые линии. Рассматриван ие цветов на картинках Презентация «Что такое лето» Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Горох для петушка
Продолжать отрабатывать навык лепки из платилина. Учить играть с изделием Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Д/игра «Где что растет» 4 неделя Развивать эстети- ческое восприятие окружающих предметов
Изобразительная

деятельность

(рисование)

Рисование по

замыслу
Учить : самостоятельно выбирать инструмент для рисования: краски, карандаши; выбирать тему для рисования; радоваться готовому изделию. Беседы с детьми об игрушках, о временах года, об окружающем мире. Воспитывать интерес к лепке
Изобразительная

деятельность

(лепка)

Лепка по замыслу
Учить самостоятельно выбирать материал, его цвет; выбирать тему для лепки. Развивать эстетическое восприятие
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Название раздела учебного курса (предмета, дисциплины, образовательной области или тематического блока (цикла) занятий) Материалы, оборудование Учебно - наглядные пособия. Информационные и технические средства обучения. 31

Изобразительная

деятельность
Дидактические игры, фланелеграф, гуашь, пластилин, цветная бумага, бумага для рисования, цветной картон Иллюстрации, электронные презентации Магнитофон. Ноутбук. Диски. Мультимедийный проектор. Мультимедийный экран. Магнитная доска.
3.3. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10.2013г. № 1155). 2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989. 4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990. 5. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. – 1989. - №5. 6. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребёнка, 1959. 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». 8. Развернутое перспективное планирование//под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, Первая младшая группа// авт. – сост. В.И. Мустафаева [и др]. – Волгоград: Учитель, 2010. – 87с. 32
9. Комплексные занятия по программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Первая младшая группа// авт – сост. О.П.Власенко [и др]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 262с. 10.Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края»/под ред. Л.Г. Васильевой. – Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015 г. – 92с. 11.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» //под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336с. 33