"КОРЕНЬ СЛОВА" 3 класс

Автор: Красавина Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская обл.
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "КОРЕНЬ СЛОВА" 3 класс
Дата публикации: 24.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА»

( УМК «ШКОЛА РОССИИ»,3 КЛАСС)

КРАСАВИНА И.А. (УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ МБОУ СОШ № 64 Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ)



Тема

Корень слова.

Педагогические

цели
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов
Тип урока
Постановка и решение учебных задач
Планируемые

результаты

(предметные)
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Личностные

результаты
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные:
находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.
Регулятивные:
принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Основное содержание темы, понятия

и термины
Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; словообразовательный разбор слова, чередование в корне.

Образовательные

ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковый словарь. 3. Словообразовательный словарь. 4. Компьютер, интерактивная доска. 5. Нетбуки. 6. Презентация «Корень слова» 7. Интернет-ресурсы:
О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы, методы методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы контроля осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к

учебной

деятельности

(организационный

момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. Добрый день, друзья мои! Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. - Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей. - Сегодня на уроке Фея русско- го языка приглашает нас в интересное путешествие по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Приветствуют учителя, гостей. - Добрый день! – ответим мы. - Рады видеть мы гостей- Дорогих учителей! Всем-всем – добрый день! Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Л
* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный настрой.
Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну? ( Хочу всё знать!) -Кто согласен с этим? Отвечают на поставленные вопросы.
II. Чистописание

Орфографическая

разминка
Фронтальная, индивидуаль- ная. Практический. Письмо. Словесный. – Чтобы попасть в эту страну, нужно красиво и правильно написать этот девиз. - Найдите и объясните орфограммы в этом предложении. Выполняют письмо по образцу. Находят и объясняют орфограммы.
Пр.
– владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.
Пр.
– находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор Правильное написание
III. . Постановка

учебной задачи
Коллективная. Словесный. Чтение. Практический. - Ворота открываются, и перед нами чудесная страна «Морфемика»! -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь? - Толковым словарём. Работают с толковым словарём, объясняют
П.-
находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.
П
– строят несложные Устные развернутые монологичес кие ответы

IV. Актуализация

знаний
1.Словарная работа: слова с непроверяе- мымнаписанием. Фронтальная, индивидуаль- ная, парная. Практический. Письмо. Словесный - Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд! Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению. - Что общего у этих слов? - Какое слово получилось по вертикали? - Как оно связано с остальными словами? - Верно. - Найдите это слово в словаре. Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова». значение слов «морфема» и «морфемика». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы
.
Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень Проверяют Отвечают на поставленный вопрос. -Корень. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с толковым словарём. Отвечают на поставлен- рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Р
– планируют свои действия для решения задачи
П
– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест- венных и несущественных признаков.
Р
– учитывают правило в планировании способа решения
П.-
находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе
П
– находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Р
– принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные Правильное написание словарных слов, устные ответы с элементами рассуждения

V. Постановка

учебной задачи

VI. Усвоение

новых знаний

и способов

действий.
1.Уточнение представлений о понятии «корень». Фронтальная. Словесный. Беседа Фронтальная. Словесный, практический. - Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника. - А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты? - Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний. -Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое корень слова - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. - Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод? – Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она ные вопросы. - Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах. - Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать. -То, что корень - это важная, главная часть чего- либо. - Корень - это главная значимая часть слова. Изучают схемы, действия в умственной и громко- речевой форме
П
– строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Р
– планируют свои действия для решения задачи
П
– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест- венных и несущественных признаков.
Л
– ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Р
– принимают и сохраняют цель и учебную задачу Устные развернутые монологичес кие ответы Устные ответы (правильная формулировк а правила)
2. Уточнение представлений об однокоренных словах 3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо Коллективная. Словесный, наглядный, практический. вам говорит? – Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом? Почему?. - Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний -Идем дальше по лестнице знаний? В стране Морфемике слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в Других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов -Назовите два главных признака однокоренных слов. -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? предложенные на форзаце; делают выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом в которых выделен корень. - Корень является общей частью родственных слов. Делают вывод Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют основные признаки однокоренных слов; Высказывают предполо-
П
– воспринимают смысл читаемых текстов.
Пр.
– знают определение однокоренных слов, умеют находить их.
Р
– учитывают правило в планировании способа решения
Пр.
– знают определение корня и умеют находить его в слове.
П
– находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых Устные ответы Устные ответы (правильная формулировк а правила, верно вы- деленные признаки однокоренны х слов),

Физкультми

-

нутка

VII. Закрепление

знаний

и способов

действий.
Чтение, беседа Коллективная. Практический Фронтальная, индивидуаль- ная. Практический. Письмо. Словесный - Проверим наше предположе- ние по учебнику (с.75) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят. -Найдите глазами листочки, улетевшие с деревьев: 1в.- с осины. 2в.- с рябины Запишите их, отметьте корень -Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень. Чтобы узнать 1секрет дедушки Корня, посмотрите, какая встреча произошла в Морфемике. Какой вывод можно сделать? жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Выполняют упраж- нение, выделяют корень. Сценка «Родня ли гусеница гусю?» Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.
Р
– выполняют действия по намеченному плану и инструкциям, содержащимся в учебнике
Л
– осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
Пр.
– умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи.
П
– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест- венных и несущественных признаков.
Р
– учитывают правило в планировании способа решения Устные ответы (правильная формулировк а алгоритма) Письменное выполнение задания, устные ответы с элементами рассуждения Правильное выполнение задания в
Работа с нетбуками
Физкультминутк

а для глаз
Работа с карточками. Работа по созданию модели семьи однокоренных слов Фронтальная, индивидуаль- ная. Практический. Словесный Коллективная. Практический Групповая. Групповая. Практический. Письмо. Словесный Объясняет задание. Комментирует его выполнение - Проведём физминутку для глаз. Объясняет задание. Комментирует его выполнение Какой вывод можно сделать? Это 2 секрет дедушки Корня Объясняет задание. Комментирует его выполнение написанию, но и содержать общее лексическое значение. Выполняют упражнение « Третий лишний» Выполняют движения глазами по тренажёру Объединяются в группы сначала по частям речи, потом по однокоренным словам. Однокоренные слова могут относиться как к одним, так к разным частям речи. Объединяются в группы Создают модель семьи однокоренных слов: 1 гр. - к слову «орёл» 2 гр. - к слову «друг»
Пр.
– умеют находить однокоренные слова,
Л
– осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
К
– ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии
Пр.
– умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи
П
– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест- венных и несущественных признаков
К
– ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии электронном виде Правильное выполнение движений Устное выполнение задания, устные ответы с элементами рассуждения Письменное выполнение задания, устные ответы с элементами рассуждения доказаоельст ва
Тест
VIII. Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке (итог
Индивидуаль- ная. Словесный, практический. Выполнение тестового задания Фронтальная. Словесный. Беседа -Что заметили7 Чередование звуков и беглые гласные «о» и «е» - это 3 секрет дедушки Корня. Работу с такими словами мы продолжим завтра. А сегодня наше путешествие по Морфемике заканчивается. Объясняет задание. Комментирует его выполнение См.Приложение – Что же такое корень слова и какие слова в его определении самые важные? («Главная», «значимая».) - Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3 гр. - к слову «смех» Представляют модели. Отвечают на поставленный вопрос. Выбирают правильные варианты ответов Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
П
– анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест- венных .
Пр.
– знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов.
Р
– оценивают свои достижения, определяют трудности
Р
– открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Тестовые задания Беседа по вопросам. Само- регуляция

Домашнее задание
Фронтальная. Словесный. Чтение 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… Благодарит за работу, оценивает ответы. Задание по выбору: 1.Создать свою модель семьи родственных слов 2.Сочинить сказку о корне 3.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень» Слушают учителя, делают записи
Р
– принимают цель, содержание и способы выполнения задания Правильная запись домашнего задания Приложение


Тест
1. Что такое корень слова: а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения? 2. Почему корень – главная часть слова: а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться? 3. Однокоренные слова – это: а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем. 4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень:
а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.