Автор: Красавина Ирина Алексеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская обл.
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "КОРЕНЬ СЛОВА" 3 класс
цели
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках
однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них
корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов
Тип урока
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные)
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их
признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят
сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Личностные
результаты
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий,
строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление,
классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по
самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и
справочной литературе.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют
учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения
задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной
коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Основное содержание темы, понятия
и термины
Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов;
словообразовательный разбор слова, чередование в корне.
Образовательные
ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Толковый словарь.
3. Словообразовательный словарь.
4. Компьютер, интерактивная доска.
5. Нетбуки.
6. Презентация «Корень слова»
7. Интернет-ресурсы:
О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Формы,
методы
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
6
I. Мотивирование к
учебной
деятельности
(организационный
момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся.
Добрый день, друзья мои!
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
- Ребята, поприветствуйте
наших уважаемых гостей.
- Сегодня на уроке Фея русско-
го языка приглашает нас в
интересное путешествие по
одной чудесной стране!
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Приветствуют учителя,
гостей.
- Добрый день! – ответим
мы.
- Рады видеть мы гостей-
Дорогих учителей!
Всем-всем – добрый
день!
Организуют свое рабочее
место, проверяют наличие
индивидуальных учебных
принадлежностей на столе.
Л
*
– осознают важность
правильной организации
рабочего места как
условия успешной учебной
деятельности, проявляют
готовность к работе на
уроке, доброжелательный
настрой.
Сам раскрыть секреты слов.
- Что нам необходимо, чтобы
раскрыть секреты слов?
-Верно.
Внимательно слушайте -
И всё услышите.
Внимательно смотрите -
И всё увидите.
Думайте - и всё поймёте!
-Посмотрите, что написано на
воротах, ведущих в волшебную
страну?
( Хочу всё знать!)
-Кто согласен с этим?
Отвечают на поставленные
вопросы.
II. Чистописание
Орфографическая
разминка
Фронтальная,
индивидуаль-
ная.
Практический.
Письмо.
Словесный.
– Чтобы попасть в эту страну,
нужно красиво и правильно
написать этот девиз.
- Найдите и объясните
орфограммы в этом
предложении.
Выполняют письмо по
образцу.
Находят и объясняют
орфограммы.
Пр. – владеют навыками
каллиграфически
правильного письма букв и
буквосочетаний.
Пр. – находят слова с
орфо-граммами, видят
сигналы орфограмм,
выполняют
орфографический разбор
Правильное
написание
III. . Постановка
учебной задачи
Коллективная.
Словесный.
Чтение.
Практический.
- Ворота открываются, и перед
нами чудесная страна
«Морфемика»!
-Что же это за страна?
-Чтобы это понять, найдите в
словаре значение слова
«морфема».
-Каким словарём
воспользуетесь?
- Толковым словарём.
Работают с толковым
словарём, объясняют
П.- находят необходимую
информацию в учебной и
справочной литературе.
П – строят несложные
Устные
развернутые
монологичес
кие
ответы
IV. Актуализация
знаний
1.Словарная работа:
слова с непроверяе-
мымнаписанием.
Фронтальная,
индивидуаль-
ная, парная.
Практический.
Письмо.
Словесный
- Откройте учебник на с.73.
- Что мы будем изучать в
течение нескольких уроков,
путешествуя по стране
«Морфемика»? Чему будем
учиться?
-Итак, в этой чудесной стране
живут части слова: приставка,
корень, суффикс и окончание.
Чтобы узнать, с какой частью
слова мы познакомимся
сегодня ближе, разгадайте
кроссворд!
Впишите в него слова, узнав их
по лексическому значению.
- Что общего у этих слов?
- Какое слово получилось по
вертикали?
- Как оно связано с остальными
словами?
- Верно.
- Найдите это слово в словаре.
Что заметили? Какое значение
этого слова относится к
морфемике?
- Верно. Тема нашего урока
«Корень слова».
значение слов «морфема»
и «морфемика».
Работают с учебником,
Отвечают на поставленные
вопросы
.
Вписывают в кроссворд
словарные слова по
горизонтали: ромашка,
осина, рябина, берёза,
яблоня, сирень
Проверяют
Отвечают на поставленный
вопрос.
-Корень.
Отвечают на поставленные
вопросы.
Работают с толковым
словарём.
Отвечают на поставлен-
рассуждения;
осуществляют анализ,
синтез, сравнение,
сопоставление,
классификацию,
обобщение языкового
материала как по заданным
критериям, так и по
самостоятельно
выделенным основаниям.
Р – планируют свои
действия для решения
задачи
П – анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
венных и несущественных
признаков.
Р – учитывают правило
в планировании способа
решения
П.- находят необходимую
информацию в учебной и
справочной литературе
П – находят языковые
примеры для иллюстрации
изучаемых языковых
понятий.
Р – принимают учебную
задачу, сформулированную
вместе с учителем;
выполняют учебные
Правильное
написание
словарных
слов,
устные
ответы
с элементами
рассуждения
V. Постановка
учебной задачи
VI. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
1.Уточнение
представлений
о понятии «корень».
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Фронтальная.
Словесный,
практический.
- Что нового нам нужно сегодня
узнать? На какие вопросы
ответить? Чему научиться?
Для постановки целей урока
можно воспользоваться
помощью учебника.
- А зачем нам нужно уметь
правильно находить корни в
словах и знать его секреты?
- Итак, отметим наш маршрут
на лестнице знаний.
-Встаём на 1 ступеньку. Мы
должны выяснить, что такое
корень слова
- Мы знаем о корне, что это
часть слова.
Сейчас познакомимся с ним
ближе.
- Вспомним о многозначности
слова корень. Что общего у
всех значений?
- Верно. Посмотрите на слово,
в котором есть все другие
части, а корень исчез. Какой
можно сделать вывод?
– Внимательно рассмотрите
форзац учебника. Обратите
внимание на схему: о чем она
ные вопросы.
- Нам нужно точнее
узнать, что такое корень
слова, и научиться
правильно находить корни
в словах.
- Для того, чтобы
правильно понимать
значение слова и грамотно
его писать.
-То, что корень - это
важная, главная часть чего-
либо.
- Корень - это главная
значимая часть слова.
Изучают схемы,
действия
в умственной и громко-
речевой форме
П – строят несложные
рассуждения;
осуществляют анализ,
синтез, сравнение,
сопоставление,
классификацию,
обобщение языкового
материала как по заданным
критериям, так и по
самостоятельно
выделенным основаниям.
Р – планируют свои
действия для решения
задачи
П – анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
венных и несущественных
признаков.
Л – ориентируются на
развитие навыков
сотрудничества с учителем
и сверстниками в процессе
выполнения совместной
деятельности.
Р – принимают и
сохраняют цель и учебную
задачу
Устные
развернутые
монологичес
кие
ответы
Устные
ответы
(правильная
формулировк
а правила)
2. Уточнение
представлений
об однокоренных
словах
3.Уточнение
алгоритма
выделения корня в
слове
Коллективная.
Словесный,
наглядный,
практический.
Чтение,
беседа, письмо
Коллективная.
Словесный,
наглядный,
практический.
вам говорит?
– Какая часть слова во всех
примерах выделена красным
цветом?
Почему?.
- Итак, что такое корень слова?
Отметим наши новые знания на
лестнице знаний
-Идем дальше по лестнице
знаний?
В стране Морфемике слова так
же, как и люди живут семьями.
У одних семьи маленькие, а в
Других семьях бывает более
200 слов.
-Как же эти семьи называются?
- Вспомните определение
однокоренных слов
-Назовите два главных
признака
однокоренных слов.
-Подумайте, как используя
знания о корне и однокоренных
словах, ответить на 2 вопрос:
Как найти в слове корень?
предложенные
на форзаце; делают
выводы о том, что
представлены гнезда
однокоренных слов,
красным цветом
в которых выделен
корень.
- Корень является общей
частью родственных слов.
Делают вывод
Отвечают на поставленные
вопросы.
Вспоминают определение,
выделяют
основные признаки
однокоренных слов;
Высказывают предполо-
П – воспринимают смысл
читаемых текстов.
Пр. – знают определение
однокоренных слов, умеют
находить их.
Р – учитывают правило
в планировании способа
решения
Пр. – знают определение
корня и умеют находить
его в слове.
П – находят языковые
примеры для иллюстрации
изучаемых языковых
Устные
ответы
Устные
ответы
(правильная
формулировк
а
правила,
верно вы-
деленные
признаки
однокоренны
х слов),
Физкультми
-
нутка
VII. Закрепление
знаний
и способов
действий.
Чтение, беседа
Коллективная.
Практический
Фронтальная,
индивидуаль-
ная.
Практический.
Письмо.
Словесный
- Проверим наше предположе-
ние по учебнику (с.75)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Раз - вперед и 2- назад,
Листья кружатся, летят.
-Найдите глазами листочки,
улетевшие с деревьев:
1в.- с осины.
2в.- с рябины
Запишите их, отметьте корень
-Но не всегда легко подобрать
родственные слова и найти
корень.
Чтобы узнать 1секрет
дедушки Корня, посмотрите,
какая встреча произошла в
Морфемике.
Какой вывод можно сделать?
жение.
Читают правило в
учебнике, сравнивают со
своим выводом
Выполняют движения по
тексту под руководством
учителя.
Выполняют упраж-
нение, выделяют корень.
Сценка «Родня ли гусеница
гусю?»
Общая часть родственных
слов должна быть похожа
не только по звучанию и
понятий; строят
несложные рассуждения,
делают выводы,
формулируют их.
Р – выполняют действия
по намеченному плану
и инструкциям,
содержащимся в учебнике
Л – осуществляют
профилактику утомления,
ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются
здорового режима дня
Пр. – умеют находить
однокоренные слова,
знают изученные части
речи.
П – анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
венных и несущественных
признаков.
Р – учитывают правило
в планировании способа
решения
Устные
ответы
(правильная
формулировк
а алгоритма)
Письменное
выполнение
задания,
устные
ответы
с элементами
рассуждения
Правильное
выполнение
задания в
Работа с
нетбуками
Физкультминутк
а для глаз
Работа с карточками.
Работа по созданию
модели семьи
однокоренных слов
Фронтальная,
индивидуаль-
ная.
Практический.
Словесный
Коллективная.
Практический
Групповая.
Групповая.
Практический.
Письмо.
Словесный
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение
- Проведём физминутку для
глаз.
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение
Какой вывод можно сделать?
Это 2 секрет дедушки Корня
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение
написанию, но и содержать
общее лексическое
значение.
Выполняют упражнение
« Третий лишний»
Выполняют движения
глазами по тренажёру
Объединяются в группы
сначала по частям речи,
потом по однокоренным
словам.
Однокоренные слова могут
относиться как к одним,
так к разным частям речи.
Объединяются в группы
Создают модель семьи
однокоренных слов:
1 гр. - к слову «орёл»
2 гр. - к слову «друг»
Пр. – умеют находить
однокоренные слова,
Л – осуществляют
профилактику утомления,
ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются
здорового режима дня
К – ориентируются на
позицию партнеров в
общении
и взаимодействии
Пр. – умеют находить
однокоренные слова,
знают изученные части
речи
П – анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
венных и несущественных
признаков
К – ориентируются на
позицию партнеров в
общении
и взаимодействии
электронном
виде
Правильное
выполнение
движений
Устное
выполнение
задания,
устные
ответы
с элементами
рассуждения
Письменное
выполнение
задания,
устные
ответы
с элементами
рассуждения
доказаоельст
ва
Тест
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог
Индивидуаль-
ная.
Словесный,
практический.
Выполнение
тестового
задания
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
-Что заметили7
Чередование звуков и беглые
гласные «о» и «е» -
это 3 секрет дедушки Корня.
Работу с такими словами мы
продолжим завтра.
А сегодня наше путешествие
по Морфемике заканчивается.
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение
См.Приложение
– Что же такое корень слова
и какие слова в его
определении самые важные?
(«Главная»,
«значимая».)
- Как правильно найти в слове
корень? О каких его секретах
нужно помнить?
– Закончите предложения:
1. Урок помог мне…
2. Я узнал (а)…
3 гр. - к слову «смех»
Представляют модели.
Отвечают на поставленный
вопрос.
Выбирают правильные
варианты
ответов
Заканчивают предложения
в зависимости от своего
состояния, впечатления
от урока
П – анализируют
изучаемые языковые
объекты
с выделением их сущест-
венных .
Пр. – знают определение
корня, однокоренных слов,
признаки однокоренных
слов.
Р – оценивают свои
достижения, определяют
трудности
Р – открыто осмысливают
и оценивают свою
деятельность на уроке
Тестовые
задания
Беседа
по вопросам.
Само-
регуляция
Домашнее задание
Фронтальная.
Словесный.
Чтение
3. Я научился (а)…
4. Для меня было сложным…
5. Мне понравилось…
6. Я хотел (а) бы…
Благодарит за работу,
оценивает ответы.
Задание по выбору:
1.Создать свою модель семьи
родственных слов
2.Сочинить сказку о корне
3.Составить кроссворд или
другое занимательное задание
для одноклассников по теме
«Корень»
Слушают учителя,
делают записи
Р – принимают цель,
содержание и способы
выполнения задания
Правильная
запись
домашнего
задания
Приложение
Тест
1. Что такое корень слова:
а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?
2. Почему корень – главная часть слова:
а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может
изменяться?
3. Однокоренные слова – это:
а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.
4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень:
а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.