"Внеурочная деятельность по русскому языку, ее роль и место в учебно-воспитательном процессе"

Автор: Колобенин Алексей Владимирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЦО № 650
Населённый пункт: город Санкт-Петербург город Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность по русскому языку, ее роль и место в учебно-воспитательном процессе"
Дата публикации: 30.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внеурочная деятельность по русскому языку, ее роль и место в учебно - воспитательном процессе. Один из основоположников педагогической и психологической науки Павел Петрович Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: « Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель : может быть час твоего увлечения - самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатение» В совершенствовании преподавания русского языка, в вооружении обучающихся прочными языковыми компетенциями, привитии им прочных УУД, в подготовке обучающихся к итоговой аттестации наряду с уроками большое значение имеет внеурочная деятельность по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая ВУД дает возможность, с одной стороны, закрепить сведения, полученные на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить обучающихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то , что интересно обучающимся и все то , что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся создает многосторонняя ВУД. На занятиях ВУД обучающиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые языковые компетенции – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Хорошо организованная ВУД по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у школьников интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру обучающихся, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации. ВУД по русскому языку в современной школе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих обучающихся русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению предмета пропадает у большинства обучающихся, так как усложняется материал, подлежащий изучению. Именно поэтому главная задача ВУД – развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для обучающихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что ВУД предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать обучающихся своим предметом, сделать его любимым. ВУД имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и ВУД имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных обучающихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной формах для того, чтобы успешно сдать ОГЭ, а затем ЕГЭ. В то же время ВУД по русскому языку имеет свои цели: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету
- привитие любви к великому русскому языку, языку великой русской классической литературы - повышение общей языковой культуры Указанные цели определяют задачи ВУД по русскому языку: - расширение, углубление и дополнение языковых компетенций у обучающихся - обучение самостоятельной работе с книгами, словарями, справочниками, подбору материала на заданную тему - формирование творческой активности обучающихся ( выступления перед аудиторией, в стенной печати, организация вечеров, конкурсов, изготовление наглядных пособий) - выявление одаренных в лингвистическом отношении детей - воспитание у слабоуспевающих веры в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку. В основе организации ВУД по русскому языку лежат следующие методические принципы: - принцип связи ВУД с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для ВУД должны являться результаты, полученные на уроках. - принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание ВУД должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. - принцип учета индивидуальных интересов и способностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание ВУД должно составлять в первую очередь то, что интересует обучающихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых обучающихся. ВУД тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. - принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к ВУД. Занимательность достигается путем использования материалов по занимательной грамматике – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств современной наглядности. Однако занимательность не следует сводить только к развлечению. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы детей, развивает у них любознательность, увлеченность выполняемой работой. - принцип разнообразия форм и видов ВУД. Интерес к ВУД поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков. А также необычностью формулировок тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды ВУД, тем устойчивее интерес к ней. - принцип взаимосвязи отдельных видов ВУД. При соблюдении этого принципа создается общая система ВУД по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
- принцип добровольности. Участие обучающихся в ВУД должно быть добровольным, а не принудительным. Но чтобы появилось добровольное желание заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить занятия увлекательно, живо, интересно. - принцип массовости. Желательно привлекать к ВУД как можно больше обучающихся. Для этого необходимо пропагандировать возможность их участия во внеклассной работе. Одним из центральных вопросов организации ВУД по русскому языку является определение ее содержания. Содержание ВУД по русскому языку составляют два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление речевых компетенций; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению кругозора обучающихся. В отличие от уроков, ВУД характеризуется многообразием форм и видов. Выделяют следующие формы ВУД: - по способу подачи материала – устные и письменные; - по частоте проведения – постоянные и разовые; - по количеству участников – индивидуальные, групповые, массовые. Каждая из указанных форм ВУД имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого материала, характером участия обучающихся в работе. К письменным формам ВУД относятся: стенгазета, листок русского языка, стенд. Все остальные проводятся в устной форме. По охвату обучающихся они могут быть индивидуальными, групповыми или массовыми. К индивидуальным относятся: заучивание наизусть стихотворений и прозы, работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение интересных книг. Все эти виды работы являются подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий. К групповым относятся: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины. К массовым относятся: праздники русского языка, выставки книг и рисунков по прочитанным произведениям, конкурсы на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца, олимпиады, декады русского языка и литературы. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие – эпизодически. Постоянно действующие внеурочные занятия работают в течение всего учебного года. К комбинированным относятся: день, неделя, декада русского языка. В процессе обучения русскому языку ВУД приобретает сегодня особое значение. В условиях современной школы это один из факторов, который действенно помогает изучению русского языка, свободному и активному овладению обучающимися русской речью, это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как к учебному предмету и лингвистическому явлению. ВУД имеет также большое воспитательное значение.