"Интеграция программ общего и дополнительного образования как условие развития детей с ОВЗ"

Автор: Амзаракова Снежана Романовна
Должность: учитель СБО
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Аскиз Республика Хакасия
Наименование материала: Доклад о дополнительном образовании
Тема: "Интеграция программ общего и дополнительного образования как условие развития детей с ОВЗ"
Дата публикации: 31.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интерграция программ общего и дополнительного образования как условие

развития детей с ОВЗ.
Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. Основное содержание дополнительного образования - практико-ориентированное, здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.
Дополнительное образование обладает следующими важными

особенностями:
- не является обязательным, добровольность посещения; - процесс воспитания и образования реализуется на основе способностей, интересов и потребностей каждого ребенка, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации; - преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между воспитанниками и педагогом»; - имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса. - нет системы отметок, оценивается каждая работа, где каждый воспитанник чувствует себя успешным, уверенным в своих способностях.
Например, в группе детей на этот год:4 класс-5, 5класс-3, 6класс-1, 8класс-1, 9-

класс-2
Группа разновозрастная, общаются они без конфликтов, на основе общих интересов, помогая друг другу. Например, малыши не умеют делать узелки, старшие им помогают. Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, то его основная цель заключается не воспитание музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание
гармоничной

личности
в
целом
, осуществляемое средствами искусства. Знания, полученные на занятиях, помогут им в изучении школьных предметов. Так при изготовлении изделий особое внимание уделяем значению цвета у разных
народов, узнаем что у одного народа цвет обозначает радость, счастье, а у другого может быть грусть, болезнь. Элементы толерантного отношения, уважения к другому народу прослеживаются и при изучении украшений, предметов интерьера. В целом можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание в дополнительном образовании, решает социально значимые вопросы детской занятости и организации их свободного времени, компенсирует «пробелы» общего образования, создает благоприятные условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разнообразных направлениях искусства. Декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. В этом нам помогает современный, необычный материал - шерсть для валяния. С помощью которой мы познакомились с мокрым валянием, сухим валянием, уже изготовили несколько игрушек, познакомились с техникой шерстяная акварель. Так на примере данного материала рассматриваем условия проживания разных народов в разное время, способы использования подручного, природного материала. Тут же идет изучение орнаментов, истории происхождения того или иного орнамента. Развитие художественно-эстетических способностей учащихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам. Обязательно я озвучиваю стоимость материала и готового изделия, чтобы они умели ценить, экономить материал, оценивать готовую работу. Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом учащихся к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное их участие в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Так например на открытом кружковом занятии «Войлочные бои» можно было увидеть как: Ташкаракова Алина – изготавливала Пого(пришивала пайетки, бисер)-пришивает аккуратно, на одинаковом расстоянии друг от друга, но не умеет делать узелок. Карачаков Аймир- увидел котика, решил сделать, за два урока сделал голову, туловище и пару ножек. (Он выбрал похожего на себя).
Очень хорошо работает Игорь Лукач, Алеша Бурнаков. Они терпеливые, аккуратные, доводят начатое дело до конца. Очень трепетно с шерстью работает Дробчак Нестор, все схватывает на лету, не оставляет работу, пока не доделает, еще приговаривает: «Это у меня от тети, она у меня вяжет». На занятии любят играть в игры-тренинги(на сплочение, на внимательность), любят задания на развитие тактильного восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает именно курс занятий декоративно-прикладного искусства.