"Технология проблемного обучения на уроках истории"
Автор: Малиновская Татьяна Алексеевна Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУВОКО "Педагогический институт"
Населённый пункт: город Черняховск, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проблемного обучения на уроках истории"
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Преподаватель Малиновская Татьяна Алексеевна.
В течение нескольких лет в своей работе использую технологию проблемного обучения.
Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации – проблемной,
поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала,
который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций,
поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из
истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком не экономичен;
оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с
включением проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню
проблемности, по виду рассогласованности информации, по другим методическим
особенностям.
Особенности методики.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций,
активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении
учащимися выдвинутых проблем. Например, при изучении темы о феодальной
раздробленности в русских землях в 10 классе, ставится проблема на этапе закрепления
материала: «Период феодальной раздробленности на Руси является закономерным или
случайным явлением».
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:
психологическую и педагогическую. Первая существует в головах учеников, вторая
представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий,
вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества
объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо
индивидуально. Не слишком трудная, не слишком лёгкая познавательная задача не
вызовет проблемную ситуацию в головах учеников. Проблемные ситуации могут
создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Например, при объяснении темы «Февральская революция» в 9 классе, ставится
проблема: « Почему Первая российская революция, длившаяся более 2-х лет, закончилась
поражением, а Февральская революция победила в течение 5 дней?»
Учитель вызывает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение,
организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего
обучения и как результат у ребёнка образуются новые знания и приобретается способ
действия. Трудность управления процессом проблемного обучения состоит в том, что
возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому требуется
использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций.
- подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ
разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждение обучаемых делать сравнение, обобщения, выводы из ситуаций,
сопоставлять факты;
- постановка конкретных вопросов ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику
рассуждения);
- определение проблемных теоретических и практических заданий ( исследовательских,
проектных);
- постановка проблемных задач ( например, с неопределённостью в постановке вопроса,
с противоречивыми данными, с заведома допущенными ошибками, с ограниченной
информацией).
Концепция проблемного обучения.
Ребёнок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как
результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным
субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются:
проблематизация обучающегося, активность, связь обучения с жизнью.
Результатом работы по данной методической теме являются успехи обучающихся в
научной работе, проектной деятельности, активное участие и победы в конкурсах,
олимпиадах разного уровня.