"Технология проблемного обучения на уроках истории"

Автор: Малиновская Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУВОКО "Педагогический институт"
Населённый пункт: город Черняховск, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проблемного обучения на уроках истории"
Дата публикации: 31.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Преподаватель Малиновская Татьяна Алексеевна. В течение нескольких лет в своей работе использую технологию проблемного обучения. Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком не экономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласованности информации, по другим методическим особенностям.
Особенности методики.

Проблемные методы
– это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении учащимися выдвинутых проблем. Например, при изучении темы о феодальной раздробленности в русских землях в 10 классе, ставится проблема на этапе закрепления материала: «Период феодальной раздробленности на Руси является закономерным или случайным явлением». В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая существует в головах учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком лёгкая познавательная задача не вызовет проблемную ситуацию в головах учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, при объяснении темы «Февральская революция» в 9 классе, ставится проблема: « Почему Первая российская революция, длившаяся более 2-х лет, закончилась поражением, а Февральская революция победила в течение 5 дней?» Учитель вызывает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у ребёнка образуются новые знания и приобретается способ действия. Трудность управления процессом проблемного обучения состоит в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций.


- подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; - предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций; - побуждение обучаемых делать сравнение, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; - постановка конкретных вопросов ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определение проблемных теоретических и практических заданий ( исследовательских, проектных); - постановка проблемных задач ( например, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведома допущенными ошибками, с ограниченной информацией).
Концепция проблемного обучения.
Ребёнок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: проблематизация обучающегося, активность, связь обучения с жизнью. Результатом работы по данной методической теме являются успехи обучающихся в научной работе, проектной деятельности, активное участие и победы в конкурсах, олимпиадах разного уровня.