"Самостоятельные и служебные части речи"

Автор: Капунова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово м.р. Сызранский Самарской области
Населённый пункт: пос. Варламово, Сызранский район, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка (план урока русского языка)
Тема: "Самостоятельные и служебные части речи"
Дата публикации: 02.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка в 7 классе

по теме « Самостоятельные и служебные части речи»

январь 2016 года

Урок № 1 Обобщенное изучение морфологического материала « Части речи»
Цели урока:
Познавательные :
расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения, подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматические признаки»
Воспитательные
: повышение интереса к учебному материалу, формирование активного участия в процессе обучения; использование содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения.
Развивающие
: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы); развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность; развитие системности мышления.
Средства и методы обучения:
Использование теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усиление эвристической направленности обучения, включение проблемных задач, заданий, ситуаций, использование алгоритмизированных упражнений, средств получения обратной связи, использование методики опережающего обобщения учебного материала, методики структурирования учебного материала, технология структурирования и логической обработка учебного материала.
Планируемые результаты изучения темы:

Личностные:
Ответственность и адаптивность – умение этично себя вести; толерантность. Направленность на саморазвитие – стремление к речевому самосовершенствованию; перенос информации и метапредметных умений из одной области знаний в другую. Креативность и любознательность – обмен новой информацией с другими; открытость новым и разнообразным точкам зрения.
Метапредметные
Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов общения. Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах. Умения работать с информацией – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию. Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; умение сопереживать, признавать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность формулировать, ставить и анализировать проблемы.
Предметные:
Формирование сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Оборудование
: карточки, дидактический материал, модель чистой таблицы ПК, проектор.
Ход урока
1.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся

Вступительное слово учителя

2.

Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: подготовить к восприятию нового матери Основное средство- модель чистой таблицы, которая будет заполняться постепенно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы у каждого ученика. Части речи самостоятельные служебные ? Объяснение материала начинаю с создания проблемной ситуации. Деятельность учителя Деятельность учащихся Создание учителем проблемной ситуации. - как написать слова в течение(и) ? Ответы учащихся: -В течение реки -В течение года - почему одно и то же слово пишется по- разному ? С чем это связано ? -Они относятся к разным частям речи - к каким частям речи они относятся? - в течении (реки) – самостоятельная часть речи ( существительное), а в течение ( года) – это служебная часть
речи ( предлог). -чем же самостоятельные части речи отличаются от служебных ? - самостоятельные части речи имеют свое лексическое значение. -загляните в словарь: какое значение у существительного течение ? -течение- это движение воды в речном русле. - существительное течение изменяется по числам, падежам и является членом предложения. - служебные части речи не имеют самостоятельного лексического значения, не изменяются и не являются членами предложения. - заполним таблицу - почему последняя ячейка пуста ? - в ней надо написать « междометия» Части речи
самостоятельные

служебные

междометия
- приведите примеры междометий - ох. ай, ура, ух, ба, чу… - докажите, что они не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным частям речи. Боже мой , помоги, говорила бабушка, молясь о здоровье своей больной матери. Боже мой ! Как все здесь изменилось. - в первом случае Боже мой – существительное с местоимением, так как они изменяются по числам и падежам: ( бога моего, богом моим и т. д), они могут связываться с другими словами. Во втором случае Боже мой- это эмоциональное обращение, его нельзя изменить и связать с другими словами. Итак, вы разделили сами части речи на самостоятельные и служебные , а еще указали очень важный признак самостоятельных частей речи: они могут изменяться по числам, падежам т родам). Давайте подумаем, все ли части речи так могут изменяться ? Четыре шустрых котенка быстро подбежали ко мне. Четыре - это числительное, изменяется по падежам; шустрых – это прилагательное, оно изменяется по падежам, родам , числам (шустрая, шустрые, шустрыми);котенка-это существительное , оно изменяется по падежам, числам(котята, котенок); подбежали – это глагол изменяется по родам и числам ( подбежала, подбежал); мне – это местоимение изменяется по падежам ( до меня). А слово быстро не меняется. Это наречие. - чем мы можем дополнить таблицу? - изменяемые части речи и неизменяемые
Части речи
самостоятельные

служебные

междометия
изменяемые неизменяемые - на какие группы делятся служебные части речи? - предлоги, союзы, частицы - для чего нужны служебные части речи? - предлог служит для связи слов в предложении и словосочетании - запишите в структурную схему названия групп, на которые делятся служебные части речи. -союзы служат для связи слов и предложений Части речи
самостоятельные

служебные

междометия
изменяемые неизменяемые Существительное Прилагательное Числительное
Местоимение глагол наречие Предлог Союз частица -посмотрите на схему: изменяемые части речи делятся на две группы. Как вы думаете, какие признаки положены в основу деления? - части речи изменяются по числам, падежам, родам, лицам. Это признаки изменяемости. - всем ли частям речи присуще изменяться по данным признакам? -нет, существительное, прилагательное, числительное, местоимение не изменяются по лицам, а глагол изменяется по лицам. -значит, глагол спрягается ( изменяется по лицам и числам) - давайте занесем это в схему. Учащиеся работают по схеме Части речи
самостоятельные

служебные

междометия
изменяемые неизменяемые Существительное Прилагательное Числительное
Местоимение глагол наречие Предлог Союз частица -давайте вспомним определения частей речи -имя существительное- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? -имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? -имя числительное – это часть речи, которая обозначает порядок предметов при счете, количество предметов и отвечает на вопрос который? сколько? -местоимение – это часть речи , которая указывает на предметы, но не называет их. -прочитайте внимательно определения. Что еще мы можем занести в таблицу? - мы отделим местоимение, так как оно только указывает на предмет. Части речи
самостоятельные

служебные

междометия
изменяемые неизменяемые
Существительное Прилагательное Числительное Местоимение глагол наречие Предлог Союз частица -итак, мы с вами составили структурную схему частей речи русского языка.
Первичная проверка нового материала

Цель:
 установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;  выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний.
Упражнение №1

-
попробуйте собрать стихотворение И.А.Бунина « Родина»: .. небом мертвенно- свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, …нет конца лесам сосновым, …далеко …деревень. Один туман молочно – синий, …чья- то кроткая печаль, …этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль. Учащиеся выполняют задание
Слова для справок : над. под, как. и. до, и - какие части речи вы использовали
?
- для чего служат союзы и предлоги?
-
предлоги и союзы, предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении ( над небом меркнет; далеко до деревень); союзы для связи слов в словосочетании и сложном предложении. (День меркнет, и нет конца лесам.)
Упражнение №2

.

Закрепление нового материала
Цель: закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне.
-
в предложенном тексте обозначьте части речи ( самостоятельные и служебные) В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где- то далеко ,за городом, кричали лягушки. Чувствовался мая, милый май! Дышалось глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где – то под небом развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная. ( А.П.Чехов) Учащиеся отвечают , опираясь на структурную таблицу. -в(предлог)- служебная часть речи, не является членом предложения; саду ( сущ.)- самостоятельная часть речи. так как изменяется, является членом предложения ;было (глаг.), тихо (нареч.) и т.д.
Упражнение № 3

-
для того чтобы правильно выполнить данное задание, вы должны воспользоваться структурной таблицей, определить часть речи. - Тёмная ноч... В лесу такая тиш..! Только изредка кричит сыч.., да шуршит мыш... Наш шалаш… стоит на берегу ручья. Воздух душист и свеж… . В полноч… из-за туч… вышла полная луна и сплош… осветила поляну. Чувствуеш… дыхание природы? Нужно береч… этот хрупкий мир! -учащиеся называют часть речи и объясняют правописание ь.
Подведение итогов урока, рефлексия, оценки
Цель: подвести итоги учебного занятия.
Информация о домашнем задании.