"Технология "Швейное дело" 8-9 классы

Автор: Гордеева Ольга Николаевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ОГБУ "Моряковская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: село Моряковский Затон, Томского района, Томской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Технология "Швейное дело" 8-9 классы
Дата публикации: 04.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моряковская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Рассмотрена на заседании Утверждаю м/о учителей трудового обучения Директор ОГБУ «Моряковская ШИ» Протокол № __________________ ______________Ковтун Н.В. от «____» ________________20___ г. Приказ №______от «____» ___20__ г. Рабочая программа по курсу: Технология «Швейное дело» 8 – 9 классы Срок реализации программы 2 года Разработчик программы: учитель трудового обучения Гордеева О.Н. 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. N 1089 (ред. от 19.10.2009 г., с изм. от 31.01.2012 г.);  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. N 1312 (ред. от 03.06.2011 г.);  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011 г. N МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. N253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год» Программа разработана на основе образовательной программы, рекомендованной Министерством Образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2000 г. Программа по курсу «Швейное дело» выполняет следующие функции: - Обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания; - Ориентировано-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания курса «Швейное дело» в коррекционной школе VIII вида и его распределение с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся; - Общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий. Цель программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающихся посредствам осознанной регуляции трудовой деятельности. 2
Задачи программы: Образовательные: 1. формировать представления о современном производстве и распространённых в нем технологиях; 2. освоить основы технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; 3. овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; 4. овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; 5. формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; Воспитывающие: 1. воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитывать гражданские и патриотические качества личности; 2. воспитывать профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формировать гуманистически ориентированное мировоззрение, социально обоснованных ценностных ориентаций; Развивающие: 1. развивать культуру труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; 2. развивать у обучающихся познавательные интересы, творческие, коммуникативные и организаторские способности; 3. развивать память, внимание, речь; Появление таких программ объективно обусловлено современными социально– экономическими условиями. Анализ практики и итогов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью показывает, что трудовое обучение в старших и выпускных классах должно соответствовать реальным возможностям выпускников применять полученные ими знания в месте их проживания. Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт во время дальнейшего обучения в профессиональных училищах швейного профиля. Программы направлены на формирование у обучающихся с нарушениями интеллекта прочных навыков хозяйственно-бытового самообслуживания; умений, которые возможно использовать в индивидуально-трудовой деятельности; подготовку к труду на конкретном рабочем месте. Новизной данной программы является то, что в процесс обучения по предмету «Швейное дело» в старших классах включена проектно-исследовательская деятельность. Работа над творческим проектом. 8-9 классы – заключительный этап профильного трудового обучения, на котором обучающиеся продолжают совершенствоваться в общетрудовых умениях и навыков, 3
включая умения подбирать материалы и технологии, соответствующие назначению изделий; выполнять экономную и рациональную разметку; использовать умение совершать математические вычисления для решения трудовых задач. Материал программы 8 класса достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся осваивают изготовление изделий, которые состоят из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагается, пошив изделий с помощью пооперационного разделения труда. Программа 9 класса предусматривает овладение обучающимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву изделий массового производства. Важное значение имеет развитие коммуникативных возможностей умственно отсталых обучающихся с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия. Этап профильного трудового обучения завершается экзаменами, подготовка к которым позволяет обобщить и систематизировать знания и умения, полученные учениками за весь предшествующий период обучения. По окончании 9-го класса выпускники готовы к получению начального профессионального образования в условиях специальных групп профессиональных училищ. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Ожидаемые результаты: Перечень «знаний и умений» формируемых у школьников 8-9-х классов. Должны знать:  правила безопасной работы с ручными инструментами и при машинных работах, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;  виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной машины к работе;  виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;  возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;  правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;  эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;  правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования плечевого изделия, правила подготовки выкройки к раскрою;  технологию выполнения швейных швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей. Должны уметь: 4
- осуществлять поиск необходимой информации в области обработки тканей; - определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; - включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать скорость, выполнять машинные строчки: по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка; - переводить рисунок вышивки на ткань; подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы; - подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладные материалы; - читать и строить чертежи, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою; -выполнять на швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатками. Базисный учебный план образовательного учреждения включает 662 часов для образовательного курса предмета «Швейное дело». В том числе в 8 классе 294 часов, по 9 часов в неделю. В 9 классе 369 часов, по 11 часов в неделю. Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. При изучении теории в работе используются не только словесный, наглядный и практический методы обучения, но и некоторые методы проблемно – развивающего обучения: алгоритмический метод (пошаговая инструкция выполнения изделий, работа по образцу), проектно – исследовательский метод (работа над творческим проектом). Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. 5
Учебно-тематический план. «Швейное дело» 8 класс. № Раздел. Количество часов теория практика - итого Вводное занятие. 4 4 8 1 Вышивание гладью. 8 10 18 2 Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой. 10 12 22 3 Соединение основных деталей плечевого изделия. 4 10 14 4 Лабораторная работа: «Свойства волокон шелка». 2 2 5 Практическое повторение: «Пошив юбки, с пооперационным разделением труда». 3 10 13 6 Самостоятельная работа: «Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой». 4 4 7 Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой. 10 12 22 8 Обработка подкройной обтачкой, стачной по плечевым срезам, горловины. 10 18 28 9 Ремонт одежды. 2 5 7 10 Самостоятельная работа. Пошив детских пижамных брюк по готовому крою. 4 4 11 Отделка легкой одежды. 4 14 18 12 Построение чертежа основы платья. 3 8 11 13 Лабораторная работа: «Свойства синтетических волокон». 2 2 4 14 Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке. Обработка воротника. 6 18 24 15 Обработка деталей с кокетками. 2 6 8 16 Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху. 3 8 11 17 Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой. 2 10 12 18 Самостоятельная работа. Обработка воротника на стойке на образце. - 4 4 19 Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата. 4 10 14 20 Обработка бортов подборами в легком женском платье. 2 10 12 21 Массовое производство швейных изделий. 2 12 14 22 Работа над творческим проектом: «Изготовление грелки на чайник в виде куклы в русском народном костюме». 6 12 18 23 Контрольная работа и анализ ее качества. - 2 2 Итого 87 207 294 Содержание программы 8 класс Вводное занятие (8 часов) 6
План работы и задачи на четверть, год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности в швейной мастерской. Распределение рабочих мест, инструментов, материалов. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в швейной мастерской. Добросовестное отношение к труду. 1. Вышивание гладью (18 ч). Изделие. Отделка на швейных изделиях (гладь). Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Умения. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань. Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков. 2. Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой (22 ч). Изделие. Блузка без воротника и рукавов. Теоретические сведения. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку. Умение. Прокладывание копировальных строчек по контуру выкройки и по линии талии. Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткани и раскрой с припуском на швы. 3. Соединение основных деталей плечевого изделия (14 ч). Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой). Теоретические сведения. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом). Умение. Подготовка изделия к примерке проведение примерки, внесение изменений после примерки. Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм, низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза изделия. Утюжка и складывание блузки по стандарту. 4. Лабораторная работа: «Свойства волокон шелка» (2 ч). Изделие. 7
Коллекция тканей. Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Умение. Распознавание шелковой ткани. Практические работы. Проверка свойств тканей из натурального и искусственного шелка в сравнении. 5. Практическое повторение: «Пошив юбки с пооперационным разделением труда» (13 ч). Изделие. Прямая юбка. Теоретические сведения. Название контурных линий и срезов прямой юбки. Название мерок и правила снятия мерок. Способы раскладки выкройки на ткани. Планирование предстоящей работы. Умение. Выполнение чертежно-графических работ. Перевод контурных линий на смежную сторону. Выполнение разных способов обработки нижнего и верхнего среза юбки. Практические работы. Построение чертежа. Раскладка деталей выкройки. Обработка вытачек. Сметочные и машинные работы. Обработка верхнего и нижнего срезов юбки. Утюжка готового изделия и складывание его по стандарту. 6. Самостоятельная работа: «Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой» (4 ч). Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе. Теоретические сведения. Ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Умение. Выполнение раскроя косой обтачки. Практические работы. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука. 7. Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой в масштабе (22 ч). Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного и свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами. Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек на линии талии. Умение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника. 8
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки. Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. 8. Обработка подкройной обтачкой, стаченной по плечевым срезам, горловины (28 ч). Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами. Теоретические сведения. Ткань, отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая поперечная, косая, подкройная). Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки. Умение. Обработка подкройной обтачкой горловины разной формы на образце. Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. Утюжка и складывание изделия. 9. Ремонт одежды (7 ч). Изделие. Заплата. Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Умение. Наложение заплаты на легкое верхнее платье. Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации. 10. Самостоятельная работа. Пошив детских пижамных брюк по готовому крою (4 ч). Изделие. Детские пижамные брюки. Теоретические сведения. Пижама: назначение, ткани для пошива. Мерки для построения пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани. Умение. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей. Практические работы. Подготовка, кроя к обработке. Обработка запошивочным швом шаговых срезов. Обработка верхнего и нижних срезов швом вподгибку с закрытым срезом. 9
11. Отделка легкой одежды (18 ч). Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка). Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучком. Умение. Выполнение мережки. Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. 12. Построение чертежа основы платья (11 ч). Изделие. Выкройка основы платья. Теоретические сведения. Мерки для платья и правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Название контурных срезов выкройки. Умение. Построение чертежа. Расчет расхода ткани. Учет рисунка ткани при раскрое. Практические работы. Изготовление чертежа основы платья. 13. Лабораторная работа: «Свойства синтетических волокон» (4 ч). Изделие. Коллекция тканей. Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетических волокон (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капрона (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Умение. Распознавание синтетической ткани. Практические работы. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкости при нагревании). 14. Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке (24 ч). Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке. Теоретические сведения. Мерки расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Требования на обработку воротника. Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце 10
низа короткого рукава (имитация манжеты). Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника. 15. Обработка деталей с кокетками (8 ч). Изделие. Кокетка. Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы. Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками. 16. Изготовление выкройки на основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху (11 ч). Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом. Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья. Умение. Выполнение застежки доверху. Разметка и выполнение обметочных петель. Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям. 17. Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой (12 ч). Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом. Теоретические сведения. Приспособления малой механизации. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника. Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений малой механизации. Практические работы. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Вметывание и втачивание рукава. Утюжка, складывание изделия по стандарту. 11
18. Самостоятельная работа. Обработка воротника на стойке на образце (4 ч). Изделие. Воротник на стойке. Теоретические сведения. Фасоны воротников. Мерки для построения чертежа воротника на стойке. Связь и соответствие линий горловины и воротника. Общее представление о нетканых материалах (прокламелин, флизелин, синтепон). Умение. Выполнение воротника на стойке. Практические работы. Раскрой воротника и стойки. Обработка воротника и соединение его с горловиной. 19. Изготовление выкройки на основе платья и раскрой халата (14 ч). Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка отложного воротника. Теоретические сведения. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды, назначение. Умение. Выполнение выкройки халата на основе платья. Нанесение необходимых линий на выкройку. Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков. 20. Обработка бортов подбортами в легком женском платье (12 ч). Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником с рукавами. Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом. Умение. Регулировка швейной машины. Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце. Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участках отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой. 21. Массовое производство швейных изделий (14 ч). 12
Изделие. Пододеяльник с пооперационным разделением труда. Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при пооперационном разделении труда. Технология машинных и ручных работ на швейной фабрике. Умение. Выполнение несложных операций с пооперационным разделением труда. Практические работы. Выполнение ручных и машинных работ с технологией массового пошива швейных изделий. 22. Работа над творческим проектом: «Изготовление грелки на чайник в виде куклы в русском народном костюме» (18 ч). Изделие. Грелка на чайник в виде куклы в русском народном костюме. Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе. Составные части творческого проекта. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта. Практические работы. Поиск и изучение информации по теме. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и презентации. Презентация и защита творческого проекта. Варианты творчески проектов: «Умный дом», «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др. 23. Контрольная работа и анализ ее качества (2 ч). Изделие. Образец горловины, обработанный с помощью отложного воротника в масштабе 1:2. Теоретические сведения. Мерки для построения отложного воротника. Название срезов кроя. Последовательность обработки отложного воротника. Умение. Выполнение отложного воротника и соединение его с горловиной на образце. Практические работы. Раскрой отложного воротника с учетом направления долевой нити. Обработка воротника, соединение его с горловиной. Учебно – тематический план. «Швейное дело» 9 класс. 13
№ Раздел Количество часов теория практика всего 14
Вводное занятие 4 4 8 1 Особенности обработки изделий из синтетических тканей 4 8 12 2. Лабораторная работа: «Определение тканей из синтетических волокон и нитей». 2 2 4 3 Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. 8 16 24 4 Соединение лифа с юбкой. 6 12 18 5 Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике. 4 4 8 6 Трудовое законодательство 10 10 7 Практическое повторение. 12 12 8 Самостоятельная работа: «Обработка горловины фигурной формы подкройной обтачкой» в масштабе 1:2. 4 4 9 Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину. 10 11 21 10 Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды. 10 20 30 11 Оборудование швейного цеха. 10 10 20 12 Самостоятельная работа: «Пошив наволочки без предварительного сметывания» 4 4 13 Организация труда и производства на швейной фабрике. 6 6 12 14. Правила безопасной работы на швейной фабрике. 8 8 15. Технология пошива простейших изделий, применяемых в массовом производстве. 10 14 24 16 Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине. 6 6 12 17. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве. 10 19 29 18 Практическое повторение. 20 20 19 Самостоятельная работа: «Пошив детских пижамных брюк без предварительного сметывания». 4 4 20 Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии. 5 6 11 21 Лабораторная работа: «Изучение свойств новых тканей» 2 2 4 22 Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды. 8 12 20 23 Работа над творческим проектом: «Изготовление диванной подушки в лоскутной технике с вышитым мотивом» 12 12 24 24 Практическое повторение (подготовка к экзамену). 24 24 25 Контрольная работа. 2 2 Итого: 135 234 369 Содержание программы 9 класс. Вводное занятие (8 ч). Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. План работы на четверть. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании 15
инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест. 1. Особенности обработки изделий из синтетических тканей (12 ч). Изделие. Блузка из синтетической ткани. Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, платьевая и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно- тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. Умение. Определение волокнистого состава ткани. Практические работы. Составление коллекции образцов тканей с различной фактурой и оформление ее в альбом. Составление коллекции образцов блузочных, платьевых и курточных тканей и оформление ее в альбом. 2. Лабораторная работа: «Определение тканей из синтетических волокон и нитей» (4 ч). Изделие. Коллекция синтетических тканей и нитей. Теоретические сведения. Назначение тканей в зависимости от волокнистого состава. Лабораторный и органолептический метод определения вида ткани. Умение. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Практические работы. Определение тканей по цвету, блеску, по виду переплетения нитей. Определение тканей на ощупь по мягкости, по сминаемости. Наблюдение за характером горения нитей. Определение вида синтетической ткани по характеру горения. Оформление образцов тканей в альбом. 3. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (24 ч). Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов. Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное: сходства и различия. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко». Умение. Выбор и описание фасона платья. Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков. 4. Соединение лифа с юбкой (18 ч). Изделие. 16
Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер. Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой. Умение. Выполнение соединения лифа с юбкой, совмещая вытачки и боковые срезы, правильно распределяя посадку. Практические работы. Подготовка платья к примерке. Проведение примерки. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине. 5. Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (8 ч). Изделия. Юбка, брюки, платье. Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах. Умение. Установка правильного режима утюга, в зависимости от тканей. Практические работы. Выполнение приемов ВТО, используемых в массовом швейном производстве. Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием. 6. Трудовое законодательство (10 ч). Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи. 7. Практическое повторение (12 ч). Изделие. Цельнокроеное платье без воротника и рукавов. Теоретические сведения. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали кроя платья. Правила обработки горловины подкройной обтачкой. Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых и боковых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Обработка горловины платья. Обработка нижнего среза изделия. Утюжка и складывание изделия по стандарту. 8. Самостоятельная работа: «Обработка горловины фигурной формы подкройной обтачкой» в масштабе 1:2 (4 ч). Изделие. Образец горловины фигурной формы, обработанный подкройной обтачкой. 17
Теоретические сведения. Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки подкройной обтачки и соединение ее с горловиной фигурной формы. Умение. Выполнять раскрой подкройной обтачки для горловины фигурной формы. Практические работы. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки для горловины фигурной формы. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Окончательная отделка и утюжка. 9. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (21 ч). Изделие. Выкройки из журналов мод в масштабе и натуральную величину. Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в уменьшенном масштабе. Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции выкройке. Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа. 10. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (30 ч). Изделие. Блузка несложного фасона. Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки. Умение. Выполнение подбора ткани, ниток и фурнитуры. Подбора отделки для модели с отделкой. Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия. 11. Оборудование швейного цеха (20 ч). Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса 2Текстима2 и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. Умение. Работа на универсальной швейной машине. Практические работы. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхней и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах. 18
12. Самостоятельная работа: «Пошив наволочки без предварительного сметывания» (4 ч). Изделие. Наволочка с клапаном. Теоретические сведения. Основные стандартные размеры наволочек. Ткани для пошива постельного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции. Умение. Выполнение пошива наволочки с клапаном без предварительного сметывания. Практические работы. Пошив изделия без предварительного сметывания. Проверка качества операций и готовых изделий. Утюжка и складывание изделия по стандарту. 13. Организация труда и производства на швейной фабрике (12 ч). Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи мотористки. Разряды по существующей тарифной сетки. Экскурсия. Швейная фабрика. Знакомство с цехами швейной фабрики. Умение. Навыки сотрудничества, умение отвечать за качество выполненной работы перед коллективом. Практические работы. Деловая игра «Швейный цех». Распределение учащихся по участкам, которыми руководят мастера из «сильных» учениц. Назначение контролера, технолога, диспетчера. Работа по участкам. Анализ качества выполненной продукции. 14. Правила безопасной работы на швейной фабрике (8 ч). Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи – мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, влажно – тепловой обработке. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах. 15. Технология пошива простейших изделий, выпускаемых на швейной фабрике (24 ч). Изделие. Сорочка ночная. Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические требования к готовым изделиям. Пооперационной разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях. Умение. 19
Межоперационный контроль. Ежедневный учет работы (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания. Практические работы. Изготовление пробных изделий с пооперационным разделением труда. 16. Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (12 ч). Изделие. Гладкий накладной карман прямоугольной формы. Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Умение. Выполнение машинной закрепки на мелких деталях. Практические работы. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок. 17. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (29 ч). Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой. Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия по стандарту. Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственным технологиям. 18. Практическое повторение (20 ч). Изделие. Детали кроя детских пижамных брюк. Теоретические сведения. Название деталей кроя и контурных срезов детских пижамных брюк. Ткани для пошива. Правила ВТО деталей кроя. Умение. Выполнять заправку нитей на специальной машине 51-А класса ПМЗ. Практические работы. Обметывание срезов деталей детских пижамных брюк на специальной машине 51-А класса. ПМЗ. 19. Самостоятельная работа: «Пошив детских пижамных брюк без предварительного сметывания» (4 ч). Изделие. Детские пижамные брюки. Теоретические сведения. 20
План работы по пошиву детских пижамных брюк. Технические условия на выполнение боковых и шаговых срезов: припуск на шов, ширина стачного шва. Закрепка. Умение. Выполнение боковых и шаговых, верхнего и нижних швов без предварительного сметывания. Практические работы. Обметывание срезов деталей кроя на специальной машине 51-А класса. Соединение боковых и шаговых срезов стачным швом, без предварительного сметывания. Обработка верхнего и нижних срезов пижамных брюк швом вподгибку с закрытым срезом без предварительного сметывания 20 . Новейшие швейные материалы, используемые на швейном предприятии (11 ч). Изделие. Образцы тканей: джинсовые, вельветовые, бархат, ткани с применением металлических и металлизированных нитей, ткани с жатым эффектом. Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды. Умение. Распознавание новейших тканей среди образцов тканей. Практические работы. Прокладывание машинных строчек на кусочках новейших тканей иглами и нитками разных размеров. Утюжка тканей при разном температурном режиме. Разрезание кусочков тканей в разных направлениях. Составление коллекции «Новые ткани» и оформление ее в альбом. 21. Лабораторная работа: «Изучение свойств новых тканей» (4 ч). Изделие. Коллекция новейших тканей. Теоретические сведения. Ассортимент новейших тканей. Название тканей. Для пошива каких изделий используются. Умение. Определение технологических свойств новейших тканей. Практические работы. Изучение прорубаемости новых тканей, влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке с разным температурным режимом. Запись в тетрадь результатов наблюдений. 22. Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды (20 ч) Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента швейной фабрики. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента швейной фабрики. Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и 21
спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия. Умение. Влажно-тепловая обработка шва. Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно- тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах. 23. Работа над творческим проектом: «Изготовление диванной подушки в лоскутной технике с вышитым мотивом» (24 ч). Изделие. Диванная подушка в лоскутной технике с вышитым мотивом. Теоретические сведения. Поиск проблемы. Выбор и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей работы. Выбор оптимального варианта. Основные правила лоскутного шитья. Свойства тканей, применяемых в лоскутном шитье. Правила раскроя и пошива. Умение. Ориентировка при наборе полотна на эскизный рисунок. Подбор элементов по цвету. Практические работы. Разработка конструкторско-технологической документации и технологического процесса. Выполнение технологических операций. Корректирование технологического процесса. Соблюдение трудовой дисциплины, контроль организации рабочего места. Подведение итогов работы. Защита творческого проекта. 24. Практическое повторение (подготовка к экзамену) (24 ч). Виды работы. Стачивание боковых и других срезов без предварительного сметывания. Обработка срезов на крае обмёточной спецмашине 51-А класса. Заготовка мелких деталей к легкой одежде. Выполнение окантовочного шва на мелких деталях (воротники, карманы). 25. Контрольная работа (Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному) (2 ч). Изделие. Фартук. Теоретические сведения. Фартук – вид производственной одежды. Применение фартуков в различных сферах деятельности. Основные и дополнительные детали фартука. Название контурных линий. Швы, применяемые при соединении срезов деталей фартука. Ткани, применяемые при пошиве фартука. Направление долевой нити. Умение. Самостоятельное выполнение фартука с опорой на образец изделия и предметно- технологическую карту. Практические работы. 22
Выполнение операций согласно технологической карте. Учебно – методический комплект 1. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2/ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 2. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые программы/ Под ред. А. М. Щербаковой. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2001 – 320 с. 3. Технология. Швейное дело. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 232 с. 4. Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вид / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2010. – 199 с. 5. Технология. 5 – 11 классы: предметные недели в школе / авт. – сост. Е.Д. Володина, В. Ю. Суслина. – Волгоград: Учитель, 2008. -156 с. 6. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с. 23