"Экология северного дома"

Автор: Борисова Эльвира Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экология северного дома"
Дата публикации: 04.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок по ИЗО и краеведению на тему:

"Экология северного дома"
Вид занятия: бинарный урок. Тип урока: комбинированный Задачи урока: 1. Способствовать формированию экологической культуры учащихся. 2. Помочь детям осмыслить свой опыт в освоении окружающего мира; - подвести учащихся к пониманию зависимости человека от природы; - с помощью презентации и рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид северного дома, его устройство. 3. Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа. Оборудование урока: а) Для учителя. Презентация «Малые Карелы. Деревянное зодчество», запись видеофрагмента: «Белка строит дом», ПК, медиапроектор, магниты для доски. б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, кисточки, краски (акварель, гуашь). Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. На доске схематично нарисован план местности: лес, река «Северная Двина», болото. По замыслу урока ребята выполняют проблемное задание: выбирают место для строительства домов, к концу занятия по берегам реки будет выстроена улица из северных домов - рисунков ребят.
План урока: 1. Организационная часть Вводное слово учителя — 1–2 минуты. 2.Беседа с учащимися – 5 минут. 3.Проектная деятельность учащихся – 4 – 5 минут. 4.Презентация учащихся - 5 минут. 5. Физкультминутка 1 - 2 минуты. 6. Практическая работа — 20 минут. 7. Выставка ученических работ - 2–3 минуты. 8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты. Ход урока I. Организационный момент
Вводное слово учителя истории.
Наш урок сегодня не совсем обычный, мы с вами будем говорить о доме, а вернее о северном русском доме и даже попробуем его нарисовать. Ребята, у каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без дома. Подумайте и скажите, зачем человеку нужен дом?
Примерные ответы ребят:
здесь человек общается с близкими людьми, занимается повседневными делами отдыхает, восстанавливает свои физические и моральные силы.
Учитель истории:
Верно, ученые подсчитали, что более 70% своей жизни человек проводит дома. Ребята, мы с вами городские жители и живем в благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в каких домах жили наши предки – поморы?
Примерные ответы ребят:
Поморы жили в больших деревянных домах.
Учитель истории:
На Севере очень суровые климатические условия и человеку всегда приходилось приспосабливаться к природе. Ребята, а какие трудности приходилось преодолевать человеку на Севере?

Примерные ответы ребят:
холод, сильный ветер, наводнения, на Севере много болот.
Учитель истории:
верно, и все это приходилось учитывать поморам при строительстве дома. Сначала надо было выбрать подходящее место.
Учитель ИЗО
: Ребята, сейчас вы попробуете самостоятельно выбрать место для своего дома, учитывая природные условия. Каким оно должно быть на ваш взгляд? (желающие получают аппликации домов и закрепляют их на доске). А теперь объясните свой выбор.
Примерные ответы ребят:
Место должно быть высоким, сухим, чтобы рядом протекала река.
Учитель истории:
многие селения располагались по берегам рек и это не случайно. Почему? Что давала река человеку?
Примерные ответы ребят:
Пресная вода, питание (рыба), вода для хозяйственных нужд, удобный путь для передвижения.
Учитель истории:
хорошо, место выбрали. Из чего будем строить дом? Какой строительный материал использовали поморы при строительстве домов? Примерные ответы ребят: древесину – сосну,ель,лиственницу.
Учитель истории:
да, действительно, древесина этих деревьев обладает высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные, ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и удерживают внутреннее тепло. Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью. Кто догадался, почему?
Примерные ответы ребят:
т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а значит в стволах содержится меньше влаги.

Учитель истории:
северный дом был крепким, массивным и представлял из себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей, так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг могли неделями не выходить из дома. А сейчас давайте вспомним, какие дома мы видели в Малых Карелах и посмотрим презентацию. Наши экскурсоводы расскажут нам о северном доме.
Просмотр презентации.

Физкультминутка. (
физкультминутка проводится учителем ИЗО и сопровождается показом видеофрагмента « Белка строит дом»).
Учитель ИЗО:
а сейчас мы с вами попробуем сами построить северный дом и украсить его так, как это делали поморы. Из ваших домов должна получиться целая улица и место мы уже подобрали – на берегу реки Северной Двины.
Практическая часть.

Выставка ученических работ
. Готовые рисунки прикрепляются на магнитах к доске.
Учитель ИЗО
: ребята, подумайте и скажите, какие элементы северного дома показывают связь человека с природой?
Примерные ответы ребят:
Конь на крыше, полотенце в виде солнца, узоры в виде цветов на причелинах и наличниках, сам дом сделан из дерева.
Учитель истории: Давайте сделаем вывод – как наши предки

поморы относились к природе?
(бережно, старались приспособиться к ней, старались не вредить природе)
Домашнее задание:
придумать название улицы, которую мы построили и обосновать его.