Автор: Борисова Эльвира Васильевна Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экология северного дома"
"Экология северного дома"
Вид занятия: бинарный урок.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
1. Способствовать формированию экологической культуры учащихся.
2. Помочь детям осмыслить свой опыт в освоении окружающего мира;
- подвести учащихся к пониманию зависимости человека от природы;
- с помощью презентации и рисунков закрепить полученные знания,
вспомнить внешний вид северного дома, его устройство.
3. Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа.
Оборудование урока:
а) Для учителя. Презентация «Малые Карелы. Деревянное зодчество»,
запись видеофрагмента: «Белка строит дом», ПК, медиапроектор, магниты
для доски.
б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, кисточки, краски
(акварель, гуашь).
Оформление классной доски: по центру в верхней части доски
написана тема урока. На доске схематично нарисован план местности: лес,
река «Северная Двина», болото. По замыслу урока ребята выполняют
проблемное задание: выбирают место для строительства домов, к концу
занятия по берегам реки будет выстроена улица из северных домов - рисунков
ребят.
План урока:
1. Организационная часть
Вводное слово учителя — 1–2 минуты.
2.Беседа с учащимися – 5 минут.
3.Проектная деятельность учащихся – 4 – 5 минут.
4.Презентация учащихся - 5 минут.
5. Физкультминутка 1 - 2 минуты.
6. Практическая работа — 20 минут.
7. Выставка ученических работ - 2–3 минуты.
8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.
Ход урока
I.
Организационный момент
Вводное слово учителя истории. Наш урок сегодня не совсем обычный, мы
с вами будем говорить о доме, а вернее о северном русском доме и даже
попробуем его нарисовать.
Ребята, у каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без
дома. Подумайте и скажите, зачем человеку нужен дом?
Примерные ответы ребят:
здесь человек общается с близкими людьми, занимается повседневными
делами отдыхает, восстанавливает свои физические и моральные силы.
Учитель истории: Верно, ученые подсчитали, что более 70% своей жизни
человек проводит дома. Ребята, мы с вами городские жители и живем в
благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в
каких домах жили наши предки – поморы?
Примерные ответы ребят:
Поморы жили в больших деревянных домах.
Учитель истории: На Севере очень суровые климатические условия и
человеку всегда приходилось приспосабливаться к природе. Ребята, а какие
трудности приходилось преодолевать человеку на Севере?
Примерные ответы ребят:
холод, сильный ветер, наводнения, на Севере много болот.
Учитель истории: верно, и все это приходилось учитывать поморам при
строительстве дома. Сначала надо было выбрать подходящее место.
Учитель ИЗО : Ребята, сейчас вы попробуете самостоятельно выбрать место
для своего дома, учитывая природные условия. Каким оно должно быть на
ваш взгляд? (желающие получают аппликации домов и закрепляют их на
доске). А теперь объясните свой выбор.
Примерные ответы ребят:
Место должно быть высоким, сухим, чтобы рядом протекала река.
Учитель истории: многие селения располагались по берегам рек и это не
случайно. Почему? Что давала река человеку?
Примерные ответы ребят:
Пресная вода, питание (рыба), вода для хозяйственных нужд, удобный путь
для передвижения.
Учитель истории: хорошо, место выбрали. Из чего будем строить дом?
Какой строительный материал использовали поморы при строительстве
домов?
Примерные ответы ребят: древесину – сосну,ель,лиственницу.
Учитель истории: да, действительно, древесина этих деревьев обладает
высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные,
ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и
удерживают внутреннее тепло.
Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали
древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью.
Кто догадался, почему?
Примерные ответы ребят: т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а
значит в стволах содержится меньше влаги.
Учитель истории: северный дом был крепким, массивным и представлял из
себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей,
так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг
могли неделями не выходить из дома.
А сейчас давайте вспомним, какие дома мы видели в Малых Карелах и
посмотрим презентацию. Наши экскурсоводы расскажут нам о северном
доме.
Просмотр презентации.
Физкультминутка. (
физкультминутка проводится учителем ИЗО и
сопровождается показом видеофрагмента « Белка строит дом»).
Учитель ИЗО: а сейчас мы с вами попробуем сами построить северный дом
и украсить его так, как это делали поморы. Из ваших домов должна
получиться целая улица и место мы уже подобрали – на берегу реки
Северной Двины.
Практическая часть.
Выставка ученических работ . Готовые рисунки прикрепляются на магнитах
к доске.
Учитель ИЗО : ребята, подумайте и скажите, какие элементы северного дома
показывают связь человека с природой?
Примерные ответы ребят:
Конь на крыше, полотенце в виде солнца, узоры в виде цветов на причелинах
и наличниках, сам дом сделан из дерева.
Учитель истории: Давайте сделаем вывод – как наши предки
поморы относились к природе? (бережно, старались приспособиться к ней,
старались не вредить природе)
Домашнее задание: придумать название улицы, которую мы построили
и обосновать его.