Напоминание

Конспект урока по технологии "Пасха"

Автор: Говорова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Салтыковская гимназия"
Населённый пункт: г.Балашиха, мкрн.Салтыковка, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по технологии "Пасха"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ. РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ « Салтыковская гимназия » ГОВОРОВОЙ ЕКАТЕРИНОЙ ЮРЬЕВНОЙ
Урок-путешествие: Пасха

Тип урока:
комбинированный
Цель урока:

· Образовательная:
сформировать умение учиться, формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, обучение различным приемам работы с бумагой, применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике торцевание и аппликация.
·

Воспитательная:
воспитание интереса к народным традициям, расширение коммуникативных способностей детей, формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
· Развивающая:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук и глазомера, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Оборудование:
презентация к уроку; ТСО – магнитофон; кассета с записью лёгкой музыки; художественное слово; образцы различных видов аппликации, готовый образец; цветная бумага, гофрированная бумага, простой карандаш, ластик, клей, тряпочка для рук, клеёнка.

Ход урока

I.

Организационный момент

Учитель
: Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок. А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!
-
Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах. Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Будем клеить, мастерить – Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. Линейку, ластик положи, В порядке вещи содержи. - Все готовы? Молодцы!
Сообщение целей и задач урока.
Сегодня мы с вами будем путешествовать в прошлое. Мы вспомним народные традиции, разовьем свое воображение и попытаемся с помощью бумаги и клея оформить панно посвященное празднику « Пасха».
II.

Работа по теме

Учитель:
Какой христианский праздник мы с вами скоро будем отмечать?
Учитель:
правильно, это Пасха, а какие народные традиции вы знаете связанные с этим праздником?
Учитель:
сейчас я расскажу вам историю пасхального яйца.
История пасхального яйца
Яйцо с древнейших времен было символом зарождения новой жизни, женского и мужского начала. Философы древности использовали рисунок яйца как символ происхождения мира. Греческий историк Плутарх считал его творцом природы и человечества. В то же время греки поражались форме яйца - овалу - и считали его природной загадкой в отличие от
всем понятного и простого круга. Красный цвет у многих древних народов символизировал новую жизнь: первобытные племена посыпали погребенных красной охрой, азиатские народы много веков назад выставляли выкрашенные охрой или шафраном яйца на новогодний стол. Древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храмы для очищения от грехов. В Египте сохранились изображения расписных яиц, но неизвестно, с какой целью они делались. Во время языческих ритуалов куриные яйца обмазывали кровью жертвенных животных и приносили в дар божествам. Древние ирландцы всю неделю перед Пасхой собирали птичьи яйца в гнездо из камушков, а в воскресенье съедали всей семьей. Эта традиция сохранилась до наших дней. Яйца символизировали у многих языческих народов солнце, новую жизнь, а кролик - плодородие. Это объясняет современные традиции красить яйца и дарить шоколадных кроликов на Пасху. С появлением и развитием христианской религии яйца и красный цвет приобрели новый смысл.
Легенды и история
Крашеные яйца - особый символ Пасхи, радости воскресения. Существует старинная красивая легенда о том, как появилась традиция красить яйца на Пасху. Святая Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию, надеясь пробудить у него интерес к христианству, и протянула ему яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Император удивленно спросил: «Как возможно воскресение человека» В это так же невозможно поверить, как в то, что белое яйцо станет красным!» В тот же момент Тиберий увидел, что яйцо приобрело ярко-красный цвет.
Подарочные пасхальные яйца
Знатные европейцы дарили друг другу яйца, завернутые в золотую фольгу. Начало этой традиции положил в XIII в. английский король Эдуард I Плантагенет. В XVII в. в Европе в пустую яичную скорлупу вкладывали накрученные на тонкую палочку листочки бумаги с пасхальными пожеланиями. Яйца сверху расписывали красками или оборачивали тканью.
Хорошим подарком к любому празднику

В России сложилась традиция красить яйца, и она родила множество произведений искусства из дерева, стекла, глины, драгоценных металлов и камней. Художественной росписью яиц занимались монахи в мастерских, придворные иконописцы. В 1675 г. иконописец Богдан Салтанов преподнес царю Алексею Михайловичу три блюда с расписанными пасхальными яйцами. На первом лежали 5 утиных яиц, на втором - 7 гусиных, на третьем - 7 куриных. Все яйца были невероятно красиво расписаны. В середине XVIII в, в России стали изготавливать первый фарфор, на нескольких фабриках делали и фарфоровые, а позже - стеклянные яйца для продажи и подарков. В конце XIX в. иконописцы братья Тюлины изготовили особые пасхальные деревянные яйца, состоящие из двух половинок. Внутри они были покрыты матовым золотом, а снаружи на одной половинке изображался сюжет «Сошествие во ад Спасителя», а на другой - портрет святого - покровителя того человека, кому было предназначено яйцо. На подмосковной фабрике делали красивые яйца из папье-маше. Позднее это предприятие стало знаменитой Федоскинской фабрикой лаковых миниатюр. Эта фабрика прославилась декоративными шкатулками, игрушками и разными сувенирами, включая пасхальные яйца. Изготавливали расписные яйца и мастера других центров декоративно-прикладного искусства. Самыми знаменитыми пасхальными яйцами стали ювелирные изделия фирмы Фаберже. С 1885 по 1917 г. Фаберже создал знаменитую серию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в форме яиц. Общее количество яиц в коллекции - 71, из них 54 принадлежали императорской семье и были сделаны по заказу царя и его близких. Каждое яйцо было с секретом - при ближайшем рассмотрении оказывалось, что это не просто удивительно красивая и дорогая вещь, но и изящная шкатулка или часы со спрятанными внутри кукушкой или петухом. Для членов императорской семьи заказывались яйца с портретами. Мастера фирмы Фаберже владели уникальной технологией нанесения 4-цветного золота - желтого, белого, красного и зеленого.
Учитель:
скажите пожалуйста кто знает когда надо красить яйца?
Когда красят яйца
Раньше яйца расписывали всей семьей, как правило, вечером Великого четверга. Для изготовления настоящих традиционных русских писанок в каждом доме хранились яркие краски и маленькие проволочные крючки. Крючки опускали в расплавленный воск и покрывали им яйца, оставляя места для рисунков. Затем яйца окрашивали в натуральных
красках, и на местах, не тронутых воском, проступал рисунок. Такую операцию проделывали несколько раз, чтобы получить сложные многоцветные рисунки. Перед подачей на стол воск с яиц стирали. Начиная с первых годов XX столетия в продаже незадолго перед Пасхой появлялись всевозможные пищевые красители. Краски были яркими, предпочтение отдавалось золотым, серебряным и бронзовым оттенкам. Но стоили они дорого, поэтому в простых семьях продолжали красить яйца по старинке луковой шелухой, овощами и травами. В наше время Проще всего купить краситель и окрасить яйца, а затем наклеить прилагаемые к краскам специальные рисунки. Следует только следить за тем, чтобы красители были пищевыми и не содержали вредных добавок. Красились яйца традиционно в субботу. Считалось, что если сделать это раньше, то они быстро испортятся и не принесут удачи. Праздничный пасхальный завтрак по православной традиции проходил скромно, гостей не приглашали. Первое, что съедали все члены семьи, освященное крашеное яйцо, причем одно яйцо делил на всех старший мужчина в доме. В некоторых местах завтрак начинали с кулича, также разделенного на всех. Крашеными яйцами одаривали друг друга дети и взрослые, с красивыми цветными яйцами шли в гости. Обязательно относили яйца родителям: живым - домой, умершим - на могилу. Пасхальным яйцам придавали огромное магическое значение. Скорлупу крашенок не выбрасывали, а хранили как оберег от пожаров, засухи и других невзгод. В Великое Воскресенье яйца клали в зерно, отложенное на посев, обходили с ними коровники, закапывали в землю для урожайности. Одно яйцо, его еще называли наисвященнейшим, оставляли до первых работ в поле, его брали с собой как залог удачного года. Иногда крашеное яйцо клали за икону и хранили весь год как оберег от пожаров в доме. На Пасху устраивали разные игры с яйцами, преподносили их друг другу. Утром в день Пасхи в европейских странах до сих пор от детей прячут крашеные или шоколадные яйца, и малыши с удовольствием отыскивают красивые подарки. В Америке яйца катают по наклонным лужайкам и стараются их догнать. Самой увлекательной в России XX в. была пасхальная игра «Путешествия». В нее с огромным азартом играли и дети, и взрослые. Суть игры заключалась в том, что участники по жребию выбирали себе букву, город на эту букву, а затем должны были на эту букву придумать как можно большие слов, обозначающих подарки, привезенные из этого города. Например, человеку достался город Воронеж. Следовательно, он может «привезти» веер, валенки, ватрушки, веник. Кому-то выпал Псков. Соответственно, из путешествия можно
привезти пряники, печенье, плед, подушку и т. д. Тому, кто называл больше всего «сувениров», дарили красивое пасхальное яйцо. В эту игру мы с вами поиграем.
Как красят яйца
Самый распространенный способ окраски яиц - кипячение их в отваре луковой шелухи. Чем дольше варится яйцо, тем более насыщенный коричнево-красноватый цвет оно приобретет. Для получения на яйцах рисунка перед опусканием в воду к ним прикладывают резные листья смородины, малины, клена, веточку петрушки, цветок подснежника, после варки на месте листа остается белый узор. Готовые крашеные яйца натирают растительным, розовым или лимонным маслом для придания им блеска и аромата. Иногда крашеные яйца заворачивают в золотую или серебряную бумагу, обвязывают лентами, тесьмой. Крашеные любым способом пасхальные яйца называли на Руси крашенками, расписанные узорами - писанками, а деревянные с росписью - яйчатами. Какие только узоры не изображали на яйцах; кресты, цветы, пейзажи, животных и даже портреты людей. Самые простые крашенки готовят путем отваривания в луковой шелухе. Писанку можно сделать, разрисовав отваренное яйцо акварельными красками или специальными лаками для яиц. Узоры на скорлупе также рисуют восковой свечкой, а затем яйцо отваривают в растворе пищевого красителя. Крашеные яйца традиционно ставили в центр стола на молодую зелень или на проращенные зерна пшеницы. Пасхальные яйца своими руками: «мраморное» яйцо - обернуть в шелуху и варить в хлопчатобумажной салфетке; «зеленое» яйцо - добавить при варке в воду нарезанный, укроп или березовые листья; «фиалковое» яйцо - на ночь в горячей воде замочить лепестки темной фиалки, утром в этой воде отварить яйца; «золотое» яйцо от курочки Рябы - в воду при варке добавить шафран (на 1 л воды 3 ст.л. шафрана); «красное» яйцо - варить вместе с дольками очищенной свеклы; «солнечное» яйцо - в воду добавить половинки очищенной моркови;
«лазурное» яйцо - в воду положить нарезанную краснокочанную капусту и 1 ст. л. уксуса; «пастельное» яйцо - добавить в воду черничный или ежевичный сок; «яйцо-цыпленок» - в воду добавить настоянный отвар ромашки; «серовато-зеленое» яйцо - в воду добавить отвар листьев крапивы; «бордовое» яйцо - варить яйца в луковом отваре с добавлением тертой свеклы; «бронзовое» яйцо - в воду добавить отвар коры дуба.
Учитель
: давайте рассмотрим слайды и подумаем в какой технике вы хотите выполнить свою работу.
Учитель:
Рассмотрите работы, представленные на слайде
Учитель:
В какой технике выполнены эти работы?
Учитель:
Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?
Учитель:
Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин.
Учитель:
Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова.
Ученик
(читает): «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».
Учитель:
а, кто из вас знает, что такое торцевание?
Учитель:
Торцевание- это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются путем накручивания квадратика на палочку, трубочки торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное. Сегодня я вам предлагаю плоскостное торцевание, когда трубочки- торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу под прямым углом. А теперь давайте разделимся с вами на группы и каждая группа выполнит открытку в своей технике, но сначала проведем физкультминутку.

Физкультминутка для рук
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Правила техники безопасности
- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? - Можете приступать к работе. - Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.
III
. Самостоятельно дети выполняют работу.
IV. Подведение итога, выставка работ

Учитель:
Музыка остановилась, прошу вас закончить работу. - Возьмите свои работы и покажите друг другу, соседу по ряду. - Какое красивое панно у вас получилось! - Как можно использовать эти работы?
Ученики:
подарить, сделать выставку.
Учитель:
Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.
V. «Проверь себя»
- вопросы для закрепления - Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи (аппликация). - Что означает с латинского слово «аппликация» (прикладывание). - Определите вид аппликации: изображение предметов и их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма (объёмная).
-
Какую новую технику работы с бумагой вы сегодня осваивали? (приём работы с бумагой – торцевание). -Что означает торцевание? (бумагокручение).

VI. Рефлексия:
Продолжи фразу: - Сегодня на уроке было интересно…. - Я понял, что ….. - Мне захотелось…. - Я научился…..
Д/з
доделываем аппликацию до конца.
VII. Уборка рабочего места.

Учитель:
Аккуратно собрать мусор в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить аккуратно, клей закрыть, протереть клеёнку, сложить все принадлежности в папку для уроков технологии.
Учитель
: Молодцы! Спасибо за урок.