"Педагогическое общение и речь педагога-показатель профессионализма"

Автор: Боева Наталья Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Филиал № 5 ГКУЗ СО "Специализированный дом ребенка"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое общение и речь педагога-показатель профессионализма"
Дата публикации: 05.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья

«Педагогическое общение и речь педагога –

показатель профессионализма»
Н.В. Боева, старший воспитатель, 1 кв.к. Филиал № 5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка», г. Серов Важнейшим средством общения является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский. В попытке изучить литературу по данному вопросу, я обнаружила, что большинство научных изданий относятся к восьмидесятым годам прошлого столетия. К сожалению, в последнее время данной проблеме не уделяют большого внимания, хотя именно в наши дни она стоит наиболее остро. Поэтому решила взять на себя смелость напомнить педагогам основные моменты. Надеюсь, что мой труд не пропадет даром. Человек, владеющий правильной, культурной речью, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимоотношения с детьми, родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле. В процессе общения люди раскрывают свои чувства, мысли, сопереживают, рассказывают о событиях своей жизни и т.д. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или планирует заниматься. Так что же такое общение?
Общение
– 1) процесс обмена между людьми духовными, интеллектуальными и эмоциональными ценностями; 2) процесс налаживания, функционирования, развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности, в ходе которой происходит процесс познания человеком себя, другого человека и познание окружающего мира. Выделяют
7 уровней общения
: 1. Примитивный (человек является предметом, который может или принести пользу, или угрожать); 2. Манипулятивный (человек – прежде всего соперник, недруг, враг); 3. Стандартизированный (общение строится на каких-либо стандартах, человек «надевает маску», скрывая своё истинное состояние);
4. Конвенциональный (свод правил, согласий, это то, как надо себя вести); 5. Деловой (человек интересен как участник какой-либо деятельности, как человек, который может помочь решить проблемы, оказать помощь); 6. Игровой (живой, неподдельный интерес к собеседнику, человек пытается себя показать лучше, чем он есть на самом деле); 7. Духовный (человек воспринимается собеседником с благодарностью, что он есть, с его мыслями, чувствами, желаниями). В общении выделяют
три взаимосвязанных стороны
: 1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. 2. Перцептивная - восприятие и понимание людьми друг друга. 3. Интерактивная - проявляется во взаимодействии, организации совместной деятельности людей. Коммуникативная сторона общения это ни что иное как средства общения, которые бывают: невербальные и вербальные. Напомню, что к невербальным средствам относятся: кинетика (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистика (качество голоса, диапазон, тональность); экстралингвистика (паузы, покашливания, плач, смех, темп речи); проксемика (пространство, время, организация общения); и визуальный контакт глаз. Другими словами всё то, что несёт дополнительную информацию к тому, о чём мы говорим. А вербальные средства общения - устные, словесные, то есть наши слова, наша речь. Речевые способности являются органичным компонентом коммуникативных способностей педагога, важным звеном его коммуникативной культуры в целом. Психологи выделяют следующие
компоненты речевых способностей
:  хорошая вербальная память;  правильный отбор языковых средств;  логичное построение и изложение высказывания;  умение ориентировать речь на собеседника;  высокий уровень антиципации (умственное предрасположение или готовность человека к восприятию того или иного материала). Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура педагога. Речевые способности помогают педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Если коммуникативная задача вытекает из задачи педагогической, то речевая задача вытекает из задачи коммуникативной и является средством её реализации. В процессе педагогической деятельности педагог решает бесчисленное множество речевых задач, т.к. речевое воздействие является ведущим средством педагогического общения. Речь педагога должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания дошкольников, поэтому к ней,
помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Педагог несёт социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за её последствия. Выражение «речь педагога» (синоним – «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога. Устная речь педагога существует в двух разновидностях – в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с детьми разнообразны. Наиболее распространёнными формами монологической речи педагога являются рассказ, оценочные суждения (оценка поведения, деятельности детей вне занятия и т.д.) Диалогическая речь педагога представлена в различного рода беседах с детьми, строящихся в форме вопросов и ответов. Кроме того, в практике часты ситуации, требующие обмена приветствиями, высказываниями между педагогом и детьми при встрече, а также совместное обсуждение какой-либо проблемы, поступка, норм поведения. В таких ситуациях формы устной речи редко существуют автономно, в «чистом» виде. Они как бы проникают, входят одна в другую, создавая сложную полифонию связного повествования, реплик, оценок, замечаний, вопросов, ответов. Атмосфера, создаваемая коммуникативным поведением педагога и ребёнка, сиюминутна. Это важно учитывать педагогу, ибо подобная сиюминутность возлагает на него большую ответственность и за выбор слов, выражений, и за интонацию, с которой они произносятся, за жесты, движения, которыми сопровождаются. Ведь всё это надолго остаётся в памяти детей в виде настроения, впечатления, вынесенного от встречи, общения с педагогом. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между педагогом и ребёнком
-
ведущая функция педагогической речи, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между педагогом и воспитанниками, на основе которых строятся обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «педагог – ребёнок», в значительной мере определяет педагогический успех. Речь педагога выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений – взаимопонимания между детьми и педагогом. Здесь всё значимо: и как педагог обращается к детям, приветствует их, представляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест. В плане общения вне занятий эти детали в речи, в коммуникативном поведении педагога ещё более значимы. Пути совершенствования речи педагога: 
Самоконтроль и развитие культуры речи, создание у себя

установки на владение правильной литературной речью во всех

ситуациях речевого

общения.
Речь идет о воспитании у себя привычки и потребности в постоянном изучении и повышении своего уровня культуры речи. Особое внимание здесь важно уделить вопросам
правильности речи (её соответствии нормам современного литературного языка – нормам ударения, произношения, словообразования и др.) и чистоты речи. 
Самоконтроль и развитие умений выразительной речи.
Выразительность речи достигается за счет её умелого интонирования соответственно содержанию, условиям произнесения и за счет уместного использования изобразительных средств языка (эпитетов, метафор и др.), словесной образной наглядности (отрывков из худ. произведений, афоризмов и пр.) 
Самоконтроль и развитие коммуникативных умений,

способностей
,
социальных установок в сфере общения
. Это индивидуальный стиль общения. 
Развитие общих психофизических особенностей личности,

создающих предпосылки для успешного владения речевыми

навыками и умениями.
Имеется в виду развитие воображения (воссоздающего и творческого), ассоциативной и образной памяти, фантазии. Т.е. обязательным условием выразительности речи педагога является мысленное видение им тех предметов, событий, процессов о которых он повествует. Речь в этом случае становится эмоциональной, яркой, он как бы рисует картины средствами языка. В зависимости от цели речь может быть: развлекательной (где главное занимательность, интерес, поддержание внимания); информационной (дает новое представление о чем-либо); воодушевляющей (обращенной к чувствам, эмоциям человека); убеждающей (предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение); призывающей к действию. В педагогическом общении «присутствует» всё разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования. Какие? Прежде всего, правильность, то есть соответствие литературно-языковым нормам. Важна точность (употребление слов, выражений в свойственных ими значениях), ясность, простота, логичность (правильные взаимосвязи слов в предложении, ориентация на окружающую действительность), доступность (ориентированность на собеседника), богатство (разнообразие используемых языковых средств), образность, эмоциональность и, конечно же, уместность (соответствие ситуации). Чтобы умело пользоваться словами, надо ставить перед собой такие вопросы:  Как сказать правильно?  Как сказать доступно?  Как сказать убедительно?  Как сказать эмоционально? При педагогическом общении важно и то, что сказано, и то, как сказано. Ведь педагогическое общение это передача опыта и знаний детям,
оно всегда носит обучающий, развивающий, воспитывающий характер и является средством решения образовательно-воспитательных задач. Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, о причинах тех или иных действий, поступков, межличностных отношениях. И в завершении хочу напомнить слова великого педагога В.И. Сухомлинского: «Слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника».
Литература
1. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1996. 2. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 1985. - №4. С.9-16. 3. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. 4. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. - М., 2004. 5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология . - СПб., 2006. 6. Галигузова Л.Н. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» С.110- 120.