"Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика"

Автор: Кессова Екатерина Васильевна
Должность: заместитель директора по ИТ, учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №111 г.Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика"
Дата публикации: 06.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Реализация научно-исследовательских проектов в совместной

деятельности учителя и ученика
Кессова Екатерина Васильевна, заместитель директора по ИТ, учитель физики МБОУ СОШ №111 г. Минеральные Воды, Ставропольский край «Отец дал мне жизнь, а учитель бессмертие» А. Македонский. Коллеги! Вспомните свои школьные годы, родную школу, учителей, любимые предметы… Кому-то нравилась история, литература, математика, а мне – физика. Какая она – школьная физика? Не сомневаюсь, что многие ответят: трудная, сложная, не очень интересная, с трудом понималась, мало, что помнится. А если этот вопрос вам задает ваш сын – семиклассник, который начинает изучать физику, вы ответите так же? Думаю, что вы попытаетесь его убедить в том, что нет ничего интересней и увлекательней, чем физика, и, главное, очень пригодится в будущем. Как же заинтересовать современных школьников этой трудной, скучной, непонятной, но столь нужной физикой? Каких только приемов и методов преподавания не придумали педагоги, но физика всегда была, есть и будет сложной для понимания. Физика как наука о природе не может быть легкой, потому как надо видеть логику самой природы, знать и понимать ее законы, уметь рассмотреть в каждом явлении простоту и закономерности, почувствовать радость первооткрывателя. Ни для кого не секрет, что в последнее время наблюдается некоторый спад интереса учеников к естественным наукам. Но есть учащиеся, которые проявляют заинтересованность в них, с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. Именно эти ученики и «не дают нам покоя», призывая самим находиться в постоянном творческом поиске. Я четко себе представляю, что как учитель физики образовательной школы я должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности всех обучающихся. В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» говорится: «Одним из требований современного общества является необходимость раскрыть индивидуальные способности человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность». Только не говорится о том, как это надо сделать при явно недостаточном количестве часов, отведенных на физику, несовершенстве концентрической программы. Кроме того, некоторые эксперименты, проводимые на уроках физики, не обеспечивают достаточной точности результата, или их вообще невозможно
провести в режиме реального времени на том оборудовании, которое осталось в школе. Нам, учителям доверена особая роль. Государство дало нам право заглянуть во внутренний мир каждого ученика, чтобы выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается. Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. В любой образовательной системе, в любой педагогической технологии главным действующим лицом является ученик. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими. Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Моя задача – вселить уверенность в ребенке, у которого должен отсутствовать страх передо мной, перед моим жизненным опытом. И только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравится самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным задачам, к новым исследованиям. В какой-то момент наступает третий этап, ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят с моей стороны, со стороны учителя. Я должна каждый урок показывать моим ученикам, что они неповторимая личность, имеющая право на ошибку, собственное мнение и способность к саморазвитию. «Учитель — это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты», — подчёркивал известный писатель Ф.А. Абрамов. Каждый педагог – творец нескольких сотен судеб. Как в кузнице, куется счастье наших воспитанников. Дети любят учиться, но необходимо добавить: хорошо учиться. Учение – это труд, а труд от слова "трудно". Успех в учении – единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Для школы это особенно важно. В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, компетентность конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования. Новой школе требуются инновационные методы обучения, которые:
 Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении  Реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;  Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;  Были приоритетно направлены на развитие познавательного интереса. Из всего многообразия форм и методов обучения сегодня проектная (исследовательская) деятельность занимает особое место в процессе обучения. В её основу положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения, учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Стандарт второго поколения предлагает следующие виды проектов: информационные (поисковые), исследовательские, творческие, социальные, прикладные (практико-ориентированные), игровые (ролевые). Они могут быть индивидуальными, парными, групповыми и т. д. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, развитию информационной компетентности. Групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость тактичность, готовность прийти на помощь и другие личностные качества. При этом изменяется роль учителя. Он становится организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Учитель перестает быть только «чистым предметником» – он
становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. В современной школе учитель многогранен: наставник, исследователь, ученый, творческий человек и так можно продолжать и дальше, но одно из важнейших характеристик – это созидатель, он помогает каждому школьнику, воспитать в себе личность способную плодотворно и самодостаточно жить в современном мире. Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? К ответу на этот вопрос, ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.  Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.  Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.  Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.  Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.  «Человек, который задает вопросы» который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.  Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.  Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов. В своей практике использую проектную деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности. Проектные уроки провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников. На этих уроках я кратко по структурно-логической схеме или по опорному конспекту предлагаю ученикам увидеть весь материал в целом, показываю причинно-следственные связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами, процессами.
На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы, знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и анализа информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный материал: рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план защиты своего проекта, продумывают формы и методы подачи материала в презентации. Далее осуществляется публичная презентация своего учебного продукта. Внеурочные проекты ребята готовят дома, выбрав интересующие их темы. Представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект- инсценировка, организационный проект, проект-выставка, проект- видеофильм, проект-рекламный ролик, мультимедийный проект. Проекты персональные и групповые имеют ряд преимуществ.
Преимущества персональных проектов:
 План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.  У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.  Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.  Формирование у учащихся важнейших исследовательских, презентационных, оценочных умений и навыков становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
 У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.  Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.  Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. Таким образом, посредством метода проектов, задействованы практически все виды универсальных учебных умений:  Регулятивные: планирование, саморегуляция.
 Познавательные: поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательских задач.  Коммуникативные: планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью. При организации проекта необходимо соблюдать ряд условий:  Проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту и возможностям обучающихся.  Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов, как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.  Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении используемых методов.  Необходимо использовать тетрадь самоконтроля, в которой проводить самоанализ в ходе работы и которая будет использоваться при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проектов.  Необходимо наличие ясной и простой системы оценки итогового результата работы по проекту.  Результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы. Они должны получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме. При организации проектной деятельности учителю необходимо обратить внимание и совершенствовать следующие основные функции в отношении учащихся:  диагностика состояния процесса обучения учащихся;  осуществление целеполагания;  обеспечение мотивации учащихся и вовлечение их в деятельность;  управление деятельностью учащихся;
 коррекция деятельности учащихся;  контроль за выполнением заданий;  рефлексия деятельности. Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы. В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, вначале выбирает тему, ставит перед собой цели, создает план и реализует их. Главная задача – это достигнуть какого-либо результата, т.е. свершение.
Главные этапы проектирования:
1. Выбор темы: во время работы над темой школьники учатся находить интересующую их информацию, систематизировать её, хранить и использовать. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность школьников на самостоятельный поиск информации; 2. Определение цели и задачи, а также актуальность выбора данной темы, построение гипотезы (догадки, предположение, т.е. то, что еще не доказано); 3. Подбор литературы и других источников по данной проблеме (в качестве источников могут выступать научно-публицистические издания, специальная литература, Internet, документальные фильмы, методические разработки самого учителя и т.д.); 4. Теоретическая часть (определение основных понятий); 5. Организация исследования: консультации специалиста, наблюдение, эксперимент, опыт, математические расчеты (оценка погрешности и анализ сходимости опытных и теоретических результатов, статистика, погрешность); 6. Представление результата, подведение итога, выделение положительных и отрицательных аспектов (доклад, защита, презентации). Задача, которая ставится перед руководителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.
Результаты исследовательских работ представляют на школьных конференциях, городских олимпиадах. Научные конференции по физике можно приурочить к важным памятным датам. Проектная деятельность является одним из методов учебной деятельности, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательным показом результата, т.е. подразумевается познавательная, творческая и исследовательская работа учащегося. В завершение следует отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. Итоговым продуктом программы стали проекты, подготовленные учащимися на материале местного сообщества. Интересны темы проектов: «Как сберечь тепло в классе зимой?», «В какой банк вложить деньги?», «Как сохранить учебники?», «Скорость на дорогах», «Газовые приборы в доме». При подготовке проектов дети проанализировали состояние дел по проблеме, наметили пути её решения вообще и те варианты, которые они в состоянии реализовать для того, чтобы проблема стояла менее остро. Какова же роль учителя в успехах учащихся? Повторю ещё раз, что учитель наблюдает, направляет, поддерживает, создает условия, но не диктует, не осуществляет жесткий контроль. Он создает условия для деятельности ребенка, для презентации результатов этой деятельности, организует взаимодействие и общение учащихся. Таким образом, роль учителя в успехах школьников заключается в том, чтобы помочь своим ученикам как можно полнее раскрыть свои творческие способности, координируя, направляя их деятельность в нужное русло. Учитель должен подобрать такие нетрадиционные методы и формы обучения, которые бы побуждали самих школьников к получению знаний. Исходя из стандартов второго поколения, предлагаю учащимся следующие виды проектов: информационные (поисковые), исследовательские, творческие, социальные, прикладные(практико-ориентированные), игровые (ролевые). Проекты, выполненные учащимися:  «Альтернативные источники энергии»
 «Законы физики – советы строителю»  «Законы физики – законы жизни»  «…И на Марсе будут яблони цвести»  «Вокруг света за 80 дней» по произведению Ж.Верна.  «Физика и Великая Отечественная война».  «Энергосбережения дома и в школе»  «Физики и лирики»  «Вкусные источники тока»  «Чем опасны метеориты и астероиды»  «Космический мусор: средства его реализации».  «Ярославская чайка» (к 50-летию полета первой женщины-космонавта) Защищают учащиеся проекты на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку». Принимали участие во Всероссийской очно- заочной «Мир моих физических и астрономических исследований».
Заключение.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. Предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность обучающихся. В результате реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень использования наглядности, изменилось отношение к предмету у ребят далеких от физики, но увлеченных ПК, изменяется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Учащиеся начали воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности. В результате реализации проекта создается такие пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для проведения содержательного досуга, а для стимулирования познавательной деятельности школьников. В заключении хочу заметить: практико-
ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся – ощущение полезности своей деятельности. В рамках сегодняшней школы есть возможности для развития проектного мышления, с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. И по прошествии скольких то лет, может быть, мы услышим в свой адрес слова, сказанные Александром Македонским: «Отец дал мне жизнь, а учитель бессмертие».
Литература:
1. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом «Первое сентября» – 2006. – № 17. 2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. (Ббилиотечка "Первого сентября"). – ISBN5-9667-0230-6. 3. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. – № 13. – С. 17-19. 4. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. – Народное образование – № 3, 2003 г. 5. Глазкова К.Р. Уроки-исследования : формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2006. – № 24. – С. 29-31. 6. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С.Ю.Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005, №11. 7. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование – №3, 2000 г.