Автор: Коржавчикова Наталья Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1 "Светлячок"
Населённый пункт: город Скопин, Рязанская область
Наименование материала: Сценарий активизирующего общения
Тема: "Если рядом друг – веселей вокруг"
Сценарий активизирующего общения по образовательной
области «Речевое развитие» на
тему: «Если рядом друг – веселей вокруг»
в старшей группе.
Цель: создание условий для активизации коммуникативной деятельности
детей;
Задачи:
- учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией;
- продолжать формировать нравственные основы личности в предложенных
ситуациях общения;
- обогащать словарный запас;
- закреплять нормы и правила речевого поведения.
Методические приемы :
игровая мотивация (письмо с просьбой о
помощи); д/и «Доскажи словечко»; д/и «Узнай сказку по отрывку»;д/и «Я
начну, а ты продолжи»( пословицы и поговорки);исполнение песни
«Доброта»;д/и Я желаю тебе…», анализ занятия.
Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М.
Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), беседа
по пословицам о добре, слушание песни «Доброта» ( Музыка Игоря Лученка
Слова Н. Тулуповой
Материалы и оборудование:
1. Письмо;
2. Ларец;
3. Елка с игрушками;
4. Снежинка;
5. Улыбки из цветной бумаги;
6. Музыкальный центр;
7. Иллюстрации к сказкам;
8.Книга.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Сегодня к нам пришел Снеговик, принес письмо от лесных
жителей: «Здравствуйте, дети! Нам очень нужна ваша помощь. У нас в лесу
поселился Злой волшебник. У него никогда не было друзей, он не знает, как
это здорово дружить, поэтому он заколдовал всех зверей так, чтобы они
всегда ссорились и не дружили.
В лесу стало грустно и темно».
Воспитатель: Дети, звери не могут победить Злого волшебника. А вы
сможете. Мы соберем добрую посылку в форме ларца. В ларец будем класть
вещи, которые принесут добро и радость и растопят злое сердце волшебника.
Но для этого вы должны выполнить задания.
Приступим!..
Первое задание. Стихи о вежливости для детей
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? Верно, зима.
- К какому волшебному празднику идут приготовления? Правильно, к Новому
году.
- Посмотрите, дети, перед нами главная гостья этого праздника – елка.
Только она не нарядная. Наверное, из грустного леса к нам пришла.
Исправить эту ситуацию возможно, выполнив задание.
Я вам буду читать стихотворения, а вы, пожалуйста, вставьте подходящие
вежливые слова. За правильные ответы на елке будут появляться новогодние
украшения.
Задание:
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… « Добрый день »
***
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …« Не перебивай »
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Волшебное слово - « Извините »
***
До чего ж оно красиво,
Слово доброе … «Спасибо».
***
Друг другу на прощание
Мы скажем … «До свидания».
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая нарядная елка! Как много вежливых
слов вы назвали! Поместим наш подарок в ларец. С первым заданием вы
справились.
Замечательно, переходим к следующему заданию
Книг о дружбе очень много.
Мы читали их не раз.
Кто внимательней из вас
Мы узнаем в тот же час.
Обращаю внимание на книгу.
Второе задание. Викторина. (Книга)
Посмотрите, дети, перед нами книга сказок, но в ней нет ни одной страницы.
Вероятно это дела Злого волшебника. Давайте ответим на вопросы, и сказки
вернутся.
Воспитатель : 1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились.
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не
тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Петух, Кот, Пес, Осел.) Как
называется сказка? (Бременские музыканты). Кто автор?( Братья Гримм).
2. Мы читали много рассказов Григория Остера о Попугае, Удаве, Мартышке
и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей?
(Слоненок.) Как назывался этот рассказ?(38 попугаев)
3. Хочу спросить у вас, какая девочка выручила своего друга из ледового
плена?? (Герда выручила своего друга Кая.) Как называется сказка?
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я
самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в
ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали
больному? ( Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.
(Львёнок и Черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом
всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) Как называется сказка? ( «Золотой ключик,
или приключения Буратино») Кто автор? (А.Толстой).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сумели вернуть сказки в книгу, которою
мы подарим волшебнику. (Воспитатель кладет книгу в ларец).
Физкультминутка ,
(Встали в круг и взялись за руки).
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И друг другу подарите (руки в стороны)
Станет весело вокруг (повторить 2 раза),
Если у тебя есть друг.
(Дети садятся на стулья).
Третье задание Пословицы и поговорки о дружбе.
Воспитатель: следующее задание. Посмотрите, дети, перед нами снежинка,
только она некрасивая.
- Почему? Правильно, на ней не хватает лучей-подружек. Чтобы вернулись
лучики – подружки, мы назовём пословицы и поговорки о дружбе.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Один за всех и все за одного.
3. Дружба – самое дорогое сокровище.
4. Без друга в жизни туго.
5. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
6. Друзья познаются в беде.
Посмотрите, что случилось после того как вы назвали пословицы?
(Снежинка стала красивой. Появилось много лучиков.) Подарим ее
волшебнику.
(Дети с воспитателем подходят к ларцу).
Воспитатель: Вы успешно справились со всеми заданиями, я дарю вам
свою улыбку (раздает детям улыбки).
- А вы хотите поделиться улыбкой своей с волшебником. Тогда положите
улыбки в ларец с наилучшими пожеланиями.
(Дети складывают улыбки и говорят пожелания)
Вывод: Вы молодцы, справились со всеми заданиями.
- Какое задание было для вас самым трудным?
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Я еще раз
убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить.
(Дети поют первый куплет песни о доброте)
ДОБРОТА
Музыка Игоря Лученка
Слова Н. Тулуповой
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей.
(Снеговик услышал песню и возвращается в группу)
Снеговик: Я услышал, как вы поете.
Воспитатель (отдаю ларец): Здесь собраны такие подарки, которые растопят
злое сердце волшебника и все в вашем лесу будет хорошо.
Снеговик: Какие подарки? Расскажите, как вы их сделали.
Воспитатель: Спасибо, занятие окончено.