"Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Автор: Александрова Ольга Геннадьевна Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Звоночек"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Своевременное формирование грамматического строя
языка ребенка является важнейшим условием для его
полноценного речевого и общего развития.
Одним из самых основных периодов в жизни ребенка,
связанных со становлением и совершенствованием
грамматического строя речи является дошкольный возраст.
В дошкольный период очень важно обращать внимание
на правильность формирования грамматического строя
речи, так как его нарушение в условиях школьного
обучения приводит к нарушению письменной речи.
Грамматика -
совокупность правил об изменении
слов и их сочетании в предложении.
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка,
помогающая облекать мысли в материальную оболочку, делая
речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй языка - система языковых единиц и
правил.
Грамматический строй речи
Морфология
Словообразование
Синтаксис
Механизм формирования Л – ГС у детей
При полноценном протекании речевого развития , ребенок, еще
не знающий никаких грамматических правил постепенно начинает
правильно употреблять в своей речи грамматические формы. Но
поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм
невозможно, то до определенного возраста в речи всех детей
имеются так называемые «детские аграмматизмы» , которые при
нормальном речевом развитии с возрастом постепенно исчезают.
Особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых
эти аграмматизмы слишком многочисленны.
Каждый ребенок, еще в дошкольном возрасте должен пройти
«дограмматический период усвоения языка»
Механизм формирования ГСР у детей
Формирование грамматического строя речи
в первой младшей группе (с 2 до 3 лет)
-
Учить правильно употреблять им. существительные и местоимения с
глаголами в будущем, прошедшем и в настоящем времени, изменяя их по
лицам ( Я даю, ты дашь, Саша ищет и т. п.)
- Учить образовывать им. существительные в форме мн. числа (стол-
столы, машина – машины, ложка - ложки)
-
Формировать правильное употребление в речи им. сущ. с уменьш. –
ласкат. суффиксами (стол – столик, шкаф – шкафчик, книга – книжка)
- Помогать правильно использовать и различать
простые предлоги (в, на, за, под)
- Упражнять в употреблении вопросительных слов,
несложных фраз состоящих из 2-3 слов
(Кисонька – мурысонька, куда пошла?)
Формирование грамматического строя речи
во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)
- Учить образовывать названия животных и их детенышей в форме ед.
и мн. числа ( кошка – котенок - котята, утка – утенок - утята)
- Формировать умение образовывать и использовать в речи детенышей
животных с уменьшительно – ласкат. суффиксами по аналогии (лисенок,
волчонок, котенок, тигренок)
- Учить употреблять и различать им. существительные с предлогами (в, у,
на)
- Помогать составлять из нераспостраненных
простых предложений распостраненные с
однородными членами (Мы пойдем в зоопарк
и увидим слона, зебру и тигра.)
Формирование грамматического строя речи
в средней группе (с 4-5 лет)
- Упражнять в согласовании местоимений с им. сущ. м., ж. и ср. рода (моя
рубашка, мой шарф, моё платье)
- Формировать навык согласования им. прилагательных с им. сущ. м., ж.,
и ср. рода (красный мяч, красная груша, красное яблоко)
- Учить правильно употреблять им. существительные в форме мн. числа
родительного падежа (лисят, медвежат, туфель, вилок )
-
Сформировать навык образования и использования в речи
относительных прилагательных ( дубовый, сливовый, грушевый,
шерстяной, кожаный)
-
Совершенствовать навык употребления в речи и обучение пониманию
других простых предлогов (с, по, за, под)
-
Обучить распространению простых предложений однородными
подлежащими, сказуемыми. (Мальчик и девочка пьют сок. Катя взяла
лейку и полила цветы.)
Формирование грамматического строя речи
в старшей группе ( с 5 – 6 лет)
- Совершенствовать умения согласовывать им. сущ. с числительными
(три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек)
-
Учить образовывать и использовать в речи притяжательных
прилагательных (кошачий, медвежий)
- Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица –
медвежонок - медвежья)
- Совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов
с различными приставками (ехал – заехал – приехал – переехал – подъехал
– уехал – проехал – въехал – отъехал – съехал – выехал - уехал )
- Сформировать умения правильно использовать
несклоняемые им. сущ.(пальто, какао, кино, кофе)
- Обучить навыком схематичного анализа
простого двусоставного предложения
Формирование грамматического строя речи
в подготовительной группе (с 6-7 лет)
-
Совершенствовать умения образовывать и использовать им. сущ. с
увеличительными суффиксами (гнездище, льдинища)
-
Учить образовывать им. прилаг. в сравнительной степени (красивый -
красивее – самый красивый, широкий – шире – еще шире)
-
Обогащать речь простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между,
через, около, возле)
- Помогать строить сложноподчиненные
предложения ( чтобы, когда, потому что, если бы )
- Сформировать навыки анализа предложений с
простыми предлогами и навыки составления граф.
схем
Дальнейшее совершенствование употребления
ранее сформированных грамматических категорий
Пути формирования грамматически правильной речи
Речевое общение
Создание благоприятной языковой среды
Исправление грамматических ошибок
Специально организованная совместная
деятельность
Уровень речевой культуры взрослых
Приёмы и методы
ОБРАЗЕЦ
Объяснение
Повторение
Сопряженная речь
Сравнение двух форм
Создание проблемной ситуации
Чтение худ. литературы
Дидактические игры
Игры - драматизации
Словесные упражнения
Рассматривание картин
Пересказ
Причины грамматических ошибок у детей
1.
Психофизиологические особенности развития ребенка
(состояние нервных процессов, развитие ВПФ)
2.
Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды
3.
Ограниченный запас знаний об окружающем мире
4.
Состояние речевого аппарата и уровень речевого развития
ребенка
5.
Недостаточное внимание взрослых к детской речи