"Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Автор: Александрова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Звоночек"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 06.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


- У меня на пальте пуговица оторвалась.

- Мне мама купила много карандашов!

- А ты мене дадишь конфету?

- Я скакаю!

- Я был в кине.

- Мы поехали за пианином.


Формирование

грамматически правильной речи

у детей дошкольного возраста



Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием для его полноценного речевого и общего развития. Одним из самых основных периодов в жизни ребенка, связанных со становлением и совершенствованием грамматического строя речи является дошкольный возраст. В дошкольный период очень важно обращать внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к нарушению письменной речи.



Грамматика
- совокупность правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка, помогающая облекать мысли в материальную оболочку, делая речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй языка -
система языковых единиц и правил.

Грамматический строй речи
Морфология Словообразование Синтаксис

Механизм формирования Л – ГС у детей


При полноценном протекании речевого развития , ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил постепенно начинает правильно употреблять в своей речи грамматические формы. Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определенного возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы» , которые при нормальном речевом развитии с возрастом постепенно исчезают. Особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых эти аграмматизмы слишком многочисленны. Каждый ребенок, еще в дошкольном возрасте должен пройти «дограмматический период усвоения языка»

Механизм формирования ГСР у детей



Формирование грамматического строя речи

в первой младшей группе (с 2 до 3 лет)

-
Учить правильно употреблять им. существительные и местоимения с глаголами в будущем, прошедшем и в настоящем времени, изменяя их по лицам ( Я даю, ты дашь, Саша ищет и т. п.) - Учить образовывать им. существительные в форме мн. числа (стол- столы, машина – машины, ложка - ложки) - Формировать правильное употребление в речи им. сущ. с уменьш. – ласкат. суффиксами (стол – столик, шкаф – шкафчик, книга – книжка) - Помогать правильно использовать и различать простые предлоги (в, на, за, под) - Упражнять в употреблении вопросительных слов, несложных фраз состоящих из 2-3 слов (Кисонька – мурысонька, куда пошла?)

Формирование грамматического строя речи

во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)
- Учить образовывать названия животных и их детенышей в форме ед. и мн. числа ( кошка – котенок - котята, утка – утенок - утята) - Формировать умение образовывать и использовать в речи детенышей животных с уменьшительно – ласкат. суффиксами по аналогии (лисенок, волчонок, котенок, тигренок) - Учить употреблять и различать им. существительные с предлогами (в, у, на) - Помогать составлять из нераспостраненных простых предложений распостраненные с однородными членами (Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра.)

Формирование грамматического строя речи

в средней группе (с 4-5 лет)
- Упражнять в согласовании местоимений с им. сущ. м., ж. и ср. рода (моя рубашка, мой шарф, моё платье) - Формировать навык согласования им. прилагательных с им. сущ. м., ж., и ср. рода (красный мяч, красная груша, красное яблоко) - Учить правильно употреблять им. существительные в форме мн. числа родительного падежа (лисят, медвежат, туфель, вилок ) - Сформировать навык образования и использования в речи относительных прилагательных ( дубовый, сливовый, грушевый, шерстяной, кожаный) - Совершенствовать навык употребления в речи и обучение пониманию других простых предлогов (с, по, за, под) - Обучить распространению простых предложений однородными подлежащими, сказуемыми. (Мальчик и девочка пьют сок. Катя взяла лейку и полила цветы.)

Формирование грамматического строя речи

в старшей группе ( с 5 – 6 лет)
- Совершенствовать умения согласовывать им. сущ. с числительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек) - Учить образовывать и использовать в речи притяжательных прилагательных (кошачий, медвежий) - Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок - медвежья) - Совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов с различными приставками (ехал – заехал – приехал – переехал – подъехал – уехал – проехал – въехал – отъехал – съехал – выехал - уехал ) - Сформировать умения правильно использовать несклоняемые им. сущ.(пальто, какао, кино, кофе) - Обучить навыком схематичного анализа простого двусоставного предложения

Формирование грамматического строя речи

в подготовительной группе (с 6-7 лет)
- Совершенствовать умения образовывать и использовать им. сущ. с увеличительными суффиксами (гнездище, льдинища) - Учить образовывать им. прилаг. в сравнительной степени (красивый - красивее – самый красивый, широкий – шире – еще шире) - Обогащать речь простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле) - Помогать строить сложноподчиненные предложения ( чтобы, когда, потому что, если бы ) - Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления граф. схем Дальнейшее совершенствование употребления ранее сформированных грамматических категорий

Пути формирования грамматически правильной речи
 Речевое общение  Создание благоприятной языковой среды  Исправление грамматических ошибок  Специально организованная совместная деятельность  Уровень речевой культуры взрослых

Приёмы и методы
ОБРАЗЕЦ Объяснение Повторение Сопряженная речь Сравнение двух форм Создание проблемной ситуации Чтение худ. литературы Дидактические игры Игры - драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ



Причины грамматических ошибок у детей
1. Психофизиологические особенности развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие ВПФ) 2. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды 3. Ограниченный запас знаний об окружающем мире 4. Состояние речевого аппарата и уровень речевого развития ребенка 5. Недостаточное внимание взрослых к детской речи