"Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию этно – экологического направления"

Автор: Самтакова Айна Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Теленгит-Сортогойская СОШ"
Населённый пункт: с.Теленгит-Сортогой, Кош-Агачский район, Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию этно – экологического направления"
Дата публикации: 06.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тезисы представления профессионального опыта Самтаковой Айны

Вячеславовны, учителя начальных классов МКОУ «Теленгит –

Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Тема опыта:

«Развитие творческих способностей обучающихся через

реализацию этно – экологического направления»
Тезисы данного опыта в себя включают ответы на три вопроса:
1. Что изучалось?
(постановка проблемы исследования, краткое обоснование её актуальности, новизна, теоретическая и практическая значимость)
2. Как изучалось?
(описание методов исследования, сбор данных, поиск, отбор литературы)
3. Какие результаты были получены ?
(основные выводы)
1.

Что изучалось?
Современному обществу требуется «человек будущего», который умел нестандартно, творчески мыслить. Ведь высокий уровень экологической, этнической культуры – это творческий уровень. А значит нужно развивать творческие способности каждого ученика. Этно – экологическое направление – это духовное развитие личности, самосознание своего «Я», это возрождение в детях желания учиться, познавать, исследовать, творить. Это побудило автора к использованию в практике методов и форм на развитие творческих способностей. Поэтому главным аспектом его педагогической деятельности стала тема:
«Развитие творческих способностей обучающихся

через реализацию этно – экологического направления»

Главная цель
: повысить мотивацию обучающихся к учебе, качество знаний в учебной деятельности , формировать этно – экологическую культуру личности , умение понимать и составлять собственное мнение, подготовить их к учебе в средней школе.
Задачи:
 формировать общеучебные знания, умения и навыки через этно- экологическое обучение и воспитание;  создать педагогические условия развития творческих способностей в процессе учебно – воспитательной деятельности;  подготовить ребенка к активной социальной жизни путем реализации своих сил, интересов и способностей в освоении национальных, общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей.
Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью». Оно предполагает новое видение, новый подход, новое решение. Существенным признаком творчества является новизна. Новизна данного опыта проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы, в разработке новых методов, приёмов, средств, в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях.
2.

Как изучалось?
Автор считает, что каждая тема, основанная на этнокультурной составляющей, несомненно, оставляет неизгладимый след в душе обучающегося и повышает интерес к учебной деятельности, к творчеству, к поиску. Учитель стремится к тому, чтоб после каждого урока обучающиеся уходили с мыслью: «Какое счастье, что я родился на этой прекрасной земле!» Он считает, что именно использование национально - регионального компонента помогает перешагнуть рамки плоскостного восприятия мира, расширить информационный горизонт и коснуться общекультурного пространства.
Например,
дидактическая игра
«Собери седло»

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10 (20).
Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением алтайского седла (слайд). У каждого обучающегося на парте лежит конверт, в котором находится 11 кругов (с «запчастями» седла на обороте). На лицевой стороне кругов записаны примеры. Обучающиеся решают их и прикрепляют по рисунку на доске. Кто быстрее и больше решит, тот получает в «подарок» седло (открытки с фотографией седла). Далее спрашивается, какие есть обряды и обычаи, связанные с седлом у алтайского народа. У теленгитов был и есть обычай дарить племяннику на 12 год рожденья седло, узду и доспехи (в наше время дарят верхнюю одежду). Считалось, что в 12 лет мальчик становится полноценным мужчиной: имел право жениться, становился воином, защитником народа. Можно дать обучающимся перечислить, сколько деталей в седле, сколько парных предметов, сколько непарных. Чтобы способствовать развитию творческих способностей обучающихся использует разнообразные формы и методы ведения урока, её ученик -активный учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые нестандартные формы обучения – это первое педагогическое условие, нацеленное на активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих способностей каждого ученика.

3. Какие результаты были получены ?
В результате планомерной системной работы по этно – экологическому направлению уровень знаний, умений учебной деятельности обучающихся 3 класса стал значительно выше по сравнению с первым классом. Работая по данной теме, автор добился высокого уровня экологических знаний и умений, развития творческих способностей обучающихся, формирования этнической культурной личности, которые, несомненно, будут важны детям в их дальнейшей жизни. Таким образом, правильная организация работы по данному опыту позволит вырастить гармонически развитых людей.