"Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию этно – экологического направления"
Автор: Самтакова Айна Вячеславовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Теленгит-Сортогойская СОШ"
Населённый пункт: с.Теленгит-Сортогой, Кош-Агачский район, Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию этно – экологического направления"
Тезисы представления профессионального опыта Самтаковой Айны
Вячеславовны, учителя начальных классов МКОУ «Теленгит –
Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Тема опыта:
«Развитие творческих способностей обучающихся через
реализацию этно – экологического направления»
Тезисы данного опыта в себя включают ответы на три вопроса:
1. Что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование её
актуальности, новизна, теоретическая и практическая значимость)
2. Как изучалось? (описание методов исследования, сбор данных, поиск, отбор
литературы)
3. Какие результаты были получены ? (основные выводы)
1.
Что изучалось?
Современному обществу требуется «человек будущего», который умел
нестандартно, творчески мыслить. Ведь высокий уровень экологической,
этнической культуры – это творческий уровень. А значит нужно развивать
творческие способности каждого ученика. Этно – экологическое направление –
это духовное развитие личности, самосознание своего «Я», это возрождение в
детях желания учиться, познавать, исследовать, творить.
Это побудило автора к использованию в практике методов и форм на развитие
творческих способностей. Поэтому главным аспектом его педагогической
деятельности стала тема:
«Развитие творческих способностей обучающихся
через реализацию этно – экологического направления»
Главная цель : повысить мотивацию обучающихся к учебе, качество знаний в
учебной деятельности , формировать этно – экологическую культуру личности
,
умение понимать и составлять собственное мнение, подготовить их к учебе в
средней школе.
Задачи:
формировать общеучебные знания, умения и навыки через этно-
экологическое обучение и воспитание;
создать педагогические условия развития творческих способностей в
процессе учебно – воспитательной деятельности;
подготовить ребенка к активной социальной жизни путем реализации своих
сил, интересов и способностей в освоении национальных,
общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей.
Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и
отличающаяся неповторимостью, оригинальностью». Оно предполагает новое
видение, новый подход, новое решение. Существенным признаком творчества
является новизна. Новизна данного опыта проявляется в нестандартных подходах
к решению проблемы, в разработке новых методов, приёмов, средств, в
эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях.
2.
Как изучалось?
Автор считает, что каждая тема, основанная на этнокультурной составляющей,
несомненно, оставляет неизгладимый след в душе обучающегося и повышает
интерес к учебной деятельности, к творчеству, к поиску. Учитель стремится к
тому, чтоб после каждого урока обучающиеся уходили с мыслью: «Какое
счастье, что я родился на этой прекрасной земле!»
Он считает, что именно использование национально - регионального
компонента помогает перешагнуть рамки плоскостного восприятия мира,
расширить информационный горизонт и коснуться общекультурного
пространства.
Например, дидактическая игра «Собери седло»
Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10 (20).
Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением алтайского седла
(слайд). У каждого обучающегося на парте лежит конверт, в котором
находится 11 кругов (с «запчастями» седла на обороте). На лицевой стороне
кругов записаны примеры. Обучающиеся решают их и прикрепляют по
рисунку на доске. Кто быстрее и больше решит, тот получает в «подарок»
седло (открытки с фотографией седла). Далее спрашивается, какие есть
обряды и обычаи, связанные с седлом у алтайского народа. У теленгитов
был и есть обычай дарить племяннику на 12 год рожденья седло, узду и
доспехи (в наше время дарят верхнюю одежду). Считалось, что в 12 лет
мальчик становится полноценным мужчиной: имел право жениться, становился
воином, защитником народа. Можно дать обучающимся перечислить, сколько
деталей в седле, сколько парных предметов, сколько непарных.
Чтобы способствовать развитию творческих способностей обучающихся
использует разнообразные формы и методы ведения урока, её ученик -активный
учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот
урок интерактивным. Таким образом, новые нестандартные формы обучения – это
первое педагогическое условие, нацеленное на активизацию познавательной
деятельности обучающихся, развитие творческих способностей каждого ученика.
3. Какие результаты были получены ?
В результате планомерной системной работы по этно – экологическому
направлению уровень знаний, умений учебной деятельности обучающихся 3
класса стал значительно выше по сравнению с первым классом.
Работая по данной теме, автор добился высокого уровня экологических знаний и
умений, развития творческих способностей обучающихся, формирования
этнической культурной личности, которые, несомненно, будут важны детям в их
дальнейшей жизни. Таким образом, правильная организация работы по данному
опыту позволит вырастить гармонически развитых людей.