"Математика воспитывает личность"

Автор: Сухорослова Ирина Евреньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 31
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Математика воспитывает личность"
Дата публикации: 07.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Математика воспитывает личность. Математика одна из древнейших наук, о важности которой писали многие ученые, например такие как Н. Винер, А. Эйнштейн, К. Маркс … Изучая данный вопрос так же нельзя пройти мимо и такой важной исторический личности как, Михаил Васильевич Ломоносов, являясь основоположником русской науки, не смотря на то что он и не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания. Решить не тривиальную, интересную, необычную задачу – это колоссальное интеллектуальное наслаждение для любого человека, будь то школьник, студент или великий ученый. Можно с уверенностью сказать что радость от покорения интеллектуальных вершин – это одна из величайших радостей, доступных человеческому разуму. Благодаря математическим знаниям и навыкам мы решаем не только арифметические задачи. Это наука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для принятия объективного решения любой задачи, и не только математического характера, но и различные жизненные ситуации, требующие рассмотрения «под разными углами». Чтобы понять, познать сущность проблемы, нужно рассмотреть ее со всех сторон, что возможно благодаря воображению. Нельзя забывать и о тех уникальных возможностях, которые доступны нам благодаря этой науке, математика дает возможность воспитывать в человеке настойчивость, логическую культуру смекалку, сообразительность, она будит мысли и призывает к точности и обоснованности рассуждений, а так же развивает эстетическое воспитание. Сама природа математики представляет богатые возможности для воспитания у учащихся чувства красоты в широком значении этого слова. Такие свойства, как симметрия, свойства правильных многоугольников, соотношение размеров фигуры и многие другие, способны пробудить у учащихся врожденные эстетическое чувство. Математика, на сегодняшний день, является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Эта наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Математика дает нам уникальные возможности для воспитания мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. В заключении, нужно отметить, что этой в этой не были затронуты методические вопросы. А говорилось только о том, какие особенности математической науки и для воспитания каких именно качеств интеллекта или моральной личности учащегося могут и должны быть использованы, но нигде не были затронуты вопросы о том, как это может быть сделано. Так что составление сколько-нибудь детальных методических указаний по рассматриваемым в настоящей статье вопросам действительно совершенно излишне. Сколько-нибудь заметный воспитательный эффект урока математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию и ее историю, во-вторых, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.