Автор: Сухорослова Ирина Евреньевна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 31
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Математика воспитывает личность"
Математика воспитывает личность.
Математика одна из древнейших наук, о важности которой писали многие ученые,
например такие как
Н. Винер, А. Эйнштейн, К. Маркс
… Изучая данный вопрос так же
нельзя пройти мимо и такой важной исторический личности как, Михаил Васильевич
Ломоносов, являясь основоположником русской науки, не смотря на то что он и не
оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать
математическими, без понимания его отношения к математике представление о его
научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое
Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так
кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто
относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её
роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
Решить не тривиальную, интересную, необычную задачу – это колоссальное
интеллектуальное наслаждение для любого человека, будь то школьник, студент или
великий ученый. Можно с уверенностью сказать что радость от покорения
интеллектуальных вершин – это одна из величайших радостей, доступных человеческому
разуму. Благодаря математическим знаниям и навыкам мы решаем не только
арифметические задачи. Это наука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для
принятия объективного решения любой задачи, и не только математического характера, но
и различные жизненные ситуации, требующие рассмотрения «под разными углами».
Чтобы понять, познать сущность проблемы, нужно рассмотреть ее со всех сторон, что
возможно благодаря воображению. Нельзя забывать и о тех уникальных возможностях,
которые доступны нам благодаря этой науке, математика дает возможность воспитывать в
человеке настойчивость, логическую культуру смекалку, сообразительность, она будит
мысли и призывает к точности и обоснованности рассуждений, а так же развивает
эстетическое воспитание.
Сама природа математики представляет богатые возможности для воспитания у
учащихся чувства красоты в широком значении этого слова. Такие свойства, как
симметрия, свойства правильных многоугольников, соотношение размеров фигуры и
многие другие, способны пробудить у учащихся врожденные эстетическое чувство.
Математика, на сегодняшний день, является не просто областью знаний, но прежде
всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Эта
наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную
окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном
облике. Математика дает нам уникальные возможности для воспитания мыслящей
личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно
способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.
В заключении, нужно отметить, что этой в этой не были затронуты методические
вопросы. А говорилось только о том, какие особенности математической науки и для
воспитания каких именно качеств интеллекта или моральной личности учащегося могут и
должны быть использованы, но нигде не были затронуты вопросы о том, как это может
быть сделано. Так что составление сколько-нибудь детальных методических указаний по
рассматриваемым в настоящей статье вопросам действительно совершенно излишне.
Сколько-нибудь заметный воспитательный эффект урока математики (как и всякой другой
науки) могут дать только при том условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо
знает свою науку, ее методологию и ее историю, во-вторых, имеет достаточный
педагогический такт и опыт и, наконец, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми
теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.