"Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей"
Автор: Коваленкова Екатерина Дмитриевна Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Харатская СОШ
Населённый пункт: с. Харат, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей"
Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей
Коваленкова Е. Д.
учитель физической культуры,
МОУ Харатская СОШ
Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна – здесь нет сомнений!
От умственной нагрузки – под крыло
Физических активных упражнений!
Должны все дети делать поутру
Гимнастику – залог дневных успехов
- И поиграть в подвижную игру
С прыжками, бегом, шутками и смехом.
Такой урок, ведь праздник для детей,
Где вместе с волей укрепляют тело,
Становятся сильней, ловчей, быстрей
И после школы в жизнь вступают смело!
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием,
искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для развития
двигательных способностей у детей и развития детей в целом. Такова природа уж природа
детства. Ему непременно свойственны повышенная эмоциональность и любознательность,
стремление фантазировать, испытывать свою силу и ловкость, открывать тайны, стремиться
к чему-то трудному, далёкому и прекрасному. Без игры и романтики детям не жить, без игры
жить скучно и не интересно. Ведь не зря игру называют «Королевой детства» .
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», - говорил
А.С. Макаренко. Каждый педагог знает, что игра не только помогает развивать у ребят
настойчивость, выдержку, наблюдательность, находчивость. Коллективизм, но и служит
подготовительным звеном в учебной и трудовой деятельности.
В многогранности игры, как метода обучения и воспитания, я убеждаюсь на
протяжении всей своей педагогической деятельности. Именно через игру пытаюсь развивать
самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию,
формированию и сплачиванию коллектива, создания положительного и эмоционального
настроения. Стремлюсь, чтобы игра выступала одновременно как бы в двух временных
измерениях: настоящем и будущем. Так как с одной стороны, игра обязана дарить детям
сиюминутную радость, а с другой – она всегда должна быть направлена в будущее, должна
моделировать какие-либо жизненные ситуации.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки детей к жизни. Игры не
могут не иметь связи со всеми видами деятельности человека. Следуя этому принципу, я
одновременно в основу своих программ (разработок или проектов) вношу подвижные игры,
1
которые являются важнейшим средством физического воспитания и влияют на развитие
двигательных способностей детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных
действий. У малышей подвижные игры чаще всего связаны с сюжетом и ролью, со стихами и
поговорками, с использованием предметов (Например: «Хитрая лиса», «У медведя во бору» и
т.д.). Именно по такому принципу строится программа для любого праздника у ребят
начальных классов (1-4 классы). Характерная черта игр для детей средних классов (5-7) – это
наличие чётких правил, умение следовать им. Основные особенности подвижных игр
школьников любого возраста – это соревновательный, творческий, коллективный характер.
В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
Это наглядно видно во многих разработанных мною программах, а также и в программах
разработанных педагогом из Твери – большим мастером организации и проведения
физкультурно-спортивных развлечений для детей самого различного возраста В.В.Власовым.
Мне очень нравятся его конкурсные программы: «Семеро смелых», «Самый, самый, самый»,
«Играйте с нами», «Вперёд к Олимпийским медалям» и другие. А ознакомившись с трудами
этого педагога, невольно хочется и самой окунуться во что-то новое, до селе неведомое тебе.
Вот вам и информация для размышлений (Пошевели мозгами, придумай такое, чего
раньше не делали, не проводили в нашей школе, но при этом не забывай, что особое
внимание при проведении таких игр нужно уделить нравственному воспитанию, развитию у
детей чувства товарищества, солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия
друг друга, честности, справедливости. А у кого детям можно научиться, как ни на примере
взрослых, на примере тех учителей, которые обучают их в школе).
Вот и подумала, а что если взять знакомую всем игру «Мама, папа, Я – спортивная
семья!» и применить её к своей школе, немного изменить название, а конкурсы сделать чуть-
чуть интереснее, чем были когда-то, применяя не стандартное оборудование. И вот в школе
появилась игра с громким и многообещающим названием: «Классный руководитель и Я –
спортивная семья!» Мы и представить себе не могли, какой может быть успех, как у детей,
так и у взрослых. Ведь участвуя в этом спортивном шоу, взрослые узнают много новых игр и
ощущают себя на много моложе, а детям есть чему поучиться у взрослых. Приведу в пример
подвижную игру «Джентльмен». В ней участвуют две команды по 6 человек (2 мал., 2 дев. и
2 классных руководителя /мама и папа/). 1-я команда становится по периметру круга. В
центре круга располагаются 2 классных руководителя из 2-й команды, а их дети наблюдают
за игрой со стороны. Задача «папы» всеми силами защитить «маму» от попадания в неё
мячом на протяжении определённого отрезка времени – 1 мин. Игра повторяется второй раз,
но теперь в ней участвуют дети – мальчик и девочка из второй команды.
Затем команды меняются местами.
2
А сколько таких игровых программ разработано в нашей школе, многие из них стали
уже традиционными и ежегодно в феврале месяце проводится «Неделя физической
культуры», где взрослые и дети могут показать не только хорошую физическую подготовку,
но и блестящие умственные способности. Например: «Вперёд, мальчишки!», «Сильные,
смелые, ловкие», «Классный руководитель и Я - спортивная семья», «Весёлые старты» или
игра «Соревнование умов», которая проводится по принципу игры «Брей-ринг». В этой игре
у ребят и взрослых проявляются не только интеллектуальные способности, но и физическая
подготовка. Вместо звонка за игровым полем могут быть воздушные шары, а ответом на
вопрос может служить не только правильное слово, но и название эстафеты, в которой могут
принять участие обе команды. Вопросы также могут быть из разных областей: литература,
история, ОБЖ, физкультура, рисование, математика и т.д.
В игре ребёнок любого возраста обязательно раскрывает черты своего характера. И
для педагога очень важно выделить среди ребят, как прирождённых лидеров, так и детей,
которым необходимо преодолеть в себе чувство страха, неловкости, неуверенности. Поэтому
необходимо создать комфортные условия в игре для каждого ребёнка. И здесь к нам на
помощь приходит музыка. Музыкальное сопровождение спортивных праздников творит
чудеса. В театрализованных представлениях «Русские богатыри», «Хорошо спортсменом
быть!» и «Путешествие в страну сказок» главной задачей были не только спортивные
достижения, но и ощущение совместной радости познания творчества – вообрази, придумай,
изобрази, т.е. эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
Вы наверное, будете в недоумении: как же можно совместить уроки рисования и
физической культуры, хотя каждый из вас проводил эстафеты с рисованием животных
(кошки или собаки) по частям (один рисует голову, другой – туловище и т.д., но при этом,
преодолевая какие-либо препятствия на пути к доске, должен будет изображён рисунок и
обратно к линии старта, чтобы передать эстафету следующему участнику своей команды.
А изображать можно не только животных, но и людей. И не просто людей, а людей
выполняющих физические упражнения. Если вы плохо рисуете или вообще не коим образом
не сталкиваетесь с этим предметом, несомненно, вы скажете, это невозможно, и на рисунок
уйдёт очень много времени. Хотя на самом деле всё не так уж и сложно, нужно только
прежде всего определиться в соотношениях головы, туловища, рук и ног. Если вы
занимаетесь рисованием в первый раз возьмите листок в клеточку и соблюдая следующие
пропорции начните рисовать: голова -1 клетка, туловище -2, руки -2,5, ноги -3. Как показано
на рисунке№1. Затем задача с каждым разом усложняется.
3
На рисунке №2 человек наклонился, на рисунке №3 –присел, на рисунке №4 принял
упор лёжа, далее прогнулся, побежал, прыгнул в длину и в высоту, выполняет упражнение в
равновесии, стоит на голове. Главное соблюдать пропорции частей тела. А если
потренироваться, можно создавать человеческие фигурки и без клеточной разлиновки. А
эстафету можно назвать «Рисуй как мы, рисуй лучше нас!»
В процессе игры незаметно для детей происходит их саморазвитие и самовоспитание.
Если в повседневной жизни открыто поставленные педагогические задачи, как правило,
встречают противодействие со стороны детей, то в игре они охотно идут навстречу педагогу,
стремясь к взаимодействию для достижения игрового результата. Т.к. одно из основных
преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает
добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное – дать детям
возможность раскрыть себя в игре, реализовать свои творческие силы, проявить
самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной
деятельности, сотрудничества, сотворчества, в том числе детей и взрослых.
Основываясь на последнем положении, разрабатываю и игры для семейного отдыха,
хочу научить играть не только педагогов нашей школы, но и родителей, чтобы они могли не
только правильно организовать свободное время ребёнка, заботясь о его здоровье, но чтобы в
процессе игры у них установились добрые творческие отношения. И ещё хочу, чтобы все
родители помнили одну простую истину: каждый ребёнок – деятель! И деятельность его
выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая
информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Недостаточно
активный образ жизни ребёнка может повлиять на состав костного вещества, уменьшения в
нём количества кальция. Такие кости становятся ломкими. Особенно опасен остеопороз
позвоночника, т.к. приводит к его деформации. Особенно важна двигательная активность в
4
период роста и формирования организма. Следует помнить, что активизация роста костей
происходит при оптимальном уровне нагрузок, недостаточные или избыточные нагрузки
могут задержать его. Кроме того, современные данные спортивной морфологии
свидетельствуют о том, что механические факторы, стимулирующие рост костей, должны
иметь ритмический характер действия.
Физические упражнения способны омолаживать суставы, межпозвоночные хрящи:
улучшается их питание и кровообращение, в них рассасываются лишние соли. Современная
медицина вслед древними философами и врачами считает, что хорошая подвижность в
суставах является показателем долголетия. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми
это эффективное средство профилактики такого заболевания, как остеохондроз.
Занятия физическими упражнениями улучшают снабжение мышц кровью,
увеличивают количество мышечных волокон путём продольного их расщепления, отдельные
волокна делают более толстыми и крепкими, уменьшают количество соединительных
жировых тканей между мышечными волокнами. Поэтому играйте с детьми как можно чаще,
и вы сами увидите, что результат будет положительным. Играйте летом, осенью, зимой,
весной, всегда. - Кто не любит зиму? Наверное, её любят все! А сколько игр можно
придумать на снеговой площадке: «Снежный ком», «Ловля игроков», «Шайбой в городки». А
если использовать санки , то можно организовать и такие игры, как «Ловкий наездник»,
«Попади в щит», «Аркан» и т.д. А лыжи! Какой лыжник не любит быстрой езды, да ещё с
горы, с ветерком! Сколько игр можно организовать игр, используя лыжи: «Вдвоём под
аркой», «Слалом», «Спасение принцессы», «В поисках клада» и другие. Лыжи, санки,
клюшки, шайбы – всё это своего рода стимуляторы двигательной активности детей.
Благодаря им, игры на воздухе зимой проходят эмоционально, дети получают удовлетворение
от движений, после чего ещё долгое время могут прибывать в хорошем бодром настроении, с
чувством радости и удовлетворения. Это значит, что следующее занятие не покажется детям
нудным и не интересным. Пришедшие с прогулки дети активно приступят к любому виду
деятельности, легко переключаясь с одного вида деятельности на другой. Поэтому играйте с
детьми в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч и т.д. Используйте элементы этих
спортивных игр в подвижных играх. Играйте в спортивном зале и на свежем воздухе. Учите
детей получать радость от выполнения физических упражнений. Учите детей на уроках
физкультуры через игру преодолевать трудности. Ведь не зря говорили древние:
«Препятствиями растём».
Список использованной литературы
1.
Апанасенко Г.Л. " Физическое развитие детей и подростков" / Серия: Лечебная
физкультура и врачебный контроль - К.: Здоровья, 1985 – 80 с.
5
2.
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В.
Давыдов. -- М.: Педагогика, 1981. - 400 с.
3.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта -
М.: Академия, 2003. — 480 с.
6