Напоминание

"Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей"

Автор: Коваленкова Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Харатская СОШ
Населённый пункт: с. Харат, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей
Коваленкова Е. Д. учитель физической культуры, МОУ Харатская СОШ Как сделать, чтоб ученье в пользу шло? Гармония нужна – здесь нет сомнений! От умственной нагрузки – под крыло Физических активных упражнений! Должны все дети делать поутру Гимнастику – залог дневных успехов - И поиграть в подвижную игру С прыжками, бегом, шутками и смехом. Такой урок, ведь праздник для детей, Где вместе с волей укрепляют тело, Становятся сильней, ловчей, быстрей И после школы в жизнь вступают смело! Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для развития двигательных способностей у детей и развития детей в целом. Такова природа уж природа детства. Ему непременно свойственны повышенная эмоциональность и любознательность, стремление фантазировать, испытывать свою силу и ловкость, открывать тайны, стремиться к чему-то трудному, далёкому и прекрасному. Без игры и романтики детям не жить, без игры жить скучно и не интересно. Ведь не зря игру называют
«Королевой детства»
. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», - говорил А.С. Макаренко. Каждый педагог знает, что игра не только помогает развивать у ребят настойчивость, выдержку, наблюдательность, находчивость. Коллективизм, но и служит подготовительным звеном в учебной и трудовой деятельности. В многогранности игры, как метода обучения и воспитания, я убеждаюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности. Именно через игру пытаюсь развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, создания положительного и эмоционального настроения. Стремлюсь, чтобы игра выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: настоящем и будущем. Так как с одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, а с другой – она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки детей к жизни. Игры не могут не иметь связи со всеми видами деятельности человека. Следуя этому принципу, я одновременно в основу своих программ (разработок или проектов) вношу подвижные игры, 1
которые являются важнейшим средством физического воспитания и влияют на развитие двигательных способностей детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий. У малышей подвижные игры чаще всего связаны с сюжетом и ролью, со стихами и поговорками, с использованием предметов (Например: «Хитрая лиса», «У медведя во бору» и т.д.). Именно по такому принципу строится программа для любого праздника у ребят начальных классов (1-4 классы). Характерная черта игр для детей средних классов (5-7) – это наличие чётких правил, умение следовать им. Основные особенности подвижных игр школьников любого возраста – это соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Это наглядно видно во многих разработанных мною программах, а также и в программах разработанных педагогом из Твери – большим мастером организации и проведения физкультурно-спортивных развлечений для детей самого различного возраста В.В.Власовым. Мне очень нравятся его конкурсные программы: «Семеро смелых», «Самый, самый, самый», «Играйте с нами», «Вперёд к Олимпийским медалям» и другие. А ознакомившись с трудами этого педагога, невольно хочется и самой окунуться во что-то новое, до селе неведомое тебе. Вот вам и информация для размышлений (Пошевели мозгами, придумай такое, чего раньше не делали, не проводили в нашей школе, но при этом не забывай, что особое внимание при проведении таких игр нужно уделить нравственному воспитанию, развитию у детей чувства товарищества, солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга, честности, справедливости. А у кого детям можно научиться, как ни на примере взрослых, на примере тех учителей, которые обучают их в школе). Вот и подумала, а что если взять знакомую всем игру «Мама, папа, Я – спортивная семья!» и применить её к своей школе, немного изменить название, а конкурсы сделать чуть- чуть интереснее, чем были когда-то, применяя не стандартное оборудование. И вот в школе появилась игра с громким и многообещающим названием: «Классный руководитель и Я – спортивная семья!» Мы и представить себе не могли, какой может быть успех, как у детей, так и у взрослых. Ведь участвуя в этом спортивном шоу, взрослые узнают много новых игр и ощущают себя на много моложе, а детям есть чему поучиться у взрослых. Приведу в пример подвижную игру «Джентльмен». В ней участвуют две команды по 6 человек (2 мал., 2 дев. и 2 классных руководителя /мама и папа/). 1-я команда становится по периметру круга. В центре круга располагаются 2 классных руководителя из 2-й команды, а их дети наблюдают за игрой со стороны. Задача «папы» всеми силами защитить «маму» от попадания в неё мячом на протяжении определённого отрезка времени – 1 мин. Игра повторяется второй раз, но теперь в ней участвуют дети – мальчик и девочка из второй команды. Затем команды меняются местами. 2
А сколько таких игровых программ разработано в нашей школе, многие из них стали уже традиционными и ежегодно в феврале месяце проводится «Неделя физической культуры», где взрослые и дети могут показать не только хорошую физическую подготовку, но и блестящие умственные способности. Например: «Вперёд, мальчишки!», «Сильные, смелые, ловкие», «Классный руководитель и Я - спортивная семья», «Весёлые старты» или игра «Соревнование умов», которая проводится по принципу игры «Брей-ринг». В этой игре у ребят и взрослых проявляются не только интеллектуальные способности, но и физическая подготовка. Вместо звонка за игровым полем могут быть воздушные шары, а ответом на вопрос может служить не только правильное слово, но и название эстафеты, в которой могут принять участие обе команды. Вопросы также могут быть из разных областей: литература, история, ОБЖ, физкультура, рисование, математика и т.д. В игре ребёнок любого возраста обязательно раскрывает черты своего характера. И для педагога очень важно выделить среди ребят, как прирождённых лидеров, так и детей, которым необходимо преодолеть в себе чувство страха, неловкости, неуверенности. Поэтому необходимо создать комфортные условия в игре для каждого ребёнка. И здесь к нам на помощь приходит музыка. Музыкальное сопровождение спортивных праздников творит чудеса. В театрализованных представлениях «Русские богатыри», «Хорошо спортсменом быть!» и «Путешествие в страну сказок» главной задачей были не только спортивные достижения, но и ощущение совместной радости познания творчества – вообрази, придумай, изобрази, т.е. эстетическое и интеллектуальное развитие детей. Вы наверное, будете в недоумении: как же можно совместить уроки рисования и физической культуры, хотя каждый из вас проводил эстафеты с рисованием животных (кошки или собаки) по частям (один рисует голову, другой – туловище и т.д., но при этом, преодолевая какие-либо препятствия на пути к доске, должен будет изображён рисунок и обратно к линии старта, чтобы передать эстафету следующему участнику своей команды. А изображать можно не только животных, но и людей. И не просто людей, а людей выполняющих физические упражнения. Если вы плохо рисуете или вообще не коим образом не сталкиваетесь с этим предметом, несомненно, вы скажете, это невозможно, и на рисунок уйдёт очень много времени. Хотя на самом деле всё не так уж и сложно, нужно только прежде всего определиться в соотношениях головы, туловища, рук и ног. Если вы занимаетесь рисованием в первый раз возьмите листок в клеточку и соблюдая следующие пропорции начните рисовать: голова -1 клетка, туловище -2, руки -2,5, ноги -3. Как показано на рисунке№1. Затем задача с каждым разом усложняется. 3
На рисунке №2 человек наклонился, на рисунке №3 –присел, на рисунке №4 принял упор лёжа, далее прогнулся, побежал, прыгнул в длину и в высоту, выполняет упражнение в равновесии, стоит на голове. Главное соблюдать пропорции частей тела. А если потренироваться, можно создавать человеческие фигурки и без клеточной разлиновки. А эстафету можно назвать «Рисуй как мы, рисуй лучше нас!» В процессе игры незаметно для детей происходит их саморазвитие и самовоспитание. Если в повседневной жизни открыто поставленные педагогические задачи, как правило, встречают противодействие со стороны детей, то в игре они охотно идут навстречу педагогу, стремясь к взаимодействию для достижения игрового результата. Т.к. одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное – дать детям возможность раскрыть себя в игре, реализовать свои творческие силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества, в том числе детей и взрослых. Основываясь на последнем положении, разрабатываю и игры для семейного отдыха, хочу научить играть не только педагогов нашей школы, но и родителей, чтобы они могли не только правильно организовать свободное время ребёнка, заботясь о его здоровье, но чтобы в процессе игры у них установились добрые творческие отношения. И ещё хочу, чтобы все родители помнили одну простую истину: каждый ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Недостаточно активный образ жизни ребёнка может повлиять на состав костного вещества, уменьшения в нём количества кальция. Такие кости становятся ломкими. Особенно опасен остеопороз позвоночника, т.к. приводит к его деформации. Особенно важна двигательная активность в 4
период роста и формирования организма. Следует помнить, что активизация роста костей происходит при оптимальном уровне нагрузок, недостаточные или избыточные нагрузки могут задержать его. Кроме того, современные данные спортивной морфологии свидетельствуют о том, что механические факторы, стимулирующие рост костей, должны иметь ритмический характер действия. Физические упражнения способны омолаживать суставы, межпозвоночные хрящи: улучшается их питание и кровообращение, в них рассасываются лишние соли. Современная медицина вслед древними философами и врачами считает, что хорошая подвижность в суставах является показателем долголетия. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми это эффективное средство профилактики такого заболевания, как остеохондроз. Занятия физическими упражнениями улучшают снабжение мышц кровью, увеличивают количество мышечных волокон путём продольного их расщепления, отдельные волокна делают более толстыми и крепкими, уменьшают количество соединительных жировых тканей между мышечными волокнами. Поэтому играйте с детьми как можно чаще, и вы сами увидите, что результат будет положительным. Играйте летом, осенью, зимой, весной, всегда. - Кто не любит зиму? Наверное, её любят все! А сколько игр можно придумать на снеговой площадке: «Снежный ком», «Ловля игроков», «Шайбой в городки». А если использовать санки , то можно организовать и такие игры, как «Ловкий наездник», «Попади в щит», «Аркан» и т.д. А лыжи! Какой лыжник не любит быстрой езды, да ещё с горы, с ветерком! Сколько игр можно организовать игр, используя лыжи: «Вдвоём под аркой», «Слалом», «Спасение принцессы», «В поисках клада» и другие. Лыжи, санки, клюшки, шайбы – всё это своего рода стимуляторы двигательной активности детей. Благодаря им, игры на воздухе зимой проходят эмоционально, дети получают удовлетворение от движений, после чего ещё долгое время могут прибывать в хорошем бодром настроении, с чувством радости и удовлетворения. Это значит, что следующее занятие не покажется детям нудным и не интересным. Пришедшие с прогулки дети активно приступят к любому виду деятельности, легко переключаясь с одного вида деятельности на другой. Поэтому играйте с детьми в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч и т.д. Используйте элементы этих спортивных игр в подвижных играх. Играйте в спортивном зале и на свежем воздухе. Учите детей получать радость от выполнения физических упражнений. Учите детей на уроках физкультуры через игру преодолевать трудности. Ведь не зря говорили древние: «Препятствиями растём».
Список использованной литературы
1. Апанасенко Г.Л. " Физическое развитие детей и подростков" / Серия: Лечебная физкультура и врачебный контроль - К.: Здоровья, 1985 – 80 с. 5
2. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 1981. - 400 с. 3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта - М.: Академия, 2003. — 480 с. 6