Напоминание

"Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Автор: Кулик Валентина Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №!
Населённый пункт: город Сураж, Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных

звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

- развивать умение слушать и понимать других;

- уметь работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

Оборудование урока:

1.

Персональный компьютер, презентация.

2.

Условные знаки для рефлексии.


3.Учебник русского языка

.

Сценарий урока

I

. Мотивирование к учебной деятельности. Орг. момент

-Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

-Начинаем урок русского языка.

Слайд1

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный

русский язык. (К. Г. Паустовский )

-Как вы понимаете слова Константина Григорьевича Паустовского?

-Мы будем продолжать углублять сегодня знания в этой науки.

- Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу,

чтобы у нас в классе была хорошая погода. У вас на партах две карточки солнышко и

облачко, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

-Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, не очень

хорошее ─ тучкой. У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его

исправить.

-Девизом нашего урока будут следующие предложения.

-Прочитайте его.

-Прочитаем хором.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

Слайд2

-Какие качества мы должны взять на урок, чтобы урок был успешным?

(Трудолюбие, внимание, старание, усидчивость, взаимовыручку, любознательность,

уважение)

-Запишите число, классная работа.

II. Постановка учебной задачи.

Слайд3

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С. Есенин.Пороша)


-Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Пороша».

-Какую картину вы себе представили?

-Назовите слово в котором 5 букв и 5 звуков.

-Составим транскрипцию этого слова. (На доске и в тетрадях) [с а с н а].

-Какая орфограмма встретилась в этом слове?

-Ка проверить безударную гласную в корне слова?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

-Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка.

-Разгадайте ребусы.

Сосулька


Зорька

Рыцарь

Капель

- Кто разгадал ребус? Назовите слова. Слайд4

Что объединяет эти слова? Назовите тему урока. (Мягкий знак- показатель мягкости

согласного звука )Слайд5

-Вторым нам встретился соболь, который спрашивает: чему вы хотите научиться на

уроке, какую цель поставим на уроке? (Правильно писать слова с мягким знаком.


Научиться правильно употреблять на письме ь знак).

Слайд (Ознакомиться со свойством обозначения мягкости согласного звука на письме

мягким знаком.)

-Давайте выясним к чему вы уже готовы, а к чему нет. Что вы уже знаете о ь знаке?

-В первом классе мы его назвали и хитрой и талантливой буквой. Почему? Слайд

Не обозначает звука Стоит на конце и

в середине слова.

30 буква в

алфавите

Ь

При переносе ь знак Не может стоять в начале слова,

остается на 1 строке не имеет заглавной буквы.

-Сегодня на уроке мы постараемся узнать больше об этой хитрой талантливой букве.

- Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотно писать).

III.Физкультминутка для глаз

IV. Чистописание

-Отправляемся дальше в путешествие по зимнему лесу. Нас встречает красавец леса

лось. Он приготовил следующее задание.

-Повторим написания мягкого знака в соединении с другими буквами.

-Какие соединения встретились.

сььм

-Пропишите одну строчку чередуя.

V. Погружение в тему.

Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание приготовила рысь.


(Учитель показывает мел, учащиеся записывают это слово на доске и втетради.)

-Рядом запишите транскрипцию этого слова.

- Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими.

Мел
⟦ м э л ⟧
– мель – [м

,

эл']

- Сравните эти слова. Какими звуками они различаются?

(В слове мел твердый звук (Л), а в слове мель мягкий звук (Л

,

).)

- Как обозначили мягкость согласного звука (Л

,

)? (Буквой Ь)

- Одинаково ли значение этих слов?

(Мел – мягкий белый известняк. Мель – мелководное место в реке, водоеме.)

-Какую роль выполняет мягкий знак в слове мель?

-Сравним наши ответы с правилом в книге.

-Прочитай правило на с. 124

-Сколько частей в правиле?

-Поставьте вопросы.

Упр. 203

-Зачеркните ь знак в словах. Что вы заметили? (Изменилось значение слова)

-Чем является мягкий знак в словах? (Орфограммой.)

-И так давайте ещё раз проговорим, что мы нового узнали о мягком знаке.

Не обозначает

звука

Даёт слову новое

значение

Является орфограммой

30 буква в

Стоит на конце и в

середине слова

Согласный звук перед

ним читается мягко


алфавитеЬ

При переносе ь знак Не может стоять в начале слова,

остается на 1 строке не имеет заглавной буквы.

VI.Физкультминутка

VII.Чистописание

-Двигаясь по зимнему лесу нас встречает…

-Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса.

Этот зверь лесной - …

-Лиса предлагает следующее задание.

-Работа в паре. Всловах поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы

подбирая ключи к каждому слову.

Рыжаялисон..ка с пуш..стымхв..стом с..дела на пне.

Проверка

-Ребята, так какая орфограмма встретилась в слове лисонька?

-Подберите к этому слову однокоренные слова. Какие слова называются

однокоренными?

-Слово лисица является словарным. (таблица ЛИСИЦА)

- Расскажите о лексическом значении этого слова.

- Что означает это слово?

(Заранее подготовленные ученики читают или рассказывают о значении слова).

Даша:

а) Хищное млекопитающее семейства псовых с острой мордой и длинным пушистым


хвостом. б) О хитром, льстивом человеке (перен.).

- Где Даша узнала о значении слова? (В толковом словаре, энциклопедии,

в

Интернете).Таблички

- А вот почему говорят: Лиса-Патрикеевна? Откуда странное отчество Патрикеевна?

Ваня:

- Патрикей – имя старинное, происходит от латинского слова патриций, то есть

аристократ. Но в старину звук ц на Руси произносился как

к. Вот и получилось –

Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода.

Даша:

-Ну а лиса-то здесь при чем, ведь ей до аристократических манер далеко?

-Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей, и так он

прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало

нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная

«наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.

-Сколько Слогов в этом слове?

-Какой ударный?

-Есть ли разница в произношении и написании этого слова?

-Запишите это слово в словарик.

-Измените форму этого слова. Запишите.

-Назовите однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька,

лисичка, лисица).(Карточки на доске)

-Выделите корень -
ЛИС −¿ ^ ¿
- Синонимы? (Рыжая плутовка).

-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось

больше? (2 мин)

-Почему?

-Запишем это предложение с комментированием ( на доске и в тетради)


-Найдём и подчеркнём основу предложения.

-Составьте схему предложения.

-Расскажите всё что вы знаете об этом предложении.

VIII.

Включение нового знания в систему знаний.



-Ребята, перечислите жителей зимнего леса с которыми мы сегодня встретились.

Слайд (белка, соболь, лось, рысь, лиса) в картинках

Задания по карточкам:

1)

Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости.

2)

Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости и

посчитать звуки и буквы.

3)

Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости .

Составить и записать с одним из слов предложение.

ПРОВЕРКА

- В начале урока, мы поставили перед собой цель. Какую?

Слайд.

-Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей?

-Путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Мы вышли с вами на полянку,

чтобы отдохнуть. Нас встречает дерево, которое скоро придёт на праздник в

каждый дом.

-Что за праздник к нам спешит?

- Какое дерево нас встретило?

-А почему именно ель решило нас встретить?

-Ребята, но ель ни одна нас встречает, а со своими друзьями которых в зимнем

лесу очень трудно встретить? (На дереве зимующие птицы)


-Каких птиц вы видите на еле?

-Ребята, а почему в зимнем лесу очень трудно встретить птиц?

-Почему им нужно помогать?

-А вы помогаете птицам зимой?

Чтения стихотворения

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну! (А. Яшин)

IX

. Рефлексия.

Цель: выяснить впечатления обучающихся от урока, подведение

итогов. Метод «Солнце и туча» (2 мин)

- Сегодня на уроке я узнал …

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Сегодня на уроке мне было трудно…

Самооценка учащимися. (Фишки)

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Я справился


Были сложности

Оценивание учителем.

─ Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая

теперь соответствует вашему настроению.

─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми

трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от

вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

─ Спасибо всем. Урок закончен.

Х.

Домашнее задание.

1. Уровень 1(упр.204)

2. Уровень 2(упр. 204, транскрипцию слова ТЮЛЕНЬ)

3. Уровень 3(упр. 204, транскрипцию слова ТЮЛЕНЬ,

Раздели слова для переноса.

1 вариант. 2 вариант.

Воскресенье, горько, Зорька, варенье,

читать, льёт.олень, братья