"Духовно-нравственное воспитание в ДОУ через приобщение дошкольников к истокам народной культуры"
Автор: Колкотина Надежда Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 "Красная шапочка" г. Куса"
Населённый пункт: город Куса, Челябинская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в ДОУ через приобщение дошкольников к истокам народной культуры"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №6 «Красная шапочка» г. Куса»
«Духовно-нравственное воспитание в
ДОУ через приобщение
дошкольников
к истокам народной культуры»
воспитатель: Колкотина Н.А.
2015 год
«Народ, который не знает своей культуры
и истории – презренен и легкомыслен»
Н.М. Карамзин.
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет
собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы,
особенно важное для подрастающего поколения.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с
миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на
протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем
вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов
добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры помогает решить
следующие задачи воспитания:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к культурному наследию нашего народа;
-уважение к своей нации;
-толерантное отношение к людям других наций и народностей.
Для воспитания детей моей группы были выбраны приоритеты:
- использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы,
хороводы и.т.д.), так как фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей;
-проведение народных праздников, что способствует знакомству детей с
различными сторонами общественной жизни человека и трудом;
-знакомство с народным искусством, особенно с декоративной росписью,
которая увлекает детей, пленяя их души гармонией и ритмом;
-наличие в окружении детей национальных предметов, которые
воспитывают в них чувство красоты и любознательность.
Ознакомление детей с народной культурой я начала с младшего возраста.
Каждый год составляется перспективное планирование по теме
«Приобщение к истокам народной культуры». Знакомство с народным
творчеством в младшей группе начиналось с потешек и колыбельных
песенок. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, а пословицы и
поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают
воздействие не только на разум ребёнка, но и на чувства. Знакомство с
русским народным творчеством продолжилось знакомством с народной
игрушкой. Это были матрёшки, филимоновские, дымковские игрушки и др.
Дымковские игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и
оригинальностью, поэтому в средней группе на занятиях по декоративному
рисованию я поэтапно знакомила детей с дымковским промыслом и обучала
элементам дымковской росписи. Итогом этой работы стало «Путешествие в
страну мастеров» (интегрированное занятие по развитию речи и рисованию),
показанное на районной лаборатории «Педагогические новации». В старшей
группе я продолжила эту работу, знакомя детей с городецкой, уральской и
другими русскими народными росписями. Детям очень нравится обводить
трафареты: матрёшек, дымковских игрушек, сказочных птиц; а затем их
раскрашивать элементами декоративных росписей. Также дети с
удовольствием лепят из глины народные игрушки.
Народные игры я использую в разных видах деятельности, так как сочетание
движений в игре с ритмическим текстом – условие гармоничного развития
детей. В подвижные игры мы с детьми с удовольствием играем на прогулке и
на физкультурных занятиях. В свободной деятельности у детей любимы
народные игры «Краски», «Ручеёк», «Фанты». На занятиях по развитию речи
использование народных игр помогает практическому овладению формой и
значением слов и словосочетаний.
Неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания детей –
народные праздники. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая
их эмоционально, коллективно; дошкольники приобщаются к различным
сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В
праздничных обрядах активно задействованы художественное слово,
предмет, ритм, музыка. Здесь в качестве средств воспитания используются
все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка,
художественные промыслы. К участию в традиционных народных
праздниках привлекаются родители. Родители у нас изготавливают атрибуты
и костюмы, готовят номера с детьми, активно участвуют в проведении
праздников. Примеры таких праздников: «Капустные посиделки», «Святки»,
«Масленница», «Вербохлёст», «Это русская сторонка, это Родина моя».
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-
развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой
целью в старшей группе создан мини-музей «Русская старина». Все
экспонаты музея подлинные, собранные с помощью семей воспитанников.
Прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою
принадлежность к истории своей семьи. В течение всего года в музее я вела
занятия этнографического кружка «Русская изба». На этих занятиях я
знакомила детей с особенностями жизни и быта русского человека, с
ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью,
русской кухней; формировала представления детей об художественных
особенностях народного искусства русских, башкир, татар, проживающих на
Южном Урале.
Результаты этой работы уже видны. Дети в группе проявляют интерес к
истории Родины, народной культуре, фольклору. В изобразительной
деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории страны. Мои
воспитанники знают народные сказки, игры, мелодии, с удовольствием
участвуют в народных играх и праздниках.
В своей работе я использую программы:
«Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабуновой;
«Приобщение детей к истокам народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д.
Маханёвой;
«Наследие» М.Ю. Новицкой;
а также – методические пособия:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях
своего народа» Л.В. Кокуевой;
«Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Будариной, О.А.
Маркеевой;
«Воспитание детей на традициях русской культуры» Г.В. Луниной;
« Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ» Н.В.
Пугачёвой, Н.А. Есауловой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Красная шапочка» г. Куса»
«Как работали и отдыхали на Руси»
интегрированное занятие
(познавательно-речевое и
художественно-эстетическое развитие)
старшая группа
воспитатель: Колкотина Надежда Александровна
2015 год
Цель: вызвать интерес и уважение к прошлому нашей страны.
Задачи:
закрепить знания о жизни наших предков, их труде и отдыхе;
показать основные черты характера русского человека
(гостеприимство, трудолюбие);
обогащать словарь детей (русские народные поговорки и пословицы);
формировать культуру общения детей через народные игры;
воспитывать интерес и любовь к обычаям и традициям народа.
Предшествующая работа:
беседы с детьми «Путешествие в прошлое русского костюма»; «Дома
наших предков»; «Как хлеб на стол попал».
чтение русских народных сказок;
разучивание русских народных пословиц и поговорок;
знакомство с народными играми;
пение народных песен.
Ход:
Дети заходят в зал под весёлую русскую народную мелодию.
Мальчик: Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата!
Дома ль Женя, дома ль Вика,
Дома ль душенька – Танюшенька?
(три девочки выглядывают из-за печи)
Девочки: Мы туточки!
Мальчик: А что вы здесь делаете?
1 девочка: А мы в доме прибираемся,
Гостей дожидаемся,
Созывать собираемся.
2 девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей народ!
3 девочка: Приходи кому охота,
А кому неохота – тоже приходи,
Нашу беседу послушай, погляди!
Воспитатель: Ребята, какие вы все нарядные и красивые; и наряды у вас
необычные. Мы поговорим сегодня о русском быте, присаживайтесь. На
нашей беседе я буду хозяйкой гостеприимной.
«Слава нашей стороне, слава русской старине.
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
- Русский народ славен своим радушием и гостеприимством. Почему так
говорят? (потому что, принимая гостей, всегда угощали их чаем, пирогами)
- А как понимать, что русский народ дружный и отзывчивый? (русские люди
всегда дружно помогали друг другу: дружно строили дома, вместе косили
сено, убирали урожай)
- Правильно, одному человеку справиться с такими делами было трудно, и
никто никогда в помощи не отказывал.
-Как назывались в старину дома? (избы)
Как называлась самая лучшая комната в избе? (горница)
Кого принимали в горнице? (гостей)
Как гости в избу входили? (кланяясь)
Почему? (дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы тепло не
выходило из избы; гостям приходилось на входе кланяться)
- Отгадайте мою загадку: «Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что
дают – глотает» (печь).
1 ребёнок: На дровах огонь, пламя шустрое, о тебе рассказ, печка русская.
2 ребёнок: Вьётся из трубы дым чуть свет, печки нет в избе – значит, жизни
нет!
Воспитатель:
Почему так говорили: «Печки нет – жизни нет»? (печь избу обогревала, на
ней готовили обед, пекли пироги; сушили одежду, обувь, грибы, ягоды)
- А как печь помогала лечить болезни? (уложат больного на печь, она его
лучше горчичников прогреет)
- Как в старину обращались к печке?
3 ребёнок: Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет, деток спать уложит.
И сверчок поёт где-то рядышком, как тепло с тобой, печка-
матушка!
Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь русского народа. Недаром
народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал
традиционным для русских сказок.
- Назовите сказки, где встречается русская печь? ( «Гуси-лебеди», «Жихарка»,
«По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»)
4 ребёнок: Как уютно в нашей горнице, спозаранку печка топится,
Котик лапкой умывается, наша сказка начинается.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как это было (дети показывают
инсценированные отрывки из сказок).
Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»
Ведущий: …Бежала девочка в поисках братца, бежала и увидела печь стоит.
Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Девочка: Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не
едятся!
Ведущий: Печка ей не сказала, и побежала девочка дальше искать своего
братца.
Отрывок из сказки «Жихарка»
Ведущий: Лиса прибежала домой с Жихаркой, печку жарко истопила, хочет
Жихарку изжарить и съесть. Взяла Лиса лопату.
Лиса: Садись, Жихарка!
Ведущий: А Жихарка маленький, да удаленький, на лопату сел, ручки-ножки
растопырил; и в печку не йдёт.
Лиса: Не так сидишь!
Ведущий: Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил и
в печку не йдёт.
Лиса: Да не так ты сел.
Жихарка: А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
Лиса: Экой ты недогадливый! Вот так надо сесть!
Ведущий: села лиса, свернулась в колечко, лапки спрятала, хвостом
накрылась. Что дальше произошло? Расскажите, ребята.
(Жихарка её в печку толк с лопаты да заслонкой прикрыл, а сам скорей домой
к петуху и коту побежал)
Отрывок из сказки «Маша и медведь»
Ведущий: Приходит Медведь из лесу, а Машенька и говорит ему.
Маша: Миша, Миша отпусти меня на денёк в деревню; я бабушке да
дедушке гостинцев отнесу.
Медведь: Нет, ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
Ведущий: А Машеньке того и надо. Напекла она пирожков, достала большой
короб.
Маша: Вот, Миша, смотри: я в этот короб положу пирожки, а отнеси их
дедушке и бабушке. Да помни, короб по дороге не открывай, пирожки не
вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить стану.
Медведь: Ладно, Маша, не волнуйся, давай короб, отнесу твои пирожки
бабушке да дедушке…
Воспитатель: Вот сколько интересного узнали мы про печку, сейчас дальше
беседу поведём.
-Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие поговорки вы
знаете об этом?
Дети: «Что есть в печи, всё на стол мечи»; «Не красна изба углами, а красна
пирогами»; «умей в гости звать, умей угощать»; «для дорогого гостя и ворота
настежь»; «много гостей – много новостей».
Воспитатель: Русский народный хоровод «Возле речки, возле моста»
расскажет нам, как раньше ждали дорогих гостей.
- Раньше в избе всё делалось своими руками. Любой труд был почётен:
взрослый и детский.
К труду девочку приучала мать с 5-7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от
дома прочь, а родна дочь, что на всякой работе видна» - гласит пословица.
Чему учили девочек? (прясть, вязать, вышивать, стряпать, ткать, а на
посиделках – песням и хороводам)
-И мы сегодня споём русскую народную песню «Прялица».
Воспитатель: Приучали к труду и мальчиков, их подготовка была более
длительной и заканчивалась к семнадцати годам.
-Каким трудом занимались мальчики? (учились ездить верхом и управлять
лошадью, пасли скот, ухаживали за ним, ловили рыбу, работали в поле с
мужчинами, боронили землю, сгребали сено, молотили; а вечерами с
дедушками плели лапти)
-Из чего лапти плели? (из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба)
-Как готовили лыко? (замачивали, очищали от коры, разрезали на полосы,
плели)
-Когда носили лапти? (в любую погоду)
- Мальчики, как и девочки, тоже любили посещать посиделки, где играли в
различные игры. Особенно любимыми у подростков были целовальные игры.
Одну из них мы сейчас покажем, называется она «Тетёрка».
-На Руси народ был мудрый. Сколько пословиц и поговорок сложил о труде,
отдыхе и веселье! Выйду я с лукошком, соберу их немножко.
Дети: «Сделал дело – гуляй смело»; «Делу время – потехе час»; «Дело
мастера боится»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «С песней и дело
спорится».
Русская народная игра «Кострома».
Воспитатель: Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал
дружно и отмечал весело праздники – с песнями, танцами и угощением, умел
показать свои наряды: рубахи, сарафаны, кокошники.
А какой праздник без частушек? (исполняют дети)
-Ребята, а какая еда была основной для русского народа всегда? (хлеб)
Давайте соберём поговорки о хлебе в наше лукошко.
Дети: «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда»; «Худой обед, коли хлеба нет»;
«Хлеб на стол, так и стол – престол; хлеба ни куска – стол-доска»; «Будет
хлеб, будет и обед».
Воспитатель: Что на Руси выпекали в печи кроме хлеба? (пироги, калачи,
ватрушки, растягаи, кулебяки)
Мальчик: «А я в горницу иду, самовар в руках несу, прибаутки вам пою».
Девочка: «Я для вас, мои друзья, девяносто блинов и пирогов напекла. Где
найти мне столько едоков?»
Воспитатель: Блинами мы сейчас угостим всех наших ребят, а пирогами –
дорогих гостей!
Дети: Милости просим, дорогие гости. Хлеб вам да соль!
Воспитатель: «Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте».
«Не красна изба углами, а красна пирогами!»