"Духовно-нравственное воспитание в ДОУ через приобщение дошкольников к истокам народной культуры"

Автор: Колкотина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 "Красная шапочка" г. Куса"
Населённый пункт: город Куса, Челябинская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в ДОУ через приобщение дошкольников к истокам народной культуры"
Дата публикации: 08.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №6 «Красная шапочка» г. Куса»

«Духовно-нравственное воспитание в

ДОУ через приобщение

дошкольников

к истокам народной культуры»

воспитатель: Колкотина Н.А.
2015 год
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомыслен» Н.М. Карамзин. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры помогает решить следующие задачи воспитания: -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию нашего народа; -уважение к своей нации; -толерантное отношение к людям других наций и народностей. Для воспитания детей моей группы были выбраны приоритеты: - использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, хороводы и.т.д.), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей; -проведение народных праздников, что способствует знакомству детей с различными сторонами общественной жизни человека и трудом; -знакомство с народным искусством, особенно с декоративной росписью, которая увлекает детей, пленяя их души гармонией и ритмом; -наличие в окружении детей национальных предметов, которые воспитывают в них чувство красоты и любознательность. Ознакомление детей с народной культурой я начала с младшего возраста. Каждый год составляется перспективное планирование по теме «Приобщение к истокам народной культуры». Знакомство с народным
творчеством в младшей группе начиналось с потешек и колыбельных песенок. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, а пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум ребёнка, но и на чувства. Знакомство с русским народным творчеством продолжилось знакомством с народной игрушкой. Это были матрёшки, филимоновские, дымковские игрушки и др. Дымковские игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью, поэтому в средней группе на занятиях по декоративному рисованию я поэтапно знакомила детей с дымковским промыслом и обучала элементам дымковской росписи. Итогом этой работы стало «Путешествие в страну мастеров» (интегрированное занятие по развитию речи и рисованию), показанное на районной лаборатории «Педагогические новации». В старшей группе я продолжила эту работу, знакомя детей с городецкой, уральской и другими русскими народными росписями. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшек, дымковских игрушек, сказочных птиц; а затем их раскрашивать элементами декоративных росписей. Также дети с удовольствием лепят из глины народные игрушки. Народные игры я использую в разных видах деятельности, так как сочетание движений в игре с ритмическим текстом – условие гармоничного развития детей. В подвижные игры мы с детьми с удовольствием играем на прогулке и на физкультурных занятиях. В свободной деятельности у детей любимы народные игры «Краски», «Ручеёк», «Фанты». На занятиях по развитию речи использование народных игр помогает практическому овладению формой и значением слов и словосочетаний. Неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания детей – народные праздники. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно; дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка. Здесь в качестве средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Родители у нас изготавливают атрибуты и костюмы, готовят номера с детьми, активно участвуют в проведении праздников. Примеры таких праздников: «Капустные посиделки», «Святки», «Масленница», «Вербохлёст», «Это русская сторонка, это Родина моя».
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно- развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в старшей группе создан мини-музей «Русская старина». Все экспонаты музея подлинные, собранные с помощью семей воспитанников. Прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. В течение всего года в музее я вела занятия этнографического кружка «Русская изба». На этих занятиях я знакомила детей с особенностями жизни и быта русского человека, с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней; формировала представления детей об художественных особенностях народного искусства русских, башкир, татар, проживающих на Южном Урале. Результаты этой работы уже видны. Дети в группе проявляют интерес к истории Родины, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории страны. Мои воспитанники знают народные сказки, игры, мелодии, с удовольствием участвуют в народных играх и праздниках. В своей работе я использую программы: «Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабуновой; «Приобщение детей к истокам народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой; «Наследие» М.Ю. Новицкой; а также – методические пособия: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» Л.В. Кокуевой; «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Будариной, О.А. Маркеевой; «Воспитание детей на традициях русской культуры» Г.В. Луниной; « Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ» Н.В. Пугачёвой, Н.А. Есауловой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Красная шапочка» г. Куса» «Как работали и отдыхали на Руси» интегрированное занятие (познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие) старшая группа воспитатель: Колкотина Надежда Александровна 2015 год
Цель: вызвать интерес и уважение к прошлому нашей страны. Задачи:  закрепить знания о жизни наших предков, их труде и отдыхе;  показать основные черты характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие);  обогащать словарь детей (русские народные поговорки и пословицы);  формировать культуру общения детей через народные игры;  воспитывать интерес и любовь к обычаям и традициям народа. Предшествующая работа:  беседы с детьми «Путешествие в прошлое русского костюма»; «Дома наших предков»; «Как хлеб на стол попал».  чтение русских народных сказок;  разучивание русских народных пословиц и поговорок;  знакомство с народными играми;  пение народных песен.
Ход: Дети заходят в зал под весёлую русскую народную мелодию. Мальчик: Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата! Дома ль Женя, дома ль Вика, Дома ль душенька – Танюшенька? (три девочки выглядывают из-за печи) Девочки: Мы туточки! Мальчик: А что вы здесь делаете? 1 девочка: А мы в доме прибираемся, Гостей дожидаемся, Созывать собираемся. 2 девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей народ! 3 девочка: Приходи кому охота, А кому неохота – тоже приходи, Нашу беседу послушай, погляди! Воспитатель: Ребята, какие вы все нарядные и красивые; и наряды у вас необычные. Мы поговорим сегодня о русском быте, присаживайтесь. На нашей беседе я буду хозяйкой гостеприимной. «Слава нашей стороне, слава русской старине. И про эту старину, я рассказ свой поведу. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
- Русский народ славен своим радушием и гостеприимством. Почему так говорят? (потому что, принимая гостей, всегда угощали их чаем, пирогами) - А как понимать, что русский народ дружный и отзывчивый? (русские люди всегда дружно помогали друг другу: дружно строили дома, вместе косили сено, убирали урожай) - Правильно, одному человеку справиться с такими делами было трудно, и никто никогда в помощи не отказывал. -Как назывались в старину дома? (избы) Как называлась самая лучшая комната в избе? (горница) Кого принимали в горнице? (гостей) Как гости в избу входили? (кланяясь) Почему? (дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы тепло не выходило из избы; гостям приходилось на входе кланяться) - Отгадайте мою загадку: «Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает» (печь). 1 ребёнок: На дровах огонь, пламя шустрое, о тебе рассказ, печка русская. 2 ребёнок: Вьётся из трубы дым чуть свет, печки нет в избе – значит, жизни нет! Воспитатель: Почему так говорили: «Печки нет – жизни нет»? (печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги; сушили одежду, обувь, грибы, ягоды) - А как печь помогала лечить болезни? (уложат больного на печь, она его лучше горчичников прогреет) - Как в старину обращались к печке? 3 ребёнок: Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет, Варежки сушить поможет, деток спать уложит. И сверчок поёт где-то рядышком, как тепло с тобой, печка- матушка!
Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь русского народа. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. - Назовите сказки, где встречается русская печь? ( «Гуси-лебеди», «Жихарка», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь») 4 ребёнок: Как уютно в нашей горнице, спозаранку печка топится, Котик лапкой умывается, наша сказка начинается. Воспитатель: Давайте посмотрим, как это было (дети показывают инсценированные отрывки из сказок). Отрывок из сказки «Гуси-лебеди» Ведущий: …Бежала девочка в поисках братца, бежала и увидела печь стоит. Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка: Съешь моего ржаного пирожка – скажу. Девочка: Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! Ведущий: Печка ей не сказала, и побежала девочка дальше искать своего братца. Отрывок из сказки «Жихарка» Ведущий: Лиса прибежала домой с Жихаркой, печку жарко истопила, хочет Жихарку изжарить и съесть. Взяла Лиса лопату. Лиса: Садись, Жихарка! Ведущий: А Жихарка маленький, да удаленький, на лопату сел, ручки-ножки растопырил; и в печку не йдёт. Лиса: Не так сидишь! Ведущий: Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил и в печку не йдёт. Лиса: Да не так ты сел. Жихарка: А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею. Лиса: Экой ты недогадливый! Вот так надо сесть!
Ведущий: села лиса, свернулась в колечко, лапки спрятала, хвостом накрылась. Что дальше произошло? Расскажите, ребята. (Жихарка её в печку толк с лопаты да заслонкой прикрыл, а сам скорей домой к петуху и коту побежал) Отрывок из сказки «Маша и медведь» Ведущий: Приходит Медведь из лесу, а Машенька и говорит ему. Маша: Миша, Миша отпусти меня на денёк в деревню; я бабушке да дедушке гостинцев отнесу. Медведь: Нет, ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу! Ведущий: А Машеньке того и надо. Напекла она пирожков, достала большой короб. Маша: Вот, Миша, смотри: я в этот короб положу пирожки, а отнеси их дедушке и бабушке. Да помни, короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить стану. Медведь: Ладно, Маша, не волнуйся, давай короб, отнесу твои пирожки бабушке да дедушке… Воспитатель: Вот сколько интересного узнали мы про печку, сейчас дальше беседу поведём. -Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие поговорки вы знаете об этом? Дети: «Что есть в печи, всё на стол мечи»; «Не красна изба углами, а красна пирогами»; «умей в гости звать, умей угощать»; «для дорогого гостя и ворота настежь»; «много гостей – много новостей». Воспитатель: Русский народный хоровод «Возле речки, возле моста» расскажет нам, как раньше ждали дорогих гостей. - Раньше в избе всё делалось своими руками. Любой труд был почётен: взрослый и детский. К труду девочку приучала мать с 5-7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, а родна дочь, что на всякой работе видна» - гласит пословица. Чему учили девочек? (прясть, вязать, вышивать, стряпать, ткать, а на посиделках – песням и хороводам)
-И мы сегодня споём русскую народную песню «Прялица». Воспитатель: Приучали к труду и мальчиков, их подготовка была более длительной и заканчивалась к семнадцати годам. -Каким трудом занимались мальчики? (учились ездить верхом и управлять лошадью, пасли скот, ухаживали за ним, ловили рыбу, работали в поле с мужчинами, боронили землю, сгребали сено, молотили; а вечерами с дедушками плели лапти) -Из чего лапти плели? (из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба) -Как готовили лыко? (замачивали, очищали от коры, разрезали на полосы, плели) -Когда носили лапти? (в любую погоду) - Мальчики, как и девочки, тоже любили посещать посиделки, где играли в различные игры. Особенно любимыми у подростков были целовальные игры. Одну из них мы сейчас покажем, называется она «Тетёрка». -На Руси народ был мудрый. Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, отдыхе и веселье! Выйду я с лукошком, соберу их немножко. Дети: «Сделал дело – гуляй смело»; «Делу время – потехе час»; «Дело мастера боится»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «С песней и дело спорится». Русская народная игра «Кострома». Воспитатель: Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – с песнями, танцами и угощением, умел показать свои наряды: рубахи, сарафаны, кокошники. А какой праздник без частушек? (исполняют дети) -Ребята, а какая еда была основной для русского народа всегда? (хлеб) Давайте соберём поговорки о хлебе в наше лукошко. Дети: «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда»; «Худой обед, коли хлеба нет»; «Хлеб на стол, так и стол – престол; хлеба ни куска – стол-доска»; «Будет хлеб, будет и обед». Воспитатель: Что на Руси выпекали в печи кроме хлеба? (пироги, калачи, ватрушки, растягаи, кулебяки)
Мальчик: «А я в горницу иду, самовар в руках несу, прибаутки вам пою». Девочка: «Я для вас, мои друзья, девяносто блинов и пирогов напекла. Где найти мне столько едоков?» Воспитатель: Блинами мы сейчас угостим всех наших ребят, а пирогами – дорогих гостей! Дети: Милости просим, дорогие гости. Хлеб вам да соль! Воспитатель: «Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте». «Не красна изба углами, а красна пирогами!»