"Дидактические возможности группы "Писатель - Художник"

Автор: Червякова Ольга Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства, русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Бунинская СОШ" Солнцевского района Курской области
Населённый пункт: с. Бунино, Курская область, Солнцевский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактические возможности группы "Писатель - Художник"
Дата публикации: 08.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подготовила: Червякова Ольга Васильевна, учитель изобразительного искусства, русского языка и литературы 1 квалификационной категории МКОУ «Бунинская СОШ» Солнцевского района Курской области
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРУППЫ

«ПИСАТЕЛЬ-ХУДОЖНИК»
Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства… Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. Ф.М. Достоевский Все художественные произведения, изучаемые в школьном курсе литературы, являются кладезем эмоционального, эстетического и нравственного опыта, т.к. обладают способностью эмоционального воздействия на человека через решение поставленных писателем нравственных проблем. Автор передает свои мысли, чувства через слово- сигнал, но на этом общение читателя с книгой не заканчивается. Диалог писатель-читатель предполагает не только процесс чтения, слушания, но и понимание прочтенного, услышанного. Когда произведение понято на лексическом уровне, то предполагается и эмоциональный отклик. Поэтому очень важно создать условия для ассоциативной работы. При развитом воображении человек может при чтении видеть предметы, цвет, ощущать вкус, запах, слышать звуки, которых на самом деле нет. Развитие воображения, осмысление литературы как словесного мастерства, укрепление эстетической основы урока – одна из задач урока. А это большой разговор о содружестве литературы с визуальными видами искусства.
Вбирая в себя лучшее из живописи и музыки, театра и кино литература сама передает этим видам искусства свои достижения. Взаимообогащение придает силу художественному воздействию искусств на личность развивающегося человека. Содружество искусств не только активизирует педагогический процесс, способствует закреплению настоящего интереса к литературе, но и диктует интереснейшие формы работы в продолжение диалога с молодежью и во внеклассной работе. 1 В дошкольный период основным видом познания окружающего мира ребенком является кинестетический способ (через осязание). Процесс обучения в начальной школе часто носит аудиовизуальный характер. Ребенок получает большой объем информации, и как раз иллюстрация помогает ученику усвоить её. Благодаря иллюстрации обучающиеся познают мир литературы, знакомятся с его персонажами, пытаются полюбить их. Не имея большого жизненного опыта ученику младших классов сложно воссоздать в своем воображении мир, описываемый писателем. Ребенку необходимо увидеть его, поверить в него. Именно здесь в книгу вступает художник. Иллюстрация служит для ученика стимулом постижения и совершенствования первых навыков чтения. Старшие ученики начинают понимать фабулу, конфликт, характер персонажей литературного произведения уже без помощи иллюстраций. Важным этапом организации учебного процесса является постановка проблемной учебной задачи, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для решения поставленной задачи. Верх мастерства учителя не в том, чтобы дать ученикам готовые определения, а в том, чтобы организовать поиск информации самими детьми. Немалую роль в этом могут 1  Перевозчикова Л.С. Гуманистическая парадигма образования [Текст] / Л.С. Перевозчикова // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступ. IV Рос. филос. конгр. – М.: Современные тетради, 2007. – Т. 4. – С. 15–25.
сыграть визуальные виды искусства, находящиеся в содружестве с литературными произведениями. Целостному восприятию художественного текста препятствует отрыв анализа содержания произведения от изобразительных средств (структуры, жанровых и стилистических особенностей, языка). При анализе сказок, лирических стихотворений и научно-познавательных статей зачастую задаются однотипные вопросы, что обезличивает в глазах ребенка произведение и создает у них впечатление однотипности всей литературы. 2 Полноценное восприятие художественного произведения – это всестороннее восприятие формы, образного, эмоционального и логического содержания текста. Для всестороннего восприятия литературного богатства ученик должен научиться видеть компоненты произведения, различать художественные средства выразительности, определять жанровые особенности произведения, понимать образное изображение природы, уметь визуализировать прочитанное и изобразить это на бумаге. 3 В педагогической практике необходимо стремиться улучшить восприятие учениками литературного текста через его соседство и соотнесение с иллюстрацией, через иллюстрирование.
1 Метапредметный «диалог» и возможности интеграции уроков

литературы и изобразительного искусства
Вопросы активизации обучения всегда относились к числу наиболее актуальных в педагогической теории и практике. Реализация принципа активности в обучении определяет и качество учения, как деятельности, и результат. 2  Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 256 с. 3  Левин В.И. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лайда, 1994. –192 с.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, великолепно строятся на диалоге искусств, который предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Благодаря введению его в обучение создается среда, где каждый ребенок получает возможность реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность. Учитель выступает в роли организатора образовательного пространства, эксперта, консультанта, а ученик – в роли субъекта обучения, которому предоставлена свобода размышления, деятельности и постижения опыта. Изобразительное искусство на уроках литературы воздействует на учеников вне зависимости от того, кто применяет тот или иной прием, другое дело, что для достижения качественных результатов его применения необходима соответствующая подготовка учителя. Введение изобразительного искусства в процесс обучения литературе, целесообразное использование соответствующих приемов не только значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, но и изменяет важнейшие личностные характеристики обучаемых. Реализуется направляющая, обогащающая, систематизирующая роль в духовно-нравственном развитии детей. В педагогическом сообществе вырабатывается новый взгляд на данный аспект образования. 4 К методам активизации обучения следует отнести проведение интегрированных уроков. Спектр предметов, разрешающих преподавание на основе принципа интеграции, достаточно широк: русский язык, литература, музыка, история, искусство. Взаимообогащение дисциплин художественно- гуманитарного цикла не только способствует развитию творческих способностей учеников, расширяет их фантазию, умение видеть необычное в привычном, но и помогает изучению литературоведения, основ 4  Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. Из опыта работы: книга для учителя / З.С. Старкова – М.: Просвещение, 1988г. – 160 с.
художественной критики. Личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся, творческая работа учителя и ученика, дарят детям радость собственного открытия, а учителю – удовлетворение итогами своей работы. Продолжительный опыт наблюдения за учащимися (анализ их мотивации, выявление меняющихся склонностей, сущностных черт личности) и, конечно, опыт взаимодействия с ними в учебном процессе убеждает, что применение дидактического арсенала ИЗО, материалов из истории искусства на уроках русской литературы стимулирует рост самостоятельности и ответственности самих обучающихся за результаты, помогает учителю привести цели обучения в соответствие с индивидуальными потребностями учащихся; способствует приобретению учащимися не только учебных навыков, но и нравственных качеств; вырабатывает взаимное уважение всех участников образовательного процесса.
2 Проблема восприятия художественного текста через обращение к

визуальному искусству в истории методической мысли
Современное образование предъявляет к профессиональным качествам учителя-словесника высокие требования. Он должен уметь применять в своей работе разнообразные технологии, приемы и средства, помогающие эффективному воспитанию нравственных и эстетических качеств обучающихся. Этому, несомненно, поможет интегрирование предметов. Одним из широко применяемых видов интегративных связей на уроках литературы является объединение словесного и изобразительного искусств. О применении живописи и близких с ней искусств на уроках литературы написано много методических работ. Это указывает на то, что со времени написания «Великой дидактики» Я.А. Коменским принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. Под наглядностью понимаются такие средства конкретизации и
обогащения знаний обучающихся о художественной литературе, которые лежат вне ее текстов и имеют или образный, или документальный характер: произведения изобразительного искусства, видео- и аудио- записи, фотографии, презентации и т.д. Такую наглядность российский педагог Василий Васильевич Голубков назвал «внешней». Основное назначение наглядности - достижение большей убедительности сообщаемых положений, активизация учебных занятий путем стимулирования творческой деятельности учащихся, интенсификацию процесса обучения. Очень важна наглядность для улучшения самостоятельного и коллективного анализирования, сопоставления произведений. Также важна наглядность, с помощью которой преподаватель может сделать более выразительной и доступной готовую информацию, сможет лучше разъяснить теоретико- литературные понятия, конкретизировать сведения об эпохе, о быте людей, изображенных в книге, о писателе. Без этого трудно проектную деятельность учеников направить в русло самостоятельности, понимания глубины прочитанного, превратить её в процесс учения. Учение - это трудоемкая и сложная деятельность. Творческое изучение художественной литературы вызывает у учеников и учителя положительные эмоции, создает положительную мотивацию к дальнейшему анализу литературных произведений. Для формирования УУД перед участниками учебного процесса ставятся различные задачи, выбираются пути, способы и формы восприятия учебного материала. Проектирование учебной работы приводит к многообразию видов уроков, различным способам использования визуальной наглядности. Исторический опыт и современные технологии обучения предполагают творческую организацию каждого урока, что не может произойти без поисков новых методов и средств, инициативных учителей. От заинтересованности родителей, преподавателей зависит культурное развитие подрастающего поколения, умение его творческой самореализации. Помощниками учителя-словесника в реализации данных целей
являются средства наглядности . Они естественно включаются в урок литературы и помогают ученикам глубоко осмыслить изучаемые произведения. Так как разные виды искусства имеют много общего, близки между собою и развиваются параллельно, как бы рука об руку. Искусствоведы и педагоги доказывают, что и литература, и изобразительное искусство часто разрабатывают одни и те же темы, создают художественные образы, дополняющие и обогащающие друг друга. Задача учителя - помочь обучающимся в раскрытии в литературных и живописных образах глубинного смысла, развитие чувства гармонии выразительных средств и содержания произведений искусства. Потому как «…вдумчивый анализ художественных произведений способствует воспитанию эмоциональной чуткости и направлен на формирование у учеников широкого мировоззрения». 5 Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы является важным средством повышения интереса к предмету. Изучая литературу, рассматривающую данный вопрос, автор данной работы ищет и использует в педагогической работе новые приемы, формы и методы, интересные нестандартные вопросы и задания, игры. В центр внимания им ставятся приемы, способствующие организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между преподавателем и обучающимися, создающие атмосферу для выражения своего собственного «я». Чаще всего первый интерес ребенка к книге возникает благодаря «волшебному ключику» - иллюстрации, открывающей перед читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы. Иллюстрация будит воображение , формирует представление о сказочном и реальном мире, приобщает детей к искусству линий и красок. Позднее отношение к иллюстрации делается все более осознанным и оценочным. 5  Меркин Г.С., Меркин Б.Г.. Путь к сотворчеству: Уроки и внеклассная работа по литературе: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1991 . – 126 с.
Сам термин происходит от латинского « illustratio» (освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). 6 Иллюстрация помогает детям лучше понять замысел произведения, историческую эпоху, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, структурные компоненты произведения, осознавая степень участия в них героев, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно постигают внутренний мир персонажей, их нравственные качества, убеждения, начинают эмоционально откликаться на их чувства, учатся видеть присутствие автора в повествовании. Зрительные образы помогают ученикам понять значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека. «Сопоставляя иллюстрацию с текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи (повествование, описание), в меру своих сил проникают в значение художественного контекста, расширяют свои представления о переносном значении слов, о богатстве оттенков значения»,- подчеркивает языковед Н.Я. Мещерякова. 7 Методика работы с иллюстрацией, время, отведенное на эту работу, ее место в структуре урока, конкретные вопросы по анализу иллюстрации во время беседы, - все это зависит от темы занятия, специфики изучаемого 6  Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: в 2-х томах. / ред. В.М. Полевой. – М.: Советская энциклопедия. Т. 1: А-М. – 1986. – 447с. 7  Мещерякова Н.Я. Межпредметные связи в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1977. – 159 с.
литературного произведения, характера отобранной иллюстрации, методической задачи, которую ставит преподаватель. Работа с иллюстрацией не должна быть случайным методическим приемом, а систематической работой, обладающей своей логикой и динамикой, которая осуществлялась бы в соответствии с дидактическим принципом систематичности и последовательности. Необходимо учитывать и возрастные особенностей детей, и уровень их развития. Изучению функций визуальных искусств, технологиям их использования в преподавании литературы посвятили свои труды методисты А.Т. Сотников, Л.М. Шкаруба, художник А. Гончаров, искусствовед М. Чегодаев и др. Наиболее полно, на мой взгляд, этот вопрос рассмотрен в методических пособиях и научных статьях доктора педагогических наук Е.Н. Колокольцева. Большой интерес у меня вызывает предложенная Евгением Николаевичем классификация средств и видов наглядности:  непосредственная наглядность - предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображенной в литературном произведении (можно отнести изображения и фотографии достопримечательных мест, картины, рисунки, как правдивые свидетельства об эпохе, публикации музейных фондов в печатных изданиях и т.д.);  образно-опосредованная наглядность (комментирующая литературные произведения и тематически и сюжетно близкая произведению) - основана на тесном взаимопроникновении и взаимосвязи литературы с другими видами искусства (иллюстрации, картины на литературные сюжеты, эскизы декораций, костюмов, афиши спектаклей и т.д.);  слуховая наглядность – к ней целесообразно отнести музыкальные произведения, написанные на литературные сюжеты, образцы художественного чтения, звукописи фрагментов спектаклей, а также образцов художественного чтения или отрывков из произведений в исполнении актеров;  словесно-графическая (зрительная) наглядность – включает в себя
знакомство с черновиками, письмами, воспоминаниями, дневниками, синхронистическими таблицами, картами путешествий писателя, схемами, таблицами по теории литературы, планами литературных произведений, афишами выступлений писателей и поэтов и т.д. 8 Евгений Николаевич Колокольцев также рассматривает разные способы работы с наглядностью . В своих исследованиях он подробно рассматривает связь «внешней» наглядности с «внутренней», т.е. зримыми представлениями, которые возникают у читателя во время работы с художественным текстом. В приведенной выше книге серьезное внимание уделено видам художественной иллюстрации, формам работы с ней. Автор предлагает выделить следующие виды иллюстраций к художественным текстам:  «режиссерский комментарий» художника к драмматическому произведению – это серия рисунков к тексту, позволяющих увидеть ход действия, конкретные его мизансцены, систему персонажей, включить иллюстрации в комментированное чтение и интерпретацию текста;  сотворчество художника с писателем (преломление образов и художественных идей в сознании художника-иллюстратора) - выделяет при этом два основных типа созвучия произведений искусств, на уровне сюжетно-событийном и символико-метафорическом. Достаточно подробно рассматриваются Е.Н. Колокольцевым и такие формы работы с иллюстрациями, как их привлечение в изучение биографии писателя, лирических произведений, использование произведений изобразительного искусства для скрытого анализа литературных текстов. 9 8  Колокольцев Е.Н. «Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия»: О классификации средств наглядности в преподавании литературы // Литература в школе. – 1990. – №3. – С. 86–93. 9  Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе: книга для учителя / Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.

3 Интерпретация художественного текста через интеграцию литературы

с визуальными видами искусства
Литература, как школьный предмет, имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая разнообразие и богатство человеческого бытия. И чтобы научить учеников видеть мир через слушание художественных произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, педагог на своих уроках использует различные методические приёмы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания. Установление органических взаимосвязей литературы с другими учебными предметами развивает художественный вкус, обогащает и углубляет литературные знания учащихся. Использование межпредметных связей литературы и других видов искусства выполняет развивающую функцию, содействует выработке у школьников таких качеств, как активность и точность эмоциональной реакции, образная конкретизация слова в зрительных ассоциациях, концепционное восприятие композиции произведения искусства, а также способность динамического переключения восприятия при общении с разными видами искусства. Современное российское образование делает акцент на саморазвитие личности обучающихся через интегрирование и дифференцирование содержания, личностно-ориентированное обучение, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Задача каждого педагога не только дать ученикам знания по русскому языку и литературе, изобразительному искусству, но и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности. Интеграция искусств на уроках литературы, на наш взгляд,
помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. 10 В своей педагогической работе автор исследования использует разнообразные приемы и средства: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой, использует цветослово, составление синквейнов (См. Приложение 3, рис. 1 и 2) и кластеров как на уроках литературы, так и изобразительного искусства, выполнение иллюстраций (См. Приложение 3, рис. 3) и т.д. Обобщая свой педагогический опыт, хочется остановиться на некоторых особенностях диалога искусств, а именно - содружестве литературы с живописью и рисунком.
3.1 Значение картины и иллюстрации для понимания литературно-

художественного произведения
Использование произведений живописи на уроках литературы способствует лучшему усвоению учениками программного материала, более глубокому пониманию художественного произведения. Работа с произведением живописи не является самоцелью, а входит в уроки как составная часть. Со 2 по 9 классы на уроках «Изобразительное искусство» автор данной работы знакомит детей с понятиями, определяющими содержание картины: рисунок, плакат, иллюстрация, композиция, колорит. Обязательно объясняет ученикам разницу между картиной и иллюстрацией. Большую помощь в этом 10  Адамов Е.Б. Стилевое единство литературного произведения и иллюстраций: учебное пособие. – М.: Наука, 1965. – 18 с.
предоставляют, в частности, плакаты и стихи В.В. Маяковского, рисунки и рассказы Е.И. Чарушина (в зависимости от возраста учеников). Поэтому ученики 5 – 8 классов, приходя на уроки литературы, уже воспринимают иллюстрацию как произведение искусства, в котором содержание и форма представляют собой целостный художественный образ. Подчиняя выбор картин требованиям программ, как по литературе, так и изобразительному искусству, заданиям учебников и возрастным особенностям учащихся, считаем необходимым стремиться к тому, чтобы на уроках были представлены лучшие произведения отечественных и зарубежных мастеров. Ведь знакомство с живописными полотнами, графикой, помогает достичь важных целей: раздвигает горизонты жизни, учит видеть мир шире, понимать явления глубже и многосторонне, развивает многообразные духовные потребности и широкие гуманитарные интересы. Труд художника – иллюстратора аналогичен труду живописца, но с той существенной разницей, что для художника-иллюстратора «натурой» является литературный текст, на основе которого он призван создать зрительный образ литературного героя. Причем таким, каким он рисовался воображению писателя, и каким он должен сохраниться в сознании читателя. Обращаясь к иллюстрации, ученик постигает азбуку художественного видения, развивает творческое воображение, учится эстетическому отношению к окружающей действительности. 11 Иллюстрации, на наш взгляд, требуют к себе внимательного отношения. Их нельзя просматривать мельком, их надо учиться видеть, понимать, «читать». Анализируя рассказы, например И. Бунина, ученики сравнивают текст и изображение и замечают, что у автора запад «розовеющий» («Косцы», 5 класс), а море «цвета фиалки» («Кавказ», 8 класс). После этого ученики получают творческое задание: «Выполните 11  Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 190 с.
зрительный образ произведения, соотнесите его со словами автора». (См. Приложение 3, рис. 4). Так актуализируются художественные детали, которые ускользают после первичного чтения.
3.2 Детский рисунок как средство воплощения и способ постижения

художественного образа литературного произведения
Зрительно представить художественный образ литературного произведения помогает живопись. С помощью изобразительного искусства ученики постигают идейно-художественное своеобразие литературного произведения, усваивают теоретические понятия. Прежде чем ученик оценит эстетическую ценность произведения живописи, он должен сам создавать и понимать смысл иллюстраций. Рисунок – не только основа изобразительного искусства, но и пополнение жизненного опыта и впечатлений школьника, это первая ступень в восприятии красоты окружающего мира. Анализ детского рисунка, думается, неизбежно должен дополняться рассмотрением его связи с текстом литературного произведения. Поэтому следует ставить перед учениками две задачи: в о-первых, воссоздать с помощью рисунка облик героев литературного произведения, включив воображение и мышление; в о-вторых, если это возможно, передать, перевести на «собственный язык» художественные образы, созданные автором. Ученик переводит речевые образы, найденные автором, в зримые образы собственного рисунка, которые подчеркивают композицию, раскрывают сюжет произведения, оттеняют особенности стиля писателя. Из опыта работы стало очевидно, что как ни различно видение мира многих художников (в том числе и учеников), каждый улавливает в чертах героя, его характере или в картине природы общие черты. (См. Приложение 3, рис. 5 и 6).
Целесообразно совместно с учениками создать целую серию иллюстраций. Это всегда – движение от части к целому с последующим синтезированием единого образа. Например: при изучении японского трехстишия (хок ку) «Зарубежная литература» ученики 7 класса на уроке- практикуме пробуют создать своё хокку, а уже на уроке изобразительного искусства выполняют рисунок в стиле «горы-воды» или «растения- насекомые», по мотивам своего произведения. (См. Приложение 4). Последовательное постижение эпизодов позволяет школьнику глубже понять авторский замысел (рассказ Ж. Санд «О чем говорят цветы?», 5 класс; А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Дубровский», 6 класс). Рисунки обретают последовательность, сюжетность, что сближает их с литературным произведением. На рисунке можно показать место, время, обстановку, отношения героев, детали. В 6 классе иллюстрация носит уже аналитический характер (карта путешествия героев рассказа М. Пришвина «Кладовая солнца»). Рисунок, подобно слову, может рождать ассоциации, выходящие за пределы круга непосредственно изображаемого, в этом случае ученики создают символические рисунки. Например, рисуют гербы помещиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Какова задача учителя литературы? Как учитель изобразительного искусства, автор работы руководствуется задачами изобразительными: показывая мастерство художника в передаче внешнего облика и внутреннего мира героя. Как словесник, не ограничивается лишь комментарием: обязательны дополнения историко-литературным материалом для совершенствования литературных знаний и навыков учащихся. Таким образом, используя на уроке рисунок ребенка, можно решать задачи литературного образования. К стихотворениям русских поэтов XVIII–XIX вв. о природе мы обязательно рисуем пейзажи, ученики изображают не только время года и его признаки, но и передают эмоциональное состояние лирического героя,
выявляют в пейзаже исторический или философский смысл, после которого легче понять и обобщающий, синтетический образ. (См. Приложение 3, рис.7). Как особый вид иллюстрирования на уроках литературы используется цветослово. Этот вид работы имеет научную основу, так как учеными доказано, что и слово, и цвет, и звук имеют одинаковые возможности воздействия на человека. Цветослово – выражение чувств, ощущений, вызванных художественным образом литературного произведения. Изучая текст художественного произведения, надо учить юных читателей выражать свои внутренние переживания в цветовых оттенках, чтобы почувствовать эмоциональное состояние произведения (А. Платонов “Никита”, 5 класс). Автор исследования вводит в свою практику следующее задание: предлагает ученикам стихотворный или прозаический текст и просит изобразить то, что они почувствовали, читая его. (См. Приложение 3, рис.8). Это помогает им ярче воспринимать художественные образы и анализировать их. 12 В своей профессиональной деятельности каждый учитель правомерно использует тот материал, который считает целедостаточным. Так, иллюстративный материал и задания, требующие иллюстрирования, отбирается и вводится в сценарий урока не только для развлечения, сосредоточения внимания на теме, повышения активности учащихся на уроке, они развивают мышление, помогает осознанию того, что литература – не отвлеченная схема, а живое явление. Прежде всего у учеников формируется потребность в общении с миром литературы, не только русской, но и мировой; способность к личностному восприятию жизни и художественного слова, избирательность впечатлений; потребность в выражения жизненной позиции, формируемой через приобщение к художественному творчеству. 12  Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1977. – 221с.
Как показывает практика, использование материалов по истории изобразительного искусства и сам процесс иллюстрирования в ходе литературного образования школьников приводит к положительному результату – учебная информация переходит в личностное знание учащихся о ее духовно-нравственном содержании.