"Устранение пробелов по русскому языку" в 3 СКК

Автор: Сидорова Анна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СШ №68
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: Разработка примерной рабочей программы "Устранение пробелов по русскому языку"
Тема: "Устранение пробелов по русскому языку" в 3 СКК
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Руководитель МО _______________ Приказ по школе № _____ Протокол №__ от __________ от ________________. Рабочая программа по ______________________________________ наименование предмета в ____ классе ____________________________________________ ФИО учителя 2015-2016 учебный год г. Ярославль

Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Занятия, включённые в программу, необходимы учащимся 3 г класса (СКК VII вида) для ликвидации возможных пробелов в знаниях, умениях и навыках по русскому языку. На уроках русского языка в рамках данного курса учащиеся с задержкой психического развития ликвидируют пробелы в знаниях по наиболее трудно усваиваемым темам. Необходимость данных дополнительных занятий объясняется ещё и тем, что школьникам с ЗПР требуется больше времени для осознания грамматических правил, а также большего количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков грамотного письма. Кроме того, для развития речемыслительной деятельности учащихся необходимо проведение специальных упражнений, развивающих как устную, так и письменную речь учеников. Планирование данной программы носит примерный характер и в течение года в темы индивидуальных и групповых коррекционных занятий могут быть внесены изменения.
К концу обучения учащиеся должны знать:
гласные и согласные звуки и буквы; термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, слово- сочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, удар- ная гласная, ударный слог, безударная гласная; отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных; ч буквы для обозначения мягкости согласных на письме; графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений; правописание предлогов и приставок; основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие соглас- ные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных).

К концу обучения дети должны уметь:
различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие соглас- ные; уметь производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений; образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу; определять какой частью речи являются данные слова; писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звон- кие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, пра- вописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах соб- ственных) правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматиче- ские конструкции; составлять предложения различных типов; • составлять связные высказывания на заданные темы.

Тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий по

русскому языку в 3»Г» СКК VII вида на 2015-2016 уч. год
№ п/п Тема занятия Содержание работы 1
Повторение. Звуки и буквы.
Звук и буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Повторить отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Работа со слоговыми схемами слов. Фонетический анализ слов. 2 Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов. 3 Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. 4 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 5 Разделительный твердый знак. Повторить признаки гласных и согласных звуков. Различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Фонетический разбор слов. Написание слов с мягким знаком в функции смягчения и разделения и слов с разделительным твердым знаком. 6 Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова. 7 Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова. 8
Развитие навыков словообразования.
Слово. Корень слова. Однокоренные слова. Подбор родственных слов. Различение однокоренных и родственных слов. Закрепление навыка нахождения корня слова. Соотнесение слов со схемой. 9 Ударные и безударные гласные в слове. Правописание безударных гласных в слове. Отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов.
10 Образование сложных слов. Образование слов при помощи приставок. Предлоги и приставки. Упражнения в образовании сложных слов и их написании. Нахождение приставки в словах и их правописание. 11 Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных- ок-,-ёк-,-ушк-,-юшк-,- ышк, -ишк-.-чик-. -онок-, ёнок- Объяснение значений различных суффиксов. Выбор нужного суффикса для образования слов нужного значения. Закрепление навыков написания суффиксов. Тренировка в морфологическом разборе слова, подборе слов к схемам. 12 Образование слов, обозначающих лиц по профессии, при помощи суффиксов -ник-, -тель-, -арь-, -чик-, -щик-, -ер-, 13 Состав слова. Разбор слова по составу. 14
Развитие навыков согласования

слов.
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода. Характеристика и различение между собой частей речи. Постановка вопросам к существительным, прилагательным . глаголам. Определение рода, числа, падежа существительных и прилагательных. Тренировка в написании окончаний существительных и прилагательных. Формирование понимания особенностей взаимосвязи различных частей речи. Практическое использование в устной и письменной речи различных грамматических конструкций. Формирование навыка построения связных высказываний. 15 Употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. 16 Употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей. 17 Употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа. 18 Употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога.
19 Употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа 20 Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор прилагательных к словам. 21 Слова, обозначающие действия предмета. Подбор глаголов к существительным. Согласование глагола с существительным в числе. Согласование глагола с существительным в роде. 22 Согласование глагола с существительным во времени. Обогащение глагольного словаря. Подбор действий к предмету. Правописание числительных. 23 Имя числительное. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. 24
Лексика.
Антонимы. Подбор антонимов к словам. Синонимы. Употребление синонимов в речи. Подбор синонимов и антонимов к различным частям речи. Нахождение антонимов и синонимов в тексте. Преодоление неоправданного повтора слов. Формировать понятия "фразеологизм", "фразеологический оборот", "крылатые слова и выражения. Работа по развитию понимания фразеологизмов, крылатых выражений и употреблению их речи. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам. 25 Прямое и переносное значение слова. Образные слова и выражения. 26 Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения 27
Текст.

Текст. Признаки связного текста. Порядок слов в предложении. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Определение темы и основной мысли текста. Составление текста по опорным словам, вопросам, плану. Разбивка текста на смысловые части и их озаглавливание, составление плана текста. Использование синонимов для редактирования текста. Пересказы текстов. Устные сочинения. Составление описательного, повествовательного текстов и текста- рассуждения. 28 Определение темы и основной мысли рассказа. 29 Восстановление текста по опорным словам, по вопросам. 30 Разбивка текста на части. Составление плана. 31 Текст-повествование. Схема построения повествовательного текста. 32 Текст-описание. Схема построения описательного текста. 33 Текст-рассуждение. Схема построения текста- рассуждения. 34 Игровое итоговое занятие. Игровые задания: кроссворды, ребусы, шарады.