Автор: Сидорова Анна Алексеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СШ №68
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: Разработка примерной рабочей программы "Устранение пробелов по русскому языку"
Тема: "Устранение пробелов по русскому языку" в 3 СКК
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Руководитель МО
_______________
Приказ по школе № _____ Протокол №__ от
__________
от ________________.
Рабочая программа
по
______________________________________
наименование предмета
в ____ классе
____________________________________________
ФИО учителя
2015-2016 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Занятия, включённые в программу, необходимы учащимся 3 г класса (СКК VII
вида) для ликвидации возможных пробелов в знаниях, умениях и навыках по
русскому языку.
На уроках русского языка в рамках данного курса учащиеся с задержкой
психического развития ликвидируют пробелы в знаниях по наиболее трудно
усваиваемым темам.
Необходимость данных дополнительных занятий объясняется ещё и тем,
что школьникам с ЗПР требуется больше времени для осознания грамматических
правил, а также большего количества тренировочных упражнений для
формирования умений и навыков грамотного письма.
Кроме того, для развития речемыслительной деятельности учащихся
необходимо проведение специальных упражнений, развивающих как устную,
так и письменную речь учеников.
Планирование данной программы носит примерный характер и в течение
года в темы индивидуальных и групповых коррекционных занятий могут быть
внесены изменения.
К концу обучения учащиеся должны знать:
гласные и согласные звуки и буквы;
термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, слово-
сочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, удар-
ная гласная, ударный слог, безударная гласная;
отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих,
твёрдых и мягких согласных;
ч
буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;
правописание предлогов и приставок;
основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие соглас-
ные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний
жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных).
К концу обучения дети должны уметь:
различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие соглас-
ные;
уметь производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также
языковой анализ и синтез предложений;
образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;
определять какой частью речи являются данные слова;
писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звон-
кие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, пра-
вописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах соб-
ственных)
правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматиче-
ские конструкции;
составлять предложения различных типов;
• составлять связные высказывания на заданные темы.
Тематическое планирование индивидуальных и групповых занятий по
русскому языку в 3»Г» СКК VII вида на 2015-2016 уч. год
№ п/п
Тема занятия
Содержание работы
1
Повторение. Звуки и буквы.
Звук и буква. Звуки гласные и согласные.
Согласные звуки: звонкие и глухие,
твёрдые и мягкие.
Повторить отличительные особенности гласных и
согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и
мягких согласных. Работа со слоговыми схемами
слов. Фонетический анализ слов.
2
Слогообразующая роль гласных. Деление
слов на слоги. Слоговой анализ и синтез
слов.
3
Твердые и мягкие согласные. Обозначение
мягкости согласных гласными II ряда.
4
Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака.
5
Разделительный твердый знак.
Повторить признаки гласных и согласных звуков.
Различение на слух твердых и мягких, звонких и
глухих согласных. Фонетический разбор слов.
Написание слов с мягким знаком в функции
смягчения и разделения и слов с разделительным
твердым знаком.
6
Правописание парных звонких и глухих
согласных в конце слова.
7
Правописание парных звонких и глухих
согласных в середине слова.
8
Развитие навыков словообразования.
Слово. Корень слова. Однокоренные
слова. Подбор родственных слов.
Различение однокоренных и родственных слов.
Закрепление навыка нахождения корня слова.
Соотнесение слов со схемой.
9
Ударные и безударные гласные в слове.
Правописание безударных гласных в
слове.
Отработка навыка нахождения безударной гласной
в корне слова и подбора проверочных слов.
10
Образование сложных слов.
Образование слов при помощи приставок.
Предлоги и приставки.
Упражнения в образовании сложных слов и их
написании.
Нахождение приставки в словах и их
правописание.
11
Словообразование. Образование слов при
помощи суффиксов.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
существительных- ок-,-ёк-,-ушк-,-юшк-,-
ышк, -ишк-.-чик-. -онок-, ёнок-
Объяснение значений различных суффиксов.
Выбор нужного суффикса для образования слов
нужного значения. Закрепление навыков
написания суффиксов.
Тренировка в морфологическом разборе слова,
подборе слов к схемам.
12
Образование слов, обозначающих лиц по
профессии, при помощи суффиксов -ник-,
-тель-, -арь-, -чик-, -щик-, -ер-,
13
Состав слова. Разбор слова по составу.
14
Развитие навыков согласования
слов.
Род имени существительного.
Дифференциация существительных
разного рода.
Характеристика и различение между собой частей
речи.
Постановка вопросам к существительным,
прилагательным . глаголам.
Определение рода, числа, падежа
существительных и прилагательных.
Тренировка в написании окончаний
существительных и прилагательных.
Формирование понимания особенностей
взаимосвязи различных частей речи.
Практическое использование в устной и
письменной речи различных грамматических
конструкций.
Формирование навыка построения
связных высказываний.
15
Употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
именительного падежа.
16
Употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
именительного и винительного падежей.
17
Употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
дательного падежа.
18
Употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
творительного падежа без предлога.
19
Употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
предложного падежа
20
Слова, обозначающие признаки
предметов. Подбор прилагательных к
словам.
21
Слова, обозначающие действия предмета.
Подбор глаголов к существительным.
Согласование глагола с существительным
в числе. Согласование глагола с
существительным в роде.
22
Согласование глагола с существительным
во времени.
Обогащение глагольного словаря. Подбор
действий к предмету.
Правописание числительных.
23
Имя числительное. Согласование
числительных с существительными в роде
и падеже.
24
Лексика.
Антонимы. Подбор антонимов к словам.
Синонимы. Употребление синонимов в
речи.
Подбор синонимов и антонимов к различным
частям речи. Нахождение антонимов и синонимов
в тексте. Преодоление неоправданного повтора
слов. Формировать понятия "фразеологизм",
"фразеологический оборот", "крылатые слова и
выражения. Работа по развитию понимания
фразеологизмов, крылатых выражений и
употреблению их речи. Подбор синонимов и
антонимов к фразеологизмам.
25
Прямое и переносное значение слова.
Образные слова и выражения.
26
Фразеологизмы. Фразеологические
обороты. Крылатые слова и выражения
27
Текст.
Текст. Признаки связного текста. Порядок
слов в предложении.
Установление смысловых связей между
предложениями в составе текста. Знакомство с
понятием текст, его признаками: смысловой
целостностью, законченностью. Определение
темы и основной мысли текста.
Составление текста по опорным словам,
вопросам, плану. Разбивка текста на смысловые
части и их озаглавливание, составление плана
текста.
Использование синонимов для редактирования
текста. Пересказы текстов. Устные сочинения.
Составление описательного, повествовательного
текстов и текста- рассуждения.
28
Определение темы и основной мысли
рассказа.
29
Восстановление текста по опорным
словам, по вопросам.
30
Разбивка текста на части. Составление
плана.
31
Текст-повествование. Схема построения
повествовательного текста.
32
Текст-описание. Схема построения
описательного текста.
33
Текст-рассуждение. Схема построения текста-
рассуждения.
34
Игровое итоговое занятие.
Игровые задания: кроссворды,
ребусы, шарады.