«Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернется лучшее, что есть в мире.»
Голос-драгоценный дар природы.
Голос человека – это дар природы. И
сохранить голос здоровым и красивым как можно дольше – задача каждого
уважающего себя человека.
Вы стали замечать за собой привычку кричать? У вас стал проявляться
ненужный гнев? Первый шаг к изменению ситуации-выяснение причин
возникновения вашего крика.
Почему педагог кричит?
Психологические причины - недостаток педагогического мастерства и
культуры педагога, неумение влиять на ребенка так, как бы хотелось
педагогу.
Хороший способ избавиться от повода кричать - пересмотр своей методики
педагогического воздействия, нахождение обучающего и воспитательного
приема, который сделал бы его требования или объясняемый материал
более понятным.
Социально-психологические причины – в скрытом виде силой своего голоса
люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и своего
социального статуса.
Для некоторых педагогов возможность покричать на своих подопечных –
проверенный и надежный способ нормализации своего психологического
состояния. Педагог может кричать на ребенка и из-за своей социальной
незащищенности, из-за психологической усталости, из-за семейных
неурядиц. В крике присутствует также некоторый момент страха перед
возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении
позитивных результатов своей педагогической деятельности.
Физиологические причины – сексуальная неудовлетворенность. Физиологи
установили, что голосовой аппарат человека тесно связан с половыми
органами человека. Сексуальная энергия может трансформироваться,
например, в достижении искусства. Так у одаренных натур она превращается
в красивое пение. У обычных людей это напряжение выходит в виде
заурядного крика. Покричав на ребенка, некоторые взрослые испытывают
приятное успокоение и расслабление. В этом случае дети становятся для
взрослых средством решения внутри личностных проблем, что вряд ли
можно считать нормой.
Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и
вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает
сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг оказывается
неспособным к формированию логичных дифференцировок. А это является
одной из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии.
Педагог кричит, и ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и
хуже обучаться.
В ответ на психологическое воздействие методом крика во многих случаях
дети становятся бестолковыми и беспомощными.
Как избавиться от привычки кричать?
Большое значение в преодолении вредной привычки играет
самонаблюдение. Попробуйте завести дневник, проконтролируйте свое
поведение.
Можно наблюдать за поведением коллег, которые отличаются спокойствием
и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть их
роль.
В случае преодоления ситуации, в которой ранее бы вы сорвались на крик,
вы должны поощрить себя похвалой типа «Молодец, не сорвался!».
Займитесь самовоспитанием, научитесь справляться со своим
психоэмоциональным состоянием.
Медитативное упражнение, способное помочь Вам расстаться с криком.
-я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
- мне дышится приятно и спокойно.
-все мои мышцы приятно расслаблены.
- я совершенно спокоен.
- я наблюдаю и слышу свой крик со стороны.
- я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо
кричать.
- спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю
присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
- мое дыхание ровное и спокойное.
- я снова слышу свой спокойный голос, который звучит плавно и
выразительно.
-даю обещание. Что в реальной жизни я всегда буду стремиться
контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не
напрягать, особенно в трудных ситуациях.