"От Буквозная к Грамотею"

Автор: Серикова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ряженская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область, Матвеево-Курганский район
Наименование материала: Авторская программа по интеллектуальному направлению внеурочной деятельности
Тема: "От Буквозная к Грамотею"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С.В. Серикова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ряженская средняя общеобразовательная школа Учитель начальных классов Рабочая программа кружка «От Буквозная к Грамотею» по интеллектуальному направлению внеурочной деятельности
Программа «От Буквозная к Грамотею» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (168 учебных часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. 1класс - 66 часов, 2 – 4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет). Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь положительную мотивацию к изучению русского языка, стремиться расширять свой кругозор, развивать устную и письменную речь. Так же занятия по данному курсу позволят обеспечить развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Программа составлена с учетом требований ФГОС нового поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык является одним из основных учебных предметов к результатам овладения которого предъявляются высокие требования. От того, как учащиеся овладеют им, зависит успешность изучения и прохождения всего учебного материала. Насыщенность программы и рамки урока не всегда позволяют нам ответить на возникшие вопросы учащихся, открыть для них новые «тайны», познать глубину и богатство языка. Поэтому возникает необходимость введения внеурочного курса «От Буквозная к Грамотею», способствующего формированию ценностного отношения учащихся к языку, воспитанию ответственности за его сохранение и соблюдению норм языка, как компонента языковой культуры. Для более эффективного усвоения материала, в программу курса включены занимательные задания и игровые элементы. Это объясняется возрастными особенностями младшего школьника. Для получения положительных результатов на занятиях используются дидактический и раздаточный материал, физкульминутки, ребусы, загадки и головоломки, сказки. Весь материал, используемый на занятиях, связан с программным материалом по русскому языку, с учетом преемственности между начальным и средним звеном. В большинстве своем весь дидактический материал дается в стихотворной форме, мнемотехнических рисунках и таблицах, что способствует быстрому и легкому усвоению материала. Программа «От Буквозная к Грамотею» позволяет учителю раскрыть для учащихся увлекательный, разнообразный, безграничный мир слов. При этом
большое внимание уделяется грамоте русской речи. Раскрывая «волшебство» слов у учащихся возникнет интерес, а также желание в стремлении расширить свои знания по русскому языку, обогатить свой словарный запас, а также совершенствовать свою речь. Развитие устной и письменной речи учащихся занимает особое место в данной программе. Начиная с первого года обучения на занятиях используются ролевые игры, направленные на развитие правильной речи. Программа курса охватывает все стороны языка (фонемы, части речи, правильная речь и т.д.) Содержание курса, а также предлагаемые методы и формы работы, способствуют приобретению и закреплению учащимися прочных знаний, умений и навыков.
Цель курса:
через игру и занимательные задания расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, также показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по просторам языка на разных ступенях обучения.
Задачи курса:

Обучающие:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
 развитие смекалки и сообразительности;  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивитие умения пользоваться разнообразными словарями;  самостоятельная организация личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенностью программы «От Буквозная к Грамотею» является организация деятельности младших школьников, основанной на принципах научности, доступности, занимательности, наглядности, сознательности и индивидуального подхода к каждому ребенку.
1 год обучения «Путешествие на Планету слов»
№ п\п Тема занятия Всего часов Характеристика деятельности учащихся 1. Зачем нам нужна речь? 1 Учащимся предоставляется возможность стать активным участником разыгрывания сценок, ведения диалога друг с другом, умение выступать, слушать собеседника, принимать правильное решение сообща. Отправляясь в путешествие на Планету слов учащиеся учатся различать и правильно произносить звуки речи, сочинять, фантазировать и иллюстрировать на заданную тему. Школьники учатся составлять связные рассказы по ряду сюжетных картинок, используя опорные слова. Происходит обогащение словарного запаса, познание интересных научных фактов, знакомство и изучение дополнительного материла. 2. Тишина и мир звуков 1 3. Мир гласных звуков 1 4-5 Мир согласных звуков 2 6-7 Город грамотных регулировщиков. 2 8-9 Планета слов 2 10- 11 Город волшебных слов 2 12- 13 Поиск друзей на Планете слов 2 14- 15 Полезные ископаемые Планеты слов 2 16- 17 Волшебные превращения и фокусы слов. 2 18- 19 Знакомство с Алфавитом. Создание книжки-малышки. 2 20- 21 Тайна звуков и букв 2 22 Каждому цвету слово дано… 1 23- 24 Галлерея наскальных рисунков 2 25- 26 Буквы разные нужны, алфавиты все важны. 2 27- 28 Проба пера опасность привела…. 2 29- 30 Город Слогов 2 31- 32 Делу время – потехе час 2 33- 35 Город незнакомых слов 3 36- 38 Чудеса – необычные слова 3 39- К словам разнообразным, 2
40 одинаковым, но разным. 41- 43 Словесный маскарад 3 44- 46 Представление близнецов 3 47- 48 Город Всезнаек. 2 49- 52 Новые друзья – новые знакомства 4 53- 54 Подсказки исследователей. 2 55- 56 В гостях у Буквознаев 2 57- 60 Наши родственники 4 61- 62 Город слов прошлого 2 63- 64 Город слов будущего 2 65- 66 Подведем первые итоги 2
2 год обучения «Секреты грамотного письма»
№ п\п Тема занятия Всего часов Характеристика деятельности учащихся 1. «А начинали все медведи…» 1 Игровая деятельность на занятиях позволяет учащимся быстро и с интересом освоить звуки- смыслоразличители, закрепить умение различать твѐрдые и мягкие согласные звуки. В процессе тренировочных упражнений формируется навык выделять ударные звуки в словах. Выполнение действий по алгоритму cистематизирует работу учащихся в процессе 2-3 Иероглифы и рисуночное письмо 2 4 Царица Письменность 1 5-6 Самый маленький житель планеты - Фонема 2 7-8 Для всех ли фонем есть буквы? 2 9 Ошибка – это опасность 1 10 Тайны фонемы 1 11- 12 Опасные согласные соседи 2 13 Добрый волшебник Ударение 1 14 Кто правит? (фонемное правило) 1 15- 16 Его величество Ь 2 17- 18 Скромные согласные (непроизносимые) 2
19- 20 Волшебное средство – «самоинструкция» 2 пересказа. 21 В гостях у тетушки Памяти 1 22 Морфемы-строители 1 23- 24 Копилки слов бабушки Лингвистики. 2 25- 26 Приставки: обо всех и сразу 2 27- 28 «Родственники» бывают разными. 2 29- 31 Корни и их командиры. 3 32- 34 Олимпиадные задания 3
3 год обучения «Фабрика слов»
№ п\п Тема занятия Всего часов Характеристика деятельности учащихся 1. Удивительная Планета слов 1 Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью. На примерах произведений УНТ изучают богатство русского языка, составляют тематические группы слов, знакомятся со словами историзмами, продолжают знакомство с архаизмами. Изучая лексику русского языка, знакомятся с синонимами, антонимами, омонимами. Исследовательская деятельность и работа по алгоритму при работе с орфограммами. Учащиеся выполняют творческие задания, работая с анаграммами, метаграммами, шарадами и логогрифами. 2-3 Путешествие по Планете слов 2 4-5 Чудеса в словах 2 6-7 Родственники в гости ждут 2 8-9 Добрые слова 2 10 Слова города прошлого 1 11- 12 Слова города будущего 2 13 В гостях у иностранцев 1 14- 15 В гостях у слов-друзей 2 16 В гостях у слов-противников 1 17 В гостях у слов -близнецов 1 18- 19 Крылатые слова и выражения 2 20- 21 В городе опасностей 2 22- 23 Город Творчества 2 24- 25 Город Красноречия 2 26 Калейдоскоп игры и творчества 1 27- 28 Анаграммы и метаграммы 2 29- Шарады и логогрифы 2
30 31- 32 Город Ф.И.О. 2 33 Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство» 1 34 Подведем итоги года 1
4 год обучения «Занимательная Лингвистика»
№ п\п Тема занятия Всего часов Характеристика деятельности учащихся 1. Здравствуйте, Царица Орфоэпия! 1 Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, используют в своей работе дополнительную литературу (энциклопедии, газеты, журналы, словари). Учатся сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по заданному алгоритму. Находить в произведениях известные группы слов: синонимы, антонимы, архаизмы, устойчивые выражения. Получают возможность проявить свои творческие способности в создании книжек-малышек, почувствовать себя ученым в подборе материала, иллюстратором в оформлении работы. 2. Фонография или звукозапись. 1 3. Здравствуйте, Царица Фонетика! 1 4. Звучащая строка. 1 5. Торты и шкафы, банты и шарфы 1 6. Кис! Брысь! Мяу! 1 7-8. У всех вещей есть имена 2 9. Энциклопедические и лингвистические словари 1 10. Дороги в городе смыслов 1 11. Рождение новых жителей. 1 12. Скажи мне прямо… 1 13. История слов в копилках Лингвистики 1 14. Жизнь слов-близнецов. 1 15 Как возникают названия? 1 16 Жизнь слов-противников 1 17 Город Фразеологизмов и его особенности 1 18 Копилка иностранных слов 1 19- 20 В гостях у А.С.Пушкина 2 21- 22 Мы говорим его стихами, словами пишем мы его 2 23 Словарь слов А.С.Пушкина 1 24 Жизнь города прошлого и будущего 1 25 Город паронимов 1
26 Копилка слов-паронимов 1 27- 28 Копилка Грамотея 2 29 История жизни Грамотея 1 30 Какие бывают имена? 1 31- 32 История появления фамилии и отчества 2 33- 34 Проект Книжка-малышка моих Ф.И.О. 2
III. Содержание программы.

1 класс «Путешествия на Планету слов»
Тема 1. Зачем нам нужна речь?. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». Тема 2. Тишина и мир звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Игры «Сом-дом», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний», «Лото» Тема3 . Мир гласных звуков. ( 1ч.) Рассказ «Волшебные звуки». Прослушивание стихов о волшебных звуках. Звукоподражающие игры «Ау-Уа!» Тема 4-5. Мир согласных зввуков. (2ч.) Конкурс на внимание и отличие звуков. Парад согласных звуков. Прослушивание стихов о волшебных звуках. Звукоподражающие игры «Трр- Брр!». Игра «Кто лишний?» Тема 6-7.Город грамотных регулировщиков. (2ч.) Разгадывание ребусов и загадок. Сценка «Какой я звук?», «Звуковое лото» Тема 8-9.Планета слов. (2ч.) Разыгрывание немых сцен. Игры «Сом-дом», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний», «Лото» Тема 10-11 . Город волшебных слов. ( 2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Тема 12-13. Поиск друзей на Планете слов. (2ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. Тема 14-15. Полезные ископаемые Планеты слов. (2ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и
богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарѐм. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Тема 16-17. Волшебные превращения и фокусы слов.(2 ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весѐлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. Тема 18-19. Знакомство с Алфавитому. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весѐлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарѐм. Пирамида «Всѐ на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Тема 20-21. Тайны звуков и букв. (2ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Тема 22. Каждому цвету слово дано….(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Тема 23-24.Галлерея наскальных рисунков. (2ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» Тема25-26. Буквы разные нужны, алфавиты все важны! (2ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Тема 27-28 .Проба пера опасность привела….(2 ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. Тема 29-30. Город Слогов. (2ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Тема 31-32. Делу - время, потехе - час. (2ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. Тема 33-35. Город незнакомых слов.(3 ч.) Работа со словарѐм. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрѐсток». Тема 36-38. Чудеса – необычные слова. (3ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 39-40. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (2 ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. Тема 41-43. Словесный маскарад (3 ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Тема 44-46. Представление близнецов. (3 ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарѐм. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. Тема 47-48. Город Всезнаек. ( 2 ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. Тема 49-52 . Новые друзья – новые знакомтсва. (4 ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весѐлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твѐрдый знак». Игра «Найди друзей». Тема 53-54 . Подсказки исследователей..(2 ч.) Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. Тема 55-56 . В гостях у Буквознаев(2 ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Тема 57-60. Наши родственники (4 ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарѐм. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». Тема 61-62 . Город слов прошлого. (2 ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Тема 63-64 . Город слов будущего. (2 ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилѐт». Тема 65-66 . Итоговое занятие. (2ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

2класс «Секреты грамотного письма»
Тема 1. «А начинали все медведи….» (1 ч.) Рассказ учителя «А начинали всѐ медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Тема 2-3 . Иероглифы и рисуночное письмо.(2 ч.) Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. Тема 4. Царица Письменность (1 ч.) Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Тема 5-6. Самый маленький житель - Фонема.(2 ч.) Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Тема 7- 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.) Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твѐрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актѐры. Тема 9 - 10. Ошибка – это опасность. Тайны фонемы.(2 ч.) «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Тема 11 – 12. Опасные согласные соседи. (2 ч.) Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Тема 13. Добрый волшебник «Ударение».(1 ч.) Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Тема 14 . Кто правит?1 ч.) Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещѐн, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Тема 15-16. Его величество Ь и старые знакомые.(2 ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Тема 17 – 18. Скромные согласных.(2 ч.) Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.) Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. Тема 21. В гостях у тетушки Памяти.(1ч.) Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. Тема 22. Морфемы-строители.(1ч.) «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Тема 23-24. Копилки слов бабушки Лингвистики. (2 ч.) Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Тема 25 – 26. Приставки: обо всех и сразу.(2ч.) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Тема 27-28. «Родственники бывают разными» (2 ч.) Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Тема 29-31. Корни и их командиры (3 ч.) Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Тема 32- 34. Итоговое занятие. Олимпиадные задания .(3 ч.)

3класс «Фабрика слов»
Тема 1. Удивительная Планета слов.(1ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . Тема 2-3. Путешествие по Планете слов. (2ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» Тема 4-5. Чудеса в словах.(2 ч.) Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. Тема 6-7. Родственники в гости ждут. (2ч.) Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Тема 8-9. Добрые слова (2ч.) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Тема 10. Слова города Прошлого (1 ч.) Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Тема 11-12. Слова города Будущего (2ч.) Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». Тема 13. В гостях у иностранцев .(1ч.) Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Тема 14-15. В гостях у слов-друзей (2ч.) Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов- синонимов в тексте.
Тема 16. В гостях у слов- противников (1ч.) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Тема17. В гостях у слов-близнецов (1ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Тема 18-19. Крылатые слова и выражения (2 ч.) Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Тема 20-21. В городе Опасностей. (2ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Тема 22-23. Город Творчества.(2ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Тема 24-25. Город Красноречия. ( 2ч.) Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Тема 26. Калейдоскоп игры и творчества. (1ч.) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы. (2ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). Тема 29-30. Шарады и логогрифы (2ч.) Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. Тема31-32 . Город Ф.И.О. (2ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Тема 33 Конкурсно- игровая программа «Книжкино царство- мудрое государство» Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Тема 34. Подведем итоги года. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4класс «Занимательная Лингвистика»
Тема 1. Здравствуйте, Царица Орфоэпия? (1ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Тема 2.Фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Тема 3. Здравствуйте, Царица Фонетика! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Тема 4. Звучащая строка. (1ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Тема 5. Торты и шкафы, банты и шарфы. (1ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. Тема 6. Кис! Брысь!Мяу! (1ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Тема 7-8. У всех вещей есть имена! ( 2ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Игра «Поле Чудес» Тема 9. Энциклопедические и лингвистические словари. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Тема 10. Дороги в городе смыслов (1ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Тема 11. Рождение новых жителей (1ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Тема 12. Скажи мне прямо… (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Тема 13. История слов в копилках Лингвистики (1ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. Тема 14. Жизнь слов-близнецов. (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Тема 15. Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Тема 16. Жизнь слов- противников. (1ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Тема 17. Город Фразеологизмов и его особенности.. (1ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Тема 18. Копилка иностранных слов (1ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Тема 19-20. В гостях у А.С.Пушкина (1ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Тема 21-22 .Мы говорим его стихами, словами пишем мы его. (2 ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Тема23. Словарь слов А.С.Пушкина (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Тема 24. Жизнь города Прошлого и города Будущего (1ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Тема 25 . Жизнь города Паронимов (1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . Тема 26. Копилка паронимов (1ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Тема 27-28. Словарь Грамотея (1ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Тема 29. История жизни Грамотея (1ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 30. Какие бывают имена? (1ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Тема 31-32 . История появления фамилии и отчества. ( 2 ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Тема33-34 . Работа над проектом «Книжка-малышка моих имени и отчества»
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;  выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-4-й классы
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;  осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели занятия;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения; Коммуникативные УУД:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.
V. Формы контроля:
 конкурсы,  конференции,  портфолио,  спектакли,  КВНы,  олимпиады.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 1-го класса
Учащиеся должны знать: Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов. Учащиеся должны уметь: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 2 - го класса
Учащиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа. Учащиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 3-го класса
Учащиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова. Учащиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый знак.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 4-го класса
Учащиеся должны знать: -отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; -слова, словосочетания, предложения, текста; -основные орфографические и пунктуационные правила; -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; - уметь пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Все занятия курса условно делятся на 3 части:
Вводная - положительный настрой на совместную работу, установление эмоционального контакта (приветствие, минутки эмоционального настроя) Рабочая (основная) – основная смысловая нагрузка. Ребята выполняют различные упражнения в занимательной форме, работают с источниками информации, принимают участие в беседе, играх. Учатся работать самостоятельно, в группах, парах. Завершающая –закрепление положительных эмоций, создание условий для творческого раскрытия каждого ребенка, ситуации успеха.
Основные методы и технологии, используемые в работе:
 технология развития критического мышления;  технология разноуровневого обучения;  развивающее обучение;  технология обучения в сотрудничестве;  коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы проведения занятий
 лекции;  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.  анализ и просмотр текстов;  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
VI. Описание материально-технического обеспечения программы
1. Лингвистические словари 2. Карточки с играми и заданиями для индивидуальной и групповой работы 3. Тексты для работы на занятиях 4. Мультимедийный проектор
5. Музыкальный центр 6. Телевизор 7. DVD плеер 8. Диски с записями видеоуроков, музыки 9. Настольные игры, детские периодические издания

Список литературы:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 10. Маршак С. Я.Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. 11. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. М.:»Дегтиз», 1962 г. 12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. 18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 19. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984. 20. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: «Просвещение», 1971 г.