"Пасха в Германии"

Авторы: Живуцкая Инна Алексеевна, Платонова Ольга Александровна
Должности: учитель немецкого языка, учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ "Кемецкая СОШ"
Населённый пункт: село Кемцы, Бологовский район, Тверская область
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Пасха в Германии"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 3 КЛАССЕ
Тема: «Обычаи и традиции праздника Пасхи в Германии.

Пасхальное яйцо. Аппликация для украшения пасхального

дерева».

Немецкий язык и труд

Цели:
1. Познакомить с основными обычаями и традициями празднования Пасхи в Германии. 2. Познакомить с символами Пасхи. 3. Систематизировать знания лексики по данной теме. 4. Сформировать специальные умения и навыки в изготовлении украшений для пасхального дерева. 5. Развивать творческое мышление, самостоятельность. 6. Создать эмоциональный настрой. Тип урока: интегрированный урок (немецкий язык и труд), урок систематизации знаний. Форма проведения урока: классно-урочная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, самостоятельная работа. Оборудование: наглядный материал – компьютер, слайдовая презентация, доска, интерактивная доска, образцы готовых изделий (сувенирные пасхальные яйца), ножницы, 2-х сторонний скотч, клей ПВА, кисти, картон, цветная бумага, образец аппликации, карандаш, салфетка для рук.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Инна Алексеевна:
- Guten Tag! Setzt euch! - Wer hat heute Klassendienst? - Der wievielte ist heute? - Welcher Wochentag ist heute? - Wer fehlt heute? - Wie ist das Wetter heute? Ist es kalt? Ist es windig? Scheint es? Schneit es? Taut es? Kinder, sagt mir, bitte, was bedeutet das Wort «Ostern»? Дети,скажите мне, пожалуйста, что означает слово «Ostern»? …..Ja, richtig. Да, верно. Heute sprechen wir über „Ostern“. Сегодня мы поговорим о Пасхе. Heute in der Stunde machen wir bekannt mit den Traditionen und mit den Symbolen von Ostern in Deutschland und in Ruβland. Wie feiert man Ostern? Wir machen auch die Ostereier. Ольга Александровна Сегодня на уроке мы: � Узнаем о традициях празднования Пасхи в Германии;  Познакомимся с символами немецкой Пасхи;  Научимся изготавливать аппликацию в виде пасхального яйца для украшения пасхального дерева. Итак, мы начинаем нашу работу.

I.

Речевая зарядка.
Also, wir beginnen unsere Arbeit! Zuerst machen wir Mundgymnastik! Das ist ein Gedicht über Ostern. Lesen wir es laut und schön. Zuerst lese ich und ihr sprecht mir nach!... Also, sprecht mit mir!...Und jetzt, lest ohne mich! (Отрабатываем навыки выразительного чтения текста стихотворного характера).  Osterhasʼ, Osterhasʼ! Bringe mir was! Bringe mir was! Eia, eia, Ostern ist da! Eier und Kuchen wollen wir suchen!  Osterhasʼ, Osterhasʼ, komm mal her, ich sag dir was. Laufe nicht an mir vorbei, schenke mir das bunte Ei.
III. Работа со словами.
Arbeiten wir weiter. Und jetztist die Wortarbeit. Ihr bekommt die Karten. Welche Wörter kӧnnen zum Thema «Ostern» gehören? Markiert, bitte, diese Wӧrter!...Also, die Zeit ist aus! Sammelt, bitte, die Karten! Kinder, sagt, wieviel Wӧrter gehӧren zum Thema «Ostern»? Und jetzt, kontrolieren wir das! Geht an die Tafel! (Дети по-очереди на доске отмечют нужные слова и переводят их.) Gut, diese Wӧrter brauchen wir heute.
die Klasse Ostern die Ostersymbole die Eier der Hase die Stunde der Tiger die Osterreiter der Osterkranz Zu Ostern! der Osterfeuer der Osterbaum turnen Lesen wir diese Wӧrter alle im Chor.
IV.

Физкультурная пауза.
Eins, zwei, drei, vier, Alle, alle turnen wir. Eins, zwei, drei, vier. Alle, alle springen wir. Один ученик читает стихотворение и показывает физические упражнения, другие повторяют за ним хором и делают зарядку.
V. Объяснение основного материала.
С презентацией о Пасхе в Германии выступает Инна Алексеевна.
Ich erzähle euch über Ostertraditionen und Osternsymbolen. Hӧrt aufmerksam zu! Что же означает слово Пасха? – избавление от всего греховного. В светлые дни Пасхи в душах людей не должно быть места злобе, зависти, обиды. Мы должны постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Жить честно, делать всем добро.
Пасху
(Ostern) или Вознесение Христово немцы, как и другие христиане, отмечают в воскресенье после первого весеннего полнолуния - не раньше 22 марта, но и не позже 25 апреля. Хотя Пасха – это религиозный праздник, он приносит всем людям радость. Это также и праздник весны, праздник пробуждающейся природы. В дни Пасхи люди говорят «Зима, прощай! Приходи, дорогая весна!»
Пасха в Германии
семейный праздник, в этот день ходят к ближайшим родственникам в гости. Пасхальный стол накрывается на целый день, и все приходящие в дом, приглашаются хозяевами к угощению. Люди старшего поколения идут в церковь на службу. Дети к этому празднику заучивают много стихов и песен. В Германии стараются встретить Пасху в обновках.
Пасха для детей
(Пасха – это радостное событие для детей. А почему?) Немецкие дети обычно в Пасху имеют каникулы. Для детей в Германии пасхальные традиции особенно интересны. С нетерпением ждут они наступления Пасхи и связанной с этим событием традицией поиска яиц и большего количества шоколадных угощений, спрятанных пасхальным зайчиком, в доме, саду или на полянах.
Хорошей и доброй традицией также является изготовление детьми своими руками, с помощью соломы, веточек и травы, пасхальных гнёздышек для яиц.
Символы Пасхи
Символы Пасхи в Германии – это пасхальное яйцо(das Osterei), пасхальный заяц(der Osterhase). Пасхальные всадники(die Osterreiter). Немцы считают, кто первый на площади увидит пасхальных всадников, тот будет самым везучим весь год. Пасхальный венок(der Osterkranz) – характеризует просыпание природы, рождение новой жизни. Пасхальный костёр(der Osterfeuer). Считается, что прыжок через костёр приносит счастье. Пасхальное дерево(der Osterbaum) – показатель благосостояния семьи.
Главными символами
европейской Пасхи (в первую очередь католической) считаются яйца и зайцы, их приносящие.
Пасхальный заяц
(Osterhase). Он несет праздничные яйца (считается, что их не могут нести обычные куры). Накануне праздника Воскресения Христова заяц прячет от ребятишек в траве, в саду, в лесу пасхальные яйца, которые дети к удовольствию родителей в дни праздника с рвением ищут. Это очень интересный и забавный пасхальный обычай Германии. Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались животные самых разных видов: лисы, петухи аисты, кукушки, журавли и глухари. Пасхальный заяц (der Osterhase) – носящий и прячущий пасхальные яйца, часто изображается с коробом, полным разноцветных яиц
(обычай этот пошел в Германии с 1688 года). Дети верят в эту легенду. Они думают, что заяц приносит яйца в корзине и прячет их в гнездышках дома или в саду. В наше время самым популярным пасхальным героем считается именно пасхальный заяц. Он особенно любим в Германии. Накануне Пасхи его можно встретить везде: на шторах и полотенцах, на дверях и на окне; от шоколадного и привычной мягкой игрушки до деревянных, керамических и даже восковых. Фантазиям на тему зайцев нет счету. Согласно статистике, немцы покупают к празднику 10 000 тонн шоколадных зайцев и яиц.
Почему же именно заяц?
Версий достаточно много. Узнать о них подробнее можно, пожалуй, в Мюнхене, где существует Музей пасхальных зайцев. Особый интерес представляют первые самодельные игрушки. Их делали из папье-маше, полыми внутри. Голова отделялась от туловища, а внутри можно было найти пасхальное яйцо. В музее собрано более двух тысяч самых разных экземпляров: из фарфора, плюша, дерева и других материалов. Сегодня в виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии. Пасхальные зайцы, предназначенные для еды, изготавливаются из марципана или шоколада. В Баварии к пасхальным дням в кондитерских из сладкого теста выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно оформляют в магазинах заячьи семейства с «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и «бабушками». Популярности пасхальному зайцу добавили именно кондитеры, отливая его фигурки не только в «чёрном», но и «белом» шоколаде. Это любимое лакомство немецких детей, разыскивающих зайца на Пасху среди цветов в комнате, на балконе или в саду. Детская игра
«охота на пасхального зайца» давным-давно придумана взрослыми, специально прячущими в дни Пасхи для своих детей шоколодных зверьков и крашеные яйца.
Пасхальное яйцо
(Osterei) означает символ зарождения жизни. Яйцо (das Ei)- символ плодородия и вечного возвращения жизни. В Германии яйца стали освящать примерно с IV века, и уже тогда их красили в разные цвета (в основном - в красный). Почему именно яйца окрашивают в красный цвет? – красный цвет это цвет жизни и солнца, кровь Христа. Немцы уверены, что нельзя использовать для раскрашивания яиц темные краски: серые, коричневые, черные – это к неудачам. Считается, что в пасху съеденные яйца, охраняют человека от многих болячек. Пасхальными яйцами немцы украшают деревья, растущие перед их домами. В дни Пасхи в Германии празднично украшаются и улицы городов. А сейчас мы с вами вспомним, как немцы поздравляют друг друга с Пасхой. War es interessant? Vielen Dank fűr die Aufmerksamkeit
.

VI. Переход к уроку труда.
Сегодня на уроке вы познакомились с традициями празднования Пасхи в Германии. Узнали, какие символы характерны для этого праздника. В этом году даты праздника Пасхи в католической и православной церквей совпали, что бывает редко. Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда
связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним,- огромное чудо. Как у каждого большого церковного праздника, у православной Пасхи есть приметы - куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100-200 яий, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали к сегдняшнему уроку. Выставка. (Обратите внимание) 1). Издревле на Руси красили яйца, традиционно красили отварами трав, луковой шелухой. Впоследствии научились окрашивать яйца цветными линяющими лоскутками ткани, цветными нитками. В настоящее время окрашивают яйца специальной пищевой краской, используют для украшения плёнку и наклейки (показ образцов). Такие яйца называют «крашенки». 2). Расписные яйца – «писанки» - изготовляют при помощи кисти и красок. Расписывают варёные яйца в соответствии с любым выбранным рисунком. 3). Сувенирные яйца – лучший подарок в праздник. Они могут быть деревянными, могут быть украшены лоскутками ткани, тесьмой, вышивкой (показ образцов). - А знаете ли вы, какие традиции существуют в России при праздновании Пасхи. (Ответы)  Праздник Пасхи – это начало весны, пробуждение природы.  Празднование Пасхи – это многовековая традиция.  На Пасху принято «христосоваться», поздравлять друг друга с праздником.  Дарить родным и близким крашеные яйца – символ жизни.
 Застолье после долгого поста.  Колокольный звон на Пасху всегда радостный и праздничный. Разрешалось на Руси, на пасхальной  неделе пускать на колокольню всех желающих и звонить там от души. - Что общего в праздновании Пасхи в России и Германии? (Ответы учащихся.) Красить яйца. Дарить пасхальные яйца. Шумно и весело отмечать праздник. Ходить в гости к родным и друзьям. Украшать дом вербой, которая защищает от злых духов. Пасхальные игры для детей. ( с яйцами) Ходить в церковь.
VII. Подготовка к практической работе.
Сегодня на уроке мы узнали, что в наше время в Германии перед Пасхой деревья на улицах украшаются разноцветными яйцами, сладостями, а у весёлых зайчиков, приносящих пасхальные яйца, в это время работы невпроворот. Немцы считают, что количество яиц на пасхальном дереве говорит о семейном достатке . Давайте поможем зайчатам изготовить пасхальные яйца!
VIII. Практическая работа.
1. Объяснение практического задания. Сегодня мы будем выполнять аппликацию из цветной бумаги. Рассмотрите образец. Скажите, из каких материалов выполнена работа. Я раздам вам шаблоны, но вы прявите фантазию в украшении аппликации. 2. Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж, индивидуальная помощь на рабочем месте учащихся).
Прежде, чем приступить к работе, повторим правила подготовки рабочего места и безопасность работы с ножницами, клеем. 3. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо, (Руки согнуты в локтях, махи кистями рук.) Закачалось деревцо. (Руки вверх, движение руками в стороны.) Ветер вдруг подул сильней (Движения руками в стороны усиливаются.) И листву сорвал с ветвей. (Резко опустили руки вниз) Ветер, дуй сейчас потише – («погрозить» указательным пальцем) Шелест листьев хотим услышать (Сесть за парты.) Также разгадываются пасхальные
загадки.
 Зайчики пушистые на веточках сидят В дни весны – красавицы Праздник нам дарят. (Верба)  Красные, зеленые, Сине-голубые, Мячики пасхальные Ярко-расписные. (Яйца)
 Хлеб пасхальный, ароматный, Пышный, сдобный и приятный Он глазурью весь облит И цветами принакрыт. (Кулич)  Праздник весенний С вербой приходящий, С вестью о Христе воскресшем Над землей парящим. (Пасха)
IX. Анализ выполненной практической работы.
«Украшение пасхального дерева». Итак, подведём итоги. В какой технике вы выполняли работу на уроке труда. Мы сегодня научились украшать пасхальное дерево своими интересными поделками, изготавливать яркие оригинальные сувениры, а, следовательно, дарить радость близким людям, доставлять удовольствие себе, получая при этом удовлетворение от своего труда. Оценивание работы учащихся за практические работы. (Ольга Александровна).
X. Итог урока по немецкому языку.
- Also! Unsere Stunde ist aus!
-
Was habt ihr heute in der Stunde erfahren? - Welche Traditionen gibt es in Deutschland? - Welche Symbole könnt ihr nennen?
- Heute in der Stunde habt ihr viel und gut gearbeitet, aber nicht alle. Einige Schüler bekommen jetzt die Noten. (выставление оценок по немецкому языку)
XI. Завершение урока. Уборка рабочих мест. Выставление

оценок в дневник.