"Использование проблемно-поисковых технологий в урочной деятельности"

Автор: Сорокина Мария Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.п. "Село Боктор"
Населённый пункт: с.п. "Село Боктор", Комсомольский район, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование проблемно-поисковых технологий в урочной деятельности"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование проблемно-поисковых технологий

в урочной деятельности
Происходящие изменения в образовании вызывают необходимость новых подходов к обучению. Задача учителя – идти в ногу со временем, применять современные методы и средства обучения. В связи с этим актуальной задачей образования становится применение на уроке проблемно-поисковых технологий как средства формирования целостного развития личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры, выявление его творческих возможностей. Проблема ( от греч. – задача) – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Проблема может быть научной и учебной. Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемным. Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей. Результатом применения этих технологий могут стать такие новообразования в структуре личности ученика, как: - умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий; - умение переформулировать исходные условия задачи и сформулировать задачу для себя (поставить проблему); - умение спланировать стратегию поиска решения проблемы; - умение использовать различные проблемно-поисковые методы; - умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации; - способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта; - способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований; - способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?). Основные цели при применении проблемно-поисковых технологий связаны не с овладением предметными знаниями, а с освоением учащимися различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности. Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения: 1) обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
2) обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); 3) значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого; 4) необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися. В нашей школе в начальных классах ведется обучение по учебно- методическому комплекту «Гармония». Конечно, отношение к данной программе участников образовательного процесса неоднозначное. Однако, исходя из личного опыта, считаю, что УМК помогает организовывать проблемно-поисковую и творческую деятельность младших школьников. На уроках по УМК «Гармония» преимущественно используются продуктивные методы обучения, отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности (частично-поисковый, эвристический, исследовательский методы). Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает, как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью. Центральное звено проблемного обучения – проблемная ситуация. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при постановке цели урока, при объяснении, закреплении материала, контроле. Рассмотрим на примере.
Пример.
Русский язык. 3 класс. Тема: «Снова о Ь» (Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих). Урок изучение нового материала. 1. Постановка проблемы. На доске записаны слова: Столы, вещи, ерши, караси, мелочи, чертежи.
-
Что общего у данных слов? (сущ, мн. ч.)
-
Поставьте эти слова в единственное число. ( на доске: стол, ивещ?- Ь….)
-
А теперь давайте посмотрим, с написанием каких слов мы легко справились? (стол, карась) Объясните, почему в одном слове мы написали Ь, а в другом слове – нет? ([л]-звучит твёрдо, Ь не нужен, [с']- звучит мягко, Ь нужен) - А что же с другими словами? Задание было одно, а вариантов написания - два? Почему же так вышло? (Мы не знаем, как правильно).

-
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (новая работа Ь). 2. Поиск решения. - Вам сейчас нужно будет провести наблюдения и сделать вывод о новой работе Ь. Работа в парах: -У вас карточки с правильно написанными словами и вопросник. Ваша задача провести исследования написания этих слов и сделать вывод. РОЖЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ, МОЛОДЁЖЬ, КАЛАЧ, ВРАЧ, МАЛЫШ, ГАРАЖ, ГРАЧ. Задания для исследования: 1. К какой части речи относятся слова? __________ 2. Можно ли сказать, что эти слова стоят в начальной форме (в ед.ч., И.п.)?_______ 3. Каким звуком заканчиваются слова? Выбери правильные ответы, подчеркни Гласным ударным, безударным. Согласным сонорным, звонким, глухим, шипящим, парным 4. Прочитай слова с мягким знаком. Что их объединяет? ________________________ 5. Прочитай слова без мягкого знака. Что их объединяет? _________________________ 6. Сделай вывод: когда пишем Ь? А когда нет? Сравнивают с сообщением авторов учебника. - К правильному выводу вы пришли? Использование проблемно-поисковых технологий приводит только к положительным результатам. Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует: - повышению интереса к учебе; - обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения; - не допускает переутомления на уроке; - обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика; - развивает речь, логическое мышление; - развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам; - вырабатывает активную позицию детей, что помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной
деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.