"Использование проблемно-поисковых технологий в урочной деятельности"
Автор: Сорокина Мария Геннадьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.п. "Село Боктор"
Населённый пункт: с.п. "Село Боктор", Комсомольский район, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование проблемно-поисковых технологий в урочной деятельности"
в урочной деятельности
Происходящие изменения в образовании вызывают необходимость
новых подходов к обучению. Задача учителя – идти в ногу со временем,
применять современные методы и средства обучения. В связи с этим
актуальной задачей образования становится применение на уроке
проблемно-поисковых технологий как средства формирования целостного
развития личности ребенка, его социализацию, становление элементарной
культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей
культуры, выявление его творческих возможностей.
Проблема ( от греч. – задача) – «сложный вопрос, задача, требующая
решения» (С.И. Ожегов). Проблема может быть научной и учебной.
Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или
результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает
определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск
этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который
ученик заранее знает ответ, не является проблемным.
Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые
направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей.
Результатом применения этих технологий могут стать такие новообразования
в структуре личности ученика, как:
- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;
- умение переформулировать исходные условия задачи и сформулировать
задачу для себя (поставить проблему);
- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;
- умение использовать различные проблемно-поисковые методы;
- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими,
выбрать оптимальный для данной ситуации;
- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез,
самостоятельному освоению нового опыта;
- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на
использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев,
оснований;
- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации,
умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего
развития (что я уже могу? знаю? делаю?).
Основные цели при применении проблемно-поисковых технологий
связаны не с овладением предметными знаниями, а с освоением учащимися
различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
1)
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к
содержанию проблемы;
2)
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе
проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
3)
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для
обучаемого;
4)
необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с
учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем
мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
В нашей школе в начальных классах ведется обучение по учебно-
методическому комплекту «Гармония». Конечно, отношение к данной
программе участников образовательного процесса неоднозначное. Однако,
исходя из личного опыта, считаю, что УМК помогает организовывать
проблемно-поисковую и творческую деятельность младших школьников.
На
уроках по УМК «Гармония» преимущественно используются продуктивные
методы обучения, отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно
новые знания в результате творческой деятельности (частично-поисковый,
эвристический, исследовательский методы). Проблемное изложение
относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает, как
усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить
вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста
качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному
определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики
выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении
познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной
проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Центральное звено проблемного обучения – проблемная ситуация.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса
обучения: при постановке цели урока, при объяснении, закреплении
материала, контроле. Рассмотрим на примере.
Пример. Русский язык. 3 класс. Тема: «Снова о Ь» (Мягкий знак (ь) на
конце имён существительных после шипящих).
Урок изучение нового
материала.
1. Постановка проблемы.
На доске записаны слова:
Столы, вещи, ерши, караси, мелочи,
чертежи.
- Что общего у данных слов? (сущ, мн. ч.)
- Поставьте эти слова в единственное число.
( на доске: стол, ивещ?- Ь….)
- А теперь давайте посмотрим, с написанием каких слов мы легко
справились? (стол, карась)
Объясните, почему в одном слове мы написали Ь, а в другом слове –
нет? ([л]-звучит твёрдо, Ь не нужен, [с']- звучит мягко, Ь нужен)
- А что же с другими словами?
Задание было одно, а вариантов написания -
два? Почему же так вышло? (Мы не знаем, как правильно).
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (новая работа Ь).
2.
Поиск решения.
- Вам сейчас нужно будет провести наблюдения и сделать вывод о новой
работе Ь.
Работа в парах:
-У вас карточки с правильно написанными словами и вопросник. Ваша задача
провести исследования написания этих слов и сделать вывод.
РОЖЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ, МОЛОДЁЖЬ,
КАЛАЧ, ВРАЧ, МАЛЫШ, ГАРАЖ, ГРАЧ.
Задания для исследования:
1.
К какой части речи относятся слова? __________
2.
Можно ли сказать, что эти слова стоят в начальной форме
(в ед.ч., И.п.)?_______
3.
Каким звуком заканчиваются слова?
Выбери правильные ответы, подчеркни
Гласным ударным, безударным.
Согласным сонорным, звонким, глухим, шипящим, парным
4.
Прочитай слова с мягким знаком. Что их объединяет?
________________________
5.
Прочитай слова без мягкого знака. Что их объединяет?
_________________________
6.
Сделай вывод: когда пишем Ь? А когда нет?
Сравнивают с сообщением авторов учебника.
- К правильному выводу вы пришли?
Использование проблемно-поисковых технологий приводит только к
положительным результатам.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций
способствует:
- повышению интереса к учебе;
- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;
- не допускает переутомления на уроке;
- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;
- развивает речь, логическое мышление;
- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к
предметам;
- вырабатывает активную позицию детей,
что помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных
реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную
познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых
способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной
деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе
обучения.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает
широкие возможности для развития активной и творческой личности,
способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия,
решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность
за них.