"Условия развития интеллектуально творческих способностей ребенка в условиях ДОУ и семьи"

Автор: Жибоедова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Светлячок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Публикация
Тема: "Условия развития интеллектуально творческих способностей ребенка в условиях ДОУ и семьи"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Условия развития интеллектуально-творческих способностей ребенка в

условиях ДОУ и семьи.



Жибоедова С.А.,
воспитатель МБДОУ №10 «Светлячок» г.Старый Оскол, Белгородской области Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения Особую роль в интеллектуально-творческом развитии дошкольников играет организация предметно развивающей среды. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогом программы обучения. Благодаря организации различных игровых зон и уголков , в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской). Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему возможность для саморазвития. Всё это обеспечивает развитие интеллектуальных, художественных и творческих способностей ребенка. В работе дошкольных учреждений большое место занимают разнообразные дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра
помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры . Эти игры возбуждают умственную активность. Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. . Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок , карт –картинок во время очередного хода («Домино»), составлению целого из частей ( разрезанные картинки, кубики ,пазлы). Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы, пространственные ориентации, смекалку, внимание. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности : по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований
программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Развивающие игры актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижений игровой цели. В самом процессе игры дошкольник незаметно для себя выполняет большое число интеллектуальных действий, совершает различные умственные операции. При этом именно развивающие игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительные отношения к достижению цели. Многофункциональность развивающих игр позволяет решать разные задачи, развивать мелкую моторику рук, математические проявления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности, возможность реализовать творческий потенциал, заложенный в каждой игре. Например, в художественно-эстетическом развитии можно использовать при закреплении определенных механических навыков обведения, штриховки и т.д., а проявление творчества и фантазии происходит за счет выбора цветового решения, изображения дополняющих рисунок предметов. В познавательно-речевом развитии развивающие игры можно применять при классификации родовых и видовых понятий, и уточнении знаний о свойствах предметов и явлениях природы. В социально-личностном развитии используют игры, направленные на воспитание навыков безопасного поведения на улице, при закреплении норм и правил поведения со сверстниками, знакомстве с трудом взрослых. Развивающие игры можно использовать для воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни - это при закреплении знаний о сезонном изменении одежды, о полезных для человеческого организма продуктах, о влиянии природных факторов на организм человека. Дети с удовольствием и большим желанием воспринимают логические блоки Дьенеша, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, позволяя при этом, полностью погрузится в игровую ситуацию. Работу с блоками можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры и упражнения с ними – ее ступеньки. Логические блоки используются при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих развивающих задач, а также для закрепления и уточнения представлений детей о социальных явлениях и мире природы.
Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность Особенности дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. «Числа в цвете» позволяют развивать у детей представление у детей о числе на основе счета и измерения, подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше, меньше на…», поупражнять их в запоминании числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания. Организовать работу по усвоению таких понятий как: левее, правее, длиннее, короче, между, каждый… упражнения с палочками предлагаются только в игровой форме, а подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей и уровня их развития. Для дошкольников игровые элементы в упражнения необходимо вводить в форме игровой мотивации (построим лесенку для петушка, домик для матрешки). На развитие способностей детей направлены, содержащиеся в игротеке, развивающие познавательные игры «Сложи узор», «Точечки», «Сложи квадрат», геометрические конструкторы («Танграмм», «Колумбово яйцо» и др.) В целях развития комбинаторных способностей путем применения цвета и формы, используют развивающую игру «Сложи узор». Усложнение игры в том, что увеличивается количество кубиков. Работа в данном направлении обязательно покажет, что использование в образовательном процессе детского сада развивающих игр, является хорошей школой для воспитания воли, желания познавать окружающий мир, умения преодолевать трудности, стимулом к напряженной умственной деятельности. Развивающие игры дают возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Чрезвычайно высока роль продуктивной деятельности в интеллектуальном –творческом развитии ребенка . Продуктивная деятельность - развивает воображение , память, внимание, мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом, Музыкально – дидактические игры, попевки также помогают развитию творческих способностей. Формирование умений и навыков являются средством развития музыкальных способностей Успешному интеллектуально-творческому развитию детей способствует последовательная организация опытно - экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая
лаборатория. С самого раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, во всём их многообразии, их свойствами, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно- следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли . Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. В дошкольных учреждениях создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок- исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить В наше время возникает новый вид игр – компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, – могут стать важным средством развития основ логического мышления. Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов – педагогов, психологов. Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, какую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитию интеллекта и креативности дошкольника Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни. Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, учат читать и писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. В то же время, если родители предоставляют детей самим себе, не уделяют должного внимания развитию их интеллекта, вполне вероятно, что этот интеллект будет развиваться слабо. Положительное отношение родителей к интеллектуальному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и
творческие способности.